Вторник, 26.11.2024, 19:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Деятельность уполномоченного по защите прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, по вопросам гражданской защиты

Существует большой спектр институтов несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина, призванных дополнять су­ществующий судебный механизм и способствовать комплексному решению проблем, вызванных в связи с нарушениями охраняемых государством вышеназванных конституционных основ, в том числе прав и свобод лиц, находящихся в местах принудительного содер­жания.

К таким специально управомоченным органам, учреждениям и организациям относятся, прежде всего, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и институты уполно­моченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Деятельность Уполномоченного в этой сфере регламентируется Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[1], Уголовно-исполнитель­ным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Феде­рации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказа­ния в виде лишения свободы»[2], а также региональными и местными правовыми актами[3].

В соответствии с указанными законодательными актами Упол­номоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе лиц, находящихся в ме­стах принудительного содержания, под которыми понимаются места содержания под стражей и исполнения наказания в виде лишения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части.

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или дей­ствия (бездействия) государственных органов, органов местного са­моуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с реше­ниями, принятыми по его жалобе. Данная жалоба должна быть по­дана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало из­вестно об их нарушении. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, про­смотру администрацией не подлежат и в течение 24 часов направля­ются Уполномоченному.

Обвиняемым, подозреваемым, осужденным и их адвокатам сле­дует иметь в виду правовые возможности Уполномоченного по про­верке поступивших к нему жалоб. Так, при проведении проверки по жалобам о нарушениях прав человека в местах принудительного содержания, Уполномоченный вправе без специального на то раз­решения и беспрепятственно посещать их, запрашивать и получать от администрации мест содержания под стражей, органов и учреж­дений, исполняющих наказания, вышестоящих органов управления сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, присутствовать на заседаниях учреждений УИС (комис­сии администрации ИУ, совете воспитателей отряда ИУ и др.), по­лучать объяснения должностных лиц и государственных служащих по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государ­ственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности органов исполнения наказания, а также их руководителей и иных должностных лиц, поручать ком­петентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы, знакомиться с уголовны­ми, гражданскими, административными делами и делами об адми­нистративных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголов­ных дел.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и иными долж­ностными лицами, в том числе руководителями уголовно-исполни­тельной системы, администрацией ИУ, СИЗО и т.д.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое обществен­ное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициа­тиве соответствующие меры в пределах своей компетенции. Упол­номоченный либо сотрудники его рабочего аппарата, как правило, посещают СИЗО, ИУ, дисциплинарные воинские части, чтобы на месте ознакомиться с условиями содержания находящихся там лиц.

Способы восстановления нарушенных прав Уполномоченным довольно разнообразны. Это могут быть и обращения в суды общей юрисдикции с обжалованием незаконных действий должностных лиц мест содержания под стражей, учреждений и органов, испол­няющих наказания; обращения к компетентным органам с ходатай­ством о возбуждении дисциплинарного производства либо уголов­ного дела в отношении должностного лица, в действиях которого усматриваются нарушения прав человека при содержании под стра­жей или исполнении наказания; передача жалобы государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (например: в прокуратуру, ФСИН России, МВД России и др.). Кроме этого, Уполномоченный вправе отказать в принятии жалобы к рас­смотрению, однако, данное решение должно быть мотивировано и обжалованию данный отказ не подлежит.

Как отмечает Уполномоченный по правам человека в Россий­ской Федерации, на данный момент количество обращений из мест лишения свободы в сторону увеличения свидетельствует не столько о росте нарушений прав человека при отбывании наказания в виде лишения свободы, а в большей степени говорит о лучшей осведом­ленности осужденных о способах защиты нарушенных прав, в том числе о деятельности Уполномоченного по защите прав и законных интересов лиц, содержащихся в местах лишения свободы.

Количество обращений к Уполномоченному со стороны осу­жденных в 2014 г. варьируется в пределах 11,2 %. В основном, дан­ные жалобы касаются вопросов условий отбывания наказания в ис­правительных учреждениях.

Что касается рассмотрений Уполномоченным жалоб, содержа­щих вопросы гражданско-правового характера (рассмотрения граж­данских споров), то данная категория жалоб является достаточно обширной. В основном в данный круг жалоб входят вопросы обе­спечения осужденных трудом, рабочим местом на территории ИУ, пенсионное обеспечение, вступление в наследство, отмена роди­тельских прав и многое другое.

