Репрессивная система любого государства, неотъемлемую часть которой составляет пенитенциарная, традиционно отличалась специфической замкнутостью, отчужденностью от остальных общественных структур и социальных институтов. Известная закрытость от общества, отсутствие полной и достоверной информации ее деятельности исторически порождали множество гипотез, слухов, измышлений, что не могло в истории не сформировать отчасти искаженного в своей основе общественного мнения об истинной, реальной уголовноисполнительной политике России и механизме ее практической реализации.
Справедливо указывает М. Г. Детков, что нередко «негативные явления в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, ставшие достоянием гласности, заслоняют от непрофессионального постороннего взгляда то, что обществом должно восприниматься как действие закономерных, объективных факторов, обусловленных политическим и социально-экономическим укладом жизни государства, материальными и интеллектуальными возможностями, которыми оно располагает на определенной стадии своего развития. Перешагнуть через это, □ подчеркивает ученый, □ пенитенциарная система не в состоянии»[1].
Что касается института исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных женщин, то явная недостаточность документально-исторической информации в рамках развития российской государственности не позволяет провести его анализ иначе как с большими пробелами. Тем не менее, произведена попытка это сделать в рамках имеющейся документальной, статистической и иной информации об этом предмете исследования.
В системе мест заключения самодержавной России преимущество составляли тюрьмы. В их стенах содержались самые разные по правовому положению заключенные: обвиняемые, временно заключенные, подвергнутые кратковременному аресту, должники и прочие лица.
Устав «О находящихся под стражей» предусматривал раздельное содержание лиц мужского пола от лиц женского пола; несовершеннолетних □ от взрослых преступников; дворян, чиновников и лиц иных привилегированных сословий □ от людей низшего социального статуса.
Главные проблемы царских тюрем были связаны с их переполненностью, а также отвратительным состоянием их зданий и внутренних помещений, пло-
хими материально-бытовыми условиями содержания заключенных. Здесь мы должны отдать должное достаточной объективности системе управления тюрьмами в царской России: все указанные проблемы в информационных справках по результатам инспектирования, в отчетах губернских Попечительских о тюрьмах комитетах конкретно обозначены как требующие незамедлительного решения.
Положение женщин в царской тюрьме, как свидетельствуют некоторые источники, отличалось большей степенью незащищенности, нежели положение мужчин. Тот факт, что условия содержания женщин и обращения с ними ничем не отличались от мужских, уже свидетельствует об отсутствии гуманности в отношении к ним. Так, в Москве для каторжан и ссыльных воздвигли «Мертвый Дом», без света и воздуха. Здесь ежедневно находилось несколько сот заключенных. Ворота этой тюрьмы раз в неделю открывались и выпускали для отправки пешком в Сибирь партии в сто и более человек, в том числе женщин, то в ручных и ножных кандалах, то прикованных за руку к ддинному железному пруту, как будто нанизанных на него.
Об отсутствии какого бы то ни было снисхождения к женщинам- преступницам, либо подозреваемым в преступлении, свидетельствует факт задержания, описанный участницей одной из политических групп.
Так, о доставлении ее в тюрьму заключенная С. рассказывает: «...Стук прикладом по телу и голове отозвался сильной болью во всем теле. Пыталась сказать им: «ставьте меня под расстрел». Удары продолжали сыпаться. Руками я закрывала лицо: прикладами руки снимались с него. Потом казачий офицер, высоко подняв меня за закрученную на руку косу, сильным взмахом бросил на платформу. Я лишилась чувств, руки разжались, и удары посыпались по лицу и по голове. Потом за ногу потащили вниз по лестнице. Голова билась о ступеньки, за косу внесена на извозчика...» Затем подвергли пыткам, а во время препровождения ее в тюрьму она была изнасилована жандармами[2].
Пенитенциарная практика не признавала гуманного отношения к женщи- нам-осужденным: так, по данным исторического архива, в Акатуевской тюрьме, предназначенной для мужчин-террористов и бандитов, которым смертная казнь была заменена каторгой, нередко содержались и женщины: например, в 30-е годы - монашки, игуменьи, другие «контрреволюционные» элементы.
