Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму (ч. 1 ст. 56 Уголовного кодекса Российской Федерации) (далее - УК РФ). Лишение свободы устанавливается на срок от 2 месяцев до 20 лет. Необходимо отметить, что в первоначальной редакции УК РФ нижний предел наказания в виде лишения свободы, как известно, составлял 6 месяцев. Федеральным законом от 8.12.2003 № 162-ФЗ[1] он был снижен до 2 месяцев. Низшей границей краткосрочного лишения свободы является минимальный срок лишения свободы, который может быть определен судом для отбывания осужденному.
Актуальность проблемы краткосрочного лишения свободы определяется тем, что подавляющее большинство лиц, исследовавших эту проблему, считает краткосрочное лишение свободы неэффективным и лишь минимально подлежащим применению, законодатель и судебная практика на протяжении многих лет широко используют этот вид наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. В качестве основных средств исправления осужденных законодателем предусмотрены: порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательная работа; общественно полезный труд; получение общего образования; профессиональное обучение и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ).
Современное состояние правового регулирования общественных отношений, связанных с вопросами применения основных средств к осужденным к лишению свободы на краткие сроки, характеризуется наличием ряда проблем, которые требуют научного осмысления и выработки предложений по их решению. В науке уголовно-исполнительного права учеными отмечается, что наиболее сложным и трудоемким является достижение таких целей уголовного наказания, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, а также эффективное применение основных средств исправления к лицам, отбывающим краткие сроки лишения свободы[2].
Одна из целей, предусмотренных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы[3]. В качестве задачи, способствующей достижению данной цели, определено изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе.
Решение проблемы трудовой занятости осужденных, содержащихся в местах лишения свободы Российской Федерации, на современном этапе возможно с учетом использования их труда не только на собственном производстве при исправительных учреждениях, но и с учетом применения альтернативных способов организации труда (контрагентские работы, общественные работы, участие в предпринимательской деятельности в ее различных проявлениях)[4].
Для разрешения проблем правового регулирования труда как средства исправления представляется целесообразным определить и нормативно закрепить состав законодательства, регулирующего труд осужденных к лишению свободы, в его иерархической последовательности, в котором, установить соотношение общего и специального регулирования, учитывая отсутствие единого подхода к вопросу о том, какое законодательство - трудовое или уголовно-исполнительное следует считать общим, а какое - специальным; законодательно закрепить принципы правового регулирования труда осужденных к лишению свободы или ограничения в реализации основных принципов правового регулирования, которые установлены в трудовом праве; законодательно закрепить трудовые права и обязанности осужденных к лишению свободы с учетом соответствующих правовых ограничений; внести другие необходимые изменения и дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации, УИК РФ и Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 с целью устранения имеющихся коллизий и пробелов в правовом регулировании труда осужденных к лишению свободы[5].
В 2015 г. в Российской Федерации на базе реорганизованных предприятий осуществляли деятельность 587 центров трудовой адаптации осужденных, 41 учебно-производственная и 52 лечебно-производственных мастерских, обеспечивающих профессиональное обучение и трудовую занятость осужденных.
На оплачиваемых работах было трудоустроено 215,5 тыс. осужденных (в 2011 г. - 214,8 тыс. чел.), в том числе на производстве - 158,7 тыс. чел., на работах по хозобслуживанию исправительных учреждений - 56,8 тыс. чел. В целом же вывод осужденных на оплачиваемые работы составил лишь 35,2% от их среднесписочной численности (в 2014 г. - 31,7%). Средний заработок на одного осужденного в день в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) составил 169,3 руб. (2014 г. - 165,79 руб.)[6].
Воспитательная работа, проводимая с осужденными к лишению свободы, направлена на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Она проводится с учетом индивидуальных особенностей личности, характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.
Проводимая на сегодняшний день с осужденными в исправительных учреждениях воспитательная работа, направленная в первую очередь на их исправление и предупреждение совершения новых преступлений, на наш взгляд, является неэффективной и требует серьезных корректировок. В подтверждение высказанного тезиса приведем статистику рецидива: в 2015 г. было выявлено 1 063 034 лица, совершивших преступления, из которых 552 582 лица (51,98%) были судимыми (ранее совершали преступления). Количество выявленных лиц, ранее совершивших преступления, в течение пяти лет выросло на 16,2%. Указанные статистические данные вызывают опасение, поскольку на их основе смело можно делать вывод о том, что предусмотренные уголовным законом цели наказания не достигаются. Кроме того, проводимая с осужденными индивидуальная воспитательная работа не носит системного характера, что позволяет поставить под сомнение эффективность ее осуществления.
Профессиональное обучение в исправительном учреждении в основном ориентировано на подготовку специалистов для собственного производства и зачастую не учитывает потребностей рынка труда в стране, регионе и уж тем более желание конкретного осужденного. Поэтому на сегодняшний день вклад профессионального обучения в ресоциализацию осужденных, на наш взгляд, весьма скромен.
Общественное воздействие как средство исправления осужденного приобретает все большее значение в деятельности УИС на современном этапе. В настоящее время совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации продолжается с учетом гуманистических достижений мировой практики. Вместе с тем вопрос правового регулирования общественного воздействия как средства исправления осужденного нуждается в дополнительном исследовании[7].
Учитывая, что общественное воздействие может выражаться в различных организационно-правовых формах, иметь различные виды, использовать многообразные средства, а уголовно-исполнительное законодательство не определяет ограничений их выбора при работе с осужденными, правовые отношения, возникающие при его реализации, могут регулироваться достаточно широким кругом законов и нормативно-правовых актов.
Таким образом, процесс применения основных средств исправления к осужденным, отбывающим краткие сроки лишения свободы, будет эффективным при комплексном применении всех средств исправления, при взаимосогласованных действиях сотрудников всех подразделений исправительного учреждения.
[1] См.: Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4848.
[2] См.: Сорокина С.В. Лишение свободы на краткие сроки: уголовно-исполнительный аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2005. - С. 12.
[3] См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.
[4] См.: Зенина Н.В., Павлова Е.В., Строгович Ю.Н. Характеристика правового регулирования труда осужденных к лишению свободы // Российский следователь. - 2015. - № 4. - С. 42.
[5] См.: Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. // Российская юстиция. - 2013. - № 3. - С. 31.
[6] См.: Официальный сайт ФСИН России. URL: фсин.рф/news/arhive.php (дата обращения: 15.02.2016).
[7] См.: Попова Е.Э. Правовое регулирование общественного воздействия как средства исправления осужденных // Российский следователь. - 2012. - № 11. - С. 37.
|