Вторник, 26.11.2024, 21:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Международные правовые стандарты обращения с лицами, осужденными к лишению свободы, и проблемы их реализации

Реформирование уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) в соответствии с Концепцией 2020 составная часть государ­ственной политики. В настоящее время осуществляется последова­тельное реформирование УИС, характеризующееся гуманизацией наказаний и его исполнения, соблюдением прав человека в обраще­нии с заключенными, с применением международных стандартов; по­вышением требований к подготовке персонала учреждений и органов

УИС[1].

Международно-правовые стандарты обращения с осужденными - это принятые на международном уровне нормы, принципы и реко­мендации в области исполнения уголовных наказаний и деятельности уголовно-исполнительных учреждений и органов[2].

Пенитенциарные правила, положенные в основу международ­но-правовых актов в сфере обращения с осужденными, базируются на традициях права стран Западной Европы, поскольку в целом фор­мирование и активное развитие международно-правового взаимо­действия с выработкой соответствующих универсальных стандартов происходили между странами, традиционно являющимися предста­вителями западной цивилизации.

Международно-правовые стандарты находят отражение в опреде­ленных документах (соглашениях, положениях, пактах, конвенциях, договорах, декларациях, правилах и т.п.) в виде норм, принципов и рекомендаций. Стандарты неравнозначны по своему юридическому статусу, но едины в выражении стремления мирового сообщества максимально скоординировать политику, средства и методы обраще­ния с осужденными в духе либерализации и гуманизации, а также приоритета общечеловеческих ценностей, уважения прав человека и эффективности исполнения наказания.

Стандарты общего характера представлены в универсальных международных документах о правах человека, принятых ООН и дру­гими международными организациями. К ним относятся, например: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о граж­данских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.[3]

Стандарты специального характера содержатся в следующих нор­мативных документах: Минимальные стандартные правила обраще­ния с заключенными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергае­мых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Ко­декс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Ев­ропейские пенитенциарные правила. Европейские тюремные правила разрабатывались и принимались под эгидой Совета Европы в 1973 г. В резолюции было рекомендовано правительствам государств-членов Совета Европы руководствоваться в законодательстве и практике из­ложенными в Правилах принципами и каждые 5 лет направлять Ге­неральному секретарю Совета отчет по реализации и развитию этих принципов.

По степени обязательности различаются стандарты, соблюде­ние которых обязательно для национальных систем исполнения на­казания, и стандарты, которые носят рекомендательный характер. К первым относятся стандарты-принципы и общие положения, зафик­сированные, например, во Всеобщей декларации прав человека, Меж­дународном пакте о гражданских и политических правах и др. Эти стандарты носят договорно-правовой или конвенционный характер. Стандарты второй группы (рекомендательные) закреплены в таких документах, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Стандартные минимальные правила ООН в отноше­нии мер, не связанных с тюремным заключением и др. Данные норма­тивные акты не носят обязательного характера для стран, их подпи­савших. Они внедряются в законодательство и практику исполнения наказаний с учетом национальных, экономических, политических и иных условий.

В настоящее время существует проблема реализации осужденны­ми своих прав и гуманных возможностей законодательства, которыми они могут воспользоваться. Причины такого положения заключаются в отсутствии в стране надлежащих экономических ресурсов, результатом чего является недофинансирование УИС. В результате страдают прин­ципы правосудия, нивелируется значение института исполнения нака­заний, который сводит на нет многие принципы и правила, рекомен­дуемые международными стандартами обращения с заключенными.

Представляется, что реализация международных стандартов об­ращения с осужденными к лишению свободы в Российской Федера­ции не достигла всеобъемлющего применения в силу недостаточного развития УИС России и современного экономического положения. Реализацию международных стандартов во всех государствах в той или иной мере, как ныне принято считать, осложняют: экономиче­ский спад и связанное с этим ограничение материально-финансовых ресурсов; рост преступности, сопровождающийся усилением «кара­тельных притязаний» населения и увеличением числа заключенных; рост наркомании, зараженности ВИЧ-инфекцией; обострение меж­национальных и межэтнических конфликтов; ухудшение отношений между осужденными и персоналом пенитенциарных заведений, от­носительное падение престижа профессиональной уголовно-исполни­тельной деятельности[4].

Международные стандарты, которые были перечислены выше, формально находят свое отражение в законодательстве Российской Федерации, а именно в Конституции Российской Федерации, в Уго­ловно-исполнительном кодексе Российской Федерации, в ряде ведом­ственных нормативных актов Минюста России. Однако их реализа­ция и применение к лицам, к которым они адресованы (осужденным), носят больше декларативный характер, нежели прикладной.

Одной из основных целей Концепции является повышение эффек­тивности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потреб­ностей общественного развития. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: разработки основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 год) моде­лей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала УИС, а также необходимости реализации целей исправления осужденных; разработки технической документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандар- тов[5].

Вероятно, ни об одной тюремной системе нельзя сказать, что она в полной мере соответствует хотя бы минимальным требованиям, из­ложенным в Минимальных стандартных правилах, а некоторые си­стемы далеки даже от этого. Для всех государств, в той или иной мере актуальны вопросы предотвращения пыток и латентного насилия в местах лишения свободы, обеспечения осужденных оплачиваемым трудом, обеспечения юридической защиты осужденных, социаль­но-реабилитационной помощи им после освобождения[6].

Таким образом, перспективы реализации международных стан­дартов, касающихся обращения с осужденными в Российской Феде­рации, зависят от политики самого государства в области исполне­ния наказаний и экономического положения России на внутреннем и внешнем поприще. Реализация международных стандартов требует планового и постепенного применения в современных условиях ре­формирования УИС Российской Федерации.

 

[1] См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Россий­ской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

[2] См.: Толковый словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. - М., 2004. - С. 89.

[3] См.: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамбле­ей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995. - № 67.

[4] См.: Бебенин В.Г Отношение осужденных к процессу отбытия наказания (некоторые итоги социологического опроса) // Сетевой электронный научный журнал «Системотехника». - 2004. - № 2. - С. 31.

[5] См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Россий­ской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

[6] См.: Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации: продолжение реформ // Бюллетень МЮ РФ. - 2008. - № 1. - С. 24.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%