Реализуя конституционное право каждого осужденного на свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечивая возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, осуществляется воспитательный процесс в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), итоговой целью которого является формирование личности, ресоциализация осужденного и подготовка его к новому образу жизни в современном российском обществе после отбывания наказания.
Проблема духовности в сфере пенитенциарной политики особенно актуальна для сегодняшней УИС. Уровень духовности человека оценивается, прежде всего, жизненными установками, средствами достижения поставленной цели. Люди, отбывающие наказания, в большинстве своем пренебрегли общепринятыми нормами поведения, нарушили христианские заповеди. В колонию поступает много молодых людей, не обремененных угрызениями совести за содеянное. Они имеют устойчивое антиобщественное мировоззрение, являются нравственно ущербными. Поэтому активизация воспитательной работы должна помочь осужденному осознать свою вину и побудить вести себя достойно[1]. Для этого необходимо привлекать к воспитательной работе с осужденными представителей религиозных конфессий.
Российская православная церковь ведет тесное сотрудничество с УИС на протяжении многих лет. «В течение последних двадцати лет Церковью велась работа во многих учреждениях, которые сегодня входят в юрисдикцию ФСИН, и, если сравнивать с другими секторами социального служения Русской Православной Церкви, то, может быть, больше всего было сделано именно в этой области. В местах заключения находятся люди, преступившие и человеческий закон, и Божественный закон, и от того, что произойдет с ними, зависит их будущее, благополучие общества. Поэтому церковь прилагала и прилагает значительные усилия к тому, чтобы, включившись в воспитательный процесс в местах заключения, достигать максимальных положительных результатов» - говорит Святейший Патриарх Кирилл.
С 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2015 № 103 - ФЗ «О внесении изменений в ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий порядок взаимодействия органов и учреждений УИС с религиозными организациями. В него входят изменения, касающиеся участия епархий Русской Православной Церкви с территориальными органами исполнения наказания: заключение соглашения о сотрудничестве в сфере тюремного служения после определения ФСИН требований к содержанию таких соглашений (ч. 4.1 ст. 14 УИК РФ), администрация учреждений, исполняющих наказания может выделить соответствующее здание (сооружение, помещение) на своей территории под домовые храмы для совершения на данных площадях религиозных обрядов и церемоний (новая ред. ч. 4 ст. 14 УИК РФ), закреплена возможность личных встреч осужденных со священнослужителями (продолжительностью до двух часов каждая) без ограничения числа таких встреч; данные встречи будут предоставляться наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения (новая ред. ч. 4 ст. 14 УИК РФ), имущество религиозного назначения, находящееся в федеральной собственности, расположенное на территориях учреждений УИС, передается религиозным организациям (новая редакция ст. 11 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Практически во всех учреждениях УИС созданы условия для добровольного осуществления права на свободу совести и свободу вероисповедания, возведены храмы и мечети, оборудованы молельные комнаты. Только в республике Бурятия в исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные более 160 национальностей. На территории каждого учреждения действуют буддистские дугганы и православные церкви, синагоги и молельные комнаты для мусульман[2].
Миссия тюремного служения в исправительных учреждениях основана на словах Христа: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36), - и направлена на обеспечение условий для полноценной духовной жизни и облегчение участи лиц, заключенных под стражу. Традиционная задача Церкви - содействовать приобщению человека в условиях лишения свободы к духовно-нравственным ценностям и, возрождая в его душе религиозность, помогать осужденному, волей судьбы оказавшемуся в заключении, преодолевать в себе склонность к греху и совершению преступлений, а после выхода на свободу находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных социальных связей[3].
Священнослужители зачастую осуществляют религиозное просвещение осужденных, читая им лекции или проводя личные беседы, а также ведут переписку с осужденными, способствуют возвращению их к основам нравственности, влияют на развитие их личной культуры, творческого потенциала, помогают в решении социальных проблем. Привычным стало проведение литургий, проповедей и нравственных бесед с осужденными. В настоящее время во многих исправительных учреждениях созданы и действуют молитвенные комнаты, воскресные школы, библейские курсы. На занятиях в воскресных школах изучается не только Закон Божий, но и осуществляется показ видеофильмов на библейские темы. По местному радио звучат проповеди, поздравления с церковными праздниками, рассказы о христианской жизни. Например, ежегодно проводятся Международные рождественские образовательные чтения, на которых работает секция «Духовное просвещение в местах лишения свободы», которую организует Синодальный отдел Московского патриарха Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Федеральная служба исполнения наказаний (далее — ФСИН) при участии общественных и религиозных организаций[4]. В них принимают участие не только сами осужденные, но и их наставники-представители религиозных конфессий, сотрудники исправительных учреждений.
