Согласно Лесному кодексу участниками лесных правоотношений, т. е. общественных отношений, складывающихся по поводу использования и охраны лесов и регулируемых специальными нормами экологического права, являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют Соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (ст. 4 Лесного кодекса РФ). Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), осуществляющее следующие функции:
• выработка и реализация государственной политики и нормативно - правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);
• контроль и надзор в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях);
• оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений.
Органы исполнительной власти субъектов в сфере лесного хозяйства представлены службами природопользования и охраны окружающей среды, департаментами по лесным отношениям, министерствами лесного хозяйства субъектов РФ и т.д.
Полномочия государственных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в области управления лесными отношениями. Лесной кодекс РФ достаточно подробно разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области лесных отношений. Согласно ст. 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти относятся:
• правовое регулирование различных видов использования леса, утверждение формы лесной декларации, формы отчета об использовании лесов;
• правовое обеспечение мер по охране и защите лесов;
• осуществление государственной инвентаризации лесов;
• ведение государственного лесного реестра;
• осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах и др.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие:
• владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
• установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
• организация осуществления мер пожарной безопасности и устранения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Ст. 83 Лесного кодекса РФ содержит перечень полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов РФ:
• разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов;
• проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование;
• заключение договоров купли-продажи лесных насаждений; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации и т. д.
Исключение составляют лесничества и лесопарки, расположенные в границах территорий субъектов РФ, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Осуществление полномочий в их отношении может не передаваться органам государственной власти субъектов РФ. К таким объектам относятся все лесничества и лесопарки Московской области.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся;
• владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
• установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды и установление ставок платы за единицу объема древесины;
• разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
•осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
• организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Помимо ведения государственного лесного реестра и государственного кадастрового учета лесных участков к полномочиям федеральных органов исполнительной власти РФ также относится проведение государственной инвентаризации лесов, т.е. деятельности по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик. Г осударственная инвентаризация лесов необходима для прогнозирования процессов, оказывающих негативное воздействие на леса, оценки эффективности мероприятий по охране лесов, а также в целях информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. При осуществлении инвентаризации лесов проводятся дистанционный мониторинг использования лесов, оценка мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, формирование федеральных информационных ресурсов, определение количественных и качественных характеристик лесов.
Ежегодно по итогам выполнения мероприятий по государственной инвентаризации лесов составляются отчеты об обобщенных результатах государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации и в целом по всей территории РФ, которые направляются в федеральные государственные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Информация о нарушениях лесного законодательства, выявленная при проведении государственной инвентаризации лесов и требующая принятия неотложных мер, предусмотренных законодательством РФ, в оперативном порядке направляется в соответствующие органы государственной власти, уполномоченные в области лесных отношений и органы местного самоуправления.
Одной из функций субъектов РФ в области управления лесопользованием является планирование использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, осуществляемое путем разработки лесного плана субъекта Российской Федерации. Лесной план содержит цели задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны этого освоения леса. По своей сути лесное планирование является главной составной частью освоения лесов, положенное в границах лесничеств и лесопарков. Лесной план составляется на 10 лет и включает характеристику состояния лесов и использования, основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, оценку экономической эффективности и реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов. Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают лесной план на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и документов территориального зонирования субъекта Российской Федерации. После ознакомления заинтересованных лиц и доработки проекта лесного плана с учетом тупивших замечаний его направляют в МПР РФ для подготовки заключения.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), который направлен на предупреждение, выявление и предупреждение нарушений лесного законодательства. Надзорные функции данных органов осуществляются посредством организации и проведения проверок, мероприятий по контролю в лесах, принятия мер пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением требований лесного законодательства. Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» № 394 от 22 июня 2007 г. функции по осуществлению лесного надзора относятся к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области надзора на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право:
• осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Федеральным агентством лесного хозяйства;
• проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
• пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать незаконные рубки лесных насаждений;
• предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;
• осуществлять в пределах своей компетенции производство об административных правонарушениях;
• привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для взятия проб, проведения соответствующих анализов, осмотров и подготовки заключений и т.д.
Лесной кодекс РФ регулирует отдельный вид государственного надзора - федеральный государственный пожарный надзор в лесах, целями которого являются обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности в лесах и принятие мер по результатам проверок. Г осударственный пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, относится:
• осуществление надзора в лесах за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
• формулирование руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности в лесах;
• проверка соблюдения гражданами, пребывающими в лесах, требований пожарной безопасности в лесах;
• наложение в соответствии с законодательством РФ на граждан и юридических лиц административных взысканий за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в лесах и т. д.
Основой использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственная регламентация лесничеств и лесопарков (ст. 87 Лесного кодекса РФ). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий.
При разработке лесохозяйственного регламента учитываются материалы лесоустройства лесничества и лесопарка, специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю по Российской Федерации, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов (городские леса) утверждаются органами местного самоуправления.
Лесохозяйственные регламенты составляются на срок до десяти лет и являются обязательным для исполнения гражданами и юридическими лицами при осуществлении использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в границах лесничеств и лесопарков.
Лесохозяйственный регламент устанавливает:
• виды разрешенного использования лесов;
• возрасты рубок (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые я заготовки древесины определенной товарной структуры), расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины), сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
• ограничение использования лесов;
требования к охране, защите и воспроизводству лесов.
|