По состоянию на 1 апреля 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) содержалось 651 464 чел., из них около 20 тыс. чел. - инвалиды, половина которых - инвалиды второй группы и почти 500 чел. - инвалиды первой группы.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», под инвалидом понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты[1] [2].
Бесспорно, что для данной категории граждан требуются особые условия содержания в исправительных учреждениях. Законодательством предусмотрены определенные льготы и более комфортные условия для них. Однако в настоящее время все-таки существует проблема условий содержания инвалидов, которым необходим постоянный уход. Проблема заключается в том, что многие инвалиды не могут самостоятельно обслуживать и содержать себя в чистоте, пользоваться санитарно-гигиеническими средствами, перемещаться, получать необходимую социальную поддержку. В условиях изоляции от общества осужденные не могут воспользоваться помощью родственников или социальных служб. В итоге таким осужденным приходится претерпевать некоторые трудности в период отбывания наказания, а в некоторых случаях даже страдания.
Данная проблема отражена в докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации последних двух лет. Э.А. Памфилова подчеркивает необходимость привлечения внимания к соблюдению прав инвалидов в местах принудительного содержания.
В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее - УИК РФ) установлены определенные требования, предъявляемые к условиям содержания заключенных, являющихся инвалидами.
Для осужденных-инвалидов I и II группы создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и повышенные нормы питания (п. 6 ст. 99 УИК РФ). П. 6 ст. 88 УИК РФ устанавливает право заключенных-ин- валидов приобретать продукты питания и предметы первой необходимости без каких-либо ограничений. Ст. 90 УИК РФ предусматривает, что больные заключенные или заключенные, являющиеся инвалидами, могут получать дополнительные посылки или передачи в количестве и ассортименте, определяемом в соответствии с медицинским заключением. К труду данные лица привлекаются исключительно по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (п. 2 ст. 103 УИК РФ). Так же им может быть увеличен ежегодный оплачиваемый отпуск до 18 рабочих дней (п. 5 ст. 104). При желании и отсутствии медицинских противопоказаний они могут пройти соответствующее профессиональное обучение или получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов (п. 2 ст. 108 УИК РФ). Кроме этого питание, одежда и средства гигиены предоставляются заключенным, являющимся инвалидами, бесплатно.
Также стоит отметить, что согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 3.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» заключенные, являющиеся инвалидами, освобождаются от участия в ежедневных перекличках в колонии. Их присутствие отмечается, где бы они ни находились в это время, будь то спальный корпус, камера и т. д.[3]
Стоит отметить, что осужденные инвалиды, в том числе I и II групп, содержатся на общих основаниях в обычных исправительных учреждениях среди здоровых осужденных. Уголовно-исполнительное законодательство не содержит положений о создании каких-либо специальных исправительных учреждений для содержания инвалидов или специальных отрядов для инвалидов.
Кроме этого Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006 г. Согласно п. 2 ст. 14 данного документа государства обязаны обеспечивать, чтобы в том случае, если на основании какой-либо процедуры инвалиды лишаются свободы, они имели право на «обеспечение разумного приспособления». То есть Россия обязана вносить соответствующие изменения в процедуры и физическое обустройство исправительных учреждений, чтобы инвалиды пользовались одинаковыми правилами и основными свободами наравне с другими, когда такие изменения не сопряжены с несоразмерным или ненадлежащим бременем. Отказ же в предоставлении или отсутствие разумных приспособлений для инвалидов может привести к тому, что условия содержания в исправительном учреждении будут равнозначными жестокому обращению или пытке.
Однако в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, предписывающие обязательную установку специального оборудования в местах содержания под стражей заключенных, являющихся инвалидами. Тем самым отсутствие специального оборудования ущемляет права осужденных-инвалидов, они не имеют возможности для поддержания собственного жизнеобеспечения.
