Вторник, 26.11.2024, 21:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Принципы осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания

В современных правовых системах нормы права уже не воспри­нимаются как отдельные элементы для регулирования обществен­ных отношений, а выступают основой взаимосвязанной норматив­но-правовой системы. Связующим элементом являются основные права и свободы человека и гражданина[1], общечеловеческие интере­сы, идеи и ценности[2], а также интересы господствующих в обществе социальных сил[3].

Подписание и ратификация Российской Федерацией ряда меж­дународных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обе­спечения прав и законных интересов осужденных, диктует необхо­димость неуклонного и максимально возможного внедрения между­народных стандартов в национальное законодательство и практику исполнения наказаний[4]. В данном контексте необходимо отметить что если сопоставить принципы, на которых основываются принятые в 2006 г. Европейские пенитенциарные (тюремные) правила[5], и прин­ципы национального уголовно-исполнительного законодательства, то найти что-либо общее между ними представляется делом весьма затруднительным. В основе различий лежат принципиальная разница в методологии, или философии исполнения наказания (Европа - идея сохранения личности осужденного; Российская Федерация - идея ис­правления осужденного). В связи с этим сравнение и предпринима­емые попытки приведения уголовно-исполнительного законодатель­ства Российской Федерации к европейским стандартам обращения с осужденными представляется весьма непростым занятием[6].

Качественное изменение состояния правопорядка в сфере об­щественного контроля связано с принятием федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспече­нием прав человека в местах принудительного содержания и о со­действии лицам, находящихся в местах принудительного содержа- ния»[7] (далее - ФЗ № 76).

Следует отметить, что первоначальная редакция ч. 1 ст. 4 ФЗ № 76 не содержала такого принципа как приоритета прав челове­ка, и была дополнена Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 411-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обще­ственном контроле за обеспечением прав человека в местах принуди­тельного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[8]. В настоящее время общественный кон­троль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляются на основе принципов приоритета прав человека, добровольности, равноправия, объективности и законно­сти. Необходимо рассмотреть содержание указанных принципов.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содер­жание и применение законов, деятельность законодательной и ис­полнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эти конституционные установления непосредственно касаются общественного контроля и содействия лицам, находящим­ся в местах принудительного содержания. Отсюда вытекает требо­вание к членам общественных наблюдательных комиссий обеспечи­вать и защищать конституционно-правовой статус лиц, находящихся в местах принудительного содержания как граждан Российской Фе­дерации.

Как справедливо отмечает В. В. Гриб: «... приоритет прав и за­конных интересов человека и гражданина является первоочередным и основополагающим принципом, задающим ориентир деятель­ности не только органов государственной власти, но и институтов гражданского общества»[9].

Вторым принципом осуществления общественного контроля яв­ляется принцип добровольности, в основе которого лежит деятель­ность, совершаемая по собственному желанию и без всякого при­нуждения. Законом не предусмотрена возможность принуждения гражданина к участию в данных правоотношениях, поскольку они

могут быть сопряжены c определенными ограничениями[10]. Членом общественной наблюдательной комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет. Подобные изъ­ятия связаны с важностью комплекса прав и обязанностей, предо­ставляемых гражданину. Они установлены из-за важности решае­мых проблем, т.к. требуют жизненного опыта, выдержки и знаний. Члены общественных наблюдательных комиссий не являются го­сударственными или муниципальными служащими и осуществля­ют свои функции на общественной (безвозмездной) основе. Члены общественных наблюдательных комиссий не могут получать от фи­зических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение и т. п.) за деятельность, связанную с исполнением их функций.

Следующим принципом осуществления общественного кон­троля и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, является принцип равноправия. Названный принцип применяется непосредственно в деятельности общественных объе­динений, в то время как принцип равенства касается статуса обще­ственных объединений в целом и носит общий характер[11].

Объективность и беспристрастность общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содер­жания являются обязательными условиями надлежащего осущест­вления данной деятельности. Член общественной наблюдательной комиссии должен быть свободен от каких-либо предпочтений, пре­дубеждений или предвзятости и должен стремиться к исключению каких-либо сомнений в его беспристрастности. Ему надлежит воз­держиваться от совершения таких действий, которые впоследствии могут вызвать конфликт интересов или послужить иным основанием для исключения его участия в деятельности общественной наблюда­тельной комиссии. Член общественной наблюдательной комиссии не вправе осуществлять общественный контроль в месте принуди­тельного содержания в случае, если там содержится его близкий родственник (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усы­новленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки), а также в случае, если член общественной наблюдательной комиссии является потерпевшим, свидетелем, защитником или иным лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому при­частно лицо, находящееся в месте принудительного содержания. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципа­ми добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, за­боты об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи[12]. Если у члена общественной наблюдательной комис­сии в месте принудительного содержания находится близкий род­ственник (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усынов­ленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки), то он не вправе осуществлять там общественный контроль. Это распро­страняется и на близких лиц, состоящих в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги в силу сложившихся личных отношений[13].