После Октябрьской революции 1917 года отношение к назначению уголовных наказаний женщинам несколько изменилось, в частности, благодаря изданию «Инструкции Карательного отдела НКЮ об организации распределительных комиссий». Последние создавались при губернских карательных отделах, их заседания должны были созываться не реже одного раза в неделю с правом приглашения платных специалистов. Поступивший в распределитель заключенный подвергался полному и всестороннему обследованию, при этом лица женского пола обследовались более скрупулезно, после чего обследующий составлял подробную характеристику, к которой прилагал свидетельство врачей о физическом и психическом состоянии осужденного. На основании такого обследования, в котором выявлялись как общие, так и индивидуальноличностные особенности, распределительная комиссия решала вопрос о направлении преступницы в следующие места: тюрьму, реформаторий, земледельческую колонию, испытательное заведение, карательно-лечебное заведение, тюремную больницу или особую тюрьму-изолятор (последний вид к осужденным женщинам фактически не применялся).
В первой четверти 1917 года численность заключенных женщин составляла 12 тысяч 710 человек. В соотношении с общей массой заключенных (94 тысячи 297 человек) данный показатель составил чуть больше 13 %. Абстрагируясь от проблем кодификации преступных деяний, процессов криминализации и декриминализации, все же отметим относительную традиционность, устойчивость статистических показателей женской криминальной активности, так как и сегодня показатели женской преступности колеблются в пределах 12-15 %.[3]
Переходя к вопросу о современном институте исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных женщин, мы должны указать на главное, основополагающее различие между дореволюционной и современной пенитенциарной политикой, раскрывавшейся всегда в ее практическом содержании. Об этой дифференциации справеддиво сказал В. Р. Якубсон: «Старая тюрьма, - подчеркнул он в своем выступлении на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела в Москве, в октябре 1923 года, - в большинстве случаев обезличивала человека. Там был номер, а не человек... Мы строго индивидуализируем преступника. Мы говорим: для нас нет номеров, а есть люди, более или менее опасные. Есть серьезные преступники и несерьезные, профессионалы и попавшие по несчастью, потому что они созданы средой».
Статья 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, указывает цели «исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами» при исполнении уголовных наказаний. В свою очередь, ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. в качестве целей наказания определяет прежде всего восстановление социальной справедливости, а затем только исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Обе нормы не столь альтернативны, сколько взаимно дополнительны.
Обозначив цели современного института исполнения уголовных наказаний, проанализируем состояние системы их практической реализации.
Как и в предыдущие исторические периоды, исполнение наказания в виде лишения свободы является на современном этапе одним из важнейших и распространенных видов уголовной репрессии. Можно сказать, что данный институт в пенитенциарной теории и практике постоянно подвергается серьезным деформациям и переосмыслению как в области научных разработок, так и в сфере их реализации в непосредственном исполнении этой меры уголовного наказания.
Основные ценностные ориентиры уголовно-исполнительного законодательства в современном функционировании пенитенциарной системы - это личность осужденного, ее нравственное совершенствование, социальная реадаптация (ресоциализация). Указанные задачи во многом обусловлены приведением российского уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с международными правовыми нормами; сложившейся иерархией социальных ценностей; обеспечением реализации базовых принципов законности, справедливости, дифференциации и индивидуализации и других, - при исполнении уголовных наказаний.
В основных теоретических положениях уголовно-исполнительный кодекс России соответствует Международным минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Данный документ определяет в первую очередь что «лишение свободы должно осуществляться с учетом материальных и моральных условий, обеспечивающих уважение человеческого достоинства, а цель исправления лиц в заключении должна быть такова, чтобы поддерживать их здоровье и самоуважение».
Между тем практическая реализация данных позиций вызывает на современном этапе российской действительности серьезные затруднения, при этом многие из них просто невыполнимы в силу сложившихся объективносоциальных причин. Несомненно, что эти обстоятельства нейтрализуют позитивные элементы воздействия на осужденных при исполнении лишения свободы, снижают действенность воспитательно-ресоциалитивных подходов, а в некоторых случаях и вовсе исключают эффективность применения данного наказания в отношении отдельных категорий осужденных, в том числе женщин.
Материальные условия и нравственно-духовное воспитание, а также самовоспитание - тесно взаимосвязанные элементы, а в условиях лишения свободы данное взаимодействие еще более неразрывно, так как в элементах режима, быта, досуга осужденных содержатся также и элементы воспитания. Не случайно Б. С. Утевский подчеркивал: «Деятельность исправительно-трудового
4
учреждения - прежде всего, деятельность воспитательная» .
