Исправительные работы - один из эффективных, на наш взгляд, видов наказания без изоляции от общества, поскольку подросток не попадает в криминализированную среду, как при лишении свободы, чувствует на себе определенные негативные правоограничения, при этом из его дохода вычитается сумма в доход государства.
Однако при применении данного вида наказания существует ряд проблем. После принятия Федерального закона от 8.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»[1], исправительные работы стали назначаться только неработающим осужденным. Работающей же части осужденных, как отмечает Ф.В. Грушин, следовательно, должны назначаться обязательные работы, предполагающие их выполнение в свободное от учебы или работы время. По данному критерию Ф.Н. Грушин разграничивает назначение этих наказаний. Он отмечает, что целесообразнее назначать исправительные работы осужденным, которые не имеют места работы[2].
Значительное количество проблем связано при применении данного вида наказания к несовершеннолетним осужденным. Российский законодатель последовательно идет на значительные уступки в вопросе смягчения наказания для данной категории лиц. Так, в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 года № 1 указывается - не назначать лишение свободы несовершеннолетним, которые впервые совершили преступления небольшой или средней тяжести в возрасте до 16 лет, а также остальным, совершившим преступления небольшой тяжести впер вые[3]. Аналогичные требования содержатся в ч. 6 ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Перед судом всегда существует проблема, связанная с выбором вида и размера наказания. Значительная часть санкций статей УК РФ наряду с лишением свободы в качестве альтернативных видов наказания содержит исправительные работы.
Исправительные работы назначаются только как основной вид наказания. Их продолжительность для несовершеннолетних составляет от 2 месяцев до одного года. Место отбывания определяется органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Однако к несовершеннолетним данный вид наказания применяется крайне редко.
Вместе с тем, некоторые авторы считают их наиболее целесообразными и эффективными мерами наказания, которые могут применяться к несовершеннолетним[4]. Другие авторы полагают, что применение исправительных работ к несовершеннолетним вообще следует отменить. По мнению М. Журавлева и П. Ильина, исправительные работы не достигают своей цели тогда, когда они назначаются лицам, которые не могут их отбывать. Среди этих лиц авторы выделяют несовершеннолетних[5]. Одним из аргументов сторонников отказа от применения исправительных работ к подросткам является то, что широкий круг льгот и правовых гарантий, предоставляемых им трудовым законодательством, фактически не совместимы с правоограничениями, связанными с применением этой меры наказания. В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 на лиц, осужденных к наказаниям в виде исправительных или обязательных работ, распространяются нормы Трудового кодекса Российской Федерации об особенностях регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Дело в том, что правоограничения при исправительных работах касаются главным образом двух сфер: удержаний из заработной платы, предоставления отпуска и трудового стажа. Назначение данной меры наказания не аннулирует, таким образом, всю систему льгот и гарантий, обеспечиваемых трудовым законодательством, в том числе гарантий, связанных с обучением профессии, совмещением работы и учебы, рабочего времени и времени отдыха и т. д. Ограничивается временно лишь часть льгот, которыми пользуется работающий подросток, и это совместимо с его общим правовым статусом[6].
Ранее данный вид наказания применялся только к работающим осужденным с 1 января 1997 г. по 10 декабря 2003 г., что повышало уровень применимости данного вида наказания. Однако в декабре 2003 г. в УК РФ было внесено изменение, устанавливающее, что исправительные работы назначать лицам, не имеющим постоянного места работы.
Они могут применяться в тех случаях, когда характер и степень опасности совершенного преступления и личность виновного свидетельствует о том, что несовершеннолетний не нуждается в ограничении, а тем более лишении свободы, и его исправление может быть достигнуто в обычных условиях свободы и трудовой деятельности.
По мнению М.Д. Шаргородского, исправительные работы - наказание более устрашающее, чем штраф, потому что наносит значительный материальный ущерб, а также имеет воспитательное воз- действие[7]. Одним из способов воздействия на осужденного является воспитательная работа, проводимая силами трудового коллектива, направленная на социализацию осужденного. С другой стороны они являются принудительными. Обязательным условием назначения исправительных работ является отсутствие постоянного места работы. Невыполнение этого условия делает невозможным применение данного вида наказания.
Назначать данный вид наказания действительно сложно подросткам, не достигшим 16 лет. Так Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает, что устраиваться на работу можно только с 16 лет, а в исключительных случаях с 15. Возможно устройство на работу с 14 лет, при условии согласия родителей, усыновителей или попечителя для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.
Хотелось бы отметить, что современные подростки, совершая преступления небольшой и средней тяжести, заранее понимают, что вероятность уголовной ответственности за совершенное деяние мала. Либо понесут ответственность такую, как штраф, который заплатят родители, либо обязательные или исправительные работы, за злостное уклонение от которых, все равно ничего не последует. Тогда такая цель наказания, как исправление осужденного, сложно достижима. Как принудить подростка исполнять назначенное ему наказание? Что нужно изменить в действующем законодательстве для повышения эффективности назначаемых исправительных работ несовершеннолетним и их исполнения?
Во-первых, нужно определить рабочие места для несовершеннолетних. Ввести определенные льготы для работодателей. Т.к. многие работодатели не желают нанимать несовершеннолетних из-за проблем, возникающих с их трудоустройством. Уместно привести точку зрения ГА. Маршина. Он предлагает перенять опыт Нижегородской области по трудоустройству осужденных к исправительным работам, где в соответствии с законодательством о занятости населения в области принято положение о квотировании рабочих мест на предприятиях. В соответствии с ним предприятия обязаны предусматривать определенную квоту для приема на работу наиболее социально незащищенных граждан (включая осужденных к исправительным работам)[8]. Так же можно было бы предусмотреть налоговые льготы предприятиям, которые принимали бы несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам.
