Вторник, 26.11.2024, 19:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Обращение осужденных в органы прокуратуры для защиты своих прав и законных интересов

Как гласит Конституция Российской Федерации человек, его права и свободы есть высшая ценность, защита которых является обязанностью государства. Огромную роль в выполнении данной за­дачи играют органы прокуратуры Российской Федерации. Из 5 млн нарушений, выявленных органами прокуратуры за 2015 г., почти 3 млн - нарушения прав и свобод человека и гражданина. Обращение граждан в прокуратуру за защитой своих прав не прерывно возрас­тает с каждым годом. Среди этих граждан есть отдельная категория лиц, а именно, граждане, которые находятся в условиях строгой изо­ляции от внешнего мира. В данной статье речь пойдет об обращении осужденных в органы прокуратуры за помощью в защите своих прав и законных интересов.

Помимо вышеуказанных функций прокуратуры, есть еще одна не менее важная. Прокуратура осуществляет надзор за исполнени­ем законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заклю­ченных под стражу. Эта отрасль прокурорского надзора не только непосредственно связана с укреплением законности в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целом. В не меньшей мере она состоит в реальной защите и обеспечении прав и законных интересов осужденных, которые в силу изоляции от общества остаются наименее защищенными.

По результатам обращений осужденных в 2015 г. прокуратурой было проведено 37765 проверок, что на 3,4 % больше, чем в 2014 г. В ходе которых, было выявлено 138713 нарушений закона. Случаев привлечения к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора насчитывается 25295 [1].

Основной тематикой поступающих письменных обращений яв­ляются просьбы осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и их родственников:

о переводах в исправительные колонии ближе к месту житель­ства - 6117 (30 % от всех поступивших за 2015 г.);

переводы в другие ИУ в целях личной безопасности - 859 (АППГ - 1090);

по вопросам медицинского обслуживания в исправительных колониях и следственных изоляторах, установления или восстанов­ления группы инвалидности, освобождения по состоянию здоровья - 6178 (АППГ - 4434);

об условно-досрочном освобождении из мест лишения свобо­ды и помиловании - 2253 (АППГ - 1117, увеличение на 50 %);

Продолжает увеличиваться количество обращений от осужден­ных и их родственников на неправомерные действия сотрудников УИС - 1766 (АППГ - 1122, увеличение на 57 %). Из общего количе­ства: подтвердились факты, изложенные - в 33 обращениях, частич­но подтвердились - в 59, не подтвердились - в 757 обращениях.

Остается высоким уровень поступления жалоб на нарушение за­конности сотрудниками УИС - 2415 (АППГ - 1355, увеличение на 78 %), в том числе:

на злоупотребление служебным положением руководителями УИС - 128 (АППГ - 103);

незаконное применение спецсредств, рукоприкладство - 816 (АППГ - 380);

незаконное водворение в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ - 864 (АППГ - 627).

Из них: подтвердились факты, изложенные - в 34 обращениях, частично подтвердились - в 75, не подтвердились - в 1003 обраще­ниях[2].

Деятельность прокуратуры по работе с обращениями граждан, осужденных регламентируется Конституцией Российской Феде­рации, Федеральным законом «О прокуратуре РФ», а также поста­новлениями Правительства Российской Федерации. Конкретизация деятельности органов прокуратуры по рассмотрению и разреше­нию обращений содержится в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской

Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 г. № 45[3].

В соответствие со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является законность нахождения осужденных в исправительных учреждениях, соблю­дение установленных законодательством их прав и обязанностей[4]. Пристальное внимание, при осуществлении надзора правового по­ложения осужденных, уделяется соблюдению норм Уголовно-испол­нительного кодекса Российской Федерации.

Существенное место в реализации деятельности органов про­куратуры занимает рассмотрение поступающих жалоб, заявлений и писем. Обращения в данном случае являются не только средством реагирования граждан и осужденных на нарушения законов, но так­же служат источником информации о состоянии законности в местах лишения свободы.

Для посещения исправительных учреждений, опроса осужден­ных, ознакомления с документами, на основании которых они были осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами, прокурору не требуется никакое специальное разрешение.

В соответствии со ст. 15 УИК РФ осужденные имеют право на предъявление предложений, заявлений и жалоб по вопросам, связан­ным с нарушением их прав и законных интересов. Обращения могут быть как индивидуальные и коллективные. Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, к примеру, на личном при­еме прокурором осужденных или при опросах осужденных, про­водимых во время прокурорской проверки. Обращения, поданные в письменном виде, регулируются в специальной части или канце­лярии учреждения. Они же, не позднее одних суток направляются администрацией учреждения, исполняющего наказание, в вышесто­ящие органы управления учреждениями, исполняющими наказание, суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоу­правления, общественные объединения, а также в межгосударствен­ные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осу­жденных.

Для осужденных создаются все необходимые условия, для того, чтобы они могли беспрепятственно направлять свои обращения в прокуратуру. Для этого на территории жилой зоны исправительного учреждения размещается специальный ящик для жалоб и заявлений, который не реже одного раза в сутки просматривается администра­цией учреждения. Пересылка обращений осужденных осуществля­ется за счет средств, имеющихся на лицевых счетах осужденных, а в случае, если данные средства отсутствуют, то за счет средств мест лишения свободы.

