Реформирование уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) в соответствии с Концепцией 2020 составная часть государственной политики. В настоящее время осуществляется последовательное реформирование УИС, характеризующееся гуманизацией наказаний и его исполнения, соблюдением прав человека в обращении с заключенными, с применением международных стандартов; повышением требований к подготовке персонала учреждений и органов
УИС[1].
Международно-правовые стандарты обращения с осужденными - это принятые на международном уровне нормы, принципы и рекомендации в области исполнения уголовных наказаний и деятельности уголовно-исполнительных учреждений и органов[2].
Пенитенциарные правила, положенные в основу международно-правовых актов в сфере обращения с осужденными, базируются на традициях права стран Западной Европы, поскольку в целом формирование и активное развитие международно-правового взаимодействия с выработкой соответствующих универсальных стандартов происходили между странами, традиционно являющимися представителями западной цивилизации.
Международно-правовые стандарты находят отражение в определенных документах (соглашениях, положениях, пактах, конвенциях, договорах, декларациях, правилах и т.п.) в виде норм, принципов и рекомендаций. Стандарты неравнозначны по своему юридическому статусу, но едины в выражении стремления мирового сообщества максимально скоординировать политику, средства и методы обращения с осужденными в духе либерализации и гуманизации, а также приоритета общечеловеческих ценностей, уважения прав человека и эффективности исполнения наказания.
Стандарты общего характера представлены в универсальных международных документах о правах человека, принятых ООН и другими международными организациями. К ним относятся, например: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.[3]
Стандарты специального характера содержатся в следующих нормативных документах: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Европейские пенитенциарные правила. Европейские тюремные правила разрабатывались и принимались под эгидой Совета Европы в 1973 г. В резолюции было рекомендовано правительствам государств-членов Совета Европы руководствоваться в законодательстве и практике изложенными в Правилах принципами и каждые 5 лет направлять Генеральному секретарю Совета отчет по реализации и развитию этих принципов.
По степени обязательности различаются стандарты, соблюдение которых обязательно для национальных систем исполнения наказания, и стандарты, которые носят рекомендательный характер. К первым относятся стандарты-принципы и общие положения, зафиксированные, например, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и др. Эти стандарты носят договорно-правовой или конвенционный характер. Стандарты второй группы (рекомендательные) закреплены в таких документах, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением и др. Данные нормативные акты не носят обязательного характера для стран, их подписавших. Они внедряются в законодательство и практику исполнения наказаний с учетом национальных, экономических, политических и иных условий.
В настоящее время существует проблема реализации осужденными своих прав и гуманных возможностей законодательства, которыми они могут воспользоваться. Причины такого положения заключаются в отсутствии в стране надлежащих экономических ресурсов, результатом чего является недофинансирование УИС. В результате страдают принципы правосудия, нивелируется значение института исполнения наказаний, который сводит на нет многие принципы и правила, рекомендуемые международными стандартами обращения с заключенными.
Представляется, что реализация международных стандартов обращения с осужденными к лишению свободы в Российской Федерации не достигла всеобъемлющего применения в силу недостаточного развития УИС России и современного экономического положения. Реализацию международных стандартов во всех государствах в той или иной мере, как ныне принято считать, осложняют: экономический спад и связанное с этим ограничение материально-финансовых ресурсов; рост преступности, сопровождающийся усилением «карательных притязаний» населения и увеличением числа заключенных; рост наркомании, зараженности ВИЧ-инфекцией; обострение межнациональных и межэтнических конфликтов; ухудшение отношений между осужденными и персоналом пенитенциарных заведений, относительное падение престижа профессиональной уголовно-исполнительной деятельности[4].
Международные стандарты, которые были перечислены выше, формально находят свое отражение в законодательстве Российской Федерации, а именно в Конституции Российской Федерации, в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, в ряде ведомственных нормативных актов Минюста России. Однако их реализация и применение к лицам, к которым они адресованы (осужденным), носят больше декларативный характер, нежели прикладной.
Одной из основных целей Концепции является повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: разработки основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 год) моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала УИС, а также необходимости реализации целей исправления осужденных; разработки технической документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандар- тов[5].
Вероятно, ни об одной тюремной системе нельзя сказать, что она в полной мере соответствует хотя бы минимальным требованиям, изложенным в Минимальных стандартных правилах, а некоторые системы далеки даже от этого. Для всех государств, в той или иной мере актуальны вопросы предотвращения пыток и латентного насилия в местах лишения свободы, обеспечения осужденных оплачиваемым трудом, обеспечения юридической защиты осужденных, социально-реабилитационной помощи им после освобождения[6].
Таким образом, перспективы реализации международных стандартов, касающихся обращения с осужденными в Российской Федерации, зависят от политики самого государства в области исполнения наказаний и экономического положения России на внутреннем и внешнем поприще. Реализация международных стандартов требует планового и постепенного применения в современных условиях реформирования УИС Российской Федерации.
[1] См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.
[2] См.: Толковый словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. - М., 2004. - С. 89.
[3] См.: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995. - № 67.
[4] См.: Бебенин В.Г Отношение осужденных к процессу отбытия наказания (некоторые итоги социологического опроса) // Сетевой электронный научный журнал «Системотехника». - 2004. - № 2. - С. 31.
[5] См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.
[6] См.: Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации: продолжение реформ // Бюллетень МЮ РФ. - 2008. - № 1. - С. 24.
|