Вторник, 26.11.2024, 21:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Исправление осужденных к лишению свободы в тюрьмах

В ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Феде­рации (далее - УИК РФ) дается определение понятия исправления осужденных - это формирование уважительного отношения к чело­веку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Исправление осужденного - это постоянное, непрерывное воз­действие на его личность средствами, заложенными как в самом уго­ловном наказании, так и соединенными с ним[1]. Однако данное по­нятие не может полно отобразить весь смысл исправления, которое является целью наказания. В педагогическом толковании, в рамках уголовно-исполнительного права, данное понятие означает доведе­ние неправопослушного поведения, которое привело преступника в исправительное учреждение, до уровня правопослушного. Признавая сущностью исправления осужденных достижение правопослушного поведения, цель уголовно-исполнительного законодательства конкре­тизируется, становится определенной, а значит достижимой.

УИК РФ определяет основные средства исправления и их приме­нение: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); воспитательная работа; общественно полезный труд; по­лучение общего образования; профессиональная подготовка; обще­ственное воздействие.

Однако при единых принципах и целях исполнения наказаний, законодатель разделяет учреждения в соответствии с принципом дифференциации. В каждом виде учреждения разные условия со­держания, разный режим, разный объем прав и обязанностей у осу­жденных. При этом в каждом из учреждений, будь то исправительная колония общего режима или тюрьма, должны применяться средства исправления, производиться работа с осужденными, для достижения целей наказания.

Вместе с тем, возникает вопрос: насколько достижимо исправле­ние осужденных и применяются ли в полной мере средства исправле­ния в тюрьмах?

Тюрьма отличается от остальных учреждений более строгими ус­ловиями содержания, помимо всего она является одним из старейших видов наказания. Учреждения тюремного типа являются тем сред­ством борьбы с преступностью, которое обладает наибольшей кара­тельной силой, достигаемой максимальной изоляцией в местах лише­ния свободы. В соответствии со ст. 131 УИК РФ осужденные к лише­нию свободы содержатся в тюрьмах в запираемых общих камерах. В необходимых случаях по мотивированному постановлению началь­ника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах. Помимо максимального ограничения в пере­движении строго ограничены права осужденных на долгосрочное и краткосрочное свидание - по 2 раза в год каждое, время на прогулку (всего 1,5 часа). Остальные права и законные интересы также умень­шены в объеме по сравнению с другими учреждениями, исполняющи­ми наказание в виде лишения свободы. Однако, несмотря на строгость условий содержания в данных учреждениях, количество осужденных в них с каждым годом только растет: в 2013 г. в тюрьмах отбывало наказание 1072 чел., в 2014 г. - 1318 чел., в 2015 году - 1528 чел.[2]

Исходя их указанных данных, более одной тысячи осужденных в тюрьмах необходимо социализировать, привить уважительное отно­шение к труду и обществу. Исправление осужденных согласно зако­нодательству можно достичь, применяя по отношению к ним такие средства исправления, как труд, воспитательная работа и т.д.

Однако позволяют ли условия, созданные в тюрьме, воплотить эту идею? Труд осужденных, отбывающих наказание в тюрьме по осно­ваниям, предусмотренным ч. 7 ст. 74 УИК РФ, организуется согласно ст. 103 УИК РФ только на территории тюрьмы. Это правило исключа­ет применение к отбывающим лишение свободы в тюрьме осужден­ным необходимого по характеру выполняемой работы передвижения без конвоя или сопровождения. Соответственно осужденных можно привлекать к труду или на территории тюрем, в отдельных камерах, не привлекать вообще. На практике данное средство исправление чаще не используется ввиду ограниченности ресурсов и возможно­стей учреждений. Соответственно исправление осужденных уже не может быть достигнуто в полном объеме. Труд - это одно из осново­полагающих средств позитивного воздействия на личность, на любо­го человека. Его применение в наказании необходимо организовать во всех учреждениях.