На данный момент имеется большой круг проблем, связанных с вовлечением священнослужителей в процесс исправления осужденных.
Одной из проблем вовлечения священнослужителей в исправительный процесс осужденных является то, что их деятельность не соответствует различным нравоучениям нетрадиционного, экстремистского направления, сектантских образований, способных побуждать осужденных к ненависти и вражде, совершению правонарушения и преступления.
Необходима не только индивидуальная духовно-попечительская работа священнослужителей с лицами, содержащимися под стражей, но и обеспечение постоянного пребывания духовенства в исправительном учреждении, а также привлечение его к участию в работе административных и дисциплинарных комиссий учреждений по режимному стимулированию поведения осужденных при учреждениях исполнения наказаний.
Руководством Главного управления исполнения наказаний в обзорах о взаимодействии с религиозными и общественными организациями неизменно подчеркивается, что сегодня нет сомневающихся в том, что религиозное образование лиц, лишенных свободы, осуществляется в унисон стремлению реализовать социальную адаптацию к жизни на свободе, духовно возродить оступившихся, внести успокоение в души осужденных. Взаимодействие религиозных объединений с учреждениями и органами, исполняющими наказания, является важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными, способствует возвращению их в общество правопослушными гражданами[5].
Сотрудничество церкви с пенитенциарными учреждениями должно развиваться в более широком масштабе, а священнослужители должны представлять собой полноправный институт тюремных священнослужителей и, будучи освобожденными от несения пастырского послушания на других приходах, на постоянной основе совершать свое служение в тюрьмах и иных учреждениях УИС. Русская Православная Церковь предполагает создание системы специального образования по богословско-практической подготовке священнослужителей к особой миссии присутствия в исправительных учреждениях. Для этого следует вводить соответствующие предметы в учебные планы семинарий, создавать централизованные курсы по переподготовке духовенства, уже несущего пастырское послушание в исправительном учреждении.
Специфические условия режимных учреждений определяют необходимость особой подготовки или переподготовки священнослужителей и работников УИС в правовом, психолого-педагогическом и духовно-пастырском направлениях, что способствует исполнению законодательно-правовых норм, регламентирующих работу учреждений УИС, и содействует соблюдению церковно-канонических положений пастырского душепопечения в условиях лишения свободы[6].
По инициативе ФСИН действуют «Курсы повышения квалификации», организуемые в форме образовательных семинаров для тюремного духовенства, представленного в основном руководителями епархиальных отделов по тюремному служению, работников УИС на тему: «Особенности религиозно-просветительской деятельности в учреждениях УИС». Программа курсов рассчитана на 80 учебных часов и состоит из 3 модулей: правового, психолого-педагогического и духовно-пастырского. Для организации обучения становятся актуальными региональные семинары на уровне епархий либо новообразованных митрополий.
Таким образом, привлечение представителей религиозных конфессий к процессу духовно-нравственного воспитания осужденных и лиц, заключенных под стражу, является сложным социально-психологическим явлением, оказывающим влияние на моральный климат в среде осужденных, особенно в среде отбывающих длительные сроки наказания в виде лишения свободы.
Данный процесс решает главную задачу - нравственного воздействия на осужденных с целью духовного очищения и отказа в будущем от преступного образа жизни. Кроме этого представители религиозных конфессий оказывают помощь администрации учреждений ФСИН в исправлении осужденных в период пребывания в местах изоляции, их ресоциализации в постпенитенциарный период.
[1] См.: Федорова М.И. Об опыте сотрудничества уголовно-исполнительной системы Кемеровской области и русской Православной церкви // Православный сайт священника Алексея Кривицкого. URL: http://selskiy.prihod.ru/prisonservice/ view/id/33099 (дата обращения: 04.04.206).
[2] См.: Базарова В. Каждому - по вере // Преступление и наказание. - 2014. - № 6. - С.30-33.
[3] См.: Епископ Красногорский Иринарх. Взаимодействие церкви и государственной системы исполнения наказаний // сб. междунар. науч.-практ. конф. Рязань. 2013. URL: http://4prison.ru/blog/?p=2257 (дата обращения: 15.03.206).
[4] См.: Гайдай М.К. Деятельность религиозных конфессий в пенитенциарных учреждениях // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 14. - С. 213.
[5] См.: Влияние воцерковления осужденных на их поведение в период отбывания наказания // Аналитическая справка. - М.: НИИ ФСИН России, 2005.
[6] См.: Шелепов В.Н. Разработка образовательных программ и подготовки капелланов для тюремного служения // Мир всем. - 2013. - № 10. - С. 15.
|