Таким образом, несмотря на все льготы, предоставленные законодателем для инвалидов, существует проблема отсутствия мер по созданию необходимых условий для содержания инвалидов в местах лишения свободы. Так, например, законодательство Российской Федерации не содержит конкретных правил или требований, регулирующих условия содержания под стражей заключенных, пользующихся инвалидным креслом. В этой связи данная категория осужденных вынуждена обращаться в Европейский Суд по правам человека для защиты своих прав.
Первое прецедентное решение по данной проблеме уже принято. Так, в 2014 г. было принято Постановление ЕСПЧ от 06.02.2014 «Дело» Семихвостов (Semikhvostov) против Российской Федерации» (жалоба № 2689/12)[4]. Заявителем является Александр Семихвостов, у которого парализованы ноги, и он вынужден передвигаться в инвалидном кресле. Заявитель утверждал, что территория и помещения исправительной колонии, в которой он отбывал наказание, не соответствовали особым требованиям, связанным с состоянием его здоровья. В частности, он утверждал, что ему была необходима помощь третьих лиц, чтобы пользоваться туалетом, душем, он не мог выходить на улицу, поскольку ему была нужна помощь, чтобы сесть в инвалидное кресло. Александр Семихвостов жаловался, что условия его содержания под стражей в колонии были бесчеловечными и унижающими достоинство, при этом он ссылался на ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд, приняв во внимания все обстоятельства дела, постановил: условия содержания заявителя под стражей с учетом его инвалидности и, в частности, его неспособности самостоятельно иметь доступ к различным помещениям исправительной колонии, включая столовую и санитарный узел, и при этом недостаток какой-либо организованной помощи для передвижения заявителя по территории колонии или в его повседневной жизни, должны были причинять ему такие излишние душевные и физические страдания, которых можно было бы избежать, умалявшие его человеческое достоинство, что это является бесчеловечным и унижающим достоинство обращением. Следовательно, имело место нарушение ст. 3 Конвенции. Тем самым обязал Российскую Федерацию выплатить заявителю 15 000 евро в качестве компенсации морального вреда и 1150 евро в качестве компенсации судебных расходов и издержек.
Изучив Постановление ЕСПЧ, можно сделать вывод, что осужденные, являющиеся инвалидами, часто оказываются в очень неблагоприятном положении в отношении доступа к местам общего пользования, в камерах и общих помещениях, в столовых, санузлах и душевых. Они сталкиваются с различными препятствиями, пытаясь быть самостоятельными и в повседневной жизни в отношении здоровья, гигиены, питания и мобильности. Они не могут участвовать в жизни исправительного учреждения, в том числе в рабочих программах, в образовании и рекреационной программе, наравне с другими заключенными. Осужденные, являющиеся инвалидами, часто зависят от доброй воли других осужденных при решении вопросов, связанных с их мобильностью и гигиеной, что делает их положение особенно уязвимым, поскольку вселяет в них чувства бессилия, бесправия и унижения, которые превышают неизбежный уровень страданий и переживаний, присущий содержанию под стражей, что не допустимо для современного общества.
Российская Федерация должна принимать все меры для реализации осужденными инвалида всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации, в т.ч. и местах лишения свободы. Однако препятствия для полного осуществления своих прав осужденными инвалидами в настоящее время существуют, что подтверждается проведенным исследованием нормативно-правовых актов и судебных решений.
Таким образом, единственным способом решения названной проблемы является закрепление на законодательном уровне определенных требований и правил обустройства исправительных учреждений необходимыми средствами для нормального жизнеобеспечения осужденных инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями. Тем самым будут созданы благоприятные условия для названных категорий лиц в учреждениях УИС.
[1] Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. - 1995. -
[2] дек.
[3] См: Приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 47.
[4] См.: Постановление ЕСПЧ от 06.02.2014 «Дело «Семихвостов (Semikhvostov) против Российской Федерации» (жалоба № 2689/12) // Прецеденты Европейского Суда по правам человека. - 2011. - № 3.
|