В последние годы одной из основных мировых угроз стало распространение идей религиозно-мотивированного экстремизма. В первую очередь это касается радикально исламистских экстремистских организаций, которые, как раковая опухоль, поражают все большее количество регионов мира, вербуя в свои ряды тысячи последователей. Взрывы и насилие на религиозной почве происходят не только в тех странах, где это явление стало обыденностью, но и в благополучных уголках мира - Европе, Северной Америке и Океании. Россия не стала исключением. Точнее говоря, наша страна всегда была на передовой в борьбе с экстремистскими проявлениями и в силу своего географического положения, и в силу своего многонационального и многоконфессионального состава населения. С недавних пор с проблемой распространения экстремистских идей радикального ислама столкнулась и уголовно-исполнительная система (далее — УИС) России. По оценкам разных специалистов радикализация уголовной среды началась после попадания в российские тюрьмы боевиков-участников Второй чеченской войны и осуждения организованно-преступных группировок, которые в колониях принимали ислам, нередко внося в него свои субкультурные ценности. Совместное отбывание срока обеими группами осужденных способствовало распространению исламского фундаментализма среди осужденных.
Таким образом, родилось сравнительно новое криминальное явление - вербовка в исправительных учреждениях России осужденных для последующего (после выхода на свободу) участия в террористической деятельности, которое стало приобретать устойчивый характер.
Отмечается активное внедрение и распространение среди лиц, содержащихся и отбывающих наказание в учреждениях УИС, экстремистской идеологии, ставящие своей целью подрыв основ государственного строя и территориальной целостности России, строительство исламского халифата. Действительно, осужденные за преступления террористической и экстремистской направленности в местах отбывания наказания крайне редко отказываются от продолжения экстремистской деятельности, стремясь «заразить» подобными идеями других осужденных путем создания в колониях «тюремных джамаатов». В результате блокируется достижение цели исправления осужденных, попавших под влияние идеологов, и становится невозможной их последующая реинтеграция в общество.
Почему так привлекательны идеи радикального ислама в местах заключения и самое главное, почему они находят там благодатную почву для распространения? Специалисты выделяют несколько причин. Во-первых, идеи религиозного ислама находят благодатную почву среди людей, попавших в места заключения первый раз, совершивших нетяжкие преступления. Для них тюремная действительность становится настоящим испытанием силы воли, моральных качеств. Многие не выдерживают, ломаются. Такие люди легко воспринимают то, что может их защитить, оградить от суровой действительности и, как правило, легко попадают в сети радикальных экстремистов. Во-вторых, идеи и ценности криминального мира не противоречат базовым ценностям ваххабизма и других форм исламского фундаментализма.
В этой связи возникает вопрос: как пресечь и предупредить экстремистскую деятельность в исправительных учреждениях ФСИН России?
Во-первых, необходимо оказывать всяческое содействие сторонникам традиционного ислама.
Во-вторых, вести борьбу с попытками распространения экстремистской литературы, осуществлять ее изъятие и уничтожение.
В-третьих, изолировать наиболее активных лидеров, чтобы они не могли распространять свои идеи (раздельное содержание рецидивистов и впервые осужденных).
В-четвертых, к осужденным за нетяжкие преступления применять амнистию и условно-досрочное освобождение, а виновных в насильственных преступлениях досрочно освобождать не следует.
В-пятых, принять меры к максимально возможной социализации осужденных. В идеале тюрьмы и колонии должны стать центрами образования и психологической коррекции, а не школами преступников, как сейчас. Чем больше преступников ловят следователи и осуждают суды, тем больше их становится после отбытия наказания.
Подведя итог, отметим, что данная проблема не может решиться в один день, т.к. из нее вытекает еще больше спорных аспектов. Здесь нужен комплексный подход, для которого, в свою очередь, необходима весьма значительная финансовая поддержка.
Однако осознание того, что нивелирование и приуменьшение существующей проблемы - это путь в никуда, уже является положительным результатом. Только скоординировав усилия общества, государства и духовенства, можно победить радикальный экстремизм.
|