В современном мире защита прав человека является одной из главных функций государства. Статья 45 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
Указанное положение относится в полной мере и к сфере исполнительного производства. Стороны исполнительного производства - должник или взыскатель - имеют право на законное, своевременное, не ущемляющее их права исполнение судебных актов, актов других органов или должностных лиц.
Согласно данным статистики отмечается положительная динамика погашения осужденными исковых требований по исполнительным листам. По состоянию на 1 января 2015 г. трудоустроены и погашали иски 84,5 тыс. человек, или 51,3% общей численности лиц данной категории (2013 г. - 46,2%)\ Однако, исполнительное производство в отношении осужденных сопровождается существенными трудностями.
В данной статье рассматриваются общие положения об исполнительном производстве в отношении должников, осужденных к лишению свободы, анализируется алгоритм взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний. Платформа для данных взаимоотношений разработана в Соглашении ФССП России, ФСИН России от 25.11.2015 г. № 0001/43/01-81180 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний»[1] [2].
Конституция Российской Федерации, являясь основным законом государства, п. 1 ст. 1 закрепляет, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Правовое государство предполагает не только правовое закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие механизма их обеспечения, гарантированности. В этой связи лица, совершившие преступления, обязаны понести соответствующее наказание и иные обязанности и ограничения, в том числе возместить причиненный преступлением имущественный вред. Кроме того, отбывание наказания в виде лишения свободы не исключает возможности для осужденного иметь иные неисполненные обязательства, исполнительное производство по которым осуществляется в общем порядке, с учетом особенностей, которые связаны с отбыванием наказания в местах лишения свободы.
В зависимости от вида наказания, назначенного осужденному, можно выделить две группы осужденных, исполнительное производство в отношении которых будет существенно отличаться:
исполнительное производство в отношении лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы,
исполнительное производство в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Применительно к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы можно выделить три наиболее частые ситуации ведения исполнительного производства:
Исполнительное производство, связанное с исполнением уголовного штрафа. Особенности регулирования порядка исполнительного производства по взысканию штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления, вызваны необходимостью совмещения задач и целей исполнительного производства с целями и задачами назначения и исполнения уголовного наказания. Поскольку цели исполнительного производства - исполнение исполнительного документа и цели органов, исполняющих наказание - исполнение наказания тесно переплетаются, при исполнении исполнительного документа о назначении штрафа в виде наказания за преступление могут быть применены все процедуры по исполнению.
Согласно ч. 1 ст. 46 УК РФ[3] штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. Размеры штрафа, порядок его назначения в качестве основного или дополнительно наказания за совершенное уголовное преступления детально определяется частями 2-5 ст. 46 УК РФ.
Согласно ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить его в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу, о чем он предупреждается в установленном порядке под роспись, а при отсутствии у него такой возможности, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до пяти лет.
Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужденный, в отношении которого суд принял решение о рассрочке уплаты штрафа, обязаны в течение 60 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. В дальнейшем, осужденный обязан уплачивать последующие части штрафа ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.
Согласно ст. 32 УИК РФ в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, применяются следующие меры:
в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 Уголовного кодекса Российской Федерации;
в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а именно ФЗ «Об исполнительном производстве» и УИК РФ.
Следует иметь в виду, что злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, при этом данный срок может быть продлен судом до 30 суток (ч. 4 ст. 32 УИК РФ).
Необходимо помнить также, что суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 (за исключением случаев, указанных в п. 1 и 18) и 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[4] (далее - УПК РФ). В соответствии с законодательством Российской Федерации[5] суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
При этом учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденным наказания в виде принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде принудительных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, смертной казни (ч. 3 ст. 20 УИК РФ).
Таким образом, в данном случае исполнительное производство в отношении лиц, осужденных к лишению свободы - это форма реализации ответственности, которая возникает как юридическая обязанность субъекта при наличии вины, отвечать за совершенное преступление перед государством в виде уплаты уголовного штрафа, и служит средством индивидуализации уголовной ответственности, способом восстановления нарушенного права и предупреждения совершения других преступлений.
