Ни одно государство не может считаться правовым и демократическим, если человек, его права, не имеют приоритета по отношению к иным социальным ценностям. Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, несмотря на тяжесть совершенного ими деяния и суровость назначенного судом наказания, лишающего их обладания многими естественными правами, остаются гражданами своей страны. Однако стереотип общественного сознания нередко трактует пенитенциарную систему как ориентированную главным образом на наказание, а не на исправление осужденных. Отсюда традиционное невнимание к правам осужденных со стороны, как самих сотрудников пенитенциарной системы, так и общества в целом.
Осужденным в условиях изоляции сложнее отстоять свои интересы. Поэтому в поддержку им выступают общественные правозащитные организации, отличающиеся независимостью от государства. Они призваны своевременно реагировать на противоречащие закону действия и бездействия должностных лиц исправительных учреждений, оказывать помощь в восстановлении нарушенных прав осужденных.
Старейшей из действующих на сегодняшний день правозащитных организаций России является Московская Хельсинская группа. Датой ее образования следует считать 12 мая 1976 г.[1] На ноябрь 2015 г. в России действует 70 общественных правозащитных организаций, специализирующихся главным образом на защите прав осужденных и заключенных под стражу. Из них в Москве - 23; Архангельской области - 4; Петрозаводске - 2; Хабаровске - 1; Иркутской области - 4; Свердловской области - 6; Санкт-Петербурге - 11; Туле - 3; Нижнем Новгороде - 2, Краснодаре - 2, Тосно - 1, Иваново - 1, Красноярске - 1, Курск - 1, Московской области (г. Серпухов) - 1, Новгороде - 1, Омске - 1, Перми - 1, Рязани - 1, Самаре - 1, Саратове - 1, Томске - 1, Челябинске - 1[2].
В своей деятельности правозащитные организации довольно часто сталкиваются с ущемлением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Общественные правозащитные организации могут действовать в таких случаях по различным направлениям.
На начальном этапе роль данных объединений состоит в том, чтобы повлиять на общественное мнение, с целью донесения до людей того, что ситуация с правами заключенных - это действительно проблема всего общества. Как правило, следует учитывать, что проблемные вопросы, связанные с реализацией прав осужденными бывают как достаточно очевидные, так и скрытые.
Во-вторых, организации обращаются к поиску путей решений возникших противоречий. Здесь возможно несколько вариантов: разработка проектов законов и иных нормативных актов, поправок действующего законодательства, формулирование проектов указов Президента и предложения, сформулированные в обращениях к главе государства, разработка концепции политики региональной администрации по определенному направлению. Выделяются также такие направления, как организация исследований и экспертных оценок, изучение опыта других стран и регионов, подготовка аналитических записок.
В-третьих, варианты дальнейших действий подлежат обсуждению в виде семинаров, круглых столов и конференций, инициирования обсуждения темы в СМИ, а также публичных акций, включая пикеты и митинги. На этом этапе допустимы непосредственные взаимодействия с властными структурами, включая формы работы с местными и региональными депутатами, а также участие в постоянных «переговорных площадках», таких как общественные советы при Минюсте, УВД, в Комиссиях по правам человека, в Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
В-четвертых, участие общественных правозащитных организаций является участия в реализации решений властных структур. Например, после учреждения распоряжением губернатора Пермской области института совместных общественно-государственных проверок ситуации с правами человека в колониях и иных местах изоляции людей, сотрудники Пермского правозащитного центра активно участвуют в таких совместных проверках.
Наконец, на общественные организации возлагается контроль исполнения решений и выявление возможных отклонений. Это выражается в докладах о ситуации прав человека в целом в регионе, по отдельным типам нарушений прав человека или по деятельности конкретных властных структур, например, судов или иных[3].
Практическую деятельность правозащитников по защите осужденных и лиц, содержащихся под стражей, думается, следует рассматривать как выполнение задач по реализации провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод. Часть 2 ст. 21 которой гласит, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Общественные правозащитные организации не только косвенно могут оказывать содействие в защите прав осужденных, обращаясь к органам, наделенным на это властными полномочиями. В некоторых случаях, известны ситуации, при которых правозащитники самостоятельно оказывали необходимую помощь лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях.