Прогрессивные изменения в правовом статусе осужденных женщин, в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в исправительно-трудовое законодательство в 1992-1993 г., а также с принятием нового уголовноисполнительного кодекса РФ, в целом свидетельствуют о гуманизации исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении женщин.
Процесс гуманизации естественен, так как проявление гуманизма в исполнении уголовных наказаний является одной из классических основ уголовной политики России. Его значение неоднократно выделял Н. Л. Стручков, который писал: «К человеку, каким бы он ни был, нужно относиться гуманно. Принцип гуманизма должен распространяться на всех без исключения осужденных. И вряд ли следует опасаться усмотреть в таком подходе абстрактный, [4]
универсальный гуманизм, который не позволит, якобы, отличить добро от зла, правого от виноватого»[5].
Вместе с тем мы должны констатировать, что в отношении осужденных женщин в целом, современное российское уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает регламентацию специальных либо дополнительных условий и льгот, хотя нормы международных документов и предложения, поступившие в Государственную Думу при разработке УИК РФ рекомендовали это. Фактически, как и в ранее действующем кодексе, в УИК РФ 1996 г. дифференцированы лишь некоторые особенности правового статуса беременных женщин, кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих малолетних детей. В целом же, в сферу регламентации условий отбывания наказания женщинами, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого вида режимов (ст. 121-122 УИК РФ), также, как отбывающих иные виды наказаний, не внесено каких- либо существенных изменений либо дополнений, улучшающих их положение.
Между тем в таком документе международного значения, как «Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заточению в какой бы то ни было форме», в Правиле № 5 указано: «Меры, принимаемые в рамках закона и предназначенные специально доя защиты прав и особого статуса женщин, не рассматриваются как дискриминационные».
Более того, как отмечено в совместной работе международной пенитенциарной организации «Penal Reform International» и Главного управления исполнения наказаний МВД Российской Федерации, - «в каждой пенитенциарной системе женщины составляют значительное меньшинство. Небольшое количество женщин в пенитенциарной системе приводит к тому, что они больше подвержены дискриминации, чем в обществе вне тюрьмы. Из-за того, что заключенных женщин так мало, в любой пенитенциарной системе с ними обращаются как с контингентом, не заслуживающим внимания. Небольшой процент женщин в общем числе заключенных влияет на многие аспекты их жизни, в частности:
- размещение заключенных женщин;
- надзор за женщинами;
- специальная забота о женщинах.
Сравнительный анализ состояния института лишения свободы для осужденных женщин в период, когда уже можно подвести некоторые итоги вышеуказанных реформ 1992-1993 тт., показывает, что положение в данной области социальных отношений отчасти ухудшилось.
На 1 января 1996г. исправительные колонии для осужденных женщин были представлены 31 учреждением, из которых 29 колоний общего, и две колонии строгого режима. Соотношение пребывающих в условиях колоний общего режима и тех, кто содержался в колониях на строгого, составляло фактически 2/1 (23 тысячи 134 чел. и 12 тыс. 59 чел). На 1 января 1998 г. (когда прошел уже год со времени вступления в силу нового уголовноисполнительного кодекса) в России действовали уже 31 женская исправительная колония общего режима и 2 - строгого. Соотношение содержащихся в них осужденных резко изменилось: в ИК строгого режима отбывала наказание 381 преступница, в то время как в ИК общего - 39 тыс. 049 человек.
Опасным фактором, проявившимся к 1996 году, был большой приток впервые осужденных женщин в места лишения свободы; так, из поступающих в колонии общего режима из 23 тыс. 134 человек такой контингент составил 18 тыс. 741 чел. Между тем в учреждения строгого вида режима количество впервые поступающих туда было очень незначительным (на 01.01.1996 г. - 242 человека), что составило менее 1 % общей массы осужденных женщин.
Согласно исследованиям Т. Н. Волковой, женщины, отбывающие наказания в исправительных учреждениях, составляют 50-55 % от общего числа осужденных, к лишению свободы[6]. То есть большая часть женщин осуждается к данному виду наказания, фактически каждая вторая, лишенная свободы женщина виновна в совершении преступления. Что существенно повышает значимость социальных и демографических характеристик осужденных женщин.
Весьма важным свойством личности является возраст. С ним связывается становление и формирование человека. Он в значительной мере определяет физическое состояние лица, его ближайшее окружение, интересы. Возрастные особенности должны обязательно учитываться при проведении воспитательной работы, решении вопросов использования труда осужденных и в процессе их подготовки к освобождению.
