Вторник, 26.11.2024, 19:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности воспитательной работы с осужденными женщинами, ее формы и методы

Следует согласиться с утверждением ученых о том, что деятельность ис­правительного учреждения - прежде всего, деятельность воспитательная. Под воспитательной работой с осужденными к лишению свободы следует понимать целенаправленную организаторскую психолого-педагогическую деятельность сотрудников исправительных учреждений, общественных объединений, обес­печивающую ресоциализацию осужденных, и в целом решение задач по кор­рекции их взглядов и убеждений, формирование у осужденных осознанной по­требности в труде, выработку уважительного отношения к обществу, закону, правилам и традициям человеческого общежития.

Согласно статье 9 УИК РФ основными средствами исправления осужден­ных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (ре­жим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. По­скольку требования режима в равной степени распространяются как на мужчин, так и на женщин, отбывающих наказания в виде лишения свободы, мы остано­вимся только на некоторых исключениях и дополнениях общих норм.

В структуре личности осужденных женщин можно выделить: общечело­веческие качества, социально-групповые, индивидуально-психологические.

Общечеловеческие качества присущи всем женщинам и связаны с биоло­гическими различиями пола и осознанием женщиной своей половой принад­лежности и связанных с этим социальных ролей.

Социально-групповые качества личности формируются под влиянием ус­ловий жизни, быта, воспитания, в них отражаются специфические личностные особенности, указывающие на принадлежность человека к данной группе. Об­щечеловеческие качества, преломляясь через внутренние условия каждой лич­ности, ее индивидуально-психологические особенности, проявляются в них по- разному, но, тем не менее, они имеют отличительные свойства, на основании которых возможно выделение по соответствующим признакам отдельных со­циальных групп, в том числе и женщин, осужденных к лишению свободы.

Нравственно - психологический мир женщины значительно сложнее и тоньше, чем у мужчин. Это отличие в известной степени свойственно и осуж­денным женщинам.

В направленности личности осужденных женщин проявляются специфи­ческие потребности, мотивы, цели, перспективы, ценностные ориентации, от­ражающие их узкий, ограниченный духовный мир. Жизненные основные цен­ности они видят в материальном благополучии, внешнем комфорте, достиже­ние которого они не связывают с честным трудом. Именно поэтому многие из

 

них совершали хищения собственности, обман покупателей, взяточничество, а при выборе профессии ориентируются не на ее содержание, а на е е «доход­ность», внешнюю привлекательность. Они стремятся выбрать профессию, не требующую высокой образовательной подготовки. Поэтому получение средне­го образования для них не является жизненной ценностью.

Большинство осужденных женщин не проявляет интереса к политике, экономике; повышение образовательного и культурного уровня не является для них ценностью. Ограниченность интересов приводит часть приговоренных женщин к замыканию их на своей личности, к эгоцентризму, к извращенному представлению о своей значимости, к неумению критически оценить свои воз­можности (завышенная самооценка личности). Другие же, наоборот, с разру­шением старых связей, привязанностей, семейных и родственных отношений теряют всякую уверенность в себе, недооценивают свои силы, не верят в воз­можность возвращения к нормальной жизни.

Известно, что для женщины важны оценки со стороны других людей и то, какое впечатление они производят, многим свойственна такая черта как демон­стративность. Осужденные женщины не составляют среди них исключения. Но повышение демонстративное поведения у таких лиц одновременно сочетается со снижением контроля за ним. Демонстративность, определяющая преступные проявления, в том числе агрессивного характера, выполняет у них защитные функции и служит целям самоутверждения. Потребность в самоутверждении становится у преступниц навязчивой, существенно влияя на весь их образ жиз­ни. Это не просто стремление нравиться мужчинам или выглядеть лучше дру­гих женщин, а потребность в подтверждении, как бы фиксации своего сущест­вования, бытия, места в жизни в целом.

