Вторник, 26.11.2024, 21:25
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Защита гражданских прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, общественными правозащитными организациями

Ни одно государство не может считаться правовым и демокра­тическим, если человек, его права, не имеют приоритета по отноше­нию к иным социальным ценностям. Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, несмотря на тяжесть совершенного ими деяния и суровость назначенного судом наказания, лишающего их обладания многими естественными правами, остаются гражданами своей страны. Однако стереотип общественного сознания нередко трактует пенитенциарную систему как ориентированную главным образом на наказание, а не на исправление осужденных. Отсюда тра­диционное невнимание к правам осужденных со стороны, как самих сотрудников пенитенциарной системы, так и общества в целом.

Осужденным в условиях изоляции сложнее отстоять свои инте­ресы. Поэтому в поддержку им выступают общественные правоза­щитные организации, отличающиеся независимостью от государ­ства. Они призваны своевременно реагировать на противоречащие закону действия и бездействия должностных лиц исправительных учреждений, оказывать помощь в восстановлении нарушенных прав осужденных.

Старейшей из действующих на сегодняшний день правозащит­ных организаций России является Московская Хельсинская груп­па. Датой ее образования следует считать 12 мая 1976 г.[1] На ноябрь 2015 г. в России действует 70 общественных правозащитных органи­заций, специализирующихся главным образом на защите прав осу­жденных и заключенных под стражу. Из них в Москве - 23; Архан­гельской области - 4; Петрозаводске - 2; Хабаровске - 1; Иркутской области - 4; Свердловской области - 6; Санкт-Петербурге - 11; Ту­ле - 3; Нижнем Новгороде - 2, Краснодаре - 2, Тосно - 1, Иваново - 1, Красноярске - 1, Курск - 1, Московской области (г. Серпухов) - 1, Новгороде - 1, Омске - 1, Перми - 1, Рязани - 1, Самаре - 1, Сарато­ве - 1, Томске - 1, Челябинске - 1[2].

В своей деятельности правозащитные организации довольно часто сталкиваются с ущемлением прав осужденных и лиц, содер­жащихся под стражей. Общественные правозащитные организации могут действовать в таких случаях по различным направлениям.

На начальном этапе роль данных объединений состоит в том, чтобы повлиять на общественное мнение, с целью донесения до лю­дей того, что ситуация с правами заключенных - это действитель­но проблема всего общества. Как правило, следует учитывать, что проблемные вопросы, связанные с реализацией прав осужденными бывают как достаточно очевидные, так и скрытые.

Во-вторых, организации обращаются к поиску путей решений возникших противоречий. Здесь возможно несколько вариантов: разработка проектов законов и иных нормативных актов, поправок действующего законодательства, формулирование проектов ука­зов Президента и предложения, сформулированные в обращениях к главе государства, разработка концепции политики региональной администрации по определенному направлению. Выделяются так­же такие направления, как организация исследований и экспертных оценок, изучение опыта других стран и регионов, подготовка анали­тических записок.

В-третьих, варианты дальнейших действий подлежат обсужде­нию в виде семинаров, круглых столов и конференций, иницииро­вания обсуждения темы в СМИ, а также публичных акций, вклю­чая пикеты и митинги. На этом этапе допустимы непосредственные взаимодействия с властными структурами, включая формы работы с местными и региональными депутатами, а также участие в посто­янных «переговорных площадках», таких как общественные советы при Минюсте, УВД, в Комиссиях по правам человека, в Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию инсти­тутов гражданского общества и правам человека.

В-четвертых, участие общественных правозащитных органи­заций является участия в реализации решений властных структур. Например, после учреждения распоряжением губернатора Пермской области института совместных общественно-государственных про­верок ситуации с правами человека в колониях и иных местах изоля­ции людей, сотрудники Пермского правозащитного центра активно участвуют в таких совместных проверках.

Наконец, на общественные организации возлагается контроль исполнения решений и выявление возможных отклонений. Это вы­ражается в докладах о ситуации прав человека в целом в регионе, по отдельным типам нарушений прав человека или по деятельности конкретных властных структур, например, судов или иных[3].

Практическую деятельность правозащитников по защите осу­жденных и лиц, содержащихся под стражей, думается, следует рас­сматривать как выполнение задач по реализации провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод. Часть 2 ст. 21 которой гласит, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство об­ращению или наказанию.

