Вторник, 26.11.2024, 21:29
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Защита прав осужденных

В целях реализации своих вещных и обязательственных прав, применения исключительных прав, обеспечения договорной дея­тельности и расчетных обязательств осужденные руководствуют­ся ст. 11 ГК РФ, устанавливающей, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с под­ведомственностью дел, установленной процессуальным законо­дательством, суд. Поэтому чрезвычайно важную роль в механизме обеспечения прав осужденных играют гражданско-процессуальные институты.

Судебная защита прав осужденных может быть осуществлена, а нарушенное (оспоренное) право восстановлено, в порядке граждан­ского судопроизводства при следующих условиях:

если осужденный обладает правом, являющимся объектом за­щиты;

его субъективное право нарушено (оспорено) либо имеется угроза его нарушения;

осужденный или его представитель обратились в суд с соответ­ствующим требованием, оформленным в письменной форме и с со­блюдением требований, предусмотренных ст. 131, 132 ГПК РФ, в по­рядке искового производства, а также др. В то же время в некоторых случаях осужденные могут быть освобождены от уплаты государ­ственной пошлины при подаче исковых заявлений. Так, например, от ее уплаты по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых право­отношений, а также по искам о взыскании пособий;

истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) мо­рального вреда, причиненного преступлением;

истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) мо­рального вреда, причиненного в результате уголовного преследова­ния, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

истцы - по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов.

Органы и учреждения УИС, выступающие по делам, рассматри­ваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной по­шлины в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации [1].

нарушение субъективного права либо законного интереса до­казано в установленном законом порядке;

субъективное право осуществляется не в противоречии с его назначением;

не истекли сроки исковой давности.

В судах общей юрисдикции по искам осужденных происходит рассмотрение гражданских дел, вытекающих из наследственных, семейных, административных, экологических, трудовых и других видов правоотношений, реализации основных прав и законных ин­тересов осужденного, например, распоряжения имуществом лица, отбывающего пожизненное лишение свободы, расторжения или заключения брака и т. д. Осужденный, утративший трудоспособ­ность в местах лишения свободы, может выступать в качестве ист­ца в гражданском деле о возмещении ущерба (ч. 4 ст. 98 УИК РФ), в качестве ответчика - при возмещении ущерба и дополнительных затрат, возникших при пресечении его побега из исправительного учреждения, а также в связи с его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью (ч. 2 ст. 102 УИК РФ). К при­меру, Сыктывкарский городской суд Республики Коми решением от 24 августа 2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании граж­данское дело по иску осужденного Надуткина А. Э. к ФБУ ИЗ 11/1 ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Рос­сийской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, признал незаконными действия ФБУ ИЗ 11/1 ГУФСИН России по Республике Коми в части содержания истца в одной камере вместе с лицом, больным туберкулезом, и взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Рос­сийской Федерации.[2]

В другом случае, ФБУ ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Крас­ноярскому краю обратилось в мировой суд с исковым заявлением о возмещении материального ущерба, причиненного исправительно­му учреждению в результате лечения осужденного, который умыш­ленно причинил себе повреждение в виде прокола кожного покрова правой голени. Рана была инфицирована, поставлен диагноз - разви­вающаяся флегнома правой голени. В связи с данным повреждением осужденный получил лечение в КП-13, а также был доставлен по направлению врача на госпитализацию в Кежемскую РЦБ в хирур­гическое отделение. На лечение и перевозку осужденного в хирур­гическое отделение МУЗ Кежемская ЦРБ были затрачены матери­альные средства ФБУ ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Краснояр­скому краю. Заслушав ответчика и представителя истца, мировым судьей вынесено решение: исковые требования ФБУ ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю к осужденному удовлет­ворить полностью[3].

Осужденные, имеющее статус стороны в гражданском судопро­изводстве, пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ч. 3 ст. 38 ГПК РФ). Общие права сторон содержатся в ст. 35 ГПК РФ. Закон также предусма­тривает наличие процессуальных прав, которые принадлежат только сторонам. Эти права являются распорядительными и направлены на распоряжение объектом процесса, переходом процесса из одной ста­дии в другую (ст. 39 ГПК РФ).

Реализация конституционных гарантий судебной защиты пред­полагает, что осужденный, если он изъявляет желание участвовать в судебном заседании, не может быть лишен возможности заявлять отводы и ходатайства, знакомиться с позициями выступавших участ­ников судебного заседания, дополнительными материалами, если та­ковые представлены, давать объяснения. Это необходимые гарантии судебной защиты и справедливого разбирательства дела. Указанные гарантии могут быть реализованы не только предоставлением осу­жденному возможности личного участия в судебном заседании, но и иным образом, в частности поручением осуществления своей за­щиты избранному защитнику, предоставлением осужденными пись­менных возражений на доводы.