Осужденным женщинам свойственна заостренность некоторых черт ха­рактера. Своеобразно проявляется у них такое качество как стыдливость. У од­них естественная стыдливость замаскирована защитной реакцией в форме рез­кой вспыльчивости, язвительности, подчас грубости. У других стыдливость связана с повышенной ранимостью и проявляется в эмоциональной неустойчи­вости (слезы, плач, замыкание в себе). У третьих наблюдается почти полное от­сутствие стыдливости, потеря чувства женской гордости, достоинства, что про­является в вульгарном поведении, браваде своим положением.

Для осужденных женщин свойственны некоторые отклонения в характе­ре, для одних - истерические, для других - психопатические проявления. Эти особенности у женщин развиваются быстрее, чем у мужчин. Иногда они при­нимают крайние формы в виде грубости, невыдержанности, неуравновешенно­сти, слезливости, крикливости и т.п. У осужденных женщин более рельефно проявляется противоречивость характера, его неопределенность. Однако у не­которых из них наблюдаются мужеподобные черты характера. Они даже внеш­не стремятся подражать мужчинам - походкой, одеждой, манерами, речью и т.д. Со временем такое поведение входит в привычку, становится нормой[1].

 

Психические состояния у женщин в значительно большей степени влия­ют на физическое состояние организма, что в свою очередь еще больше подав­ляет их психику. Угнетенное состояние осужденных женщин вызывается не только самим фактом лишения свободы, потерей личностных перспектив, но и невозможностью удовлетворить свои естественные потребности (ощутить ма­теринство, ласку, любовь и т.д.). Не имея возможности реального удовлетворе­ния этих потребностей, они часто живут в мире вымысла, фантазии, что прояв­ляется в заочных знакомствах с осужденными мужчинами, тайной односторон­ней любви к некоторым сотрудникам и лицам, часто посещающим колонию, в необоснованной ревности к своим предполагаемым соперникам и т.п.

Эмоции и чувства осужденных женщин часто бывают недостаточно раз­виты, притуплены или принимают извращенный характер. Чаще всего это от­носится к чувству материнского или дочернего долга, о чем свидетельствует исследование, например, В.А. Серебряковой, приведшей тот факт, что среди убийц-женщин от 1/4 до 1/3 детоубийцы, преступление, которое не характерно

24

для мужчин .

При организации воспитательного процесса следует учитывать и анато­мо-физиологические особенности женщин: строение женского организма, осо­бенности функционирования нервной системы, предназначенность женского организма ддя выполнения функций деторождения.

Материнские функции женщины неизбежно накладывают отпечаток на физиологическое строение организма. Это выражается, с одной стороны, в хрупкости костно-мышечной системы женщины, с другой стороны - в вынос­ливости организма, что обеспечивает сохранность потомства. Костно­мышечная система женского организма отличается большей гибкостью, под­вижностью, тонкостью движения рук и пальцев. Все эти качества учитываются при организации трудовых процессов. Поэтому характерными видами произ­водства в исправительных учреждениях для женщин являются такие, которые требуют выполнения мелких операций, точности, синхронности в работе рук.

Существенной психофизиологической особенностью женщин является и тонкость организации нервной системы, которая проявляется в эмоциональной лабильности, впечатлительности, чувствительности. Отсюда и своеобразия ре­акций осужденных женщин на требования режима и воспитательные воздейст­вия.

В воспитательной работе с осужденными женщинами следует учитывать и такое явление как акселерация, которая проявляется в более быстром физиче­ском развитии организма (увеличении веса, роста и т.п.), а также в более ран­нем половом созревании. Исследования свидетельствуют, что в социально­нравственном, интеллектуальном и общеобразовательном развитии осужден­ные женщины отстают от своих сверстниц, то есть разрыв, вызванный акселе­рацией, проявляется здесь особенно реально. Поэтому при отсутствии твердых моральных убеждений, четких социальных принципов поведения молодые пра­вонарушительницы зачастую еще до попадания в колонию приобретают отри- [2]

 