Общественные правозащитные организации не только косвенно могут оказывать содействие в защите прав осужденных, обращаясь к органам, наделенным на это властными полномочиями. В некоторых случаях, известны ситуации, при которых правозащитники самосто­ятельно оказывали необходимую помощь лицам, отбывающим нака­зание в исправительных учреждениях.

Так, например, с 1995 по 2003 г. общественная организация «Врачи без границ» занималась лечением больных туберкулезом в сибирских тюрьмах. В 2010 г., работая в сотрудничестве с тюрем­ной системой здравоохранения Кыргызстана, международная орга­низация «Врачи без границ» помогла выявить свыше 300 случаев заболевания туберкулезом, для сравнения в 2006 г. их было более 700. Данная правозащитная организация специализировалась также и на последующем наблюдение за больными туберкулезом, которые были освобождены из тюрьмы[4].

В ноябре 2015 г. «Врачи без границ» заканчивает поддержку про­граммы по лечению туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ ТБ) в пенитенциарной системе в самопровоз­глашенной Донецкой народной республике в связи отменой аккреди­тации организации после 5 лет предоставления помощи пациентам. За эти годы в программу были включены 756 пациентов, на момент прекращения деятельности на лечении находятся 170 пациентов в пяти следственных изоляторах и тюрьмах в Мариуполе, Артемов- ске, Днепропетровске, Ждановке и Донецке. Команда предоставляет все необходимые медикаменты для лечения заболевания и побочных эффектов «Врачи без границ» является одной из немногих органи­заций, предоставляющих, помимо других важных медикаментов, инсулин для пациентов, страдающих диабетом, и гемодиализ для ле­чения почечной недостаточности[5].

Проблемными являются вопросы защиты трудовых прав осу­жденных. По мнению исследователей, труд осужденных преследу­ет воспитательные, экономические, социальные и оздоровительные цели. Но ситуации, происходящие в местах лишения свободы, гово­рят об обратном[6].

Например, в августе 2012 г. в Фонд «В защиту прав заключен­ных» поступило сообщение о том, что условия отбывания наказа­ния в ИК-3 не соответствуют нормам. Помещения холодные, жилые помещения находятся в аварийном состоянии, производственные помещения не соответствуют требованиям безопасности и гигиены. Нормы выработки намеренно завышаются, поэтому их выполнение становится невозможным. Осужденных женщин принуждают выхо­дить на работу в выходные дни и ночные смены, без соответствую­щей оплаты труда.

В июне специалистами Фонда было направлено обращение прокурору и начальнику УФСИН по Ивановской области с прось­бой провести проверку, устранить нарушения и привлечь виновных должностных лиц к ответственности.

В августе Фонд получил ответ из УФСИН по Ивановской области о том, что нарушения выявлены, а именно нарушения ст. 113, 152, 153, 95, 99 Трудового кодекса Российской Федерации в части оплаты осужденным за работу в выходные дни, а также продолжительности работы накануне выходных дней при шестидневной рабочей неде­ле. По выявленным нарушениям в ФКУ ИК-3 проведена проверка, заместитель начальника по производственной деятельности привле­чен к дисциплинарной ответственности, нарушения устраняются, а осужденным будет произведен перерасчет заработной платы с уче­том Предписания, выданного Государственной инспекцией труда в Ивановской области[7].

Исполнительный директор Межрегионального центра прав че­ловека екатеринбургский адвокат Роман Качанов отметил также про­блему наложения на заключенных незаслуженных дисциплинарных взысканий, что практически невозможно доказать, в связи с тем, что осужденные зачастую не имеют возможности даже написать объяс­нение, поскольку им не дают бумагу и ручку. В результате, когда про­куратура проводит чисто документарную проверку, и с точки зрения составления бумаг наказание выглядит обоснованным. По его сло­вам, выходом из сложившейся ситуации может быть законодатель­ное закрепление возможности помещения в ШИЗО и назначения других наказаний только за правонарушения, зафиксированные на видеокамеры[8].

Среди правозащитных организаций, выступающих в поддержку прав лиц, находящихся в изоляции от общества, наиболее признан­ной и известной считается «Фонд в защиту прав заключенных», рас­положенный в Москве.

