Вторник, 26.11.2024, 19:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовые механизмы охраны атмосферного воздуха

В отличие от водных, земельных, растительных и других природных ресурсов, атмосферный воздух не рассматривается современным российским

законодательством с точки зрения его эксплуатации. Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» от 14.07.1982 г. регулировал использование атмосферного воздуха для нужд народного хозяйства, но в настоящее время весь акцент экологического права в данной области смещен в сторону охраны атмосферы от загрязнения в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

В целях ограничения антропогенного воздействия на атмосферный воздух российское законодательство устанавливает следующие правовые механизмы охраны атмосферы.

1.      Нормирование качества атмосферного воздуха, выбросов и вредных физических воздействий. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» дает определения следующих понятий в области нормирования качества атмосферного воздуха (ст. 1):

•   предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

•   предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;

•   технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели;

•   предельно допустимая (критическая) нагрузка - показатель воздействия одного или нескольких загрязняющих веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую среду;

•   временно согласованный выброс - временный лимит выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории, в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса;

•   гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;

•   экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду;

•   качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха.

Общие вопросы нормирования в области качества атмосферного воздуха регламентируются Постановлением Правительства РФ № 183 от 02 марта 2000 г. «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий) на него».

Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха (предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест) регламентируется Постановлением Главного государственного врача РФ № 114 от 30 мая 2003 г. «О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03». Нормативы определяют максимальные разовые и среднесуточные ПДК для более 600 загрязняющих веществ четырех классов опасности, содержат перечень 44 веществ, выброс которых запрещен, и информацию о комбинированном действии смесей загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Данное постановление практически ежегодно изменяется и дополняется. Например, с октября 2011 г. установлена ПДК смолистых веществ в составе электролизной пыли выбросов производства алюминия в атмосферном воздухе населенных мест.

Другим важным гигиеническим нормативом являются ГН 2.1.6.2658-10, содержащие аварийные пределы воздействия (АВП) отравляющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, утвержденные постановлением Главного государственного врача РФ № 83 от 12 июля 2010 г. Согласно постановлению, гигиенические нормативы предназначены для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, деятельность которых связана с проектированием производственных зданий, технологических процессов, оборудования и вентиляции, расчетом площадей зон защитных мероприятий в районах размещения объектов уничтожения химического оружия и профилактикой неблагоприятного воздействия на здоровье населения, проживающего в зоне защитных мероприятий путем регламентирования времени пребывания человека в зоне химического заражения без средств индивидуальной защиты, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, например регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный Постановлением

Правительства РФ № 609 от 12 октября 2005 г. Данный регламент содержит технические требования к автомобильной технике и двигателям внутреннего сгорания. Объектами технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение только на территории Российской Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов, а также топливо для таких двигателей. Автомобильную технику подразделяют на 5 экологических классов в зависимости от уровня выбросов. Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Регламент содержит ссылки на Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Правила ЕЭК ООН).

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает понятие временно согласованных выбросов в случаях невозможности соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов (ст. 12). Следовательно, основная документация предприятий, имеющих стационарные выбросы, должна содержать план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отчет о выполнении данного плана в целях достижения предельно допустимых выбросов (ПДВ). Сроки поэтапного достижения ПДВ устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

2.      Установление нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Согласно ст. 28 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, осуществляется экономический механизм охраны атмосферного воздуха и реализация принципа «загрязнитель платит». Нормативы платы за выбросы содержатся в прил. 1 к Постановлению Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Плата устанавливается за выброс 225 загрязняющих веществ стационарными источниками и 5 видов топлива передвижными источниками. Коэффициенты, учитывающие состояние атмосферного воздуха на разных территориях РФ (максимальный для Уральского экономического района, минимальный — для Дальневосточного), содержит прил. 2. Предусматриваются и дополнительные коэффициенты для городов и особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.

3.      Государственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» уполномочивает Федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществлять организацию регистрационных испытаний вредных (загрязняющих) и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую среду, и их государственную регистрацию (ст. 13). В Российской Федерации функции по ведению Российского регистра потенциально опасных химических и биологических веществ выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Государственная регистрация осуществляется на основе токсикологогигиенических и эколого-токсикологических исследований, гигиенической регламентации, гигиенических и экологических нормативов, разрабатываемых соответствующими профильными учреждениями и организациями, а также с учетом мер индивидуальной и коллективной защиты здоровья человека и окружающей среды при производстве и применении потенциально опасных химических и биологических веществ. Предприятия и иные хозяйствующие субъекты независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, организации и учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, граждане, осуществляющие разработку, производство и применение, экспорт и импорт потенциально опасных химических и биологических веществ, несут в соответствии с законодательством РФ ответственность за несоблюдение установленною порядка юсу дарственной регистрации веществ.