Полномочия представителя в гражданском процессе должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соот­ветствии с законом. Доверенности лиц, находящихся в местах лише­ния свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы (ч. 2 ст. 53 ГПК РФ).

Согласно ч. 8 ст. 12 УИК РФ для получения юридической по­мощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а так­же иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. Ведь в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому га­рантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48). К сожалению, в законодательстве четко не опре­делен круг «иных лиц», имеющих право на оказание юридической помощи. Однако вполне реальна ситуация, когда осужденный про­сит удостоверить доверенность на представительство в судах своего близкого родственника с целью предоставления свиданий с ним без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов.

Безусловно, суд должен учитывать специфику гражданских дел с участием осужденных и обеспечить осужденному, участвующему в деле и находящемуся в исправительном учреждении, реализацию его прав. Лицу должно быть направлено судебное извещение, содер-

жащее разъяснение его процессуальных прав и обязанностей, долж­ны быть заблаговременно вручены копии заявления и иных докумен­тов, предоставлено достаточно времени на ознакомление, изложение своей позиции и направление возражений в суд, представление до­казательств в подтверждение собственных доводов, поиск предста­вителя и иных процессуальных прав. Так, осужденный, отбывавший наказание в ФБУ ИК-7 и находившийся в строгих условиях отбыва­ния наказания, обратился в Сегежский городской суд по Республике Коми, с исковым заявлением на действия администрации, которая создает препятствия при получении полного среднего образования. В ходе рассмотрения судом было установлено, что истец за нару­шение режима отбывания наказания был переведен в помещение камерного типа на 2 месяца. После перевода в ПКТ осужденный прекратил выполнять домашние задания, к администрации учреж­дения по вопросу создания ему необходимых условий для обучения (предоставления учебников, заданий, письменных принадлежностей и др.) не обращался. В связи с тем, что истец не был аттестован по итогам первого полугодия и впоследствии не приступил к занятиям, приказом директора школы он был отчислен по основаниям невы­полнения индивидуального плана обучения. Решением суда в удов­летворении заявления было отказано.[4]

В защиту интересов осужденных в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением прокурор, но только в слу­чае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособ­ности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отно­шений и иных непосредственно связанных с ними отношений; за­щиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здо­ровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на бла­гоприятную окружающую среду; образования. Так, в суд обратил­ся прокурор Прикубанского округа г. Краснодара в интересах осу­жденного с иском к ФБУ ИК-14 УФСИН России по Краснодарскому краю в связи с тем, что осужденный в ноябре 2006 года обратился в медицинскую часть ФБУ ИК-14 с жалобой на ухудшение зрения. По мнению осужденного, надлежащее лечение медицинской частью учреждения не осуществлялось, что расценено прокурором как без­действие, нарушающее права осужденного на охрану здоровья (ст. 12, 101 УИК РФ). Решением суда в исковых требованиях прокурору Прикубанского округа г. Краснодара было отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26.03.2009 решение суда первой инстанции оставлено без из­менения, кассационное представление - без удовлетворения[5].

Споры с участием осужденных, рассматриваемые судами общей юрисдикции, можно условно разделить на следующие группы:

осужденный выступает истцом, а ответчиком - орган или уч­реждение ФСИН России;

орган или учреждение ФСИН России выступает истцом, а от­ветчиком осужденный;

осужденный выступает истцом, а ответчиком - другое физи­ческое лицо.

Например, Курганский городской суд удовлетворил исковые тре­бования УФСИН России по Курганской области о взыскании денеж­ных средств в размере 115 тыс. руб. за утрату электронного браслета осужденным к наказанию в виде ограничения свободы на 1 год и 3 месяца, которому был разъяснен порядок эксплуатации, и ответ­ственность за порчу или утрату оборудования[6].

При обращении в суд с исковым заявлением (заявлением) осу­жденные обязаны соблюдать правила родовой и территориальной подсудности, установленные ст.ст. 23-32 ГПК РФ. К примеру, Ал­тайский краевой суд счел неубедительными доводы апелляционной жалобы о том, что истец заболел туберкулезом повторно, находясь в исправительном учреждении, что говорит о наличии причин­но-следственной связи между его заболеванием и неправомерны­ми действиями работников исправительного учреждения. Согласно медицинским документам П. перенес заболевание до помещения в

ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю, нарушений норм Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Рос­сийской Федерации об охране здоровья граждан, Порядка организа­ции медицинской помощи лицам, отбывающим наказание, утверж­денного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Министерства юстиции № 640/190 от 17.10.2005 ответчиками в отношении П. не допущено, поэтому отсутствует причинно-следственная связь между рецидивом у истца заболевания туберкулезом и действиями (бездействием) сотрудни­ков учреждений УИС, в которых он содержался[7].