Так, например, с 1995 по 2003 г. общественная организация «Врачи без границ» занималась лечением больных туберкулезом в сибирских тюрьмах. В 2010 г., работая в сотрудничестве с тюремной системой здравоохранения Кыргызстана, международная организация «Врачи без границ» помогла выявить свыше 300 случаев заболевания туберкулезом, для сравнения в 2006 г. их было более 700. Данная правозащитная организация специализировалась также и на последующем наблюдение за больными туберкулезом, которые были освобождены из тюрьмы[4].
В ноябре 2015 г. «Врачи без границ» заканчивает поддержку программы по лечению туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ ТБ) в пенитенциарной системе в самопровозглашенной Донецкой народной республике в связи отменой аккредитации организации после 5 лет предоставления помощи пациентам. За эти годы в программу были включены 756 пациентов, на момент прекращения деятельности на лечении находятся 170 пациентов в пяти следственных изоляторах и тюрьмах в Мариуполе, Артемов- ске, Днепропетровске, Ждановке и Донецке. Команда предоставляет все необходимые медикаменты для лечения заболевания и побочных эффектов «Врачи без границ» является одной из немногих организаций, предоставляющих, помимо других важных медикаментов, инсулин для пациентов, страдающих диабетом, и гемодиализ для лечения почечной недостаточности[5].
Проблемными являются вопросы защиты трудовых прав осужденных. По мнению исследователей, труд осужденных преследует воспитательные, экономические, социальные и оздоровительные цели. Но ситуации, происходящие в местах лишения свободы, говорят об обратном[6].
Например, в августе 2012 г. в Фонд «В защиту прав заключенных» поступило сообщение о том, что условия отбывания наказания в ИК-3 не соответствуют нормам. Помещения холодные, жилые помещения находятся в аварийном состоянии, производственные помещения не соответствуют требованиям безопасности и гигиены. Нормы выработки намеренно завышаются, поэтому их выполнение становится невозможным. Осужденных женщин принуждают выходить на работу в выходные дни и ночные смены, без соответствующей оплаты труда.
В июне специалистами Фонда было направлено обращение прокурору и начальнику УФСИН по Ивановской области с просьбой провести проверку, устранить нарушения и привлечь виновных должностных лиц к ответственности.
В августе Фонд получил ответ из УФСИН по Ивановской области о том, что нарушения выявлены, а именно нарушения ст. 113, 152, 153, 95, 99 Трудового кодекса Российской Федерации в части оплаты осужденным за работу в выходные дни, а также продолжительности работы накануне выходных дней при шестидневной рабочей неделе. По выявленным нарушениям в ФКУ ИК-3 проведена проверка, заместитель начальника по производственной деятельности привлечен к дисциплинарной ответственности, нарушения устраняются, а осужденным будет произведен перерасчет заработной платы с учетом Предписания, выданного Государственной инспекцией труда в Ивановской области[7].
Исполнительный директор Межрегионального центра прав человека екатеринбургский адвокат Роман Качанов отметил также проблему наложения на заключенных незаслуженных дисциплинарных взысканий, что практически невозможно доказать, в связи с тем, что осужденные зачастую не имеют возможности даже написать объяснение, поскольку им не дают бумагу и ручку. В результате, когда прокуратура проводит чисто документарную проверку, и с точки зрения составления бумаг наказание выглядит обоснованным. По его словам, выходом из сложившейся ситуации может быть законодательное закрепление возможности помещения в ШИЗО и назначения других наказаний только за правонарушения, зафиксированные на видеокамеры[8].
Среди правозащитных организаций, выступающих в поддержку прав лиц, находящихся в изоляции от общества, наиболее признанной и известной считается «Фонд в защиту прав заключенных», расположенный в Москве.
Всего за 2014 г. в Фонд поступило 1607 обращений от заключенных и их родственников из 73 субъектов Российской Федерации. Наибольшее количество обращений поступило из Красноярского края (111), Пермского края (96), Кировской области (79), Республики Башкортостан (63), Свердловской области (63), Республики Мордовия (61), Ставропольского края (56), ЯНАО (56).