Анализ данных, полученных в 2001 году, о возрасте осужденных женщин, говорит, что большинство лишенных свободы женщин (71,6 %) принаддежит к возрастным группам 25-49 лет. Достаточно активно возрастает доля преступниц пожилого и даже старческого возраста, а так же инвалидов 1 и 2 групп. Ранее, 15-20 лет назад, количество таких осужденных среди женщин было ничтожно. В то время как на 1 января 1998 года среди осужденных женщин 4,5 % зарегистрировано в возрасте 55 лет и старше, а
нетрудоспособных в целом более 6 %. Это наиболее общая картина, потому что среди их отдельных категории соотношении различных возрастных групп может быть иным. Так, среди крупных расхитительниц и взяточниц преобладают лица средних и старших возрастов.
Следующим показателем социально-демографической характеристики осужденных женщин является их семейное положение. Семья представляется для человека своего рода, традиционной ценностью. В свете проблемы женской преступности в России актуален вопрос сохранения и укрепления института семьи. Значимость этого антикриминогенного фактора общеизвестна, но между тем, исследования современной фамилистики свидетельствуют о
нестабильности и частом ослаблении семейных устоев, столь необходимых для воспитания будущих поколений в социально-позитивной направленности. Характеристика семейного статуса преступниц показывает, что в общей совокупности женщин, совершивших преступления, более 20 % осужденных были разведены или являются вдовами, более 33 % не были замужем, а 17 % состояли в гражданском браке.
Применительно к осужденным, значение семьи особенно велико, т.к. ее наличие в известной мере может смягчать существующие негативные последствия изоляции после отбытия наказания, облегчает социальную адаптацию и пр. Данные о состоянии семейного положения, тенденция распада или сохранение семьи могут быть значимы при выборе оптимальных и необходимых направлений индивидуальной воспитательной работы с осужденными женщинами.
Негативные изменения происходят среди женщин, состоящих в браке. Скрываются две группы причин распада семьи - одна касается личностных качеств осужденных, что предопределяет непрочность семьи еще до осуждения, вторая связана с отрывом от семьи, невозможностью проживать вместе с ней, сложность каких бы то ни было контактов.
Есть основание выразить надежду, что норма уголовно-исполнительного кодекса, регулирующая место исполнения наказания в виде лишения свободы позитивно скажется на сохранении семей осужденных в период нахождения их в изоляции.
Образовательный уровень также является весьма значимой характеристикой личности человека вообще и осужденного в особенности.
Уровень образования оказывает существенное влияние на формирование жизненных ценностей и интересов. Общепризнанна взаимозависимость уровня образования и криминогенности: чем выше образовательный уровень, тем меньше вероятность противоправного поведения, поскольку высокий уровень образования позволяет полнее ориентироваться в последствиях того ли иного варианта поведения, формировать социально одобряемые потребности и находить правомерные пути их удовлетворения и т.п.
При всей сложности получения или продолжения образования в местах лишения свободы, такая возможность имеется. Неполное среднее образование в исправительных учреждениях является обязательным, получение же более высокого образования - факультативным.
Следует отметить незначительный рост количества осужденных женщин, имеющих среднее специальное и даже высшее образование: среди данной категории часто встречаются представители творческих профессий, работники искусства (художники, поэты). Вместе с тем почти каждая четвертая осужденная женщина не имеет полного общего образования Исследования показали, что особенно низок образовательный ценз в исправительных колониях строгого режима: более 50 % отбывающих наказание имеют неполное среднее образование, из них почти треть закончили 5-7 классов общеобразовательной школы, соответственно каждая вторая не имеет определенной специальности и профессиональной подготовки. И еще одним значимым показателем социально-демографической характеристики женщин, отбывающих наказание в исправительных колониях, является род занятий к моменту осуждения или ареста.
Занятие трудом, само по себе важно для становления личности, реализации естественных потребностей общения, получения средств существования и т.п. Не занятость же трудом в совокупности с иными обстоятельствами является серьезным криминогенным фактом.
Согласно исследованиям А. С. Михлина, видно, что среди осужденных немалую часть, как в 1989 году составили женщины, ранее работающие, но за семь лет их численность понизилась с 47,2 % в 1989 году до 36,2 % в 1996 году. А в 2001 году доля работающих женщин до осуждения составила 25 %. Удельный вес учащихся различных учебных заведениях составил 0,7 %, что само по себе свидетельствует о преступной активности учащихся женщин[7].