Характер споров с участием осужденных позволяет заключить, что осужденный, выступающий истцом по отношению к ответчику - органу или учреждению УИС, может обратиться с иском к мирово­му судье. Например, по делам об имущественных спорах, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, о получении су­дебного приказа. В областной суд, к примеру, по делам, связанным с государственной тайной. К компетенции районного суда будет отно­ситься значительное количество дел по искам осужденных к органам или учреждениям УИС и наоборот.

Иски с участием осужденных могут предъявляться в суд по месту жительства ответчика либо по месту нахождения органа или учреж­дения УИС. Необходимо отметить, что не является местом житель­ства пребывание граждан в следственном изоляторе или в местах отбывания наказания. Иски к лицам, отбывающим наказание либо находящимся в следственных изоляторах, предъявляются по послед­нему известному месту жительства[8]. Так, если исковое заявление о расторжении брака с лицом, осужденным к лишению свободы, при­нимается судом к производству в соответствии со ст. 28 ГПК РФ, то надлежит исходить из последнего места жительства указанного лица до его осуждения[9].

ГПК РФ в некоторых случаях позволяет истцу-осужденному право выбора территориальной подсудности. Так, иски, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осу­ждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу могут предъявляться по месту нахождения ответчика, а также в суд по месту жительства истца (ч. 6 ст. 29 ГПК РФ).

Возможность участия в судебном заседании лица, осужденного к лишению свободы, находящегося в исправительном учреждении, особо определена законодателем. Часть 2 ст. 77.1 УИК РФ предусма­тривает, что при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого - осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи остав­лены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы. Однако данные положения не применимы к гражданскому судопроизводству.

По состоянию на сегодняшний день система видеоконферен­цсвязи используется судебной системой исключительно в целях дистанционного участия осужденных в судебных процессах раз­личных инстанций. При наличии в судах технической возможности осуществления видеоконференцсвязи лица, участвующие в деле, их представители, а также свидетели, эксперты, специалисты, перевод­чики могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при условии заявления ими ходатай­ства об этом или по инициативе суда. Об участии указанных лиц в судебном заседании путем использования систем видеоконференц­связи суд выносит определение.

Для обеспечения участия в деле лиц, находящихся в местах со­держания под стражей или в местах отбывания лишения свободы, могут использоваться системы видеоконференцсвязи данных учреж­дений.

Суд, обеспечивающий участие в судебном заседании лиц, уча­ствующих в деле, их представителей, а также свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков путем использования систем видеокон­ференцсвязи, проверяет явку и устанавливает личность явившихся лиц. Берет подписку у свидетелей, экспертов, переводчиков о разъ­яснении им судом, рассматривающим дело, прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение. Указанная подписка не позднее следующего дня после дня ее получения на­правляется в суд, рассматривающий дело, для приобщения к прото­колу судебного заседания.

В случае если для обеспечения участия в деле лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах отбывания лишения свободы, используются системы видеоконференцсвязи этих учреж­дений, получение подписки у данных лиц о разъяснении им судом, рассматривающим дело, прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение осуществляется при техническом содействии администрации этих учреждений.

 

[1] См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

[2] См.: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.08.2011 г. по делу № 2-3875/11. URL: http://syktsud.komi.sudrf.ru (дата обра­щения: 10.09.2016).

[3] См.: Письмо ФСИН России от 11.07.2009 г. № 10/1-2236 «О судебной практике». URL: http://docs.cntd.ru/document/902185482 (дата обращения: 26.09.2016).

[4] См.: Решение Сегежского городского суда по Республике Коми от 06.03.2009 г. URL: http://segezhsky.kar.sudrf.ru (дата обращения: 26.09.2016).

[5] См.: Сайт Краснодарского краевого суда Российской Федерации. URL: http://kraevoi.krd.sudrf.ru/ (дата обращения: 26.09.2016).

[6] См.: Осужденный пропил электронный браслет. URL: http://www.province. ru/kurgan/news/item/64 (дата обращения: 04.09.2016).

[7] См.: Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 25.12.2013 г. по делу № 33-9758/13. URL: http://kraevoy.alt.sudrf.ru/ (дата обра­щения: 01.10.2015).

[8] См.: Гражданский процесс : учеб. / под ред. М. К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2014. С. 720.

[9] См.: О применении судами законодательства при рассмотрении дел о рас­торжении брака: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федера­ции от 05.11.1998 г. № 15 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. № 1.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%