В ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) дается определение понятия исправления осужденных - это формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Исправление осужденного - это постоянное, непрерывное воздействие на его личность средствами, заложенными как в самом уголовном наказании, так и соединенными с ним[1]. Однако данное понятие не может полно отобразить весь смысл исправления, которое является целью наказания. В педагогическом толковании, в рамках уголовно-исполнительного права, данное понятие означает доведение неправопослушного поведения, которое привело преступника в исправительное учреждение, до уровня правопослушного. Признавая сущностью исправления осужденных достижение правопослушного поведения, цель уголовно-исполнительного законодательства конкретизируется, становится определенной, а значит достижимой.
УИК РФ определяет основные средства исправления и их применение: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательная работа; общественно полезный труд; получение общего образования; профессиональная подготовка; общественное воздействие.
Однако при единых принципах и целях исполнения наказаний, законодатель разделяет учреждения в соответствии с принципом дифференциации. В каждом виде учреждения разные условия содержания, разный режим, разный объем прав и обязанностей у осужденных. При этом в каждом из учреждений, будь то исправительная колония общего режима или тюрьма, должны применяться средства исправления, производиться работа с осужденными, для достижения целей наказания.
Вместе с тем, возникает вопрос: насколько достижимо исправление осужденных и применяются ли в полной мере средства исправления в тюрьмах?
Тюрьма отличается от остальных учреждений более строгими условиями содержания, помимо всего она является одним из старейших видов наказания. Учреждения тюремного типа являются тем средством борьбы с преступностью, которое обладает наибольшей карательной силой, достигаемой максимальной изоляцией в местах лишения свободы. В соответствии со ст. 131 УИК РФ осужденные к лишению свободы содержатся в тюрьмах в запираемых общих камерах. В необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах. Помимо максимального ограничения в передвижении строго ограничены права осужденных на долгосрочное и краткосрочное свидание - по 2 раза в год каждое, время на прогулку (всего 1,5 часа). Остальные права и законные интересы также уменьшены в объеме по сравнению с другими учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы. Однако, несмотря на строгость условий содержания в данных учреждениях, количество осужденных в них с каждым годом только растет: в 2013 г. в тюрьмах отбывало наказание 1072 чел., в 2014 г. - 1318 чел., в 2015 году - 1528 чел.[2]
Исходя их указанных данных, более одной тысячи осужденных в тюрьмах необходимо социализировать, привить уважительное отношение к труду и обществу. Исправление осужденных согласно законодательству можно достичь, применяя по отношению к ним такие средства исправления, как труд, воспитательная работа и т.д.
Однако позволяют ли условия, созданные в тюрьме, воплотить эту идею? Труд осужденных, отбывающих наказание в тюрьме по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 74 УИК РФ, организуется согласно ст. 103 УИК РФ только на территории тюрьмы. Это правило исключает применение к отбывающим лишение свободы в тюрьме осужденным необходимого по характеру выполняемой работы передвижения без конвоя или сопровождения. Соответственно осужденных можно привлекать к труду или на территории тюрем, в отдельных камерах, не привлекать вообще. На практике данное средство исправление чаще не используется ввиду ограниченности ресурсов и возможностей учреждений. Соответственно исправление осужденных уже не может быть достигнуто в полном объеме. Труд - это одно из основополагающих средств позитивного воздействия на личность, на любого человека. Его применение в наказании необходимо организовать во всех учреждениях.
Подавляющее большинство осужденных в Российской Федерации - люди, достигшие 18 лет. В тюрьмах средний возраст осужденного - 34,2 года[3]. Учитывая данный факт, реализация педагогического воздействия на осужденных затрудняется. В основном это обусловлено отсутствием компетентных в данном вопросе специалистов. Взрослый человек, как правило, менее подвержен прямому воспитательному воздействию, что необходимо учитывать при формировании правопослушного поведения в условиях лишения свободы. Необходимо устанавливать четкую зависимость условий отбывания наказания от поведения осужденного.
Также негативно влияет на организацию воспитательного процесса и концентрация в пенитенциарном учреждении преступников, то есть лиц с ярко выраженным асоциальным поведением. При этом не учитывается, что закрытость пенитенциарного учреждения необходимо использовать как положительный фактор, исключающий негативное влияние на осужденных извне. Положительно использовать закрытость пенитенциарного учреждения можно только при условии организации в нем исправительной среды. Она заключается в исключении фактов употребления алкогольных напитков и наркотиков, исключения воздействия негативной информации, поставляемой телевидением (например, сцен секса и насилия), исключения причин конфликтных ситуаций, возникающих при нарушении правил поведения, принятых в цивилизованном обществе. Однако на практике это практически не достигается.
Результаты воспитательной работы с осужденными напрямую зависят от возможности и желания сотрудников пенитенциарного учреждения эффективно организовать воспитательную деятельность. Если такая деятельность не организуется в силу ряда причин (непрофессионализм, нежелание работать в связи с недостаточным стимулированием труда и т. д.), то, как правило, происходит обратный процесс: осужденные негативно влияют на сотрудников пенитенциарных учреждений, навязывая им свои правила поведения[4].
Несмотря на то, что именно на сотрудников пенитенциарного учреждения законодательством возложена обязанность проводить воспитательную работу, на практике зачастую происходит прямо противоположное. Сотрудники перенимают от осужденных присущие рецидивистам жаргонные слова и привычки, и со стороны порой бывает трудно отличить осужденного от сотрудника. В данном случае об исправлении осужденных не может быть и речи, ведь именно сотрудники учреждений могут положительно воздействовать на осужденных.
Таким образом, исправление осужденных в тюрьмах в данный момент является труднодостижимым явлением ввиду неприменения или ограниченного применения основных средств исправления, предусмотренных законодательством. После освобождения из мест лишения свободы многие осужденные повторно совершают преступления, порой более тяжкие. Также на это указывает рост количества осужденных в тюрьмах за последние 3 года. В настоящие время это является большой проблемой для государства и общества. Для решения этой проблемы государство должно ставить перед собой задачу вернуть каждого человека в общество в качестве социальной и правопослушной личности. Организация исправления осужденных в тюрьмах нуждается в надзоре и доработке со стороны государства, а осужденные, содержащиеся в тюрьмах, нуждаются в поддержке со стороны общественности и уголовно-исполнительных органов. Социальная поддержка осужденных как во время отбывания наказания, так и после освобождения из мест лишения свободы, имеет огромное значение для снижения уровня преступности в стране.
[1] См.: Комиссаров В.С. Российское уголовное право : учеб. для вузов. - СПб, 2005. - С. 376.
[2] См.: Статистические данные о лицах, содержащихся в тюрьмах за период с 2013 по 2015 г. // Институт проблем современного общества. URL: http://www. fsin. su/stracture/mspector/mo/statistika/Xar-ka%20v%20CIZOiT/ (дата обращения: 09.04.2016).
[3] См.: Спасенников Б.А. Исправление осужденных мужчин в процессе исполнения длительных сроков лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2009. - № 8. - С. 23-25.
[4] См.: Ветошкин С.А. Тюрьма и общество // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2005. № 6. URL: http://cyberlemnka.ra/artide/n/tyurma-i-obschestvo (дата обращения: 09.04.2016).
|