Подавляющее большинство осужденных в Российской Федера­ции - люди, достигшие 18 лет. В тюрьмах средний возраст осужден­ного - 34,2 года[3]. Учитывая данный факт, реализация педагогического воздействия на осужденных затрудняется. В основном это обусловле­но отсутствием компетентных в данном вопросе специалистов. Взрос­лый человек, как правило, менее подвержен прямому воспитательно­му воздействию, что необходимо учитывать при формировании пра­вопослушного поведения в условиях лишения свободы. Необходимо устанавливать четкую зависимость условий отбывания наказания от поведения осужденного.

Также негативно влияет на организацию воспитательного про­цесса и концентрация в пенитенциарном учреждении преступников, то есть лиц с ярко выраженным асоциальным поведением. При этом не учитывается, что закрытость пенитенциарного учреждения не­обходимо использовать как положительный фактор, исключающий негативное влияние на осужденных извне. Положительно использо­вать закрытость пенитенциарного учреждения можно только при ус­ловии организации в нем исправительной среды. Она заключается в исключении фактов употребления алкогольных напитков и наркоти­ков, исключения воздействия негативной информации, поставляемой телевидением (например, сцен секса и насилия), исключения причин конфликтных ситуаций, возникающих при нарушении правил поведе­ния, принятых в цивилизованном обществе. Однако на практике это практически не достигается.

Результаты воспитательной работы с осужденными напрямую за­висят от возможности и желания сотрудников пенитенциарного уч­реждения эффективно организовать воспитательную деятельность. Если такая деятельность не организуется в силу ряда причин (непро­фессионализм, нежелание работать в связи с недостаточным стиму­лированием труда и т. д.), то, как правило, происходит обратный про­цесс: осужденные негативно влияют на сотрудников пенитенциарных учреждений, навязывая им свои правила поведения[4].

Несмотря на то, что именно на сотрудников пенитенциарного уч­реждения законодательством возложена обязанность проводить вос­питательную работу, на практике зачастую происходит прямо проти­воположное. Сотрудники перенимают от осужденных присущие ре­цидивистам жаргонные слова и привычки, и со стороны порой бывает трудно отличить осужденного от сотрудника. В данном случае об ис­правлении осужденных не может быть и речи, ведь именно сотрудни­ки учреждений могут положительно воздействовать на осужденных.

Таким образом, исправление осужденных в тюрьмах в данный момент является труднодостижимым явлением ввиду непримене­ния или ограниченного применения основных средств исправления, предусмотренных законодательством. После освобождения из мест лишения свободы многие осужденные повторно совершают престу­пления, порой более тяжкие. Также на это указывает рост количества осужденных в тюрьмах за последние 3 года. В настоящие время это является большой проблемой для государства и общества. Для ре­шения этой проблемы государство должно ставить перед собой за­дачу вернуть каждого человека в общество в качестве социальной и правопослушной личности. Организация исправления осужденных в тюрьмах нуждается в надзоре и доработке со стороны государства, а осужденные, содержащиеся в тюрьмах, нуждаются в поддержке со стороны общественности и уголовно-исполнительных органов. Соци­альная поддержка осужденных как во время отбывания наказания, так и после освобождения из мест лишения свободы, имеет огромное значение для снижения уровня преступности в стране.

 

[1] См.: Комиссаров В.С. Российское уголовное право : учеб. для вузов. - СПб, 2005. - С. 376.

[2] См.: Статистические данные о лицах, содержащихся в тюрьмах за период с 2013 по 2015 г. // Институт проблем современного общества. URL: http://www. fsin. su/stracture/mspector/mo/statistika/Xar-ka%20v%20CIZOiT/ (дата обращения: 09.04.2016).

[3] См.: Спасенников Б.А. Исправление осужденных мужчин в процессе ис­полнения длительных сроков лишения свободы // Вестник института: престу­пление, наказание, исправление. - 2009. - № 8. - С. 23-25.

[4] См.: Ветошкин С.А. Тюрьма и общество // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2005. № 6. URL: http://cyberlemnka.ra/artide/n/tyurma-i-obschestvo (дата об­ращения: 09.04.2016).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%