Вторник, 26.11.2024, 19:23
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Проблемы обеспечения права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания

Социальные и правовые условия, которые сложились в последнее время в обществе, значительно повлияли на изменение отношения к религии. Религия, как одна из форм общественного сознания, всегда составляла основу абсолютности добра, пороков человека и пути пре­одоления греховности.

Свобода совести и вероисповедания неразрывно связаны с рели­гией, но не равнозначна ей. По мнению С.А. Авакьяна, свобода совес­ти - это возможность для каждого человека совершать поступки в со­ответствии со своими представлениями о справедливом и несправед­ливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в тч. и с религиозных позиций, а также действовать в соответ­ствии со своими представлениями о мире[1]. Свобода совести включает в себя элемент свободы вероисповедания, поскольку к свободе верои­споведания относится свобода выбора религии и конфессии. Совесть человека, как и его право, исповедовать любую религию недоступна ни государственному вмешательству, ни правовому регулированию.

Лица, отбывающие уголовное наказание, также не могут быть ограничены в свободе совести и вероисповедания, как и другие граж­дане.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (да­лее - УИК РФ) гарантирует осужденным свободу совести и свободу вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распростра­нять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Часть 2 ст. 14 УИК РФ гласит о том, что осуществление права на сво­боду совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреж­дения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц. Ч. 4 ст. 14 УИК РФ поясняет положения в отношении осужден­ных, к которым назначено наказание в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы.

В последнее время в уголовно-исполнительной системе отводится большое внимание религиозному воспитанию осужденных.

Так, в территориальных органах Федеральной службы исполне­ния наказаний России (далее — ФСИН) введены должности помощни­ков начальников территориальных органов уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) по организации работы с верующими. Данная должность в штате УИС введена впервые и направлена на помощь осужденным в реализации их прав на свободу совести и вероиспо­ведания. Кроме того, обязанности помощника предусматривают пла­новую работу со всеми священнослужителями, осуществляющими духовное наставничество осужденных, отбывающих наказание в ис­правительных учреждениях Зауралья[2].

Территориальные органы ФСИН России продолжают подписы­вать соглашения с Русской Православной Церковью: подписано со­глашение о дальнейшем сотрудничестве между УФСИН России по Тамбовской области и Тамбовской епархией Русской православной церкви. Документ подписали епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген и начальник УФСИН России по Тамбовской области Алек­сандр Федоров. Соглашение позволяет упростить процесс взаимодей­ствия, определить и закрепить обязанности сторон, дает новый им­пульс отношениям, позволяет совершенствовать старые и находить новые формы сотрудничества.

Начальник УИС Ставрополья полковник внутренней службы Вла­дислав Никишин и глава Пятигорской и Черкесской епархии Феофи- лакт подписали Соглашение о сотрудничестве. Согласно документу дальнейшая работа будет направлена на обеспечение конституцион­ных прав на свободу совести, свободу вероисповедания, духовное окормление, образование и духовно-нравственное просвещение осу­жденных и лиц, заключенных под стражу[3].

В настоящее время возникает множество проблем в сфере реа­лизации свободы совести и вероисповедания осужденных. Острой проблемой в данной ситуации выступает то, что обеспечение прав в религиозной сфере должно быть основано на теоретической базе, ко­торой на данный момент не существует. Помимо этого, организацион­но-правовые проблемы обеспечения прав осужденных на свободу со­вести и свободу вероисповедания напрямую связаны с приобретением и пользованием религиозной литературы и предметами религиозного культа, строительством молельных комнат и храмов, предоставлени­ем осужденным различных конфессий помещения для проведения ре­лигиозного обряда и времени для его осуществления.

Во многих случаях проблемы, связанные с обеспечением прав на свободу совести и свободу вероисповедания, возникают по процес­су привлечения представителей религиозных конфессий к работе с осужденными. По объективным причинам во многих случаях свя­щеннослужителям не удается уделить достаточно времени на работу с осужденными, т.к. для священнослужителей в основном такая дея­тельность является дополнительным служением[4].

Наиболее сложным в создании организационных условий обеспе­чения совершения религиозных обрядов является выделение времени для этих целей представителям тех конфессий, религиозные обряды которых проводятся не в воскресные дни (для мусульман - пятница, адвентистов седьмого дня - суббота). При этом необходима не толь­ко индивидуальная духовно-попечительская работа священнослужи­телей с лицами, содержащимися под стражей, но и обеспечение по­стоянного пребывания духовенства на территории исправительного учреждения.

Сотрудничество церкви с пенитенциарными учреждениями долж­но развиваться в более широком масштабе, а священнослужители должны представлять собой полноправный институт тюремных свя­щеннослужителей и, будучи освобожденными от несения пастырско­го послушания на других приходах, на постоянной основе совершать свое служение в тюрьмах и иных учреждениях УИС.

Российской Православной Церковью предполагается создание си­стемы специального образования по богословско-практической под­готовке священнослужителей к особой миссии присутствия в испра­вительных учреждениях. Для этого следует вводить соответствующие предметы в учебные планы семинарий, создавать централизованные курсы по переподготовке духовенства, уже несущего пастырское по­слушание в исправительных учреждениях[5].

Исходя из вышеупомянутого следует, что проблема реализации свободы совести и свободы вероисповедания является очень важным элементом уголовно-исполнительной политики, т.к. религиозное вос­питание является одним из основ исправления осужденных. Религия помогает им встать на путь исправления, сформировать нравствен­ное мировоззрение, производить оценку своих поступков и действий, осознавать то, что искупление своих грехов возможно только лишь через покаяние. Именно поэтому в воспитательную работу следует включать священнослужителей.

Для более эффективной деятельности в религиозном воспитании осужденных следует ввести в учреждения УИС своих священнослу­жителей, которые могли бы проводить с осужденными работу в удоб­ное время.

 

[1] См.: Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. - М.: Зерцало, 2011. - С. 95.

[2] См.: В УФСИН России по Курганской области успешно функционирует институт тюремного духовенства // Федеральная служба исполнения наказаний России. URL: http: // xn--h1akkl.xn--p1ai/news/index.php?ELEMENT_ID=243040 (дата обращения: 24.03.2016).

[3] См.: Подписано соглашение о взаимодействии между УФСИН России по Ставропольскому краю и Пятигорской и Черкесской епархией РПЦ // Официаль­ные новости ФСИН России: Северо-кавказский федеральный округ. URL: http:// xn--h1akkl.xn--p1ai/news/index.php? ELEMENT_ID=239857 (дата обращения: 24.03.2016).

[4] См.: Доклад епископа Красногорского Иринарха на ежегодных сбо­рах тюремного духовенства Украинской Православной Церкви // Официаль­ный сайт Московского патриархата. URL: http://ulitskaya.viperson.ru/wind. php?ID=653368&soch=1 (дата обращения: 24.03.2016).

[5] См.: Взаимодействие церкви и государственной системы исполнения нака­заний // Информационно-просветительский сайт Татарской митрополии. URL: http://anastasia uz.ru/news/doklad_episkopa_irinarkha_na_temu_vzaimodejstvie_ cerkvi_i_gosudarstvennoj_sistemy_ispolnemja_nakazamj/2013-10-31-6272 (дата об­ращения: 24.03.2016).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 240 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%