Высокой оказалась доля осужденных женщин, не имевших до осуждения определенных занятий, которая с каждым годом возрастает и составляет 56 %. Наиболее сложно вопросы подготовки к освобождению, нормализации женщин в условиях свободы решаются именно у названной категории женщин.
Итак, анализ основных социально-демографических показателей осужденных женщин отражает следующие позитивные изменения: увеличение доли осужденных со средним, средним специальным и высшим образованием, то есть уменьшение малограмотных осужденных; возрастание доли женщин, направленных для отбывания наказания в исправительные учреждения по месту жительства до осуждения, что создает возможности более тесных контактов с членами семьи и родственниками и получения, тем самым, большей моральной поддержки.
Вместе с тем анализ материалов позволяет выявить ряд обстоятельств, свидетельствующих об ухудшении в целом социально
демографической характеристики осужденных, имеющих своим следствием осложнение работы с осужденными, организации и осуществления воспитательного процесса.
Так, произошел рост количества осужденных женщин, к моменту ареста не занимавшихся общественно-полезным трудом, произошли изменения в возрастном составе осужденных, усложняющие воспитательную работу; увеличилась доля молодежи, еще интенсивнее стал распад семей осужденных за время отбывания наказания.
Все эти показатели необходимо учитывать в ходе воспитательного процесса. Изменения в качественном составе осужденных усложняют их подготовку к освобождению, так как за время отбывания наказания многие из них утратили связи с родными и близкими, прекратили супружеские отношения. Их устройство в условиях жизни на свободе, особенно имеющих малолетних детей, представляет значительные трудности.
Итак, рассмотрев социально-демографическую характеристику
осужденных перейдем к характеристике современной системы исполнения уголовных наказаний в отношении женщин.
Осужденные к лишению свободы содержаться в исправительных учреждениях. Исправительные учреждения являются часть уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Эти учреждения исполняют наказания в виде лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни. Они включают исправительные колонии, воспитательные колонии, колонии-поселения, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию[8].
В Российской Федерации в соответствии со ст. 56 и 58 УК РФ взрослые осужденные женского пола отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях, исправительных колониях общего режима, а также лечебных исправительных учреждениях. Интересно, что отечественное законодательство (в том числе действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вступивший в силу 1 июля 1997 г.) долгое время не исключало отбывание лишения свободы осужденными женщинами в тюрьме, однако такая практика приблизительно с 1990 года не применялась.
Только Федеральным законом от 9 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РФ, УПК РСФСР, УИК РФ и другие законодательные акты» было установлено, что отбывание наказания в тюрьме назначается только мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве. Был также исключен и перевод в тюрьму осужденных женщин, являющихся злостными нарушительницами режима. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ был аннулирован еще один вид учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин, - исправительные колонии строгого режима. Таким образом, совершеннолетние лица женского пола, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания данного вида наказания только в колонии-поселения и исправительные колонии общего режима, а несовершеннолетние - в воспитательные колонии.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. было установлено, что отбывание лишения свободы в исправительных колониях общего режима назначается женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива. Кроме того, с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновной суд может назначить отбывание наказания в исправительной колонии общего режима и женщинам, совершившим преступления по неосторожности, а также за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы. При отсутствии таких обстоятельств в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ суд назначает отбывание лишения свободы в отношении осужденных женщин, совершивших преступления по неосторожности, а также умышленные преступления небольшой и средней тяжести, в колониях-поселениях. В частности, к лишению свободы по состоянию на июнь 2013 года 46,4 тысячи женщин были уже осуждены, а 10,2
9
тысячи, находились под стражей в ожидании приговора .
По состоянию на 1 мая 2014 года в исправительных учреждениях Российской Федерации содержалось 59,9 тыс. осужденных женщин[9] [10]. Подавляющее большинство из них отбывают наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях общего режима. Федеральным законом от 8 декабря 2003 года было установлено, что отбывание лишения свободы в исправительных колониях общего режима назначается женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива. Кроме того, с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновной суд может назначить отбывание наказания в исправительной колонии общего режима и женщинам, совершившим преступление по неосторожности, а также за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы. При отсутствии таких обстоятельств в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ суд назначает отбывание лишение свободы в отношении осужденных женщин, совершивших преступления по неосторожности, а также умышленные преступления небольшой и средней тяжести, в колониях-поселениях.
