Российское законодательство выделяет две группы объектов правового регулирования в рассматриваемой области экологического нрава: леса и объекты растительного мира вне лесов.
Лесное законодательство РФ регулирует использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или природном ресурсе. Конкретного определения леса Лесной кодекс РФ или иной правовой акт не дает (и это нельзя отнести к достоинствам данных источников права), но принципиальным для правового режима леса является расположение совокупности растительных организмов, мхов, лишайников и других представителей флоры на землях лесного фонда и землях иных категорий. Так, согласно С.А. Боголюбову, основу всех лесов составляют произрастающие на ограниченной территории растения, представляющие единый биологический комплекс (Боголюбов, 2010).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства, нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.) (ст. 101 Лесного кодекса РФ).
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяют на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. К защитным лесам относят следующие категории лесов:
• леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
• леса, расположенные в водоохранных зонах;
• леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной поясов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей пользования, федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог общего пользования, городские леса; леса, расположенные во второй и третьей зонах округов санитарной (горносанитарной зоны лечебно-оздоровительных местностей и курортов);
• ценные леса: государственные защитные лесные полосы), противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры; запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов.
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ст. 12 Лесного кодекса).
К резервным лесам относят леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины (ст. 109 Лесного кодекса РФ).
В защитных, эксплуатационных и резервных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов, к которым относят:
• берегозащитные, почвозащитные участки лесов расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов;
• опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
• лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;
• заповедные лесные участки;
• участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
• места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
• другие особо защитные участки лесов.
Правовой режим использования лесов в Российской Федерации в значительной степени зависит от региона расположения лесного участка. Природные и климатические условия России обусловливают многообразие лесных экосистем, что вызывает необходимость правового закрепления понятий лесорастительных зон и лесных районов в целях выработки специфичного подхода в решении проблем лесного хозяйства.
Лесорастительные зоны определяются в зависимости от природноклиматических условий и представлены лесами с относительно однородными лесорастительными признаками. Районы объединяют леса по сходству условий использования, охраны, защиты и воспроизводства. Лесное районирование учитывается при установлении возраста рубок лесных насаждений, правил заготовок древесины, лесоохранных мероприятий. Действующие с 2011 г.
Перечень лесорастительных зон РФ и Перечень лесных районов РФ содержат 8 лесорастительных зон и 34 лесных района.
Определение лесного участка в Лесном кодексе РФ дается через понятие земельного участка, местоположение, границы и площадь которого определяются по лесным кварталам и лесотаксационным выделам в ходе мероприятий лесоустройства и государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В отношении лесничеств и лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустроительных работ, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного кадастра. Количество лесничеств, лесопарков, а также их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Кроме растительных компонентов лесных экосистем дикорастущие вне лесов растительные организмы также могут быть объектами охраны и использования в ходе хозяйственной и иной деятельности. Российское природоохранное законодательство не содержит единого определения растительного мира, однако достаточно подробно регламентирует правовой статус отдельных представителей флоры и растительных экосистем нелесного происхождения в соответствующих разделах экологического права.
|