Вторник, 26.11.2024, 21:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности применения основных средств исправления к лицам, отбывающим краткие сроки лишения свободы

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от об­щества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, ис­правительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму (ч. 1 ст. 56 Уголовного кодекса Российской Федерации) (далее - УК РФ). Лишение свободы устанавливается на срок от 2 месяцев до 20 лет. Необходимо отметить, что в первоначальной редакции УК РФ нижний предел наказания в виде лишения свободы, как известно, составлял 6 месяцев. Федеральным законом от 8.12.2003 № 162-ФЗ[1] он был снижен до 2 месяцев. Низшей границей краткосрочного лишения свободы является минимальный срок лишения свободы, который мо­жет быть определен судом для отбывания осужденному.

Актуальность проблемы краткосрочного лишения свободы опре­деляется тем, что подавляющее большинство лиц, исследовавших эту проблему, считает краткосрочное лишение свободы неэффективным и лишь минимально подлежащим применению, законодатель и судеб­ная практика на протяжении многих лет широко используют этот вид наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Рос­сийской Федерации (далее - УИК РФ) исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стиму­лирование правопослушного поведения. В качестве основных средств исправления осужденных законодателем предусмотрены: порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательная работа; общественно полезный труд; получение общего образования; профес­сиональное обучение и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ).

Современное состояние правового регулирования общественных отношений, связанных с вопросами применения основных средств к осужденным к лишению свободы на краткие сроки, характеризует­ся наличием ряда проблем, которые требуют научного осмысления и выработки предложений по их решению. В науке уголовно-исполни­тельного права учеными отмечается, что наиболее сложным и тру­доемким является достижение таких целей уголовного наказания, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, а также эффективное применение основных средств исправления к лицам, отбывающим краткие сроки лишения свободы[2].

Одна из целей, предусмотренных Концепцией развития уголов­но-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., яв­ляется сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы[3]. В качестве задачи, способствующей достижению данной цели, определено изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подго­товки ее к жизни в обществе.

Решение проблемы трудовой занятости осужденных, содержа­щихся в местах лишения свободы Российской Федерации, на совре­менном этапе возможно с учетом использования их труда не только на собственном производстве при исправительных учреждениях, но и с учетом применения альтернативных способов организации труда (контрагентские работы, общественные работы, участие в предприни­мательской деятельности в ее различных проявлениях)[4].

Для разрешения проблем правового регулирования труда как средства исправления представляется целесообразным определить и нормативно закрепить состав законодательства, регулирующего труд осужденных к лишению свободы, в его иерархической последователь­ности, в котором, установить соотношение общего и специального ре­гулирования, учитывая отсутствие единого подхода к вопросу о том, какое законодательство - трудовое или уголовно-исполнительное следует считать общим, а какое - специальным; законодательно за­крепить принципы правового регулирования труда осужденных к ли­шению свободы или ограничения в реализации основных принципов правового регулирования, которые установлены в трудовом праве; законодательно закрепить трудовые права и обязанности осужденных к лишению свободы с учетом соответствующих правовых ограниче­ний; внести другие необходимые изменения и дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации, УИК РФ и Закон Российской Федера­ции от 21.07.1993 № 5473-1 с целью устранения имеющихся коллизий и пробелов в правовом регулировании труда осужденных к лишению свободы[5].

В 2015 г. в Российской Федерации на базе реорганизованных пред­приятий осуществляли деятельность 587 центров трудовой адаптации осужденных, 41 учебно-производственная и 52 лечебно-производ­ственных мастерских, обеспечивающих профессиональное обучение и трудовую занятость осужденных.

На оплачиваемых работах было трудоустроено 215,5 тыс. осу­жденных (в 2011 г. - 214,8 тыс. чел.), в том числе на производстве - 158,7 тыс. чел., на работах по хозобслуживанию исправительных уч­реждений - 56,8 тыс. чел. В целом же вывод осужденных на оплачи­ваемые работы составил лишь 35,2% от их среднесписочной числен­ности (в 2014 г. - 31,7%). Средний заработок на одного осужденного в день в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) составил 169,3 руб. (2014 г. - 165,79 руб.)[6].

Воспитательная работа, проводимая с осужденными к лишению свободы, направлена на их исправление, формирование у них уважи­тельного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образова­тельного и культурного уровня. Она проводится с учетом индиви­дуальных особенностей личности, характера осужденных и обстоя­тельств совершенных ими преступлений.

Проводимая на сегодняшний день с осужденными в исправитель­ных учреждениях воспитательная работа, направленная в первую очередь на их исправление и предупреждение совершения новых преступлений, на наш взгляд, является неэффективной и требует се­рьезных корректировок. В подтверждение высказанного тезиса при­ведем статистику рецидива: в 2015 г. было выявлено 1 063 034 лица, совершивших преступления, из которых 552 582 лица (51,98%) были судимыми (ранее совершали преступления). Количество выявленных лиц, ранее совершивших преступления, в течение пяти лет выросло на 16,2%. Указанные статистические данные вызывают опасение, по­скольку на их основе смело можно делать вывод о том, что предусмо­тренные уголовным законом цели наказания не достигаются. Кроме того, проводимая с осужденными индивидуальная воспитательная работа не носит системного характера, что позволяет поставить под сомнение эффективность ее осуществления.

Профессиональное обучение в исправительном учреждении в ос­новном ориентировано на подготовку специалистов для собственного производства и зачастую не учитывает потребностей рынка труда в стране, регионе и уж тем более желание конкретного осужденного. Поэтому на сегодняшний день вклад профессионального обучения в ресоциализацию осужденных, на наш взгляд, весьма скромен.

Общественное воздействие как средство исправления осужденно­го приобретает все большее значение в деятельности УИС на совре­менном этапе. В настоящее время совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации продолжается с учетом гуманистических достижений мировой прак­тики. Вместе с тем вопрос правового регулирования общественного воздействия как средства исправления осужденного нуждается в до­полнительном исследовании[7].

Учитывая, что общественное воздействие может выражаться в различных организационно-правовых формах, иметь различные виды, использовать многообразные средства, а уголовно-исполни­тельное законодательство не определяет ограничений их выбора при работе с осужденными, правовые отношения, возникающие при его реализации, могут регулироваться достаточно широким кругом зако­нов и нормативно-правовых актов.

Таким образом, процесс применения основных средств исправ­ления к осужденным, отбывающим краткие сроки лишения свобо­ды, будет эффективным при комплексном применении всех средств исправления, при взаимосогласованных действиях сотрудников всех подразделений исправительного учреждения.

 

[1] См.: Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О вне­сении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4848.

[2] См.: Сорокина С.В. Лишение свободы на краткие сроки: уголовно-исполни­тельный аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 2005. - С. 12.

[3] См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Россий­ской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

[4] См.: Зенина Н.В., Павлова Е.В., Строгович Ю.Н. Характеристика правового регулирования труда осужденных к лишению свободы // Российский следова­тель. - 2015. - № 4. - С. 42.

[5] См.: Минязева Т.Ф. Труд как основное средство исправления осужденных в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. // Российская юстиция. - 2013. - № 3. - С. 31.

[6] См.: Официальный сайт ФСИН России. URL: фсин.рф/news/arhive.php (дата обращения: 15.02.2016).

[7] См.: Попова Е.Э. Правовое регулирование общественного воздействия как средства исправления осужденных // Российский следователь. - 2012. - № 11. - С. 37.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 283 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%