Прием устных жалоб администрация исправительного учреж­дения осуществляет на личном приеме осужденных. Данный при­ем осужденных предусмотрен Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения. Он осуществляется начальником ис­правительной колонии, его заместителями, начальниками отрядов ежедневно, а начальниками службы не менее двух раз в неделю. Устные жалобы фиксируются в журнале личного приема, в котором указывается кто, когда и кого принимал, коротко излагается содер­жание обращения, приводится принятое по ним решение и делается отметка об их исполнении. Результаты рассмотрения и разрешения обращений, не позднее чем в трехдневный срок, под расписку дово­дятся до осужденных и подшиваются в личные дела.

Обращения осужденных, которые адресованы в органы, осу­ществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений, ис­полняющих наказание, не подлежат цензуре и должны быть отправ­лены администрацией учреждения по принадлежности не позднее одних суток. В свою очередь государственные органы и обществен­ные организации, их руководители и другие должностные лица обя­заны принять и в соответствии со своими полномочиями разрешить полученные от осужденных обращения. Однако бывают случаи, ког­да полученные обращения не относятся к компетенции того органа, в который они поступили. В таких случаях данные органы должны направить обращение в соответствующее учреждение не позднее 5-дневного срока. Об этом заявитель должен быть оповещен[5].

Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых наруше­ниях закона со стороны персонала учреждений уголовно-исполни­тельной системы, берутся прокурором под особый контроль. По­ступившие предложения, заявления и жалобы осужденных должны быть рассмотрены прокурором в установленные законом сроки, да­лее принять необходимые меры, а о своем решении сообщить лицам, их подавшим. Обращения, которые носят наиболее серьезный харак­тер, проверяются с выездом на место. Такие обращения должны раз­решаться в срок до одного месяца, а обращения, которые не требуют дополнительной проверки и изучения подлежат немедленному рас­смотрению, но все же не позднее 10 дней со дня их поступления в прокуратуру. Однако если есть необходимость в проведении специ­альной проверки, истребовании материалов или же принятии других мер, сроки разрешения могут быть продлены, но не более чем на 1 месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.

Большим плюсом для осужденных является то, что в отличие от адвокатов, оказывающих юридическую помощь осужденным, про­курор осуществляет помощь бесплатно. Прокурор также находится в относительно простой доступности для осужденных. Также обра­щения в прокуратуру не требуют оплаты государственной пошлины и привлечения дорогостоящих адвокатов. Более того, в случае нару­шения прав и свобод осужденных, защищаемых в порядке граждан­ского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоро­вья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приоб­рело особое общественное значение, прокурор предъявляет и под­держивает в суде иск в интересах пострадавших. В этом случае осу­жденный освобождается и от значительных материальных затрат. Не случайно осужденные, когда они считают, что их права нарушены, обращаются главным образом в прокуратуру. Когда у прокурора нет полномочий по разрешению возникшей проблемы, он разъясняет осужденным, куда они могут обратиться за защитой своих прав, тем самым, оказывая им юридическую помощь в виде устных советов и справок[6].

Основанием для проведения проверки прокурором в исправи­тельном учреждении может быть не только личная жалоба осужден­ного, но и факт нарушения указанный в средствах массовой инфор­мации. Так, к примеру, прокуратура Кировской области проверила информацию о нарушениях в исправительной колонии J№ 17. Провер­ку провели после интервью ОНК с Сергеем Лузяниным, который от­бывает срок в названной колонии. Он рассказал членам Обществен­ной наблюдательной комиссии о нарушениях в ИК-17. В частности, экс-депутат пожаловался, что ему не оплатили больничный лист. По его словам, больным заключенным выдавали не больничный лист, а справку об освобождении от работ на несколько дней. Также заявил, что в колонии незаконно используют труд заключенных. По словам Лузянина, осужденных можно привлекать к работе по благоустрой­ству не более двух часов в неделю. Однако их часто заставляли но­сить дрова, чистить снег, копать землю и даже убирать бараки. Хотя уборкой должен заниматься дневальный, который получает за это деньги. Лузянин раскрыл членам ОНК несколько нарушений техни­ки безопасности. Информация заинтересовала прокуратуру, о чем сообщили также на сайте надзорного ведомства. Но после проверки подтвердился только один факт, а именно, что Лузянину не выдали в срок больничный лист. Вместе с тем, прокуратура отреагировала в данном случае оперативно. Листок нетрудоспособности Лузянину выдали. А сотрудников колонии, допустивших нарушение, привлек­ли к дисциплинарной ответственности.

Проанализировав вышеизложенное, следует вывод, что наруше­ние законности с каждым годом неукоснительно возрастает и бо­роться с этим становится все сложнее и сложнее. Статистические данные представляют абсолютно не радужную картину. Однако сле­дует учесть еще и тот факт, что существуют латентные нарушения, которые могут и не быть учтены при составлении статистических данных. Осужденные не перестают писать жалобы в прокуратуру об ущемлении их прав и законных интересов. Однако каждое из таких заявлений требует от прокурора немало сил для того, чтобы убедить­ся в достоверности указанных в обращениях нарушений, а также для того, чтобы добиться соблюдения, самими осужденными и сотруд­никами исправительных учреждений соблюдения действующего за­конодательства.

 

[1] URL: http://genproc.gov.ru/smi/publications/ (дата обращения: 13.12.2015).

[2] URL: http://www.fsin.su/ (дата обращения: 13.12.2015).

[3] См.: Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утвержде­нии и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2013. № 4.

[4] См.: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Россий­ской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

[5] См.: Денеко В. В. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения // Прокурор. 2014. № 6. С. 16-19.

[6] См.: Коптяева О. Роль прокуратуры в обеспечении юридической помощи осужденным // Законность. 2006. № 12. С. 31-33.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%