Существует большой спектр институтов несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина, призванных дополнять существующий судебный механизм и способствовать комплексному решению проблем, вызванных в связи с нарушениями охраняемых государством вышеназванных конституционных основ, в том числе прав и свобод лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
К таким специально управомоченным органам, учреждениям и организациям относятся, прежде всего, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и институты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Деятельность Уполномоченного в этой сфере регламентируется Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[1], Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[2], а также региональными и местными правовыми актами[3].
В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе лиц, находящихся в местах принудительного содержания, под которыми понимаются места содержания под стражей и исполнения наказания в виде лишения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части.
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Данная жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
Обвиняемым, подозреваемым, осужденным и их адвокатам следует иметь в виду правовые возможности Уполномоченного по проверке поступивших к нему жалоб. Так, при проведении проверки по жалобам о нарушениях прав человека в местах принудительного содержания, Уполномоченный вправе без специального на то разрешения и беспрепятственно посещать их, запрашивать и получать от администрации мест содержания под стражей, органов и учреждений, исполняющих наказания, вышестоящих органов управления сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, присутствовать на заседаниях учреждений УИС (комиссии администрации ИУ, совете воспитателей отряда ИУ и др.), получать объяснения должностных лиц и государственных служащих по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности органов исполнения наказания, а также их руководителей и иных должностных лиц, поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы, знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и иными должностными лицами, в том числе руководителями уголовно-исполнительной системы, администрацией ИУ, СИЗО и т.д.
При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции. Уполномоченный либо сотрудники его рабочего аппарата, как правило, посещают СИЗО, ИУ, дисциплинарные воинские части, чтобы на месте ознакомиться с условиями содержания находящихся там лиц.
Способы восстановления нарушенных прав Уполномоченным довольно разнообразны. Это могут быть и обращения в суды общей юрисдикции с обжалованием незаконных действий должностных лиц мест содержания под стражей, учреждений и органов, исполняющих наказания; обращения к компетентным органам с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в действиях которого усматриваются нарушения прав человека при содержании под стражей или исполнении наказания; передача жалобы государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (например: в прокуратуру, ФСИН России, МВД России и др.). Кроме этого, Уполномоченный вправе отказать в принятии жалобы к рассмотрению, однако, данное решение должно быть мотивировано и обжалованию данный отказ не подлежит.
Как отмечает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, на данный момент количество обращений из мест лишения свободы в сторону увеличения свидетельствует не столько о росте нарушений прав человека при отбывании наказания в виде лишения свободы, а в большей степени говорит о лучшей осведомленности осужденных о способах защиты нарушенных прав, в том числе о деятельности Уполномоченного по защите прав и законных интересов лиц, содержащихся в местах лишения свободы.
Количество обращений к Уполномоченному со стороны осужденных в 2014 г. варьируется в пределах 11,2 %. В основном, данные жалобы касаются вопросов условий отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Что касается рассмотрений Уполномоченным жалоб, содержащих вопросы гражданско-правового характера (рассмотрения гражданских споров), то данная категория жалоб является достаточно обширной. В основном в данный круг жалоб входят вопросы обеспечения осужденных трудом, рабочим местом на территории ИУ, пенсионное обеспечение, вступление в наследство, отмена родительских прав и многое другое.
По данным ФСИН России, в исправительных колониях трудоустроено только около 30 % отбывающих наказание осужденных. Такое положение оставляет след на вытекающих проблемах: это нарушает права осужденных, которые лишены возможности приобретения товаров первой необходимости, кроме этого нарушаются и права потерпевших от совершения преступлений, так как им не возмещается причиненный материальный ущерб по удовлетворенным искам.
В соответствии с действующим законодательством осужденные, не обеспеченные трудом, содержатся в исправительных учреждениях исключительно за счет государства, что создает дополнительную нагрузку на бюджет. Жалобы к Уполномоченному о неудовлетворительной организации труда в местах лишения свободы ежегодно составляют 18-20 % от всех обращений от осужденных и их родственников, представителей правозащитных организаций и потерпевших.
Указанная ситуация спровоцирована правовым регулированием труда в местах лишения свободы, где труд законодательно отнесен к одному из основных средств исправления, законодательство не содержит положения об обязанности администрации исправительных учреждений обеспечения трудом всех осужденных, трудом обеспечиваются осужденные исходя из рабочих мест.
На данный момент Концепция УИС до 2020 года[4] включает в себя важное положение, которое закрепляет, что законодательство будет прорабатывать вопрос об исключении обязательности труда осужденных к лишению свободы. А это значит, что правовой рычаг на руководство ФСИН России о необходимости трудоустройства осужденными рабочими местами в целях исправления осужденных будет недействителен.
Как отмечает Уполномоченный по Вологодской области Димони Олег Анатольевич, возросшее количество обращений не говорит об осложнении оперативной обстановки, большинство обращений связано с судебными решениями, ходом следствия и дознания, некачественным предоставлением медицинских услуг и т. д.
Большая часть осужденных не работает. Трудоустроено лишь 31,5 % от общего числа отбывающих наказание, к оплачиваемым работам привлечено 1 422 осужденных (без учета хозяйственной обслуги) или 22,6 % от среднесписочной численности. Из 2566 осужденных, имеющих исполнительные листы в 2014 году, трудоустроено 1 395 осужденных, что составляло 54,4% от общего количества лиц данной категории[5].
До недавнего времени, Уполномоченный получал жалобы на приобретение и расходование осужденными денег на необходимые нужды. В настоящее время значительно увеличен размер средств, разрешенных к расходованию осужденными к лишению свободы.
В 2013 г. в адрес Уполномоченного по Вологодской области поступило 36 обращений по вопросам УФСИН. На 1 января 2015 г. поступило 80 обращений, что в 2 раза больше, чем в 2013 г. Из всего массива поступивших в 2014 г. письменных обращений к Уполномоченному, а их было 352, по вопросам деятельности УФСИН поступило 22,7 % обращений. По вопросам пенсионного обеспечения, по жилищным вопросам, по вопросам изменения приговоров судов, жалобы на действия следственных органов и др., и др. гражданские споры[6].
Таким образом, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, в соответствии со своими полномочиями защищает права лиц, находящихся в местах принудительного содержания не только по вопросам административного, уголовного характера, но и гражданского. В основном, в данный круг входят вопросы, касающиеся трудовой занятости осужденных, социального обеспечения, получение и вступление в наследство и др. Уполномоченный имеет важные рычаги воздействия, как на администрацию учреждения, так и на всю структуру ФСИН России в целом. Он может осуществлять многие полномочия, которые не имеют другие институты защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Уполномоченный по правам человека является важным средством защиты по проблемам и жалобам осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
[1] См.: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
[2] См.: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
[3] См.: Закон Вологодской области от 28.12.2012 г. № 2947-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Вологодской области» // Красный Север. № 246. 2012. 29 дек.
[4] См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
[5] См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 07.05.2015 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год». URL: https://rg.ru/2015/05/06/doklad-site-dok.html (дата обращения: 11.03.2016).
[6] См.: Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Вологодской области, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории области в 2014 году. URL: http://up35.ru/wp-content/uploads/2015/09/ Ежегодный-доклад-Уполномоченного-по-правам-человека-в-Вологодской-об- ласти-за-2014-год.pdf (дата обращения: 16.03.2016).
|