Вторник, 26.11.2024, 21:19
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Виды использования лесов

Многие принципы лесного законодательства (ст. 1 Лесного кодекса РФ) непосредственно касаются вопросов лесопользования и предъявляют определенные требования к эксплуатации лесных ресурсов:

•  устойчивое управление лесами, сохранение биологического биоразнообразия лесов, повышение их потенциала;

•  сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарногигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную Окружающую среду;

•   использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

•                обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

•  воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности;

•    обеспечение охраны и защиты лесов;

•   участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской федерации порядке и формах использования леса способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Лесной Кодекс РФ выделяет следующий перечень видов использования лесов:

1. Заготовка         древесины, т.е. предпринимательская деятельность,

связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной заготовкой, хранением и вывозом из леса.

Рубка лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан) определяется, как процесс их спиливания, срубания или срезания. Законодательство регулирует две формы осуществления рубки: в форме выборочных или сплошных рубок. Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках.

Деятельность по заготовке древесины ограничена допустимым объемом изъятия древесины (расчетная лесосека) и установленным возрастом рубок. Расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах. Для каждого лесного района устанавливаются возрасты рубок лесных насаждений для заготовки древесины определенной товарной структуры. Расчет лесосеки осуществляется на основе Приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 27 мая 2011 г. N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки".

Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при

разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Для определения оптимального размера расчетной лесосеки при сплошных рубках ее исчисление осуществляется следующими методами: лесосеки равномерного пользования; первой возрастной лесосеки; второй возрастной лесосеки; интегральной лесосеки. Исчисление расчетной лесосеки методом лесосеки равномерного пользования (Lp) осуществляется по формуле (по площади, занятой лесными насаждениями):

Lp=F/U,

F - покрытая лесной растительностью площадь хозяйства;

U - установленный возраст рубки (по верхнему пределу соответствующего класса возраста для категории защитных лесов и по нижнему пределу - для эксплуатационных лесов (лет).

Приказом Минсельхоза РФ от 22 декабря 2011 г. утвержден перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается. Перечень состоит из 50 видов деревьев и 6 видов кустарников.

Заготовка древесины осуществляется физическими и юридическими лицами на основании договоров аренды или без предоставления лесного участка на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов.

2.      Заготовка живицы, т. е. предпринимательская деятельность, связанная с подсочкой лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса.

Заготовка живицы осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договора аренды лесного участка в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка и проектом освоения лесов.

3.      Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост и т.д.), т.е. предпринимательская деятельность, связанная с изъятием, хранением и вывозом данных лесных ресурсов из леса.

Физические и юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка.

4.      Заготовка пищевых лесных ресурсов (дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и др.) и сбор лекарственных растений.

Физические и юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков за исключением заготовки гражданин пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений собственных нужд.

5.      Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ, и договоров аренды лесных участков.

6.    Ведение сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).

Физические и юридические лица используют леса для ведения (сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков).

7.            Осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности, включая экспериментальную деятельность по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, испытание химических, биологических и иных средств для изучения их влияния на экологическую систему леса, рубку лесных насаждений научных и образовательных целях и др.

Для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным и образовательным организациям - в аренду.

8.    Осуществление рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Осуществление подобной деятельности не должно приводить к изменению природного ландшафта, сокращению численности представителей животного и растительного мира. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное пользование), другим лицам - в аренду.

9.            Создание лесных плантаций и их эксплуатация, те. предпринимательская деятельность, связанная с выращиванием лесных насаждений определенных (целевых) пород в целях получения древесины с заданными характеристиками.

Физическим и юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки предоставляются в аренду в соответствии с Лесным кодексом, земельные участки - в соответствии с земельным законодательством. Проведение рубок лесных насаждений на лесных плантациях допускается без ограничений.

10.       Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений, посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев).

Для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) лесные участки государственным и муниципальным учреждениям предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Предпринимательская деятельность, связанная с получением плодов, ягод, декоративных растений, лекарственных растений и подобных лесных ресурсов осуществляется на основании договоров аренды лесных участков.

11.  Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.

Данный вид деятельности осуществляется на основании договоров аренды, за исключением случаев, когда проводимые работы не влекут за собой рубки лесных насаждений. В таких случаях органы государственной исполнительной власти или местного самоуправления могут разрешить выполнять такие работы без предоставления лесного участка. Лесопарковые зоны не могут быть использованы в целях разработки месторождения полезных ископаемых.

12.  Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.

