Вторник, 26.11.2024, 21:29
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Отдельные вопросы исполнительного производства в отношении лиц, осужденных к лишению свободы

В современном мире защита прав человека является одной из главных функций государства. Статья 45 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Указанное положение относится в полной мере и к сфере испол­нительного производства. Стороны исполнительного производства - должник или взыскатель - имеют право на законное, своевременное, не ущемляющее их права исполнение судебных актов, актов других органов или должностных лиц.

Согласно данным статистики отмечается положительная дина­мика погашения осужденными исковых требований по исполни­тельным листам. По состоянию на 1 января 2015 г. трудоустроены и погашали иски 84,5 тыс. человек, или 51,3% общей численности лиц данной категории (2013 г. - 46,2%)\ Однако, исполнительное произ­водство в отношении осужденных сопровождается существенными трудностями.

В данной статье рассматриваются общие положения об испол­нительном производстве в отношении должников, осужденных к лишению свободы, анализируется алгоритм взаимодействия Феде­ральной службы судебных приставов и Федеральной службы испол­нения наказаний. Платформа для данных взаимоотношений разра­ботана в Соглашении ФССП России, ФСИН России от 25.11.2015 г. № 0001/43/01-81180 «О взаимодействии Федеральной службы су­дебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний»[1] [2].

Конституция Российской Федерации, являясь основным законом государства, п. 1 ст. 1 закрепляет, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республи­канской формой правления. Правовое государство предполагает не только правовое закрепление прав и свобод человека и гражданина, но и наличие механизма их обеспечения, гарантированности. В этой связи лица, совершившие преступления, обязаны понести соответ­ствующее наказание и иные обязанности и ограничения, в том чис­ле возместить причиненный преступлением имущественный вред. Кроме того, отбывание наказания в виде лишения свободы не ис­ключает возможности для осужденного иметь иные неисполненные обязательства, исполнительное производство по которым осущест­вляется в общем порядке, с учетом особенностей, которые связаны с отбыванием наказания в местах лишения свободы.

В зависимости от вида наказания, назначенного осужденному, можно выделить две группы осужденных, исполнительное произ­водство в отношении которых будет существенно отличаться:

исполнительное производство в отношении лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы,

исполнительное производство в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Применительно к лицам, отбывающим наказание в виде лише­ния свободы можно выделить три наиболее частые ситуации веде­ния исполнительного производства:

Исполнительное производство, связанное с исполнением уголовного штрафа. Особенности регулирования порядка исполни­тельного производства по взысканию штрафа, назначенного в ка­честве наказания за совершение преступления, вызваны необходи­мостью совмещения задач и целей исполнительного производства с целями и задачами назначения и исполнения уголовного наказа­ния. Поскольку цели исполнительного производства - исполнение исполнительного документа и цели органов, исполняющих наказа­ние - исполнение наказания тесно переплетаются, при исполнении исполнительного документа о назначении штрафа в виде наказания за преступление могут быть применены все процедуры по исполне­нию.

Согласно ч. 1 ст. 46 УК РФ[3] штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. Размеры штрафа, порядок его назначения в качестве основного или дополнительно на­казания за совершенное уголовное преступления детально опреде­ляется частями 2-5 ст. 46 УК РФ.

Согласно ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить его в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу, о чем он предупреждается в уста­новленном порядке под роспись, а при отсутствии у него такой воз­можности, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до пяти лет.

Осужденный к штрафу с рассрочкой выплаты, а также осужден­ный, в отношении которого суд принял решение о рассрочке упла­ты штрафа, обязаны в течение 60 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. В дальнейшем, осужденный обязан уплачивать последующие части штрафа ежемесячно не позднее последнего дня каждого последую­щего месяца.

Согласно ст. 32 УИК РФ в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, применяются следующие меры:

в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от упла­ты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня исте­чения предельного срока уплаты, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 Уголовного кодекса Российской Федерации;

в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судеб­ный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принуди­тельном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а именно ФЗ «Об исполнительном производстве» и УИК РФ.

Следует иметь в виду, что злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объ­является в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, при этом данный срок может быть продлен судом до 30 суток (ч. 4 ст. 32 УИК РФ).

Необходимо помнить также, что суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению су­дом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 (за исключением случаев, указанных в п. 1 и 18) и 398 Уголовно-про­цессуального кодекса Российской Федерации[4] (далее - УПК РФ). В соответствии с законодательством Российской Федерации[5] суд рас­сматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия админи­страции учреждений и органов, исполняющих наказания.

При этом учреждения и органы, исполняющие наказания, уве­домляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденным наказания в виде принудительных работ, ареста, со­держания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде принудительных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по во­енной службе, ограничения свободы, смертной казни (ч. 3 ст. 20 УИК РФ).

