Вторник, 26.11.2024, 21:16
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности правового статуса лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы

Правовой статус личности всегда был объектом пристального внимания ученых, однако правовой статус лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не получил комплексного освещения в на­учной литературе. В законодательстве Российской Федерации в на­стоящее время не предусмотрен механизм защиты прав и законных интересов лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории пра­ва и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные. При этом структура правового статуса лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, включает в себя 3 элемента: субъ­ективные права, законные интересы и юридические обязанности. В Конституции Российской Федерации указано, что человек, его пра­ва и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность госу­дарства, каждый гражданин несет равные права и обязанности, госу­дарственная защита которых гарантируется. Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав, свобод, обязанностей и законных интересов. Для того чтобы выявить особен­ности правового статуса осужденного к лишению свободы после его освобождения, следует подробнее рассмотреть, чем именно правовой статус осужденного, отбывшего наказание, отличается от статуса пра­вопослушного гражданина, не имеющего судимости.

На граждан Российской Федерации после отбытия наказания рас­пространяются определенные правоограничения, своего рода послед­ствия наказания. Следует отметить, что правовой статус гражданина Российской Федерации у лица, отбывшего наказание, полностью не восстанавливается, хотя отбытие наказания является юридическим фактом, влекущим за собой утрату им специального статуса осужден­ного, однако за ним по-прежнему сохраняется специальный статус отбывшего наказание, главная отличительная особенность которого состоит в правоограничениях, определяемых наличием судимости[1].

Следует отметить, что правовой статус лица, отбывшего наказа­ние в виде лишения свободы, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Законодательство Российской Федерации предусматривает, что в период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органе федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от сред­него заработка в период отбывания наказания, но не может быть мень­ше установленного размера минимальной заработной платы.

Согласно закону Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[2], политика госу­дарства способствует занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, то есть тем, кто впоследствии будет испытывать трудности при поиске работы и тру­доустройстве из-за наличия судимости. Однако в настоящий момент реализация данной политики в целом не представляется возможной в связи со слабым развитием инфраструктуры предприятий в сельской местности с численностью работников менее 100 чел. Отсутствие на­выков у лиц указанной категории, низкая профессиональная квалифи­кация, низкооплачиваемые рабочие места усугубляют их положение. В современных условиях развития рынка труда в России проблемы, связанные с трудоустройством лиц, имеющих или имевших суди­мость, необходимо решать путем создания рабочих мест на предпри­ятиях и организациях. Для исключения проблем необходимо воспол­нить пробелы в трудовом законодательстве Российской Федерации, в частности утвердить соответствие норм права и, исходя из приорите­та общечеловеческих ценностей, удовлетворять трудовые права лиц, имеющих судимость[3].

Нормы действующего законодательства о жилье не предусма­тривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого ор­ганизацией по месту работы.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовла­дение, в т. ч. индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру, он может получать жилье по наслед­ству, по договору купли-продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку.

Что же касается негативных последствий, то они могут содержать запрет на занятие определенной должности, либо занятие определен­ной деятельностью в зависимости от характера совершенного престу­пления. Например, лицо, имеющее судимость, не сможет стать судьей, присяжным и арбитражным заседателем, служащим органов полиции и работником федеральной службы безопасности, если оно имеет су­димость за совершение умышленного преступление, это лишает его права заниматься адвокатской деятельностью. Кроме ограничений, связанных со службой или работой в правоохранительных органах, иных организациях, имеющих схожие цели и задачи, законодатель установил запрет на получение лицензии на приобретение оружия. Если лицо было осуждено за совершение преступления против жизни и здоровья граждан, оно не имеет возможности стать опекуном или попечителем, усыновителем, не сможет заниматься педагогической деятельностью, деятельностью в сфере образования, воспитания, раз­вития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслу­живания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Ограничение трудовой деятельности в связи с судимостью явля­ется наиболее актуальной проблемой, о чем свидетельствует практи­ка Конституционного Суда Российской Федерации. Судимость может быть препятствием для занятия некоторых должностей. Это послу­жило основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации о нарушении конституционных прав граждан, гарантиро­ванных ст. 37 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право свободно распоряжаться своими спо­собностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и о нарушении конституционного принципа презумпции невиновности, согласно которому обвиняемый в совершении преступления считает­ся невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмо­тренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. В то же время Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических требовани­ях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминаци­ей, т. к. они направлены на защиту общественных интересов и прав граждан и не могут рассматриваться как нарушения конституцион­ных прав граждан.

Вместе с тем в ряде федеральных законов предусмотрены право­вые ограничения в отношении лиц, не только имеющих, но и имевших судимость, в том числе снятую или погашенную. Такие ограничения предусмотрены не только в Трудовом кодексе Российской Федерации, но и, например, в Федеральном законе от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О су­дебных приставах»[4], в Федеральном законе от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»[5], в Законе Рос­сийской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Россий­ской Федерации»[6], в Законе Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»[7], Семейном ко­дексе Российской Федерации.

Одним из требований к кандидатам на должность судьи является отсутствие в настоящем или в прошлом судимости либо уголовного преследования. Сотрудник органов внутренних дел не может нахо­диться на службе в органах внутренних дел при наличии судимости, в том числе снятой или погашенной, а также в случае прекращения в отношении его уголовного преследования за истечением срока дав­ности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудни­ка органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.

Таким образом, правовой статус лица, отбывшего наказание в виде лишения свободы, имеет отличительный признак - наличие су­димости, которая наделяет лицо рядом правоограничений и неблаго­приятных для него последствий, некоторые из которых не восстанав­ливаются с погашением либо снятием судимости.

Освобождение от отбывания наказания является юридическим фактом, влекущим за собой значительные изменения правового по­ложения гражданина[8]. В настоящее время в законодательстве Рос­сийской Федерации существует множество коллизий между нормами Конституции Российской Федерации и подзаконными нормативно правовыми актами. Чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной пра­воприменительной ситуации, норма должна быть формально опреде­ленной, четкой, не допускающей расширительного толкования уста­новленных ограничений и произвольного их применения.

 

[1] См.: Меркина И., Друбачевская И., Вакуленко В. Энциклопедия жизни на свободе. - М., 2005. - С. 17.

[2] См.: Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N° 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. - 1996. - № 84.

[3] См.: Кобылинская С.В., Петросян М.М. Проблема трудоустройства лиц, имеющих судимость // Актуальные проблемы права : материалы IV международ. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 190-193.

[4] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 118- ФЗ (ред. от 03.07.2013) «О судебных приставах» // Российская газета. - 2009. - 28 июля.

[5] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Следственном комитете Российской Федерации» // Рос­сийская газета. - 2015. - 30 дек.

[6] См.: Закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - 1995. - 25 нояб.

[7] См.: Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 (ред. от 03.07.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012.

[8] См.: Геранин В.В., Потапов А.М. Правовой статус лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы: Монография. - Вологда, 2008. - С. 67.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 196 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%