Следует согласиться с утверждением ученых о том, что деятельность исправительного учреждения - прежде всего, деятельность воспитательная. Под воспитательной работой с осужденными к лишению свободы следует понимать целенаправленную организаторскую психолого-педагогическую деятельность сотрудников исправительных учреждений, общественных объединений, обеспечивающую ресоциализацию осужденных, и в целом решение задач по коррекции их взглядов и убеждений, формирование у осужденных осознанной потребности в труде, выработку уважительного отношения к обществу, закону, правилам и традициям человеческого общежития.
Согласно статье 9 УИК РФ основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Поскольку требования режима в равной степени распространяются как на мужчин, так и на женщин, отбывающих наказания в виде лишения свободы, мы остановимся только на некоторых исключениях и дополнениях общих норм.
В структуре личности осужденных женщин можно выделить: общечеловеческие качества, социально-групповые, индивидуально-психологические.
Общечеловеческие качества присущи всем женщинам и связаны с биологическими различиями пола и осознанием женщиной своей половой принадлежности и связанных с этим социальных ролей.
Социально-групповые качества личности формируются под влиянием условий жизни, быта, воспитания, в них отражаются специфические личностные особенности, указывающие на принадлежность человека к данной группе. Общечеловеческие качества, преломляясь через внутренние условия каждой личности, ее индивидуально-психологические особенности, проявляются в них по- разному, но, тем не менее, они имеют отличительные свойства, на основании которых возможно выделение по соответствующим признакам отдельных социальных групп, в том числе и женщин, осужденных к лишению свободы.
Нравственно - психологический мир женщины значительно сложнее и тоньше, чем у мужчин. Это отличие в известной степени свойственно и осужденным женщинам.
В направленности личности осужденных женщин проявляются специфические потребности, мотивы, цели, перспективы, ценностные ориентации, отражающие их узкий, ограниченный духовный мир. Жизненные основные ценности они видят в материальном благополучии, внешнем комфорте, достижение которого они не связывают с честным трудом. Именно поэтому многие из
них совершали хищения собственности, обман покупателей, взяточничество, а при выборе профессии ориентируются не на ее содержание, а на е е «доходность», внешнюю привлекательность. Они стремятся выбрать профессию, не требующую высокой образовательной подготовки. Поэтому получение среднего образования для них не является жизненной ценностью.
Большинство осужденных женщин не проявляет интереса к политике, экономике; повышение образовательного и культурного уровня не является для них ценностью. Ограниченность интересов приводит часть приговоренных женщин к замыканию их на своей личности, к эгоцентризму, к извращенному представлению о своей значимости, к неумению критически оценить свои возможности (завышенная самооценка личности). Другие же, наоборот, с разрушением старых связей, привязанностей, семейных и родственных отношений теряют всякую уверенность в себе, недооценивают свои силы, не верят в возможность возвращения к нормальной жизни.
Известно, что для женщины важны оценки со стороны других людей и то, какое впечатление они производят, многим свойственна такая черта как демонстративность. Осужденные женщины не составляют среди них исключения. Но повышение демонстративное поведения у таких лиц одновременно сочетается со снижением контроля за ним. Демонстративность, определяющая преступные проявления, в том числе агрессивного характера, выполняет у них защитные функции и служит целям самоутверждения. Потребность в самоутверждении становится у преступниц навязчивой, существенно влияя на весь их образ жизни. Это не просто стремление нравиться мужчинам или выглядеть лучше других женщин, а потребность в подтверждении, как бы фиксации своего существования, бытия, места в жизни в целом.
Осужденным женщинам свойственна заостренность некоторых черт характера. Своеобразно проявляется у них такое качество как стыдливость. У одних естественная стыдливость замаскирована защитной реакцией в форме резкой вспыльчивости, язвительности, подчас грубости. У других стыдливость связана с повышенной ранимостью и проявляется в эмоциональной неустойчивости (слезы, плач, замыкание в себе). У третьих наблюдается почти полное отсутствие стыдливости, потеря чувства женской гордости, достоинства, что проявляется в вульгарном поведении, браваде своим положением.
Для осужденных женщин свойственны некоторые отклонения в характере, для одних - истерические, для других - психопатические проявления. Эти особенности у женщин развиваются быстрее, чем у мужчин. Иногда они принимают крайние формы в виде грубости, невыдержанности, неуравновешенности, слезливости, крикливости и т.п. У осужденных женщин более рельефно проявляется противоречивость характера, его неопределенность. Однако у некоторых из них наблюдаются мужеподобные черты характера. Они даже внешне стремятся подражать мужчинам - походкой, одеждой, манерами, речью и т.д. Со временем такое поведение входит в привычку, становится нормой[1].