При получении начальником учреждения информации о том, что возможная встреча члена комиссии с родственником или близким че­ловеком может повлиять на ход следствия или на его содержание, он вправе не допустить члена комиссии в учреждение. Так, например, Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполня­ющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[14] представляет руководству право контроля передвижения граждан по учреждению. Это необходимо для обеспечения режимных требований. Указанный выше запрет оформляется приказом или распоряжением. Подобные действия могут быть обжалованы членом общественной наблюда­тельной комиссии в вышестоящий орган либо в суд в установленном законом порядке.

При осуществлении общественного контроля и содействия ли­цам, находящимся в местах принудительного содержания, не допу­скается вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процес­суальную деятельность и производство по делам об административ­ных правонарушениях.

Принцип законности означает то, что каждая наблюдательная комиссия в своей деятельности обязана соблюдать нормы действу­ющего законодательства и руководствоваться нормами Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Фе­дерации, законов, подзаконных актов. Принцип законности по своей природе является межотраслевым принципом.

Общественные наблюдательные комиссии создают условия для соблюдения прав и законных интересов сотрудников, осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Ими оказывается содей­ствие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле­ния, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъ­екта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в ме­стах принудительного содержания.

Подводя итоги можно отметить, что основные принципы пере­числены в ст. 4 ФЗ «Об общественном контроле», при этом в зако­не не раскрывается их содержание. Следует учесть, что в содержа­нии данной статьи имеются определенные пробелы и неточности, которые по нашему мнению нуждаются в правовой корректировке. В ч. 1 ст. 4 при перечислении принципов приоритета равенства че­ловека, добровольности, равноправия, объективности и законности, по нашему мнению, не назван такой важный принцип, как «принцип демократизма». Также мы полагаем, что принципы, приведенные в перечне ст. 4, расположены не в соответствующей логической после­довательности как с точки зрения их общности (принцип «законно­сти»), так и с точки зрения их значимости (иерархичности) в рамках дальнейшего практического осуществления общественного контро­ля за деятельностью исправительных учреждений.

Четкое исполнение принципов оказывает воздействие на практи­ку общественного контроля и содействия лицам, находящимся в ме­стах принудительного содержания, корректируя ее в пользу реализа­ции прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом, объективности, демократизма и др.

 

[1] См.: Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассам­блеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апр.

[2] См.: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, со­циальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда Российской Фе­дерации. 1994. № 12.

[3] См.: Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г.) // СЗ РФ. 2010. № 8. Ст. 781.

[4] См.: Антипов А.Н., Первозванский В.Б., Голик Н.М., Кудряшов О.В. О возможности и целесообразности имплементации некоторых положений Ев­ропейских тюремных правил в российское законодательство // Вестник Томско­го государственного университета. Право. 2015. № 1 (15). С. 15.

[5] См.: Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила» (Принята 11 января 2006 на 952-ом за­седании представителей министров) Документ опубликован не был // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[6] См.: Антипов А. Н., Первозванский В. Б., Голик Н. М., Кудряшов О. В. Совершенствуя уголовно-исполнительное законодательство России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 26. С. 27.

[7] См.: Федеральный закон от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном кон­троле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящихся в местах принудительного содержания» (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

[8] См.: Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 411-ФЗ «О внесении измене­ний в Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находя­щимся в местах принудительного содержания» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7353.

[9] Гриб В. В. Актуальные проблемы правового развития института обще­ственного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муници­пальное право. 2015. № 11. С. 9.

[10] См.: Синицын С. А. Абсолютные и относительные субъективные граж­данские права: проблемы теории // Журнал российского права. 2016. № 2. С. 56.

[11] См.: Иванова М. И. Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации // Конституционное и му­ниципальное право. 2010. № 2. С. 13.

[12] См.: Зубарева О. Г К вопросу о методологии исследования семейных пра­воотношений // Семейное и жилищное право. 2015. № 4. С. 7.

[13] См.: Тепляшин И. В. Нормативные правовые основы института обще­ственного контроля: современное состояние // Современное право. 2014. № 8. С. 40.

[14] См.: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учрежде­ниях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред. от 20.04.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 211 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%