цательный опыт половой жизни. У многих вступления в ранние половые связи сопровождались употреблением алкоголя в преступных группах, поэтому часть из них подвергалась насилию со стороны своих партнеров. Ранние половые связи многих осужденных женщин часто сопровождались беременностью и криминальными абортами, что не могло не отразиться на их здоровье. Часть осужденных в результате беспорядочной половой жизни больна венерическими болезнями и состояла в вендиспансерах, некоторые из них подвергаются при­нудительному лечению от венерических болезней, находясь в исправительных учреждениях. Отрицательный опыт половой жизни является причиной безнрав­ственного, аморального поведения осужденных в колонии, которое в наиболее опасной форме проявляется в весьма распространенных в женских ИУ половых извращениях. Поэтому проблеме борьбы с половыми извращениями должно уделяться особое внимание.

На физическое состояние организма женщины серьезное влияние оказы­вает пристрастие многих из них к алкоголю и наркотикам, курению, которое с большей разрушающей силой действует на организм женщин, чем мужчин. Хо­тя среди женщин процент алкоголиков и наркоманов меньше, чем среди муж­чин, но переход от бытового пьянства к алкоголизму и связанный с ним распад личности у них наступает гораздо быстрее. В последнее время демографы, пси­хиатры, социологи, педагоги обеспокоены ростом пьянства и хронического ал­коголизма среди женщин.

Пренебрежительное отношение части осужденных женщин к своему здо­ровью сказывается и в том, что они не соблюдают гигиенических требований, не берегутся от простудных заболеваний, что приводит различного рода ослож­нениями гинекологическим болезням. Все это требует сочетания просветитель­но-воспитательной работы с организацией специфического медицинского об­служивания осужденных женщин (создания в ИУ гинекологической службы, организация комнат санитарии и гигиены, обеспечения женщин необходимыми стерильными материалами, проведения профилактических медицинских осмот­ров и т.п.).

Анатомо-физиологические особенности женщин учитываются в органи­зации отбывания наказания, в дисциплинарной практике, в трудовом и бытовом устройстве осужденных. Это находит свое отражение и в уголовно­исполнительном законодательстве. Так, в соответствии с законом, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям разрешается полу­чать дополнительно продовольственные посылки и передачи в количестве и ас­сортименте, определенных медицинским заключением. Осужденные беремен­ные женщины, осужденные женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную помощь. В этом акте проявляется гуман­ность уголовно-исполнительной политики по отношению к материнству и дет­ству. Однако воспитатели должны учитывать, что некоторая часть осужденных женщин пытается использовать в корыстных целях, стремясь воспользоваться льготами, предоставляемыми законом, или получить право на условно­досрочное освобождение или помилование.

Дисциплинарная практика и режим в женских исправительных учреждениях тоже строится с учетом указанных особенностей. Так, например, к осужденным женщинам при побеге не допускается применение оружия. Гораздо реже, чем в мужских исправительных учреждениях применяется на практике водворение в штрафной изолятор и в помещения камерного типа.

Таким образом, качественный состав осужденных женщин весьма разнообразен и характеризуется высокой степенью социально-педагогической защищенности.

Рассмотрев качественный состав осужденных женщин, необходимо осветить вопросы воспитательной работы, в частности, нравственно­эстетического, трудового и полового воспитания, с учетом их особенностей.

Уголовно-исполнительное законодательство защищает жизнь и здоровье женщин - будущих матерей в случае возникновения ситуаций, нарушающих нормальную деятельность исправительного учреждения, предусмотренных ст. 86 УИК РФ (оказание осужденными сопротивления персоналу, злостного непо­виновения его законным требованиям, проявление буйства, участие в массовых беспорядках и др.). В таких случаях администрация учреждения вынуждена ис­пользовать физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Однако все специальные средства и оружие запрещено применять в отношении женщин с явными признаками беременности.