Исполнительное производство, связанное с возмещением вреда, причиненного преступлением (результат рассмотрения гражданского иска в рамках уголовного дела, либо как самостоятельного требования в гражданском процессе).
В качестве достоинства включения искового производства в уголовный процесс является то, что оно предоставляет гражданскому истцу (потерпевшему) ряд преимуществ и обеспечивает ему доступ к правосудию. Т.е. гарантированную государством возможность заинтересованного лица в наиболее короткий срок беспрепятственно прибегнуть к процедуре судебной защиты своих прав и интересов и отстаивать их в установленном законом порядке, исключая тем самым возможность отказа в правосудии[6]. Основным преимуществом является отсутствие необходимости дважды — в уголовном и в гражданском процессе - отстаивать нарушенные преступлением права и интересы.
Особенностью института гражданского иска в уголовном процессе является то, что порядок рассмотрения иска регулируется нормами УПК РФ, а исполнение - как нормами УПК (ст. 44, 54, 115, 160.1, 216, 230, 250, 299, 305, 306, 309 и т. д.), так и нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (раздел
VII ГПК РФ), а также Федеральным законом «Об исполнительном производстве»[7].
Исполнительное производство по принудительному исполнению иных (не связанных с осуждением лица) исполнительных документов имеет в своем основании самые разнообразные судебные постановления, а равно постановления иных органов, которые также исполняются по правилам исполнительного производства. Наиболее распространены применительно к лицам, отбывающим наказания в виде лишения свободы исполнительные листы и судебные приказы по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей [8].
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов). Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом «О судебных приставах»[9].
Статья 7 Федерального закона № 229-ФЗ устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
В частности, УИК РФ регулирует порядок удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы, которые осуществляет учреждение, исполняющее уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 107 УИК РФ).
Таким образом, применительно к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, осуществляется взаимодействие двух федеральных служб (ФСИН и ФССП), которое осуществляется на основе, как действующего федерального законодательства[10], так и Соглашения ФССП России, ФСИН России от 25.11.2015 г. №0001/43/0181180 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний».
Таким образом, осужденные вне зависимости от меры уголовно-правового характера, примененной к ним, в том числе связанной с изоляцией от общества, остаются гражданами своего государства, и на них распространяются общегражданские права и обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации, с определенными ограничениями. Кроме того, осужденные в соответствии с их правовым статусом наделяются и специфическими правами и обязанностями, свойственными назначенной им мере уголовно-правового характера. В отношении значительной части осужденных ведется исполнительное производство по взысканию имущественного ущерба, причиненного преступлением, взысканию алиментных платежей или иное исполнительное производство.
Правоотношения на стадии исполнения приговора разнообразны, поэтому обширен и круг вопросов, возникающих при исполнении судебного решения и реализации исполнительного производства в отношении лиц, осужденных к лишению свободы.
[1] См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. URL: http://fsin.su/structure/inspector/ iao/Doklad/DROND%202015-2017.pdf (дата обращения: 25.05.2016).
[2] См.: Соглашение ФССП России, ФСИН России от 25.11.2015 г. № 0001/43/01-81180 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2016. № 20.
[3] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
[4] См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
[5] См. подр.: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
[6] См.: Баранов В. А., Приженникова А. Н., Исполнение приговора суда в части исковых требований // Юридический мир. 2008. № 3. С. 38.
[7] См.: Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
[8] Существует также иной способ установления алиментов, уплачиваемых осужденным - соглашение. Порядок его реализации осужденным имеет ряд сложностей и при таких условиях как изоляция и режимные требования и фактически не осуществляется. Соглашение об уплате алиментов на несовершеннолетних детей подлежит обязательному нотариальному удостоверению и подлежит принудительном исполнению наравне с судебным актом.
[9] См.: Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
[10] См.: Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ // Там же. 1997. № 2. Ст. 198.
|