В современных правовых системах нормы права уже не воспринимаются как отдельные элементы для регулирования общественных отношений, а выступают основой взаимосвязанной нормативно-правовой системы. Связующим элементом являются основные права и свободы человека и гражданина[1], общечеловеческие интересы, идеи и ценности[2], а также интересы господствующих в обществе социальных сил[3].
Подписание и ратификация Российской Федерацией ряда международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов осужденных, диктует необходимость неуклонного и максимально возможного внедрения международных стандартов в национальное законодательство и практику исполнения наказаний[4]. В данном контексте необходимо отметить что если сопоставить принципы, на которых основываются принятые в 2006 г. Европейские пенитенциарные (тюремные) правила[5], и принципы национального уголовно-исполнительного законодательства, то найти что-либо общее между ними представляется делом весьма затруднительным. В основе различий лежат принципиальная разница в методологии, или философии исполнения наказания (Европа - идея сохранения личности осужденного; Российская Федерация - идея исправления осужденного). В связи с этим сравнение и предпринимаемые попытки приведения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к европейским стандартам обращения с осужденными представляется весьма непростым занятием[6].
Качественное изменение состояния правопорядка в сфере общественного контроля связано с принятием федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящихся в местах принудительного содержа- ния»[7] (далее - ФЗ № 76).
Следует отметить, что первоначальная редакция ч. 1 ст. 4 ФЗ № 76 не содержала такого принципа как приоритета прав человека, и была дополнена Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[8]. В настоящее время общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляются на основе принципов приоритета прав человека, добровольности, равноправия, объективности и законности. Необходимо рассмотреть содержание указанных принципов.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эти конституционные установления непосредственно касаются общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Отсюда вытекает требование к членам общественных наблюдательных комиссий обеспечивать и защищать конституционно-правовой статус лиц, находящихся в местах принудительного содержания как граждан Российской Федерации.
Как справедливо отмечает В. В. Гриб: «... приоритет прав и законных интересов человека и гражданина является первоочередным и основополагающим принципом, задающим ориентир деятельности не только органов государственной власти, но и институтов гражданского общества»[9].
Вторым принципом осуществления общественного контроля является принцип добровольности, в основе которого лежит деятельность, совершаемая по собственному желанию и без всякого принуждения. Законом не предусмотрена возможность принуждения гражданина к участию в данных правоотношениях, поскольку они
могут быть сопряжены c определенными ограничениями[10]. Членом общественной наблюдательной комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет. Подобные изъятия связаны с важностью комплекса прав и обязанностей, предоставляемых гражданину. Они установлены из-за важности решаемых проблем, т.к. требуют жизненного опыта, выдержки и знаний. Члены общественных наблюдательных комиссий не являются государственными или муниципальными служащими и осуществляют свои функции на общественной (безвозмездной) основе. Члены общественных наблюдательных комиссий не могут получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение и т. п.) за деятельность, связанную с исполнением их функций.
Следующим принципом осуществления общественного контроля и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, является принцип равноправия. Названный принцип применяется непосредственно в деятельности общественных объединений, в то время как принцип равенства касается статуса общественных объединений в целом и носит общий характер[11].
Объективность и беспристрастность общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания являются обязательными условиями надлежащего осуществления данной деятельности. Член общественной наблюдательной комиссии должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости и должен стремиться к исключению каких-либо сомнений в его беспристрастности. Ему надлежит воздерживаться от совершения таких действий, которые впоследствии могут вызвать конфликт интересов или послужить иным основанием для исключения его участия в деятельности общественной наблюдательной комиссии. Член общественной наблюдательной комиссии не вправе осуществлять общественный контроль в месте принудительного содержания в случае, если там содержится его близкий родственник (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки), а также в случае, если член общественной наблюдательной комиссии является потерпевшим, свидетелем, защитником или иным лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому причастно лицо, находящееся в месте принудительного содержания. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи[12]. Если у члена общественной наблюдательной комиссии в месте принудительного содержания находится близкий родственник (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки), то он не вправе осуществлять там общественный контроль. Это распространяется и на близких лиц, состоящих в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги в силу сложившихся личных отношений[13].
При получении начальником учреждения информации о том, что возможная встреча члена комиссии с родственником или близким человеком может повлиять на ход следствия или на его содержание, он вправе не допустить члена комиссии в учреждение. Так, например, Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[14] представляет руководству право контроля передвижения граждан по учреждению. Это необходимо для обеспечения режимных требований. Указанный выше запрет оформляется приказом или распоряжением. Подобные действия могут быть обжалованы членом общественной наблюдательной комиссии в вышестоящий орган либо в суд в установленном законом порядке.
При осуществлении общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, не допускается вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
Принцип законности означает то, что каждая наблюдательная комиссия в своей деятельности обязана соблюдать нормы действующего законодательства и руководствоваться нормами Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации, законов, подзаконных актов. Принцип законности по своей природе является межотраслевым принципом.
Общественные наблюдательные комиссии создают условия для соблюдения прав и законных интересов сотрудников, осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Ими оказывается содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Подводя итоги можно отметить, что основные принципы перечислены в ст. 4 ФЗ «Об общественном контроле», при этом в законе не раскрывается их содержание. Следует учесть, что в содержании данной статьи имеются определенные пробелы и неточности, которые по нашему мнению нуждаются в правовой корректировке. В ч. 1 ст. 4 при перечислении принципов приоритета равенства человека, добровольности, равноправия, объективности и законности, по нашему мнению, не назван такой важный принцип, как «принцип демократизма». Также мы полагаем, что принципы, приведенные в перечне ст. 4, расположены не в соответствующей логической последовательности как с точки зрения их общности (принцип «законности»), так и с точки зрения их значимости (иерархичности) в рамках дальнейшего практического осуществления общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений.
Четкое исполнение принципов оказывает воздействие на практику общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом, объективности, демократизма и др.
[1] См.: Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апр.
[2] См.: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 12.
[3] См.: Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г.) // СЗ РФ. 2010. № 8. Ст. 781.
[4] См.: Антипов А.Н., Первозванский В.Б., Голик Н.М., Кудряшов О.В. О возможности и целесообразности имплементации некоторых положений Европейских тюремных правил в российское законодательство // Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. № 1 (15). С. 15.
[5] См.: Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила» (Принята 11 января 2006 на 952-ом заседании представителей министров) Документ опубликован не был // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[6] См.: Антипов А. Н., Первозванский В. Б., Голик Н. М., Кудряшов О. В. Совершенствуя уголовно-исполнительное законодательство России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 26. С. 27.
[7] См.: Федеральный закон от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящихся в местах принудительного содержания» (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.
[8] См.: Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7353.
[9] Гриб В. В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 9.
[10] См.: Синицын С. А. Абсолютные и относительные субъективные гражданские права: проблемы теории // Журнал российского права. 2016. № 2. С. 56.
[11] См.: Иванова М. И. Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 13.
[12] См.: Зубарева О. Г К вопросу о методологии исследования семейных правоотношений // Семейное и жилищное право. 2015. № 4. С. 7.
[13] См.: Тепляшин И. В. Нормативные правовые основы института общественного контроля: современное состояние // Современное право. 2014. № 8. С. 40.
[14] См.: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред. от 20.04.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
|