Следует отметить, что по количеству наложенных взысканий женщины очень незначительно уступают мужчинам, а в воспитательных учреждениях, как показывают некоторые исследования, девушки часто опережают своих сверстников мужского пола, демонстрируя пренебрежение к соблюдению тре­бований режима. За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным мужчинам и женщинам могут на равных применяться такие меры взыскания, как выговор, дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей, водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток. В отношении женщин, являющихся злостными нарушительницами, перевод в помещения камерного типа допускается на срок только до трех месяцев, а в единые помещения ка­мерного типа и одиночные камеры вообще не предусмотрен (в то время как для мужчин возможны более дгительные сроки: в одиночные камеры - до шести месяцев, в единые помещения камерного типа - до одного года).

Осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, которые находятся в доме ребенка исправительного учреждения, и освобожденные от работы по беременности и родам, в штрафной изолятор и помещение камерного типа не переводятся.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными опре­делены гл. 5 УИК РФ. В исправительных учреждениях осуществляется нравст­венное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание отбывающих на­казание, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужден­ными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учре­ждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. В число по­следних обычно включают убеждение, разъяснение, меры поощрения и взыска­ния, воспитание примером, стимулирование (формирование позитивной моти­вации) и ряд других.

По мнению С. А. Абсовой, обучение в общеобразовательных и профес­сиональных учебных заведениях является не только средством, обеспечиваю­щим получение и освоение осужденными женщинами определенной суммы знаний, но и активно влияющим на формирование мировоззрения, нравствен­ных качеств, положительных мотивов социально полезной деятельности[3]. По мере повышения общеобразовательного уровня и культуры осужденных дости­гается лучшее понимание ими различных аспектов трудовой, общественной и учебной активности; развиваются такие качества, как дисциплинированность, умение преодолевать трудности, целеустремленность; обеспечивается форми­рование эмоционально-положительного отношения к ним.

Воспитательная работа в исправительном учреждении не может осущест­вляться без духовного влияния общества, без участия близких родственников осужденной женщины (родителей, мужа, детей и др.) и трудовых коллективов (к сожалению, в настоящее время помощь от них очень слабая).

Регулярная связь осужденных с родителями, детьми и другими близкими родственниками порождает и укрепляет у них чувство вины перед ними, помо­гает осознать ошибочность своего поведения, вызывает стремление изменить его. Кроме того, такая связь дает сведения о жизни на свободе, о перспективах на будущее, снижает остроту изоляции, содействует подготовке женщин к жиз­ни на свободе.

По данным воспитателей, полностью признают себя виновными в совер­шении преступления 66,1 % осужденных, частично - 29,9 %, не признают вины 4,0 %. Раскаиваются в совершенном 91,0 % несовершеннолетних. Признание вины и раскаяние в совершенном преступлении являются тесно связанными, но не тождественными элементами отношения осужденных к наказанию. Призна­ние вины может не сопровождаться раскаянием, но раскаяния без признания вины не бывает[4] [5].

Следует отметить определенную значимость и воспитательную роль пра­ва осужденных на вероисповедание, его практическую эффективность в резуль­татах исправления и ресоциализации осужденных женщин. Работа по духовно­нравственному воспитанию приносит определенные плоды: улучшились взаи­моотношения между осужденными в отрядах, значительная часть из них пере­смотрела свои взгляды по отношению к жизни, к закону и преступлениям, со-

27

вершенным ими .

Помимо психологической подготовки осужденной женщины к жизни и деятельности на свободе, персонал исправительной колонии в процессе испол­нения наказания в виде лишения свободы осуществляет нравственное, право­вое, трудовое, физическое, эстетическое и иное воспитание осужденных, спо­собствующее их исправлению и ресоциализации.

Нравственное воспитание является делом исключительно важным и сложным, ведь именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных женщин к преступлению. Нравственное воспитание тесно связано со всеми направлениями воспитательного воздействия, так как оно концентри­рует в себе проявление их влияния на личность. Преобладающее большинство женщин-преступниц характеризуется такой отрицательной чертой, как недис­циплинированность. Поэтому нравственное воспитание имеет целью воспита­ние сознательной дисциплины в коллективе и дисциплинированности каждой осужденной женщины в отдельности.

Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убежде­ние в необходимости следовать им. Кроме того, оно предполагает организацию

28

правомерного, ответственного, социально активного поведения осужденных .

Женское исправительное учреждение должно соответствовать целям ис­полнения наказания не только в качестве исправительно-воспитательного орга­на, но и способствовать развитию определенных эстетических установок. В этой связи особое внимание обращается на оформление жилых помещений,

29

комнат психологической разгрузки .

В воспитательной работе с осужденными женщинами заметное место от­водится участию в самодеятельных организациях. Основными задачами

самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужден­ным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; стимули­рование полезной инициативы осужденных; участие в решении вопросов орга­низации труда и досуга осужденных; содействие администрации колонии в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений ме­жду осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Со­гласно Концепции развития УИС до 2020 года будет происходить разработка новых подходов к формированию самодеятельных организаций осужденных с учетом интересов и потребностей, в них самих осужденных, привлекаться к ор­ганизации культурного досуга деятелей культуры, науки, искусства и спорта.

Следует отметить, что для успешной реализации различных направлений воспитания необходимо постоянно совершенствовать методы исправления и ресоциализации. Воспитательная работа с женщинами требует большого педа­гогического такта. Поэтому необходимо расширять штат психологов, приме- [6] нять новые методики работы и в большей степени перенимать зарубежный опыт работы с осужденными.

Досуг осужденных женщин, отбывающих лишение свободы в исправи­тельных колониях, в основном заполнен мелкими бытовыми хлопотами, об­служиванием своих личных потребностей, написанием писем, участием в ху­дожественной самодеятельности, занятиями спортом, чтением книг и периоди­ческой литературы, просмотром телевизионных программ. Характерно, что все без исключения женщины подчеркивают большое значение неограниченной переписки, получения через книготорговую сеть интересующих изданий, в не­которых учреждениях - возможности использования компьютерной сети, а также услуг телефонной связи с близкими родственниками.

Вместе с тем исследования показывают, что круг получения информации в среде осужденных женщин крайне ограничен. Переписка ведется в основном с родственниками, а также (особенно у несовершеннолетних) с лицами, отбы­вающими лишение свободы в других исправительных учреждениях. Стала по­пулярной так называемая почта знакомств - переписка по газетным и журналь­ным объявлениям в целях поисках друга, супруга и т. п. Женщины активно уча­ствуют в работе самодеятельных организаций, религиозной деятельности, от­правлении обрядов, помогают служителям церкви в проведении соответствую­щих мероприятий и распространении религиозной литературы.

В работе с осужденными женщинами не следует допускать крайностей: с одной стороны, считать, что процесс исправления и воспитания их ничем не отличается от воспитания мужчин, а с другой - полагать, что он должен стро­иться на совершенно разных основаниях. Педагогический процесс в женских колониях строится на основании тех же принципов, с использованием тех же средств и методов, что и в мужских колониях, но имеет определенную специ­фику.

Нравственность - это неотъемлемая черта личности, обеспечивающая добровольное соблюдение его существующих норм, принципов и правил пове­дения. Она находит свое выражение в отношении к людям, обществу, коллек­тиву, к самому себе, труду и его результатам.

В духовной жизни нашего общества нравственные отношения приобре­тают особое значение, а нравственное воспитание как социальное явление вы­полняет общественную функцию.

Под нравственным воспитанием осужденных к лишению свободы жен­щин понимается система воспитания, направленная на преодоление у них чуж­дых обществу моральных взглядов и убеждений, отрицательных нравственных качеств, на формирование и развитие у них чувств, навыков и привычек поло­жительного нравственного поведения.