Во-вторых, для трудоустройства несовершеннолетних можно использовать дефицит рабочих на низкооплачиваемых профессиях таких как, уборщики, дворники и т.д.
В-третьих, внести дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об образовании». А именно п. 14 ст. 50 Закона Российской Федерации «Об образовании: после слов «запрещается» дополнить «за исключением случаев привлечения обучающихся и воспитанников к уголовной ответственности по приговору суда», а ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации дополнить ч. 5 следующего содержания: «В случае назначения судом наказания в виде исправительных работ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 14-летнего возраста. Согласие родителей и органов опеки и попечительства в данном случае не требуется. Форма получения образования выбирается исходя из необходимости отбывания наказания»[9].
В-четвертых, для стимулирования добросовестного отбывания исправительных работ и повышения мотивации ввести условно-досрочное освобождение и данного вида наказания. В этой связи следует внести изменения в ст. 93 УК РФ, а именно добавить ч. 2 с формулировкой: «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к исправительным работам, после фактического отбытия половины срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания применять к исправительным работам, назначенным на срок от 4 месяцев до одного года».
УК РФ содержит ряд составов преступлений, за совершение которых предусмотрена альтернативная санкция, предоставляющая суду возможность выбора наказания из предлагаемого перечня. Особый интерес, применительно к несовершеннолетним, представляют такие составы, санкция которых содержит штраф, обязательные работы, исправительные работы, принудительные и лишение свободы. Например, ч. 2 ст. 159, ч. 2 ст. 161, ст. 162, ст. 205.2, ст. 205.3, ч. 2 ст. 205.4, ст. 206, ст. 209, ч. 1, 2 ст. 212, ст. 213, ст. 215.2, ст. 215.3 УК РФ и т.п.
При анализе судебной практики были выявлены проблемы, связанные с применением к несовершеннолетним таких видов наказаний, как исправительные работы и альтернативные им обязательные работы. Редко возникают казусы, связанные, во-первых, с отсутствием места отбывания и, во-вторых, со злостным уклонением от наказания. Выявленный факт свидетельствует об упущении в законодательстве Российской Федерации.
Например, санкция ч. 1 ст. 213 УК РФ предполагает штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 3 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок от одного года до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок.
При их назначении может возникнуть проблема следующего характера.
В соответствии с ч. 2 ст. 88 УК РФ штраф может быть назначен как при наличии самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть наложено взыскание, так и при отсутствии таковых. В силу п. 3.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2007 № 2 сам факт отсутствия у осужденного денежных средств не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа. Последний может взыскиваться с родителей несовершеннолетнего осужденного с их согласия. Т.е. в случае несогласия, к примеру, ввиду их неплатежеспособности, суд должен назначить другой вид наказания, предусмотренный санкцией статьи Особенной части УК РФ.
В ч. 3 ст. 49 и ч. 4 ст. 50 УК РФ говорится, что в случае злостного уклонения от обязательных либо исправительных работ данный вид наказания суд может заменить на принудительные работы либо лишение свободы. В перечне наказаний, предусмотренных ст. 88 УК РФ, отсутствует такой вид наказания как принудительные работы.
Также, в качестве реакции на уклонение от их исполнения уголовное законодательство предлагает замену исправительных работ на лишение свободы из расчета: 3 дня исправительных работ за день лишения свободы. На вопрос, что следует делать в том случае, когда лишение свободы несовершеннолетнему назначить нельзя, законодатель ответа не дает, нет его и в названных выше Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Формально выход отсутствует, произвести замену на более строгий вид наказания, как это предусмотрено ч. 4 ст. 50 УК РФ в виде лишения свободы - нельзя, т.к. возникает коллизия между ч. 6 ст. 88 УК РФ. Таким образом, получается, что уклонение от исправительных работ несовершеннолетнего, осужденного за преступления небольшой и средней тяжести, совершенные впервые, остается безнаказанным. В юридической литературе неоднократно подчеркивалось, что применение и исполнение такого вида наказания, не связанного с лишением свободы, как исправительные работы, в отношении подростков имеет свои специфические особенности[10].
[1] См.: Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4848.
[2] См.: Современные тенденции развития уголовного и уголовно-исполнительного права: Сб. науч. статей. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. - С. 163.
[3] См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 №1 (ред. от 29.11.2016) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. - 2011. - № 1.
[4] См.: Дровосеков ГВ. Основные вопросы применения наказания в виде лишения свободы к несовершеннолетним по советскому уголовному праву: Авто- реф. дис. ... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1965. - С. 6.
[5] См.: Журавлев М., Ильин П. За правильное применение и исполнение исправительных работ // Социальная законность. - 1964. - № 5. - С. 45.
[6] См.: Рогова Е. Проблемы назначения и исполнения исправительных работ в отношении несовершеннолетних // Право: Теория и Практика. URL: http://www. yurdub.ru/docs/pravo/0903/13.html (дата обращения: 15.04.2015).
[7] См.: Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. - СПб., 1973. - С. 213.
[8] См.: Маршин Г.А. Инспекции исправительных работ в условиях формирования рыночных отношений // Вестник МВД РФ. - 1994. - № 1. - С. 50.
[9] См.: Юрин Ю. Проблемы исполнения наказаний в виде исправительных работ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2007. - № 10. - С. 20.
[10] См.: Гаверов ГС. Проблемы наказания несовершеннолетних преступников. - Иркутск, 1986. - С. 189.
|