Как гласит Конституция Российской Федерации человек, его права и свободы есть высшая ценность, защита которых является обязанностью государства. Огромную роль в выполнении данной задачи играют органы прокуратуры Российской Федерации. Из 5 млн нарушений, выявленных органами прокуратуры за 2015 г., почти 3 млн - нарушения прав и свобод человека и гражданина. Обращение граждан в прокуратуру за защитой своих прав не прерывно возрастает с каждым годом. Среди этих граждан есть отдельная категория лиц, а именно, граждане, которые находятся в условиях строгой изоляции от внешнего мира. В данной статье речь пойдет об обращении осужденных в органы прокуратуры за помощью в защите своих прав и законных интересов.
Помимо вышеуказанных функций прокуратуры, есть еще одна не менее важная. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Эта отрасль прокурорского надзора не только непосредственно связана с укреплением законности в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целом. В не меньшей мере она состоит в реальной защите и обеспечении прав и законных интересов осужденных, которые в силу изоляции от общества остаются наименее защищенными.
По результатам обращений осужденных в 2015 г. прокуратурой было проведено 37765 проверок, что на 3,4 % больше, чем в 2014 г. В ходе которых, было выявлено 138713 нарушений закона. Случаев привлечения к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора насчитывается 25295 [1].
Основной тематикой поступающих письменных обращений являются просьбы осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и их родственников:
о переводах в исправительные колонии ближе к месту жительства - 6117 (30 % от всех поступивших за 2015 г.);
переводы в другие ИУ в целях личной безопасности - 859 (АППГ - 1090);
по вопросам медицинского обслуживания в исправительных колониях и следственных изоляторах, установления или восстановления группы инвалидности, освобождения по состоянию здоровья - 6178 (АППГ - 4434);
об условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы и помиловании - 2253 (АППГ - 1117, увеличение на 50 %);
Продолжает увеличиваться количество обращений от осужденных и их родственников на неправомерные действия сотрудников УИС - 1766 (АППГ - 1122, увеличение на 57 %). Из общего количества: подтвердились факты, изложенные - в 33 обращениях, частично подтвердились - в 59, не подтвердились - в 757 обращениях.
Остается высоким уровень поступления жалоб на нарушение законности сотрудниками УИС - 2415 (АППГ - 1355, увеличение на 78 %), в том числе:
на злоупотребление служебным положением руководителями УИС - 128 (АППГ - 103);
незаконное применение спецсредств, рукоприкладство - 816 (АППГ - 380);
незаконное водворение в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ - 864 (АППГ - 627).
Из них: подтвердились факты, изложенные - в 34 обращениях, частично подтвердились - в 75, не подтвердились - в 1003 обращениях[2].
Деятельность прокуратуры по работе с обращениями граждан, осужденных регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре РФ», а также постановлениями Правительства Российской Федерации. Конкретизация деятельности органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению обращений содержится в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской
Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 г. № 45[3].
В соответствие со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является законность нахождения осужденных в исправительных учреждениях, соблюдение установленных законодательством их прав и обязанностей[4]. Пристальное внимание, при осуществлении надзора правового положения осужденных, уделяется соблюдению норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Существенное место в реализации деятельности органов прокуратуры занимает рассмотрение поступающих жалоб, заявлений и писем. Обращения в данном случае являются не только средством реагирования граждан и осужденных на нарушения законов, но также служат источником информации о состоянии законности в местах лишения свободы.
Для посещения исправительных учреждений, опроса осужденных, ознакомления с документами, на основании которых они были осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами, прокурору не требуется никакое специальное разрешение.
В соответствии со ст. 15 УИК РФ осужденные имеют право на предъявление предложений, заявлений и жалоб по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов. Обращения могут быть как индивидуальные и коллективные. Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, к примеру, на личном приеме прокурором осужденных или при опросах осужденных, проводимых во время прокурорской проверки. Обращения, поданные в письменном виде, регулируются в специальной части или канцелярии учреждения. Они же, не позднее одних суток направляются администрацией учреждения, исполняющего наказание, в вышестоящие органы управления учреждениями, исполняющими наказание, суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.
Для осужденных создаются все необходимые условия, для того, чтобы они могли беспрепятственно направлять свои обращения в прокуратуру. Для этого на территории жилой зоны исправительного учреждения размещается специальный ящик для жалоб и заявлений, который не реже одного раза в сутки просматривается администрацией учреждения. Пересылка обращений осужденных осуществляется за счет средств, имеющихся на лицевых счетах осужденных, а в случае, если данные средства отсутствуют, то за счет средств мест лишения свободы.
Прием устных жалоб администрация исправительного учреждения осуществляет на личном приеме осужденных. Данный прием осужденных предусмотрен Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения. Он осуществляется начальником исправительной колонии, его заместителями, начальниками отрядов ежедневно, а начальниками службы не менее двух раз в неделю. Устные жалобы фиксируются в журнале личного приема, в котором указывается кто, когда и кого принимал, коротко излагается содержание обращения, приводится принятое по ним решение и делается отметка об их исполнении. Результаты рассмотрения и разрешения обращений, не позднее чем в трехдневный срок, под расписку доводятся до осужденных и подшиваются в личные дела.