Всего за 2014 г. в Фонд поступило 1607 обращений от заклю­ченных и их родственников из 73 субъектов Российской Федерации. Наибольшее количество обращений поступило из Красноярского края (111), Пермского края (96), Кировской области (79), Республики Башкортостан (63), Свердловской области (63), Республики Мордо­вия (61), Ставропольского края (56), ЯНАО (56).

Наибольшее количество жалоб (медицина, условия содержания, насилие, и др.) поступило из Калужской области (30), Республики Мордовия (30), Красноярского края (27), Кировской области (25), Пермского края (23).

Из них на применение насилия больше всего жалуются из Респу­блики Мордовия (13), Республики Башкирия (9), Свердловской об­ласти (7). На плохое медицинское обслуживание - из Калужской об­ласти (17), Новосибирской области (10), Республики Мордовия (8).

По результатам рассмотрения обращений были приняты реше­ния:

по 841 обращению были даны письменные и устные юридиче­ские консультации;

по 492 обращениям была оказана материальная помощь, в виде направления заключенным правовой литературы, книг.

По фактам нарушения прав заключенных сотрудниками Фонда направляются обращения в органы прокуратуры, ФСИН и УФСИН, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и в регионах Российской Федерации, следственные органы, ОНК и др.

По результатам рассмотрения обращений были приняты реше­ния:

по 491 обращениям были даны письменные и устные юриди­ческие консультации;

по 400 обращениям была оказана материальная помощь, в виде направления заключенным правовой литературы, книг;

По нижеуказанным жалобам Фондом были направлены обраще­ния в органы власти и прокуратуры, не менее 800 обращений.

157 обращение с жалобой на медицинское обслуживание и ле­чение;

119 с жалобой на применение физического и психологического насилия;

51 жалобы на санитарно-гигиенические условия содержания;

41 жалоб на водворение в изоляторы, ПКТ, ЕПКТ;

21 - по режиму содержания;

15 - по режиму труда;

37 - связь с внешним миром (цензура и пр.);

36 - перевод;

207- просьба поддержать надзорную жалобу;

491 - юридическая помощь;

400 - материальная помощь;

35 - прочее[9].

Таким образом, проанализировав состояние защищенности лиц, находящихся в изоляции от общества на современном этапе разви­тия пенитенциарной системы в России, следует отметить неуклон­ное повышение роли правозащитных организаций, выступающих в защиту гражданских прав осужденных. Являясь посредником между заключенными и государственными органами, их задачей становит­ся сделать достоянием гласности, организовать и проследить ход ре­шения проблем соблюдения прав в местах лишения свободы.

 

[1] См: Сунгуров А. Ю. Участие правозащитных организаций в процессе принятия властных решений. URL: http://wwwxivisbook.ru/files/File/Sungurov_ uchastie.pdf (дата обращения: 18.12.2015).

[2] См: Правозащитные организации Российской Федерации. URL: http:// www.goscontrol.ru/showDoc/id/б. (дата обращения: 11.12.2015).

[3] См.: Правозащитные организации Российской Федерации. URL: http:// www.goscontrol.ru/showDoc/id/6 (дата обращения: 11.12.2015).

[4] См.: Лечить больных туберкулезом становится все труднее. URL: http:// www.ru.msf. org/ru/lechit-bolnyh-tuberkulezom-stanovitsya-vse-tradnee (дата обра­щения: 12.12.2015).

[5] См.: MSF прекращает поддержку программы по лечению туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью в пенитенциарной системе в До­нецке после отмены аккредитации 19 октября. URL: http://www.ru.msf.org/en/ node/2866 (дата обращения: 12.12.2015).

[6] См.: Левицкая А. Г. Право осужденных к лишению свободы на труд: ре­альность и перспективы // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 1 (6). С. 51.

[7] См.: Тамбовская область: в ИК-8 нарушают трудовые права осужденных. URL: http://www.zashita-zk.org/A5205F2/1360153646.html (дата обращения: 12.12.2015).

[8] См.: Кириллова К. Унижение как система. Круглый стол правозащитников глазами независимой прессы // Вестник «В защиту прав заключенных». 2013. № 1-2. С. 48.

[9] См.: Отчет о работе Фонда «В защиту прав заключенных» в 2014 году. URL: http://www.zashita-zk.org/A5205F2/1429187713.html (дата обраще-

ния:13.12.2015).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 229 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%