Вторник, 26.11.2024, 19:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правомерность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении лиц, осужденных и заключенных под стражу

Одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбываю­щих наказание в виде лишения свободы, а также повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с междуна­родными стандартами.

Вместе с тем нельзя не принимать во внимание тот факт, что боль­шинство осужденных, отбывающих наказание в исправительных уч­реждениях, зачастую неприязненно относятся к представителям ад­министрации и способны применить по отношению к сотрудникам физическое насилие.

Для обеспечения эффективного функционирования уголовно-ис­полнительной системы (далее - УИС) государство наделило ее со­трудников правомочием применять меры безопасности. Порядок при­менения указанных мер определяется Главой V Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, испол­няющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[1] и в ст. 43-47 Закона Российской Федерации от 15.08.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле- ний»[2].

Статистические данные свидетельствуют, что в период с 2005 по 2015 гг. сотрудниками УИС в отношении осужденных физическая сила применялась 21 549 раз, а специальные средства и газовое оружие - 41 695[3]. Так, например, в ночь на 18 сентября 2013 г. на территории исправительной колонии № 9 УФСИН России по Новгородской обла­сти в результате словесного конфликта произошла драка с участием 30 осужденных. Трое из них получили незначительные травмы. Для разгона осужденных, участвующих в драке, были приготовлены водо­меты, однако необходимости в их использовании не возникло.

Следует отметить, что сотрудники УИС не подлежат уголовной ответственности за вред, причиненный лицу, посягавшему на их безо­пасность, или задерживаемому, если они действовали в соответствии с требованиями уставов, положений и иных нормативных актов, пред­усматривающих основания и порядок применения огнестрельного оружия и специальных средств. Так, 16 января 2008 г. в исправитель­ном учреждении УФСИН России по Амурской области во время про­ведения ежедневного обыска около 50 осужденных, протестуя против изъятия запрещенных предметов, вскрыли себе вены бритвенными лезвиями, извлеченными из одноразовых станков. Беспорядки были устранены силами сотрудников колонии. К некоторым осужденным сотрудники учреждения применили специальные средства. Проверка,

проведенная сотрудниками прокуратуры, показала, что действия со­трудников исправительной колонии являлись правомерными.

В свою очередь, в случае неправомерного применения физической силы и специальных средств при исполнении должностных обязан­ностей сотрудниками УИС должно быть возбуждено уголовное дело. За период с 2005 по 2015 г. по фактам применения физической силы с нарушением требований закона было возбуждено 41 уголовное дело, а по фактам применения специальных средств и газового оружия - 12. Так, в 2012 г. двое бывших сотрудников исправительной колонии № 8 ГУФСИН России по Свердловской области осуждены к лишению сво­боды за превышение должностных полномочий с применением наси­лия. Было установлено, что данные лица с целью наказания осужден­ных, избивших сокамерника, причинили им телесные повреждения.

Статья 31 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уго­ловные наказания в виде лишения свободы» запрещено применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми призна­ками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и не­совершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения во­оруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здо­ровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане[4]. Ярким примером применения данного поло­жения стали действия сотрудников Кировоградской воспитательной колонии (ГУФСИН России по Свердловской области) по пресечению массовых беспорядков, сопровождающихся применением насилия, погромами, поджогами, уничтожением имущества, учиненных вос­питанниками. Причиной беспорядков стал перевод одного из нефор­мальных лидеров осужденных в колонию общего режима в связи с достижением им совершеннолетия. В ходе массовых беспорядков в колонии были причинены телесные повреждения 84 воспитанникам и сотрудникам правоохранительных органов, оперативный дежурный воспитательной колонии Анатолий Завьялов от полученных повреж­дений скончался в больнице. После предупредительных выстрелов часовых осужденные попытались поджечь наблюдательные вышки и напасть на сотрудников, в результате чего последние открыли огонь на поражение. Двое воспитанников колонии погибли. После погромов колония стала непригодна для дальнейшего отбывания наказания осужденными, ущерб составил примерно 20 млн руб. Действия со­трудников в данном случае были признаны правомерными.

Отсутствие четких положений действующего закона в части при­менения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия не позволяет сотрудникам быть уверенными в том, что их действия бу­дут квалифицированы как законные. В свою очередь, не применение специальных средств провоцирует осужденных на насилие в отноше­нии сотрудников. Иначе ситуация обстоит в странах Европы и США, где законодательством предусмотрен более широкий спектр основа­ний для применения физической силы и специальных средств сотруд­никами правоохранительных органов в целях пресечения правонару­шений, а также в случае угрозы собственной жизни и здоровью.

В связи с этим 26 мая 2015 г. Правительство Российской Федера­ции внесло в Государственную Думу Российской Федерации проект № 802242 - 6 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»». Общий смысл пред­лагаемых поправок заключается в том, чтобы привести к единому стандарту все существующие сегодня в различных нормативных пра­вовых актах положения о применении физической силы, спецсредств и оружия.

Законопроект направлен на минимизацию вреда здоровью осу­жденных в случае применения к ним мер безопасности, уточняет по­рядок их применения сотрудниками УИС в составе группы при про­ведении спецоперации или конвоировании заключенных, конкрети­зирует право применения сотрудниками подручных средств в опреде­ленных случаях. Внесено уточнение о наступлении ответственности сотрудников УИС при превышении ими полномочий при применении мер безопасности и об освобождении сотрудника от ответственности за причинение вреда, если применение осуществлялось в случае и в порядке, предусмотренных законом.

Законопроектом также предлагаются новые виды специальных средств, применение которых позволит минимизировать вред осу­жденным. Так, предусмотрена возможность применения средств огра­ничения подвижности - специальные, спутывающие движение сетки, электрошоковые средства, светошоковые средства, световые и акусти­ческие специальные средства, средства принудительной остановки транспорта и другие. Все это призвано пресечь незаконные действия заключенных, применяя более гуманные методы, имеющие больше психологическое воздействие, чем физическое, не причиняющие вре­да здоровью и не приводящие к серьезным и долговременным рас­стройствам организма человека.

При подготовке законопроекта были учтены международные стандарты обращения с заключенными, которыми установлено, что сотрудники УИС при применении мер безопасности действуют с уче­том создавшейся обстановки, исходя из характера и степени опасно­сти, тех, к кому они применяются, характера оказываемого сопротив­ления.

Таким образом, проблема применения оружия сотрудниками УИС на сегодняшний день нуждается в дополнительном правовом регули­ровании, что найдет свое решение в принятии изменений в действую­щем законодательстве.

 

[1] См.: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведо­мости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.

[2] См.: Закон РФ от 15.08.1995 № 103-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2759.

[3] См.: Применение сотрудниками ФСИН физической силы // Информа­ционно-правовое обеспечение «Гарант». URL: http: // ria.ru (дата обращения: 07.04.2016).

[4] См.: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведо­мости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%