Обращения осужденных, которые адресованы в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений, исполняющих наказание, не подлежат цензуре и должны быть отправлены администрацией учреждения по принадлежности не позднее одних суток. В свою очередь государственные органы и общественные организации, их руководители и другие должностные лица обязаны принять и в соответствии со своими полномочиями разрешить полученные от осужденных обращения. Однако бывают случаи, когда полученные обращения не относятся к компетенции того органа, в который они поступили. В таких случаях данные органы должны направить обращение в соответствующее учреждение не позднее 5-дневного срока. Об этом заявитель должен быть оповещен[5].
Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала учреждений уголовно-исполнительной системы, берутся прокурором под особый контроль. Поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных должны быть рассмотрены прокурором в установленные законом сроки, далее принять необходимые меры, а о своем решении сообщить лицам, их подавшим. Обращения, которые носят наиболее серьезный характер, проверяются с выездом на место. Такие обращения должны разрешаться в срок до одного месяца, а обращения, которые не требуют дополнительной проверки и изучения подлежат немедленному рассмотрению, но все же не позднее 10 дней со дня их поступления в прокуратуру. Однако если есть необходимость в проведении специальной проверки, истребовании материалов или же принятии других мер, сроки разрешения могут быть продлены, но не более чем на 1 месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.
Большим плюсом для осужденных является то, что в отличие от адвокатов, оказывающих юридическую помощь осужденным, прокурор осуществляет помощь бесплатно. Прокурор также находится в относительно простой доступности для осужденных. Также обращения в прокуратуру не требуют оплаты государственной пошлины и привлечения дорогостоящих адвокатов. Более того, в случае нарушения прав и свобод осужденных, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В этом случае осужденный освобождается и от значительных материальных затрат. Не случайно осужденные, когда они считают, что их права нарушены, обращаются главным образом в прокуратуру. Когда у прокурора нет полномочий по разрешению возникшей проблемы, он разъясняет осужденным, куда они могут обратиться за защитой своих прав, тем самым, оказывая им юридическую помощь в виде устных советов и справок[6].
Основанием для проведения проверки прокурором в исправительном учреждении может быть не только личная жалоба осужденного, но и факт нарушения указанный в средствах массовой информации. Так, к примеру, прокуратура Кировской области проверила информацию о нарушениях в исправительной колонии J№ 17. Проверку провели после интервью ОНК с Сергеем Лузяниным, который отбывает срок в названной колонии. Он рассказал членам Общественной наблюдательной комиссии о нарушениях в ИК-17. В частности, экс-депутат пожаловался, что ему не оплатили больничный лист. По его словам, больным заключенным выдавали не больничный лист, а справку об освобождении от работ на несколько дней. Также заявил, что в колонии незаконно используют труд заключенных. По словам Лузянина, осужденных можно привлекать к работе по благоустройству не более двух часов в неделю. Однако их часто заставляли носить дрова, чистить снег, копать землю и даже убирать бараки. Хотя уборкой должен заниматься дневальный, который получает за это деньги. Лузянин раскрыл членам ОНК несколько нарушений техники безопасности. Информация заинтересовала прокуратуру, о чем сообщили также на сайте надзорного ведомства. Но после проверки подтвердился только один факт, а именно, что Лузянину не выдали в срок больничный лист. Вместе с тем, прокуратура отреагировала в данном случае оперативно. Листок нетрудоспособности Лузянину выдали. А сотрудников колонии, допустивших нарушение, привлекли к дисциплинарной ответственности.
Проанализировав вышеизложенное, следует вывод, что нарушение законности с каждым годом неукоснительно возрастает и бороться с этим становится все сложнее и сложнее. Статистические данные представляют абсолютно не радужную картину. Однако следует учесть еще и тот факт, что существуют латентные нарушения, которые могут и не быть учтены при составлении статистических данных. Осужденные не перестают писать жалобы в прокуратуру об ущемлении их прав и законных интересов. Однако каждое из таких заявлений требует от прокурора немало сил для того, чтобы убедиться в достоверности указанных в обращениях нарушений, а также для того, чтобы добиться соблюдения, самими осужденными и сотрудниками исправительных учреждений соблюдения действующего законодательства.
[1] URL: http://genproc.gov.ru/smi/publications/ (дата обращения: 13.12.2015).
[2] URL: http://www.fsin.su/ (дата обращения: 13.12.2015).
[3] См.: Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2013. № 4.
[4] См.: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
[5] См.: Денеко В. В. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения // Прокурор. 2014. № 6. С. 16-19.
[6] См.: Коптяева О. Роль прокуратуры в обеспечении юридической помощи осужденным // Законность. 2006. № 12. С. 31-33.
|