Суббота, 30.11.2024, 06:17
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Тенденции развития сотрудничества религиозных конфессий с уголовно-исполнительной системой

Реализуя конституционное право каждого осужденного на сво­боду совести и свободу вероисповедания, обеспечивая возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действо­вать в соответствии с ними, осуществляется воспитательный процесс в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (да­лее — УИС), итоговой целью которого является формирование лично­сти, ресоциализация осужденного и подготовка его к новому образу жизни в современном российском обществе после отбывания наказа­ния.

Проблема духовности в сфере пенитенциарной политики особен­но актуальна для сегодняшней УИС. Уровень духовности человека оценивается, прежде всего, жизненными установками, средствами до­стижения поставленной цели. Люди, отбывающие наказания, в боль­шинстве своем пренебрегли общепринятыми нормами поведения, нарушили христианские заповеди. В колонию поступает много моло­дых людей, не обремененных угрызениями совести за содеянное. Они имеют устойчивое антиобщественное мировоззрение, являются нрав­ственно ущербными. Поэтому активизация воспитательной работы должна помочь осужденному осознать свою вину и побудить вести себя достойно[1]. Для этого необходимо привлекать к воспитательной работе с осужденными представителей религиозных конфессий.

Российская православная церковь ведет тесное сотрудничество с УИС на протяжении многих лет. «В течение последних двадцати лет Церковью велась работа во многих учреждениях, которые сегодня входят в юрисдикцию ФСИН, и, если сравнивать с другими сектора­ми социального служения Русской Православной Церкви, то, может быть, больше всего было сделано именно в этой области. В местах за­ключения находятся люди, преступившие и человеческий закон, и Бо­жественный закон, и от того, что произойдет с ними, зависит их буду­щее, благополучие общества. Поэтому церковь прилагала и прилагает значительные усилия к тому, чтобы, включившись в воспитательный процесс в местах заключения, достигать максимальных положитель­ных результатов» - говорит Святейший Патриарх Кирилл.

С 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2015 № 103 - ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 Уголовно-исполнительного кодек­са Российской Федерации и отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации», устанавливающий порядок взаимодействия органов и учреждений УИС с религиозными организациями. В него входят изменения, касающиеся участия епархий Русской Православной Церкви с территориальными органами исполнения наказания: заклю­чение соглашения о сотрудничестве в сфере тюремного служения по­сле определения ФСИН требований к содержанию таких соглашений (ч. 4.1 ст. 14 УИК РФ), администрация учреждений, исполняющих наказания может выделить соответствующее здание (сооружение, по­мещение) на своей территории под домовые храмы для совершения на данных площадях религиозных обрядов и церемоний (новая ред. ч. 4 ст. 14 УИК РФ), закреплена возможность личных встреч осужден­ных со священнослужителями (продолжительностью до двух часов каждая) без ограничения числа таких встреч; данные встречи будут предоставляться наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения (новая ред. ч. 4 ст. 14 УИК РФ), имущество религиозного назначения, находяще­еся в федеральной собственности, расположенное на территориях уч­реждений УИС, передается религиозным организациям (новая редак­ция ст. 11 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполня­ющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Практически во всех учреждениях УИС созданы условия для до­бровольного осуществления права на свободу совести и свободу ве­роисповедания, возведены храмы и мечети, оборудованы молельные комнаты. Только в республике Бурятия в исправительных учреждени­ях отбывают наказание осужденные более 160 национальностей. На территории каждого учреждения действуют буддистские дугганы и православные церкви, синагоги и молельные комнаты для мусульман[2].

Миссия тюремного служения в исправительных учреждениях основана на словах Христа: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36), - и направлена на обеспечение условий для полноценной духовной жизни и облегчение участи лиц, заключенных под стражу. Традиционная задача Церкви - содействовать приобщению человека в условиях лишения свободы к духовно-нравственным ценностям и, возрождая в его душе религиозность, помогать осужденному, волей судьбы оказавшемуся в заключении, преодолевать в себе склонность к греху и совершению преступлений, а после выхода на свободу нахо­дить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утра­ченных социальных связей[3].

Священнослужители зачастую осуществляют религиозное про­свещение осужденных, читая им лекции или проводя личные бесе­ды, а также ведут переписку с осужденными, способствуют возвра­щению их к основам нравственности, влияют на развитие их личной культуры, творческого потенциала, помогают в решении социальных проблем. Привычным стало проведение литургий, проповедей и нрав­ственных бесед с осужденными. В настоящее время во многих испра­вительных учреждениях созданы и действуют молитвенные комна­ты, воскресные школы, библейские курсы. На занятиях в воскресных школах изучается не только Закон Божий, но и осуществляется показ видеофильмов на библейские темы. По местному радио звучат пропо­веди, поздравления с церковными праздниками, рассказы о христиан­ской жизни. Например, ежегодно проводятся Международные рожде­ственские образовательные чтения, на которых работает секция «Ду­ховное просвещение в местах лишения свободы», которую организует Синодальный отдел Московского патриарха Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами и правоохрани­тельными учреждениями, Федеральная служба исполнения наказа­ний (далее — ФСИН) при участии общественных и религиозных орга­низаций[4]. В них принимают участие не только сами осужденные, но и их наставники-представители религиозных конфессий, сотрудники исправительных учреждений.

