Социальные и правовые условия, которые сложились в последнее время в обществе, значительно повлияли на изменение отношения к религии. Религия, как одна из форм общественного сознания, всегда составляла основу абсолютности добра, пороков человека и пути преодоления греховности.
Свобода совести и вероисповедания неразрывно связаны с религией, но не равнозначна ей. По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести - это возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в тч. и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире[1]. Свобода совести включает в себя элемент свободы вероисповедания, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и конфессии. Совесть человека, как и его право, исповедовать любую религию недоступна ни государственному вмешательству, ни правовому регулированию.
Лица, отбывающие уголовное наказание, также не могут быть ограничены в свободе совести и вероисповедания, как и другие граждане.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ) гарантирует осужденным свободу совести и свободу вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Часть 2 ст. 14 УИК РФ гласит о том, что осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц. Ч. 4 ст. 14 УИК РФ поясняет положения в отношении осужденных, к которым назначено наказание в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы.
В последнее время в уголовно-исполнительной системе отводится большое внимание религиозному воспитанию осужденных.
Так, в территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН) введены должности помощников начальников территориальных органов уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) по организации работы с верующими. Данная должность в штате УИС введена впервые и направлена на помощь осужденным в реализации их прав на свободу совести и вероисповедания. Кроме того, обязанности помощника предусматривают плановую работу со всеми священнослужителями, осуществляющими духовное наставничество осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Зауралья[2].
Территориальные органы ФСИН России продолжают подписывать соглашения с Русской Православной Церковью: подписано соглашение о дальнейшем сотрудничестве между УФСИН России по Тамбовской области и Тамбовской епархией Русской православной церкви. Документ подписали епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген и начальник УФСИН России по Тамбовской области Александр Федоров. Соглашение позволяет упростить процесс взаимодействия, определить и закрепить обязанности сторон, дает новый импульс отношениям, позволяет совершенствовать старые и находить новые формы сотрудничества.
Начальник УИС Ставрополья полковник внутренней службы Владислав Никишин и глава Пятигорской и Черкесской епархии Феофи- лакт подписали Соглашение о сотрудничестве. Согласно документу дальнейшая работа будет направлена на обеспечение конституционных прав на свободу совести, свободу вероисповедания, духовное окормление, образование и духовно-нравственное просвещение осужденных и лиц, заключенных под стражу[3].
В настоящее время возникает множество проблем в сфере реализации свободы совести и вероисповедания осужденных. Острой проблемой в данной ситуации выступает то, что обеспечение прав в религиозной сфере должно быть основано на теоретической базе, которой на данный момент не существует. Помимо этого, организационно-правовые проблемы обеспечения прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания напрямую связаны с приобретением и пользованием религиозной литературы и предметами религиозного культа, строительством молельных комнат и храмов, предоставлением осужденным различных конфессий помещения для проведения религиозного обряда и времени для его осуществления.
Во многих случаях проблемы, связанные с обеспечением прав на свободу совести и свободу вероисповедания, возникают по процессу привлечения представителей религиозных конфессий к работе с осужденными. По объективным причинам во многих случаях священнослужителям не удается уделить достаточно времени на работу с осужденными, т.к. для священнослужителей в основном такая деятельность является дополнительным служением[4].
Наиболее сложным в создании организационных условий обеспечения совершения религиозных обрядов является выделение времени для этих целей представителям тех конфессий, религиозные обряды которых проводятся не в воскресные дни (для мусульман - пятница, адвентистов седьмого дня - суббота). При этом необходима не только индивидуальная духовно-попечительская работа священнослужителей с лицами, содержащимися под стражей, но и обеспечение постоянного пребывания духовенства на территории исправительного учреждения.
Сотрудничество церкви с пенитенциарными учреждениями должно развиваться в более широком масштабе, а священнослужители должны представлять собой полноправный институт тюремных священнослужителей и, будучи освобожденными от несения пастырского послушания на других приходах, на постоянной основе совершать свое служение в тюрьмах и иных учреждениях УИС.
Российской Православной Церковью предполагается создание системы специального образования по богословско-практической подготовке священнослужителей к особой миссии присутствия в исправительных учреждениях. Для этого следует вводить соответствующие предметы в учебные планы семинарий, создавать централизованные курсы по переподготовке духовенства, уже несущего пастырское послушание в исправительных учреждениях[5].
Исходя из вышеупомянутого следует, что проблема реализации свободы совести и свободы вероисповедания является очень важным элементом уголовно-исполнительной политики, т.к. религиозное воспитание является одним из основ исправления осужденных. Религия помогает им встать на путь исправления, сформировать нравственное мировоззрение, производить оценку своих поступков и действий, осознавать то, что искупление своих грехов возможно только лишь через покаяние. Именно поэтому в воспитательную работу следует включать священнослужителей.
Для более эффективной деятельности в религиозном воспитании осужденных следует ввести в учреждения УИС своих священнослужителей, которые могли бы проводить с осужденными работу в удобное время.
[1] См.: Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. - М.: Зерцало, 2011. - С. 95.
[2] См.: В УФСИН России по Курганской области успешно функционирует институт тюремного духовенства // Федеральная служба исполнения наказаний России. URL: http: // xn--h1akkl.xn--p1ai/news/index.php?ELEMENT_ID=243040 (дата обращения: 24.03.2016).
[3] См.: Подписано соглашение о взаимодействии между УФСИН России по Ставропольскому краю и Пятигорской и Черкесской епархией РПЦ // Официальные новости ФСИН России: Северо-кавказский федеральный округ. URL: http:// xn--h1akkl.xn--p1ai/news/index.php? ELEMENT_ID=239857 (дата обращения: 24.03.2016).
[4] См.: Доклад епископа Красногорского Иринарха на ежегодных сборах тюремного духовенства Украинской Православной Церкви // Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://ulitskaya.viperson.ru/wind. php?ID=653368&soch=1 (дата обращения: 24.03.2016).
[5] См.: Взаимодействие церкви и государственной системы исполнения наказаний // Информационно-просветительский сайт Татарской митрополии. URL: http://anastasia uz.ru/news/doklad_episkopa_irinarkha_na_temu_vzaimodejstvie_ cerkvi_i_gosudarstvennoj_sistemy_ispolnemja_nakazamj/2013-10-31-6272 (дата обращения: 24.03.2016).
|