Правовой статус личности всегда был объектом пристального внимания ученых, однако правовой статус лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не получил комплексного освещения в научной литературе. В законодательстве Российской Федерации в настоящее время не предусмотрен механизм защиты прав и законных интересов лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные. При этом структура правового статуса лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, включает в себя 3 элемента: субъективные права, законные интересы и юридические обязанности. В Конституции Российской Федерации указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, каждый гражданин несет равные права и обязанности, государственная защита которых гарантируется. Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав, свобод, обязанностей и законных интересов. Для того чтобы выявить особенности правового статуса осужденного к лишению свободы после его освобождения, следует подробнее рассмотреть, чем именно правовой статус осужденного, отбывшего наказание, отличается от статуса правопослушного гражданина, не имеющего судимости.
На граждан Российской Федерации после отбытия наказания распространяются определенные правоограничения, своего рода последствия наказания. Следует отметить, что правовой статус гражданина Российской Федерации у лица, отбывшего наказание, полностью не восстанавливается, хотя отбытие наказания является юридическим фактом, влекущим за собой утрату им специального статуса осужденного, однако за ним по-прежнему сохраняется специальный статус отбывшего наказание, главная отличительная особенность которого состоит в правоограничениях, определяемых наличием судимости[1].
Следует отметить, что правовой статус лица, отбывшего наказание в виде лишения свободы, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Законодательство Российской Федерации предусматривает, что в период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органе федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера минимальной заработной платы.
Согласно закону Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»[2], политика государства способствует занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, то есть тем, кто впоследствии будет испытывать трудности при поиске работы и трудоустройстве из-за наличия судимости. Однако в настоящий момент реализация данной политики в целом не представляется возможной в связи со слабым развитием инфраструктуры предприятий в сельской местности с численностью работников менее 100 чел. Отсутствие навыков у лиц указанной категории, низкая профессиональная квалификация, низкооплачиваемые рабочие места усугубляют их положение. В современных условиях развития рынка труда в России проблемы, связанные с трудоустройством лиц, имеющих или имевших судимость, необходимо решать путем создания рабочих мест на предприятиях и организациях. Для исключения проблем необходимо восполнить пробелы в трудовом законодательстве Российской Федерации, в частности утвердить соответствие норм права и, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, удовлетворять трудовые права лиц, имеющих судимость[3].
Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.
Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в т. ч. индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру, он может получать жилье по наследству, по договору купли-продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку.
Что же касается негативных последствий, то они могут содержать запрет на занятие определенной должности, либо занятие определенной деятельностью в зависимости от характера совершенного преступления. Например, лицо, имеющее судимость, не сможет стать судьей, присяжным и арбитражным заседателем, служащим органов полиции и работником федеральной службы безопасности, если оно имеет судимость за совершение умышленного преступление, это лишает его права заниматься адвокатской деятельностью. Кроме ограничений, связанных со службой или работой в правоохранительных органах, иных организациях, имеющих схожие цели и задачи, законодатель установил запрет на получение лицензии на приобретение оружия. Если лицо было осуждено за совершение преступления против жизни и здоровья граждан, оно не имеет возможности стать опекуном или попечителем, усыновителем, не сможет заниматься педагогической деятельностью, деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Ограничение трудовой деятельности в связи с судимостью является наиболее актуальной проблемой, о чем свидетельствует практика Конституционного Суда Российской Федерации. Судимость может быть препятствием для занятия некоторых должностей. Это послужило основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации о нарушении конституционных прав граждан, гарантированных ст. 37 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и о нарушении конституционного принципа презумпции невиновности, согласно которому обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. В то же время Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией, т. к. они направлены на защиту общественных интересов и прав граждан и не могут рассматриваться как нарушения конституционных прав граждан.
Вместе с тем в ряде федеральных законов предусмотрены правовые ограничения в отношении лиц, не только имеющих, но и имевших судимость, в том числе снятую или погашенную. Такие ограничения предусмотрены не только в Трудовом кодексе Российской Федерации, но и, например, в Федеральном законе от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»[4], в Федеральном законе от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»[5], в Законе Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[6], в Законе Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»[7], Семейном кодексе Российской Федерации.
Одним из требований к кандидатам на должность судьи является отсутствие в настоящем или в прошлом судимости либо уголовного преследования. Сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел при наличии судимости, в том числе снятой или погашенной, а также в случае прекращения в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
Таким образом, правовой статус лица, отбывшего наказание в виде лишения свободы, имеет отличительный признак - наличие судимости, которая наделяет лицо рядом правоограничений и неблагоприятных для него последствий, некоторые из которых не восстанавливаются с погашением либо снятием судимости.
Освобождение от отбывания наказания является юридическим фактом, влекущим за собой значительные изменения правового положения гражданина[8]. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации существует множество коллизий между нормами Конституции Российской Федерации и подзаконными нормативно правовыми актами. Чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, четкой, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и произвольного их применения.
[1] См.: Меркина И., Друбачевская И., Вакуленко В. Энциклопедия жизни на свободе. - М., 2005. - С. 17.
[2] См.: Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N° 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. - 1996. - № 84.
[3] См.: Кобылинская С.В., Петросян М.М. Проблема трудоустройства лиц, имеющих судимость // Актуальные проблемы права : материалы IV международ. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 190-193.
[4] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 118- ФЗ (ред. от 03.07.2013) «О судебных приставах» // Российская газета. - 2009. - 28 июля.
[5] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Следственном комитете Российской Федерации» // Российская газета. - 2015. - 30 дек.
[6] См.: Закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - 1995. - 25 нояб.
[7] См.: Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 (ред. от 03.07.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012.
[8] См.: Геранин В.В., Потапов А.М. Правовой статус лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы: Монография. - Вологда, 2008. - С. 67.
|