Основным направлением правовой защиты атмосферного воздуха признается установление государством предельно допустимых выбросов вредных веществ, а при необходимости ограничение и прекращение вредных выбросов в атмосферу посредством организационных, экономических, правовых и иных механизмов, которые применительно к атмосферному воздуху достаточно разнообразны и своеобразны.
Законодательством РФ устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые являются едиными для всей территории страны. С учетом природно-климатических особенностей и повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.
Основные задачи в этой области заключаются в том, что нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения должны учитывать производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного района не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе.
Проекты конкретных индивидуальных производственных нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных объединений, мнения населения.
Конкретным предприятиям и организациям нормативы выбросов утверждают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха: в этой сфере общественных отношений аккумулируются саморегулирование организаций и осуществление государственного контроля, воплощаемые в общих правилах поведения.
Надлежащее регулирование атмосферного воздуха должно обеспечивать очищение его от взвешенных твердых загрязнений - мелких, различающихся между собой по размеру и химическому составу самых мелких частиц, которые не задерживаются в верхних дыхательных путях человека и попадают в его легкие вместе с осевшими на них вредными веществами, воздействуя па сердечно-сосудистую систему.
Всемирная организация здравоохранения отнесла такие частицы к самым пагубным для здоровья человека. Основными источниками загрязнения воздуха вредными микронами в городах, где проживает более двух третей населения страны, являются выбросы автотранспорта, стройки, пыль с заасфальтированных дорог и участков.
Основные методы предупреждения этого пылевого загрязнения установление видеокамерального наблюдения на стройках, пылеулавливающего оборудования на фабриках н заводах, автоматического инструментального замера на них выбросов взвешенных частиц, обязательного накрытия перевозимых на самосвалах и железнодорожных платформах сыпучих грузов, обеспечиваемых правовыми способами.
Основным загрязнителем в населенных пунктах является автомобильный транспорт, создающий в крупных городах неблагополучную ситуацию из-за своих вредных выхлопов от двигателей внутреннего сгорания.
Поэтому при проектировании, производстве и эксплуатации автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок разрабатываются и осуществляются меры по предотвращению и сокращению выбросов в атмосферу этими средствами и установками.
Количество вредных веществ, выбрасываемых транспортными средствами не должно превышать нормативов ПДВ. Все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, подвергаются контролю органами государственной инспекции безопасности дорожного движения и другими органами, ответственными за соблюдение ПДВ.
При планировании размещения и развития городов и иных поселений должны учитываться состояние в них атмосферного воздуха и прогнозы его изменения. Проектирование, застройка и реконструкция городов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами: должны приниматься меры к улучшению благоустройства и озеленению территорий населенных пунктов и производственных площадей.
Размещение в населенных пунктах отвалов, складирование промышленных отходов, производственного, бытового мусора, являющихся источниками загрязнения воздуха пылью, вредными газообразными веществами, сжигание отходов на территориях запрещаются, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с соблюдением требований по охране атмосферного воздуха.
Органы государственной власти ряда субъектов РФ активно участвовали в подготовке и принятии нормативных правовых актов, необходимых для охраны атмосферного воздуха, в том числе путем подготовки, обсуждения, принятия, изменения и дополнения своих актов, которыми устанавливался мониторинг атмосферного воздуха.
Хотя законодательство об охране атмосферного воздуха, как и законодательство о животном мире, не предусматривается отдельно в Конституции РФ, где перечисляются вопросы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, оно входит в законодательство об охране окружающей среды и предполагает осуществление совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов.
Российское право предусматривает регламентацию таких видов физических вредных воздействий на атмосферный воздух, как шумы и радиация. И отношении важнейших, имеющих непосредственную связь со здоровьем и жизнью человека общественных отношений по поводу таких воздействий осуществляется законодательное и иное правовое регулирование.
Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации и иных вредных физических воздействий через атмосферу устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую среду.
Санитарными нормами регулируется уровень шума на территории жилой застройки, для санаторно-курортных и иных рекреационных зон. Распространение тяжелых транспортных и строительных средств, иных современных технических устройств с сопутствующими их работе вредными звуковыми колебаниями атмосферного воздуха обусловливают необходимость установления пределов допустимого шума, усиления контроля и ответственности в этой области, а в ряде случаев и пересмотра норм.
В целях борьбы с производственными и иными шумами на городском уровне должны осуществляться: внедрение малошумных технологических процессов: улучшение конструкций транспортных средств и их эксплуатации, содержания железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог и уличных покрытий; размещение аэродромов и аэропортов, промышленных сооружений и оборудования на необходимом расстоянии от населенных пунктов и районов жилой застройки; улучшение планировки и застройки; надлежащее проектирование кварталов и домов, сооружение звукозащитных экранов: предупреждение и снижение бытовых шумов.
Вредным и норой опасным загрязнением атмосферного воздуха является радиационное загрязнение. Содержание радиоактивных веществ должно регулироваться не только в атмосфере, но и в земле и других элементах окружающей среды, продуктах питания, бытовых предметах.
Однако оно, прежде всего, подвергается регулированию применительно к атмосферному воздуху, поскольку через него осуществляется основное радиоактивное воздействие. Основным нормативным правовым актом в этой области является Федеральный закон от 09.01.1996 ФЗ «О радиационной безопасности населения».
Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются органами Роспотребнадзора. Здесь может быть велика роль общественного и муниципального контроля, особенно в период реализации утвержденного плана ускоренной) строительства и реконструкции до 2020 г. более двух десятков блоков атомных станций в европейской части России.
Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего облучения, их проектирование, сооружение, изготовление для них технологического оборудования и средств радиационной защиты должны осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных государственными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение указанного специфического лицензирования, которое, при общей задаче сокращения чрезмерного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, может уменьшаться.
Такой же порядок установлен для работ в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения, влияющих на качество атмосферного воздуха.
Согласно п. 3 ст. 48 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и ядерных материалов из других государств, затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются.
|