Все несовершеннолетние осужденные женщины отбывают лишение свободы в воспитательных колониях с однотипным (общим) режимом. В женских воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания. Единственная льгота, которой пользуются несовершеннолетние осужденные женского пола, состоит в том, что все они при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду и учебе могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные по отбытии трех месяцев лишения свободы.
Российским законодательством не предусмотрено дифференцирование по половому признаку колоний-поселений и лечебных учреждений, в том числе лечебно-профилактических, поэтому осужденные мужского и женского пола могут проживать в одном учреждении данных видов, но, разумеется, в раздельных изолированных помещениях. Так, в лечебных исправительных учреждениях существуют специальные отделения для женщин, а в колониях-поселениях осужденные того и другого пола работают и проживают в зданиях, расположенных на одной территории. Кроме того, допускается содержание в одном учреждении осужденных мужского и женского пола, оставленных по их желанию в следственных изоляторах или тюрьмах для работ по хозяйственному обслуживанию.
Распределение осужденных женщин непосредственно внутри исправительных колоний должно осуществляться с учетом положений ст. 80 УИК РФ, которая устанавливает, что лица, впервые осужденные к лишению свободы, должны содержаться отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержаться осужденные при опасном и особо опасном рецидиве преступлений. Администрация исправительных колоний должна осуществлять данные принципы дифференциации осужденных путем размещения различных категорий осужденных женщин на изолированных между собой участка, хотя это не всегда возможно в условиях нехватки жилых площадей и отсутствия иных необходимых материальнотехнических и организационных условий.
В соответствии со ст. 100 УИК РФ в исправительных учреждениях, где отбывают лишение свободы женщины, имеющие детей до трех лет, могут организовываться дома ребенка. В настоящее время в России функционируют женских исправительных колоний, при которых созданы дома ребенка, в них проживает более 750 детей[11]. В данные учреждения направляются все осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей до трех лет. Не большое число женских исправительных колоний может обеспечить полную реализацию принципа отбывания наказания женщинами, осужденными к лишению свободы, в пределах субъекта Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Осужденные женщины направляются для отбывания лишения свободы по месту нахождения соответствующих учреждений, а не по месту жительства или осуждения.
К сожалению, небольшое число действующих женских исправительных учреждений на современном этапе не может обеспечить полную реализацию принципа отбывания наказания женщинами, осужденными к лишению свободы, в пределах субъекта Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Согласно ч. 3 ст. 73 УИК РФ осужденные женщины направляются для отбывания лишения свободы по месту нахождения соответствующих учреждений, а не по месту жительства или осуждения.
Разумеется, существует необходимость создания на территории субъектов Российской Федерации полного набора всех видов исправительных учреждений, которые предусмотрены действующим законодательством. В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие уголовно
исполнительной системы на 2007-2016 гг.» определена задача обеспечения реализации требований закона об отбывании наказаний осужденными в пределах территории субъекта Федерации, где они проживали или были осуждены. Это программное положение имеет особую актуальность для полноценной реализации прав и законных интересов женщин, осужденных к лишению свободы.
^Цетков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 годов. М., 1992. С. 3.
[2] Волкогонов Д.А. Неизвестная Россия. XX век. М., 1992. С. 11.
7
[3] Управление ФСИН по Ярославской области Закон и Порядок (к 130-летию уголовно-исполнительной системы). Ярославль, 2009. С. 126.
8
[4] Утевский Б. С. Система, принципы и общие положения Основ исправительнотрудового законодательства. Саратов, 1961. С. 12.
9
[5] Стручков Н. А: По поводу «Записок заключенного» : послесловие к книге А. Мирека «Записки заключенного». М., 1989. С. 277.
[6]Волкова Т. Н. Криминологические и правовые проблемы женской преступности в современной России. Рязань, 2001. С. 35-37.
[7]Потемкина А. Т. Характеристика осужденных женщин, отбывающих наказание в ИТК. М., 1993. С. 17.
[8] Комментарий к Закону РФ от 21 июля 1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». С. 12-13.
14
[9] Статистика уголовно-исполнительной системы России [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsin.su /statistics/ (дата обращения: 27.11.2014).
[10] Характеристика уголовно-исполнительной системы России [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsin.su (дата обращения: 27.11.2014).
15
[11]Характеристика уголовно-исполнительной системы России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsin.su (дата обращения: 27.11.2014).
16
|