4.      Получение разрешения на выброс и оказание вредного физического воздействия. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно Постановлению Правительства РФ № 183 от 02 марта 2000 г. «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» форма разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух утверждается Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а порядок выдачи и форма разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются ПДВ и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5.      Экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы. Основы российского законодательства об экологической экспертизе в области охраны атмосферного воздуха заложены в ФЗ «Об экологической экспертизе» и в гл. 4 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

6.      Государственный учет вредных воздействий и их источников. Согласно ст. 21 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», государственному учету подлежат юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него. Регламентация ведения государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух содержится в Положении о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников (утв. Постановлением Правительства РФ N° 373 от 21 апреля 2000 г.). Основной задачей государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух является получение информации о количестве и составе выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Организации ведут первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, осуществляют определение состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в соответствии с расчетными инструкциями, осуществляют определение видов и размеров вредных физических воздействий на атмосферный воздух, представляют в установленном порядке формы государственного статистического наблюдения за вредными воздействиями на атмосферный воздух и передают уполномоченным органам экстренную информацию о превышении в результате аварийных ситуаций установленных нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух.

7.      Ведение мониторинга атмосферного воздуха. Государственный мониторинг атмосферного воздуха, т. е. система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и происходящими в нем природными явлениями, является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Мониторинг атмосферного воздуха осуществляется как в районах интенсивного антропогенного воздействия, так и в районах, значительно удаленных от источников загрязнения (фоновые наблюдения). Российская система мониторинга включена в Г лобальную систему мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Основная цель государственного и глобального мониторинга атмосферного воздуха сводится не только к оценке, но и прогнозу качества атмосферного воздуха.

К субъектам, осуществляющим наблюдение за состоянием окружающей природной среды, относятся Росгидромет и МПР РФ при участии других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Наблюдение осуществляется через систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе, постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, расположенных в различных природно - климатических районах, городах и промышленных центрах и на водных объектах с различной антропогенной нагрузкой, средств наблюдений авиакосмического и морского базирования (государственная и ведомственные наблюдательные сети).

Государственный мониторинг атмосферного воздуха позволяет получать исходные данные для планирования природоохранных мероприятий, а также производить объективную оценку эффективности уже действующих мероприятий по охране окружающей среды. Данные, полученные в результате мониторинга, доступны для общественности, что обеспечивает реализацию конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха регламентируется Постановлением Правительства РФ № 622 от 23 сентября 2000 г. «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды».

8.      Инвентаризация выбросов вредных веществ, негативных физических воздействий и их источников. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников — обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов в атмосферный воздух. Материалы инвентаризации выбросов загрязняющих веществ входят в обязательный пакет документов для действующих предприятий, имеющих стационарные источники выбросов.

Инвентаризация воздействия на атмосферный воздух действующими объектами хозяйственной и иной деятельности крайне важна, так как на основе ее результатов устанавливаются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые подвергаются государственному нормированию и учету (п. 2 ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих госучету и нормированию, устанавливается Приказом МПР РФ № 579 от 31 декабря 2010 г. «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормиоованию. и о перечне вредных (,загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию».

9.       Государственный надзор, производственный и общественный контроль в области охраны атмосферного воздуха. Под государственным надзором (контролем) в области охраны атмосферного воздуха понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований российского законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

Согласно Положению о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха (утв. Постановлением Правительства РФ № 31 от 15 января 2001 г.), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, осуществляют контроль:

•   за соблюдением стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведением производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него;

•    выполнением программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;

•   осуществлением мер в соответствии с международными обязательствами РФ по охране атмосферного воздуха;

•    выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

•                         проведением инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработкой ПДВ и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

•   внедрением малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

•   осуществлением мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

•   проведением мероприятии по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

•   осуществлением учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников;

•   наличием предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также за соблюдением установленных правил их эксплуатации;

•   обеспечением своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с территорий объектов хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

•   выполнением предписаний государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

•   проведением и эффективностью мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях;

•   соответствием новых технологий, техники, материалов, веществ и другой продукции, а также технологического оборудования и других технических средств установленным требованиям охраны атмосферного воздуха;

•   наличием выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха, и сертификатов, подтверждающих соответствие содержания загрязняющих веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов;

•   соблюдением иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Государственный контроль осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Постановление Правительства РФ № 31 от 15 января 2001 г. «Об утверждении положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» и Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 112 от 01 марта 2011 г. «Об утверждении инструкции по осуществлению государственного контроля».

С другой стороны, при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны атмосферного воздуха, уполномоченные органы должны руководствоваться Федеральным законом «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. Статья 3 данного закона устанавливает принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, среди которых наиболее важными с точки зрения контроля за атмосферным воздухом являются следующие:

•   проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

•   недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

•   разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.

Данный федеральный закон определяет такие понятия, как плановые и внеплановые, документарные и выездные проверки, осуществляемые представителями уполномоченных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержден Постановлением Правительства РФ № 285 от 31 марта 2009 г., в соответствии с которым Министерство природных ресурсов и экологии РФ утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Понятие производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха включает контроль в области охраны атмосферного воздуха, проводимый непосредственно самим субъектом хозяйственной деятельности, имеющие источники вредного воздействия на атмосферный воздух, обязаны назначить ответственных за проведение производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха и (или) организовать экологические службы.

Сведения об ответственных и (или) организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного      контроля за охраной                    атмосферного                        воздуха

предоставляются в соответствующий орган              исполнительной власти,

осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды.

Субъектами общественного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха являются общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане. Результаты общественного контроля в области охраны атмосферного воздуха, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%