Задачи и основное содержание нравственного воспитания осужденных к лишению свободы женщин конкретизируются с учетом степени социально­нравственной запущенности личности, общественной опасности преступления, их общеобразовательного уровня, отношения к труду, возрастных особенно­стей. То есть содержание нравственного воспитания не может оставаться неиз­менным, оно конкретизируется, расширяется и определяется непосредственны­ми задачами исправления осужденных, превращая их в полезных членов обще­ства. Сущность нравственного воспитания, основной его смысл составляет раз­витие нравственных отношений личности в единстве эмоциональных и волевых компонентов. Определяющее значение здесь имеет личная позиция, основанная на опыте взаимодействия с окружающей социальной средой, в процессе кото­рого ситуативные отношения обобщаются, закрепляются в нравственные каче­ства, черты характера и привычные формы поведения.

Следовательно, основным содержанием нравственного воспитания долж­но быть формирование нравственных отношений личности, соответствующих характеру общественных отношений, принципам и нормам морали. Нравствен­ные отношения включают в себя внутренний мир личности, преодоление про­тиводействий, возникающих при сложном взаимодействии внешних и внутрен­них факторов, определяющих социальное поведение.

В процессе нравственного воспитания осужденных можно выделить 3 ос­новных этапа. На первом, подготовительном, этапе во внутреннем мире лично­сти образуются необходимые предпосылки ддя возникновения и положитель­ного разрешения конфликтов, противоречия между старыми, отрицательными и новыми, положительными, отношениями с окружающей ее реальной действи­тельностью. На этом этапе создаются условия, способствующие образованию нового опыта нравственного поведения, опыта моральных отношений, затруд­няющих проявление старых, отрицательных наклонностей, привычек. На пер­вом этапе процесс нравственного воспитания смыкается с процессом воспита­ния. Конфликт и преодоление недостатков лишь подготавливается.

Второй этап, конфликтный, является центральным звеном в нравственном воспитании. Отрицательные отношения, привычки отвергаются осужденными. Создаются условия, способствующие обострению противоречий между; новы­ми и старым отношениями, отходу от последних.

Завершающий, третий этап нравственного воспитания характеризуется стремлением личности к нравственному самовоспитанию в соответствии с ус­военными положительными идеалами, вследствие недовольства своими недос­татками. При этом внешние воздействия на воспитуемого осужденного полу­чают поддержку в его усилиях, направленных на самовоспитание, то есть соз­даются благоприятные условия для работы человека над собой, для преодоле­ния отрицательных качеств.

Процесс нравственного воспитания осужденных весьма сложен и проти­воречив. В нем возникают многочисленные внешние и внутренние противоре­чия, ведущим из которых является противоречие между моральными потребно­стями осужденного и накопленным отрицательным опытом поведения. Однако в воспитательной работе с осужденными явно недостаточно внимания уделяет­ся формированию моральных потребностей в самовоспитании, самосовершен­ствовании.

Среди практических работников исправительных учреждений весьма по­пулярна точка зрения, что успех в исправлении правонарушителя, а тем более в воспитании дисциплинированного поведения достигается только режимом, системой требований и упражнений. Но без создания внутренних побудитель­ных стимулов вся эта система малоэффективна и вызывает у осужденных жен­щин отрицательное отношение к ней. Здесь речь идет о «сопротивлении лично­сти». А. С. Макаренко отмечал в свое время: «Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротив­ление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь ддя всех не секрет, что такое сопротивление имеет место».

В условиях исправительного учреждения «сопротивление личности» осужденного проявляется особенно сильно. Этому способствует и проявляю­щееся у осужденного осознание принаддежности к общности осужденных, и противопоставлении себя свободным людям, и опора на своеобразный статус правонарушителя, в основе которого лежит асоциальная деятельность.

Нравственное осознание осужденного представляет довольно сложную картину: моральные нормы нашего общества извращены, уровень развития нравственных чувств весьма низок; поведение характеризуется отрицательны­ми привычками. Поэтому сопротивляемость осужденного к его воспитанию - явление вполне объективное и закономерное.

Таким образом, рассмотрев теоретическую основу данной проблемы, не­обходимо осветить практическую сторону нравственного воспитания осужден­ных женщин. Нравственному воспитанию осужденных женщин подчинена культурно-массовая работа. Ее центрами являются клубы, библиотека, комната воспитательной работы, помещения общеобразовательной школы и профессио­нально-технического училища, читальный зал, коллективы художественной са­модеятельности.

