Вторник, 26.11.2024, 21:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Источники права, регулирующие охрану атмосферного воздуха

Нормативная база в области охраны атмосферного воздуха, в отличие от водного или земельного законодательства, не кодифицирована и представлена достаточно большим                          количеством законов, подзаконных актов и

международно-правовых актов.

Ряд статей Конституции РФ содержит нормы, регулирующие правоотношения по поводу охраны окружающей среды, но в данном контексте следует отметить ст. 42, устанавливающую право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу

экологическим правонарушением. Данная статья создает основу для развития законодательства в области охраны атмосферного воздуха, например в области правового регулирования мониторинга атмосферного воздуха.

К основным федеральным законам данного раздела экологического права относят Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», который устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Так, ст. 3 содержит основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха:

•   приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

•   обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

•   недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;

•   обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

•   гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

•   научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;

•   обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 19.07.1998 г. № ИЗ-ФЗ, устанавливающий правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и направленный на обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологии, а также в информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, определяет следующие направления государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии, связанные с мониторингом атмосферного воздуха и его загрязнения (ст. 5):

•   обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией;

•   формирование государственных информационных систем в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, создание и ведение единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Закон вводит понятие единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, который формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (ст. 15). Данный федеральный закон регулирует условия предоставления информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении общего и специального назначения (бесплатно и на основе договоров соответственно).

Правовую регламентацию охраны атмосферного воздуха осуществляет ФЗ «Об экологической экспертизе», согласно которому экспертиза проводится для установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны атмосферного воздуха, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на атмосферный воздух.

Сами же экологические требования содержатся во внушительном массиве подзаконных актов, например, постановлениях Правительства РФ № 609 от 12 октября 2005 г. «Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», № 183 от 02 марта 2000 г. «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», № 344 от 12 июня 2003 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», Приказе МПР РФ № 578 от 31 декабря 2010 г. «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию».

Антропогенное воздействие на атмосферный воздух осуществлялось на протяжении всей истории человечества, но в последние столетия из-за активной индустриализации достигло столь огромных масштабов, что охрана атмосферы стала глобальной задачей человечества. Решение таких проблем, как накопление парниковых газов и образование озоновых дыр, невозможно в рамках внутригосударственной природоохранной политики и требует международного сотрудничества.

Российская Федерация - участник многих международных соглашений в области охраны атмосферного воздуха и решения проблем климата. К таким правовым актам относят Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (Рио-де-Жанейро, 12.06.1995 г.) и Киотский протокол (Киото, 11.12.1997 г.), Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22.03.1989 г.), Заключительный акт Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 16.09.1987 г.), Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13.11.1979 г.) и др.

Субъекты управления охраны атмосферного воздуха. Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством РФ непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха закон относит:

•   формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;

•   установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

•   формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;

•   обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

•   установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

•   установление порядка разработки и утверждения технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются, предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

•   установление порядка выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух (эта функция осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору);

•   установление порядка использования сборов, полученных за выдачу разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

•   установление порядка организации государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (данная функция относится к полномочиям Росприроднадзора);

•   организацию и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;

•   установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

•   координацию деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

•   определение величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области;

•   организацию информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в

области охраны атмосферного воздуха относят:

•   принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

•   разработку и реализацию региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

•   участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

•   проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

•   осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;

•   информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

•   участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта РФ;

•   право принятия и реализации региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха;

•   введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов РФ.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%