Наибольшее количество жалоб (медицина, условия содержания, насилие, и др.) поступило из Калужской области (30), Республики Мордовия (30), Красноярского края (27), Кировской области (25), Пермского края (23).
Из них на применение насилия больше всего жалуются из Республики Мордовия (13), Республики Башкирия (9), Свердловской области (7). На плохое медицинское обслуживание - из Калужской области (17), Новосибирской области (10), Республики Мордовия (8).
По результатам рассмотрения обращений были приняты решения:
по 841 обращению были даны письменные и устные юридические консультации;
по 492 обращениям была оказана материальная помощь, в виде направления заключенным правовой литературы, книг.
По фактам нарушения прав заключенных сотрудниками Фонда направляются обращения в органы прокуратуры, ФСИН и УФСИН, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и в регионах Российской Федерации, следственные органы, ОНК и др.
По результатам рассмотрения обращений были приняты решения:
по 491 обращениям были даны письменные и устные юридические консультации;
по 400 обращениям была оказана материальная помощь, в виде направления заключенным правовой литературы, книг;
По нижеуказанным жалобам Фондом были направлены обращения в органы власти и прокуратуры, не менее 800 обращений.
157 обращение с жалобой на медицинское обслуживание и лечение;
119 с жалобой на применение физического и психологического насилия;
51 жалобы на санитарно-гигиенические условия содержания;
41 жалоб на водворение в изоляторы, ПКТ, ЕПКТ;
21 - по режиму содержания;
15 - по режиму труда;
37 - связь с внешним миром (цензура и пр.);
36 - перевод;
207- просьба поддержать надзорную жалобу;
491 - юридическая помощь;
400 - материальная помощь;
35 - прочее[9].
Таким образом, проанализировав состояние защищенности лиц, находящихся в изоляции от общества на современном этапе развития пенитенциарной системы в России, следует отметить неуклонное повышение роли правозащитных организаций, выступающих в защиту гражданских прав осужденных. Являясь посредником между заключенными и государственными органами, их задачей становится сделать достоянием гласности, организовать и проследить ход решения проблем соблюдения прав в местах лишения свободы.
[1] См: Сунгуров А. Ю. Участие правозащитных организаций в процессе принятия властных решений. URL: http://wwwxivisbook.ru/files/File/Sungurov_ uchastie.pdf (дата обращения: 18.12.2015).
[2] См: Правозащитные организации Российской Федерации. URL: http:// www.goscontrol.ru/showDoc/id/б. (дата обращения: 11.12.2015).
[3] См.: Правозащитные организации Российской Федерации. URL: http:// www.goscontrol.ru/showDoc/id/6 (дата обращения: 11.12.2015).
[4] См.: Лечить больных туберкулезом становится все труднее. URL: http:// www.ru.msf. org/ru/lechit-bolnyh-tuberkulezom-stanovitsya-vse-tradnee (дата обращения: 12.12.2015).
[5] См.: MSF прекращает поддержку программы по лечению туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью в пенитенциарной системе в Донецке после отмены аккредитации 19 октября. URL: http://www.ru.msf.org/en/ node/2866 (дата обращения: 12.12.2015).
[6] См.: Левицкая А. Г. Право осужденных к лишению свободы на труд: реальность и перспективы // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 1 (6). С. 51.
[7] См.: Тамбовская область: в ИК-8 нарушают трудовые права осужденных. URL: http://www.zashita-zk.org/A5205F2/1360153646.html (дата обращения: 12.12.2015).
[8] См.: Кириллова К. Унижение как система. Круглый стол правозащитников глазами независимой прессы // Вестник «В защиту прав заключенных». 2013. № 1-2. С. 48.
[9] См.: Отчет о работе Фонда «В защиту прав заключенных» в 2014 году. URL: http://www.zashita-zk.org/A5205F2/1429187713.html (дата обраще-
ния:13.12.2015).
|