В нравственно-эстетическом воспитании большую роль играет художест­венная самодеятельность, которой женщины увлекаются очень охотно. Худо­жественная самодеятельность получила большое развитие в женских колониях. Однажды включившись в нее, многие надолго становятся активными участни­цами различных кружков. Для выступлений женщины сами шьют костюмы, из подручных материалов готовят аксессуары, проявляя при этом большую фанта­зию и выдумку.

Существенную трудность составляет воспитание чувства дочернего долга у молодых женщин и девушек, разочаровавшихся в своих матерях, которые своим безответственным, равнодушным отношением к детям и легкомыслен­ным образом жизни толкнули их на путь преступлений. В работе с этими лица­ми необходимо проявить такт, терпение, привить воспитуемой умение понять другого человека и простить. В случае если не удается восстановить добрые дочерние чувства (если мать этого недостойна), необходимо избирать другой путь: не будь такой, как твоя мать, готовься стать чуткой, доброжелательной, заботливой - это будет нужно для твоих детей.

Важно отметить, что воспитательный отдел учреждения исходит из того, что пропаганда книги, кино, радио, стенная газета и журналы также должны эффективным образом использоваться в нравственном воспитании женщин, формировании в их сознании чувств и привычек общественного поведения.

Также в эстетическом воспитании используется естественное стремление женщин к поддержанию порядка, чистоты, наведение уюта. С этой позиции практикуется проведение конкурсов на лучшее оборудование спальных поме­щений, рабочих место, классов, оформления стендов, стенгазет. При этом у женщин воспитывается чувство меры в оформлении помещений, так как не до­пускается чрезмерное украшательство помещения вырезками из газет и журна­лов, рекламами.

Способствует эстетическому воспитанию правильное использование стремление женщин к украшению своей внешности, применения ими космети­ческих средств. Воспитатели колоний обращают внимание на привитие пра­вильных вкусов, взглядов на стиль и манеру поведения, умение держать себя, правильно ходить, соблюдать осанку, красиво одеваться. Замечено, что осуж­денные женщины часто нарушают форму одежды, внешний вид их нередко не­опрятен, неряшлив. Некоторые женщины молодого возраста укорачивают свои платья, по территории колонии ходят расстегнутыми, непричесанными. Вопрос об одежде имеет немалое воспитательное значение, и не случайно многое прак­тические работники считают целесообразным пересмотреть нормы вещевого довольствия. Введение специальной одежды для работы и одежды другого об­разца для учебы и свободного времени, замена кирзовых сапог и ватных буш­латов приучили бы женщин к аккуратности, эстетике, личной гигиене и дисци­плине. А пока они занимаются перешиванием одежды, причем необходимые для этого материалы похищают с предприятия колонии.

С учетом уровня развития осужденных нужно знакомить их с разными видами искусства.

Также играет огромную роль в воспитательной работе с осужденными женщинами использование телевидения. Телевидение значительно расширяет возможности нравственного воспитания осужденных женщин, содействует по­вышению действенности воспитательных мероприятий.

Показ телевизионных передач помогает воспитывать у осужденных необ­ходимые нравственные качества, содействует формированию здорового кол­лективного мнения, добросовестному отношению к труду, развитию трудового соревнования, укреплению дисциплины и внутреннего порядка в подразделе­ниях.

Свободное время осужденных женщин затрачивается:

на занятия по основам уголовно-исполнительного законодательства;

на учебу в общеобразовательной школе, профессиональном училище,

на производственных курсах;

на прослушивание бесед, лекций и докладов, диспутов; на чтение газет, журналов, стенной печати; слушание радио;

на участие в тематических, литературных вечерах, вечерах вопросов и ответов, викторинах, читательских конференциях, обсуждение фильмов;

на участие в творческих видах деятельности во встречах с представите­лями общественности, шефствующих коллективов, работе в самодеятельных организациях; в кружковой работе и художественной самодеятельности, в культурно-массовых мероприятиях; на выполнение поручений администрации ИУ, советов коллектива колонии, отряда;

И, наконец, у осужденных имеется личное время, предусмотренное для них распорядком дня. Как правило, оно затрачивается осужденными на подго­товку писем родителям, детям, родственникам, свидания с ними; на встречи с адвокатами или работниками ИУ и т.д.