На данный момент имеется большой круг проблем, связанных с вов­лечением священнослужителей в процесс исправления осужденных.

Одной из проблем вовлечения священнослужителей в исправи­тельный процесс осужденных является то, что их деятельность не со­ответствует различным нравоучениям нетрадиционного, экстремист­ского направления, сектантских образований, способных побуждать осужденных к ненависти и вражде, совершению правонарушения и преступления.

Необходима не только индивидуальная духовно-попечительская работа священнослужителей с лицами, содержащимися под стражей, но и обеспечение постоянного пребывания духовенства в исправи­тельном учреждении, а также привлечение его к участию в работе административных и дисциплинарных комиссий учреждений по ре­жимному стимулированию поведения осужденных при учреждениях исполнения наказаний.

Руководством Главного управления исполнения наказаний в об­зорах о взаимодействии с религиозными и общественными организа­циями неизменно подчеркивается, что сегодня нет сомневающихся в том, что религиозное образование лиц, лишенных свободы, осущест­вляется в унисон стремлению реализовать социальную адаптацию к жизни на свободе, духовно возродить оступившихся, внести успокое­ние в души осужденных. Взаимодействие религиозных объединений с учреждениями и органами, исполняющими наказания, является важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными, способствует возвращению их в общество правопо­слушными гражданами[5].

Сотрудничество церкви с пенитенциарными учреждениями должно развиваться в более широком масштабе, а священнослужи­тели должны представлять собой полноправный институт тюремных священнослужителей и, будучи освобожденными от несения пастыр­ского послушания на других приходах, на постоянной основе совер­шать свое служение в тюрьмах и иных учреждениях УИС. Русская Православная Церковь предполагает создание системы специального образования по богословско-практической подготовке священнослу­жителей к особой миссии присутствия в исправительных учреждени­ях. Для этого следует вводить соответствующие предметы в учебные планы семинарий, создавать централизованные курсы по переподго­товке духовенства, уже несущего пастырское послушание в исправи­тельном учреждении.

Специфические условия режимных учреждений определяют не­обходимость особой подготовки или переподготовки священнослу­жителей и работников УИС в правовом, психолого-педагогическом и духовно-пастырском направлениях, что способствует исполнению законодательно-правовых норм, регламентирующих работу учрежде­ний УИС, и содействует соблюдению церковно-канонических поло­жений пастырского душепопечения в условиях лишения свободы[6].

По инициативе ФСИН действуют «Курсы повышения квалифи­кации», организуемые в форме образовательных семинаров для тю­ремного духовенства, представленного в основном руководителями епархиальных отделов по тюремному служению, работников УИС на тему: «Особенности религиозно-просветительской деятельности в учреждениях УИС». Программа курсов рассчитана на 80 учебных часов и состоит из 3 модулей: правового, психолого-педагогического и духовно-пастырского. Для организации обучения становятся акту­альными региональные семинары на уровне епархий либо новообра­зованных митрополий.

Таким образом, привлечение представителей религиозных кон­фессий к процессу духовно-нравственного воспитания осужденных и лиц, заключенных под стражу, является сложным социально-психо­логическим явлением, оказывающим влияние на моральный климат в среде осужденных, особенно в среде отбывающих длительные сроки наказания в виде лишения свободы.

Данный процесс решает главную задачу - нравственного воздей­ствия на осужденных с целью духовного очищения и отказа в буду­щем от преступного образа жизни. Кроме этого представители рели­гиозных конфессий оказывают помощь администрации учреждений ФСИН в исправлении осужденных в период пребывания в местах изо­ляции, их ресоциализации в постпенитенциарный период.

 

[1] См.: Федорова М.И. Об опыте сотрудничества уголовно-исполнительной системы Кемеровской области и русской Православной церкви // Православный сайт священника Алексея Кривицкого. URL: http://selskiy.prihod.ru/prisonservice/ view/id/33099 (дата обращения: 04.04.206).

[2] См.: Базарова В. Каждому - по вере // Преступление и наказание. - 2014. - № 6. - С.30-33.

[3] См.: Епископ Красногорский Иринарх. Взаимодействие церкви и государ­ственной системы исполнения наказаний // сб. междунар. науч.-практ. конф. Ря­зань. 2013. URL: http://4prison.ru/blog/?p=2257 (дата обращения: 15.03.206).

[4] См.: Гайдай М.К. Деятельность религиозных конфессий в пенитенциарных учреждениях // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 14. - С. 213.

[5] См.: Влияние воцерковления осужденных на их поведение в период отбы­вания наказания // Аналитическая справка. - М.: НИИ ФСИН России, 2005.

[6] См.: Шелепов В.Н. Разработка образовательных программ и подготовки ка­пелланов для тюремного служения // Мир всем. - 2013. - № 10. - С. 15.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 170 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%