13.   Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

14.   Переработка древесины и иных лесных ресурсов.

Специфика данного вида деятельности связана с созданием лесоперерабатывающей инфраструктуры, т.е. объектов переработки заготовленной древесины. Лесной кодекс РФ устанавливает запрет на создание лесоперерабатывающей инфраструктуры в защитных лесах (ст. 14). Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются физическим и юридическим лицам в аренду для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

15.       Осуществление религиозной деятельности, в первую очередь возведение на лесных участках зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности.

Таким образом, юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, физическим лицам - в аренду, безвозмездное срочное пользование. Продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договору купли-продажи лесных насаждений. К договору аренды и договору купли-продажи лесных насаждений в целом применяются положения, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, но ряд специфических вопросов регулируется Лесным кодексом РФ.

Лесное законодательство РФ устанавливает платный режим использования лесов. Как уже было указано, новое лесное законодательство перешло от системы платежей за лесопользование к Гражданско-правовой по своей сути системе: согласно ст. 94 Лесного кодекса РФ за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Размер арендной платы устанавливается на основе так называемого минимального размера арендной платы, который при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Без изъятия - как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за неимением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.   Расчет ставок      производится согласно Постановлению

Правительства РФ № 310 от 22 сентября 2007 г. «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка находящегося в федеральной собственности».

Ставки устанавливаются       в зависимости от многих факторов:

принадлежности используемого объекта к одному из четырех лесотаксовых поясов (для неосновных пород) или одному из 53 лесотаксовых районов (для основных пород), а также отнесению к деловой или дровяной древесины (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывоза древесины (по разрядам такс). При выделении лесотаксовых поясов и районов учитывается географическое положение лесов, их хозяйственное значение, интенсивность лесного хозяйства и эксплуатации лесных ресурсов и т.д.

К основным породам относят сосну, лиственницу, ель, дуб, ясень, и другие породы, а к неосновным - различные виды рододендрона, сирени, кедра и т.д. Ставки рассчитаны для рубок при корневом запасе древесины на 1 га в пределах от 110 до 160 м3 и крутизне склона до 30°. В остальных случаях к ставкам применяются корректирующие коэффициенты. Например, при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на коэффициенты (0,9 - при степени повреждения лесных насаждений до 10 %, 0,8 - до 20 %, 0,7 - до 30% и т.д.).

Упомянутое выше Постановление Правительства РФ устанавливает ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при различных видах лесопользования: ведения охотничьего хозяйства и осуществлении охоты, ведении сельского хозяйства, осуществлении научно-исследовательской и образовательной деятельности, осуществлении рекреационной деятельности, создании лесных плантаций и их эксплуатации, при выращивании лесных плодовых, ягодных, декоративных растений и лекарственных растений и т.д.

Основной обязанностью граждан и юридических лиц, осуществляющих использование лесов, является соблюдение лесохозяйственного регламента, который принимается уполномоченными органами исполнительной власти, и проекта освоения лесов, который составляется самими лицами. Невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком (ст. 24 Лесного кодекса РФ).

Согласно Приказу Минсельхоза РФ № 32 от 08 февраля 2010 г. «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», проект освоения лесов содержит общие сведения о лице, пользующем лесной участок (в том числе выписку из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка и т.д.), сведения об используемом лесном участке, об организации использования лесов, о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству объектов животного мира и водных объектов. Проект разрабатывается на 10 лет для заготовки древесины и на период до 10 лет и остальных видах использования лесов и не должен превышать срока действия регламента лесничества.

Соответствие осуществляемой деятельности по использованию лесов заявленным в проекте освоения сведениям ежегодно подтверждается путем подачи лесной декларации, форма и порядок заполнения которой устанавливается Приказом Минсельхоза РФ № 529 от 08 декабря 2008 г. «О лесной декларации». Лица, которым земельные участки переданы в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, ежегодно заполняют декларацию и подают ее в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления, к декларации прилагаются сведения о видах, объемах использования лесов. Дополнительно приводится схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах кварталов и выделов. Использование лесного участка лицом, не подавшим лесную декларацию в установленные сроки, является незаконным.

Физические и юридические лица, осуществляющие использование лесов и мероприятия по охране, защите, воспроизводству леса и лесоразведению, обязаны представлять в уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления отчеты использовании лесов. В отчетах приводится информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов и объемах фактически выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению. Форма и порядок заполнения всей отчетной документации установлены Приказом МПР РФ № 175 от июля 2007 г. «Об установлении форм отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении и порядка их представления».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%