Большую помощь в организации свободного времени осужденных жен­щин оказывают шефствующие над ИУ коллективы и общественные организа­ции. Это в значительной мере расширяет объективные возможности для вовле­чения осужденных в полезную деятельность, для развития у них стремления ра­зумно использовать свободное время, ддя формирования положительных при­вычек нравственного поведения.

Организуя и управляя процессом нравственного воспитания осужденных, необходимо добиваться такого уровня нравственного развития личности, при котором происходит достаточно полное соответствие нравственного сознания нравственному поведению, когда исчезают отрицательные проявления в пове­дении осужденных, а принятое ими социально ценное поведение находится в полном соответствии с их взглядами, сознанием, убеждениями.

Нередко в женской колонии можно встретить женщин одетых, как муж­чина - сдвинутая набекрень и, словно у солдата, одетая на два пальца от брови шапка, брюки, энергично зажатая в уголке рта папироса, коротко остриженные волосы, а главное - перешитые на «мужскую сторону» пуговицы телогрейки.

Эти женщины не только одеты как мужчина, они и ведут себя по мужски, да и обликом смахивают на них, как походкой и характером: крупные, широко­плечие, стремительные, грубоватые.

Женщины болезненно переносят сексуальную депривацию. Однополая любовь у них начинается с интимных писем с множеством шифровок.

Содержание подобных писем сводится, как правило, к объяснениям в любви, к выяснению отношений, ревности, совместным планам на жизнь после освобождения.

Женщин, склонных к однополой любви, можно разделить на несколько групп: первая - выполняющая функции "партнера" в любви. Как правило, такие женщины педагогически запущены, многие имеют психические аномалии. Вы­полнение мужской роли накладывает отпечаток на их поведение, внешность, психику. Как и было выше сказано, движения, походка их становятся углова­тыми, тяжелыми, похожими на мужские. Большинство из них идут на наруше­ние формы одежды, носят спортивные костюмы. Их голос становится грубым взгляд жестким, речь засорена жаргонными словами, они стригутся наголо или делают короткую мужскую стрижку. В баню ходят отдельно, моются только в нижнем белье. Такие осужденные скрытны, считают зазорным разговаривать на темы интимной жизни. Категорически отказываются посещать гинеколога при медицинских осмотрах. Они, как правило, являются лидерами отрицательных группировок.

Другая группа - женщины, неоднократно судимые, слабовольные, рас­пущенные морально, употребляющие алкоголь и наркотики, примыкающие к отрицательным группировкам. Третья группа - женщины, осужденные на большой срок за хищения, взятки. Эта группа отличается от других положи­тельной направленностью. Они активно участвуют в самодеятельных организа­циях, иногда занимают должности бригадиров, мастеров, тщательно скрывают свои интимные связи.

 

[1] Серебрякова В. А. Криминологическая характеристика женщин-преступниц // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1971. С. 6.

44

[2] Зубков А.И. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань, 1993. С. 356.

45

[3] Абасова С. А. Воспитательное воздействие на осужденных женщин в исправитель­ных колониях // Преступление и наказание. 2003. № 8. С. 37-40.

[4]Курганов С. И. Наказание: уголовно-правовой, уголовно-исполнительный и крими­нологические аспекты. М., 2009. С. 127.

[5] Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право: конспект лекций. М.: Инфра-М, 2009. С. 56.

[6] Селиверстова В. И. Уголовно-исполнительное право : учебник для юрид. вузов. М. : Юриспруденция, 2010. С. 342.

9 Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право : конспект лекций. М. : Инфра - М, 2009. С. 54.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 1153 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%