Одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.
Вместе с тем нельзя не принимать во внимание тот факт, что большинство осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, зачастую неприязненно относятся к представителям администрации и способны применить по отношению к сотрудникам физическое насилие.
Для обеспечения эффективного функционирования уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) государство наделило ее сотрудников правомочием применять меры безопасности. Порядок применения указанных мер определяется Главой V Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[1] и в ст. 43-47 Закона Российской Федерации от 15.08.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле- ний»[2].
Статистические данные свидетельствуют, что в период с 2005 по 2015 гг. сотрудниками УИС в отношении осужденных физическая сила применялась 21 549 раз, а специальные средства и газовое оружие - 41 695[3]. Так, например, в ночь на 18 сентября 2013 г. на территории исправительной колонии № 9 УФСИН России по Новгородской области в результате словесного конфликта произошла драка с участием 30 осужденных. Трое из них получили незначительные травмы. Для разгона осужденных, участвующих в драке, были приготовлены водометы, однако необходимости в их использовании не возникло.
Следует отметить, что сотрудники УИС не подлежат уголовной ответственности за вред, причиненный лицу, посягавшему на их безопасность, или задерживаемому, если они действовали в соответствии с требованиями уставов, положений и иных нормативных актов, предусматривающих основания и порядок применения огнестрельного оружия и специальных средств. Так, 16 января 2008 г. в исправительном учреждении УФСИН России по Амурской области во время проведения ежедневного обыска около 50 осужденных, протестуя против изъятия запрещенных предметов, вскрыли себе вены бритвенными лезвиями, извлеченными из одноразовых станков. Беспорядки были устранены силами сотрудников колонии. К некоторым осужденным сотрудники учреждения применили специальные средства. Проверка,
проведенная сотрудниками прокуратуры, показала, что действия сотрудников исправительной колонии являлись правомерными.
В свою очередь, в случае неправомерного применения физической силы и специальных средств при исполнении должностных обязанностей сотрудниками УИС должно быть возбуждено уголовное дело. За период с 2005 по 2015 г. по фактам применения физической силы с нарушением требований закона было возбуждено 41 уголовное дело, а по фактам применения специальных средств и газового оружия - 12. Так, в 2012 г. двое бывших сотрудников исправительной колонии № 8 ГУФСИН России по Свердловской области осуждены к лишению свободы за превышение должностных полномочий с применением насилия. Было установлено, что данные лица с целью наказания осужденных, избивших сокамерника, причинили им телесные повреждения.
Статья 31 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» запрещено применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане[4]. Ярким примером применения данного положения стали действия сотрудников Кировоградской воспитательной колонии (ГУФСИН России по Свердловской области) по пресечению массовых беспорядков, сопровождающихся применением насилия, погромами, поджогами, уничтожением имущества, учиненных воспитанниками. Причиной беспорядков стал перевод одного из неформальных лидеров осужденных в колонию общего режима в связи с достижением им совершеннолетия. В ходе массовых беспорядков в колонии были причинены телесные повреждения 84 воспитанникам и сотрудникам правоохранительных органов, оперативный дежурный воспитательной колонии Анатолий Завьялов от полученных повреждений скончался в больнице. После предупредительных выстрелов часовых осужденные попытались поджечь наблюдательные вышки и напасть на сотрудников, в результате чего последние открыли огонь на поражение. Двое воспитанников колонии погибли. После погромов колония стала непригодна для дальнейшего отбывания наказания осужденными, ущерб составил примерно 20 млн руб. Действия сотрудников в данном случае были признаны правомерными.
Отсутствие четких положений действующего закона в части применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия не позволяет сотрудникам быть уверенными в том, что их действия будут квалифицированы как законные. В свою очередь, не применение специальных средств провоцирует осужденных на насилие в отношении сотрудников. Иначе ситуация обстоит в странах Европы и США, где законодательством предусмотрен более широкий спектр оснований для применения физической силы и специальных средств сотрудниками правоохранительных органов в целях пресечения правонарушений, а также в случае угрозы собственной жизни и здоровью.
В связи с этим 26 мая 2015 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Российской Федерации проект № 802242 - 6 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»». Общий смысл предлагаемых поправок заключается в том, чтобы привести к единому стандарту все существующие сегодня в различных нормативных правовых актах положения о применении физической силы, спецсредств и оружия.
Законопроект направлен на минимизацию вреда здоровью осужденных в случае применения к ним мер безопасности, уточняет порядок их применения сотрудниками УИС в составе группы при проведении спецоперации или конвоировании заключенных, конкретизирует право применения сотрудниками подручных средств в определенных случаях. Внесено уточнение о наступлении ответственности сотрудников УИС при превышении ими полномочий при применении мер безопасности и об освобождении сотрудника от ответственности за причинение вреда, если применение осуществлялось в случае и в порядке, предусмотренных законом.
Законопроектом также предлагаются новые виды специальных средств, применение которых позволит минимизировать вред осужденным. Так, предусмотрена возможность применения средств ограничения подвижности - специальные, спутывающие движение сетки, электрошоковые средства, светошоковые средства, световые и акустические специальные средства, средства принудительной остановки транспорта и другие. Все это призвано пресечь незаконные действия заключенных, применяя более гуманные методы, имеющие больше психологическое воздействие, чем физическое, не причиняющие вреда здоровью и не приводящие к серьезным и долговременным расстройствам организма человека.
При подготовке законопроекта были учтены международные стандарты обращения с заключенными, которыми установлено, что сотрудники УИС при применении мер безопасности действуют с учетом создавшейся обстановки, исходя из характера и степени опасности, тех, к кому они применяются, характера оказываемого сопротивления.
Таким образом, проблема применения оружия сотрудниками УИС на сегодняшний день нуждается в дополнительном правовом регулировании, что найдет свое решение в принятии изменений в действующем законодательстве.
[1] См.: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.
[2] См.: Закон РФ от 15.08.1995 № 103-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2759.
[3] См.: Применение сотрудниками ФСИН физической силы // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». URL: http: // ria.ru (дата обращения: 07.04.2016).
[4] См.: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.
|