Таким образом, в данном случае исполнительное производство в отношении лиц, осужденных к лишению свободы - это форма реализации ответственности, которая возникает как юридическая обязанность субъекта при наличии вины, отвечать за совершенное преступление перед государством в виде уплаты уголовного штрафа, и служит средством индивидуализации уголовной ответственности, способом восстановления нарушенного права и предупреждения со­вершения других преступлений.

Исполнительное производство, связанное с возмещением вреда, причиненного преступлением (результат рассмотрения граж­данского иска в рамках уголовного дела, либо как самостоятельного требования в гражданском процессе).

В качестве достоинства включения искового производства в уго­ловный процесс является то, что оно предоставляет гражданскому истцу (потерпевшему) ряд преимуществ и обеспечивает ему доступ к правосудию. Т.е. гарантированную государством возможность за­интересованного лица в наиболее короткий срок беспрепятственно прибегнуть к процедуре судебной защиты своих прав и интересов и отстаивать их в установленном законом порядке, исключая тем са­мым возможность отказа в правосудии[6]. Основным преимуществом является отсутствие необходимости дважды — в уголовном и в граж­данском процессе - отстаивать нарушенные преступлением права и интересы.

Особенностью института гражданского иска в уголовном про­цессе является то, что порядок рассмотрения иска регулируется нор­мами УПК РФ, а исполнение - как нормами УПК (ст. 44, 54, 115, 160.1, 216, 230, 250, 299, 305, 306, 309 и т. д.), так и нормами Граж­данского процессуального кодекса Российской Федерации (раздел

VII ГПК РФ), а также Федеральным законом «Об исполнительном производстве»[7].

Исполнительное производство по принудительному испол­нению иных (не связанных с осуждением лица) исполнительных до­кументов имеет в своем основании самые разнообразные судебные постановления, а равно постановления иных органов, которые также исполняются по правилам исполнительного производства. Наиболее распространены применительно к лицам, отбывающим наказания в виде лишения свободы исполнительные листы и судебные приказы по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей [8].

Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «Об исполнительном производстве», принуди­тельное исполнение судебных актов, актов других органов и долж­ностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федераль­ной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов). Полномочия судебных приставов-исполнителей опреде­ляются Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом «О судебных приставах»[9].

Статья 7 Федерального закона № 229-ФЗ устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, со­держащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государ­ственными органами, органами местного самоуправления, банка­ми и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

В частности, УИК РФ регулирует порядок удержания из заработ­ной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы, кото­рые осуществляет учреждение, исполняющее уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 107 УИК РФ).

Таким образом, применительно к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, осуществляется взаимодействие двух феде­ральных служб (ФСИН и ФССП), которое осуществляется на осно­ве, как действующего федерального законодательства[10], так и Согла­шения ФССП России, ФСИН России от 25.11.2015 г. №0001/43/01­81180 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний».

Таким образом, осужденные вне зависимости от меры уголов­но-правового характера, примененной к ним, в том числе связанной с изоляцией от общества, остаются гражданами своего государства, и на них распространяются общегражданские права и обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации, с определен­ными ограничениями. Кроме того, осужденные в соответствии с их правовым статусом наделяются и специфическими правами и обя­занностями, свойственными назначенной им мере уголовно-право­вого характера. В отношении значительной части осужденных ве­дется исполнительное производство по взысканию имущественного ущерба, причиненного преступлением, взысканию алиментных пла­тежей или иное исполнительное производство.

Правоотношения на стадии исполнения приговора разнообраз­ны, поэтому обширен и круг вопросов, возникающих при исполне­нии судебного решения и реализации исполнительного производства в отношении лиц, осужденных к лишению свободы.

 

[1] См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Фе­деральной службы исполнения наказаний. URL: http://fsin.su/structure/inspector/ iao/Doklad/DROND%202015-2017.pdf (дата обращения: 25.05.2016).

[2] См.: Соглашение ФССП России, ФСИН России от 25.11.2015 г. № 0001/43/01-81180 «О взаимодействии Федеральной службы судебных приста­вов и Федеральной службы исполнения наказаний» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2016. № 20.

[3] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[4] См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

[5] См. подр.: Кодекс административного судопроизводства Российской Феде­рации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.

[6] См.: Баранов В. А., Приженникова А. Н., Исполнение приговора суда в части исковых требований // Юридический мир. 2008. № 3. С. 38.

[7] См.: Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

[8] Существует также иной способ установления алиментов, уплачиваемых осужденным - соглашение. Порядок его реализации осужденным имеет ряд сложностей и при таких условиях как изоляция и режимные требования и фак­тически не осуществляется. Соглашение об уплате алиментов на несовершен­нолетних детей подлежит обязательному нотариальному удостоверению и под­лежит принудительном исполнению наравне с судебным актом.

[9] См.: Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приста­вах» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

[10] См.: Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ // Там же. 1997. № 2. Ст. 198.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 247 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%