По данным ФСИН России, в исправительных колониях трудоу­строено только около 30 % отбывающих наказание осужденных. Та­кое положение оставляет след на вытекающих проблемах: это нару­шает права осужденных, которые лишены возможности приобрете­ния товаров первой необходимости, кроме этого нарушаются и права потерпевших от совершения преступлений, так как им не возмеща­ется причиненный материальный ущерб по удовлетворенным искам.

В соответствии с действующим законодательством осужденные, не обеспеченные трудом, содержатся в исправительных учреждени­ях исключительно за счет государства, что создает дополнительную нагрузку на бюджет. Жалобы к Уполномоченному о неудовлетвори­тельной организации труда в местах лишения свободы ежегодно со­ставляют 18-20 % от всех обращений от осужденных и их родствен­ников, представителей правозащитных организаций и потерпевших.

Указанная ситуация спровоцирована правовым регулированием труда в местах лишения свободы, где труд законодательно отнесен к одному из основных средств исправления, законодательство не со­держит положения об обязанности администрации исправительных учреждений обеспечения трудом всех осужденных, трудом обеспе­чиваются осужденные исходя из рабочих мест.

На данный момент Концепция УИС до 2020 года[4] включает в себя важное положение, которое закрепляет, что законодательство будет прорабатывать вопрос об исключении обязательности труда осужденных к лишению свободы. А это значит, что правовой ры­чаг на руководство ФСИН России о необходимости трудоустройства осужденными рабочими местами в целях исправления осужденных будет недействителен.

Как отмечает Уполномоченный по Вологодской области Димони Олег Анатольевич, возросшее количество обращений не говорит об осложнении оперативной обстановки, большинство обращений свя­зано с судебными решениями, ходом следствия и дознания, некаче­ственным предоставлением медицинских услуг и т. д.

Большая часть осужденных не работает. Трудоустроено лишь 31,5 % от общего числа отбывающих наказание, к оплачиваемым работам привлечено 1 422 осужденных (без учета хозяйственной обслуги) или 22,6 % от среднесписочной численности. Из 2566 осу­жденных, имеющих исполнительные листы в 2014 году, трудоустро­ено 1 395 осужденных, что составляло 54,4% от общего количества лиц данной категории[5].

До недавнего времени, Уполномоченный получал жалобы на приобретение и расходование осужденными денег на необходимые нужды. В настоящее время значительно увеличен размер средств, разрешенных к расходованию осужденными к лишению свободы.

В 2013 г. в адрес Уполномоченного по Вологодской области по­ступило 36 обращений по вопросам УФСИН. На 1 января 2015 г. поступило 80 обращений, что в 2 раза больше, чем в 2013 г. Из всего массива поступивших в 2014 г. письменных обращений к Уполно­моченному, а их было 352, по вопросам деятельности УФСИН по­ступило 22,7 % обращений. По вопросам пенсионного обеспечения, по жилищным вопросам, по вопросам изменения приговоров судов, жалобы на действия следственных органов и др., и др. гражданские споры[6].

Таким образом, Уполномоченный по правам человека в Россий­ской Федерации, в соответствии со своими полномочиями защищает права лиц, находящихся в местах принудительного содержания не только по вопросам административного, уголовного характера, но и гражданского. В основном, в данный круг входят вопросы, касаю­щиеся трудовой занятости осужденных, социального обеспечения, получение и вступление в наследство и др. Уполномоченный имеет важные рычаги воздействия, как на администрацию учреждения, так и на всю структуру ФСИН России в целом. Он может осуществлять многие полномочия, которые не имеют другие институты защи­ты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Уполномоченный по правам человека является важным средством защиты по проблемам и жалобам осужденных, подозреваемых и об­виняемых.

 

[1] См.: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

[2] См.: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учрежде­ниях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

[3] См.: Закон Вологодской области от 28.12.2012 г. № 2947-ОЗ «Об Уполно­моченном по правам человека в Вологодской области» // Красный Север. № 246. 2012. 29 дек.

[4] См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Россий­ской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

[5] См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федера­ции от 07.05.2015 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Россий­ской Федерации за 2014 год». URL: https://rg.ru/2015/05/06/doklad-site-dok.html (дата обращения: 11.03.2016).

[6] См.: Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Воло­годской области, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории области в 2014 году. URL: http://up35.ru/wp-content/uploads/2015/09/ Ежегодный-доклад-Уполномоченного-по-правам-человека-в-Вологодской-об- ласти-за-2014-год.pdf (дата обращения: 16.03.2016).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 197 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%