Психические состояния у женщин в значительно большей степени влияют на физическое состояние организма, что в свою очередь еще больше подавляет их психику. Угнетенное состояние осужденных женщин вызывается не только самим фактом лишения свободы, потерей личностных перспектив, но и невозможностью удовлетворить свои естественные потребности (ощутить материнство, ласку, любовь и т.д.). Не имея возможности реального удовлетворения этих потребностей, они часто живут в мире вымысла, фантазии, что проявляется в заочных знакомствах с осужденными мужчинами, тайной односторонней любви к некоторым сотрудникам и лицам, часто посещающим колонию, в необоснованной ревности к своим предполагаемым соперникам и т.п.
Эмоции и чувства осужденных женщин часто бывают недостаточно развиты, притуплены или принимают извращенный характер. Чаще всего это относится к чувству материнского или дочернего долга, о чем свидетельствует исследование, например, В.А. Серебряковой, приведшей тот факт, что среди убийц-женщин от 1/4 до 1/3 детоубийцы, преступление, которое не характерно
24
для мужчин .
При организации воспитательного процесса следует учитывать и анатомо-физиологические особенности женщин: строение женского организма, особенности функционирования нервной системы, предназначенность женского организма ддя выполнения функций деторождения.
Материнские функции женщины неизбежно накладывают отпечаток на физиологическое строение организма. Это выражается, с одной стороны, в хрупкости костно-мышечной системы женщины, с другой стороны - в выносливости организма, что обеспечивает сохранность потомства. Костномышечная система женского организма отличается большей гибкостью, подвижностью, тонкостью движения рук и пальцев. Все эти качества учитываются при организации трудовых процессов. Поэтому характерными видами производства в исправительных учреждениях для женщин являются такие, которые требуют выполнения мелких операций, точности, синхронности в работе рук.
Существенной психофизиологической особенностью женщин является и тонкость организации нервной системы, которая проявляется в эмоциональной лабильности, впечатлительности, чувствительности. Отсюда и своеобразия реакций осужденных женщин на требования режима и воспитательные воздействия.
В воспитательной работе с осужденными женщинами следует учитывать и такое явление как акселерация, которая проявляется в более быстром физическом развитии организма (увеличении веса, роста и т.п.), а также в более раннем половом созревании. Исследования свидетельствуют, что в социальнонравственном, интеллектуальном и общеобразовательном развитии осужденные женщины отстают от своих сверстниц, то есть разрыв, вызванный акселерацией, проявляется здесь особенно реально. Поэтому при отсутствии твердых моральных убеждений, четких социальных принципов поведения молодые правонарушительницы зачастую еще до попадания в колонию приобретают отри- [2]
цательный опыт половой жизни. У многих вступления в ранние половые связи сопровождались употреблением алкоголя в преступных группах, поэтому часть из них подвергалась насилию со стороны своих партнеров. Ранние половые связи многих осужденных женщин часто сопровождались беременностью и криминальными абортами, что не могло не отразиться на их здоровье. Часть осужденных в результате беспорядочной половой жизни больна венерическими болезнями и состояла в вендиспансерах, некоторые из них подвергаются принудительному лечению от венерических болезней, находясь в исправительных учреждениях. Отрицательный опыт половой жизни является причиной безнравственного, аморального поведения осужденных в колонии, которое в наиболее опасной форме проявляется в весьма распространенных в женских ИУ половых извращениях. Поэтому проблеме борьбы с половыми извращениями должно уделяться особое внимание.
На физическое состояние организма женщины серьезное влияние оказывает пристрастие многих из них к алкоголю и наркотикам, курению, которое с большей разрушающей силой действует на организм женщин, чем мужчин. Хотя среди женщин процент алкоголиков и наркоманов меньше, чем среди мужчин, но переход от бытового пьянства к алкоголизму и связанный с ним распад личности у них наступает гораздо быстрее. В последнее время демографы, психиатры, социологи, педагоги обеспокоены ростом пьянства и хронического алкоголизма среди женщин.
Пренебрежительное отношение части осужденных женщин к своему здоровью сказывается и в том, что они не соблюдают гигиенических требований, не берегутся от простудных заболеваний, что приводит различного рода осложнениями гинекологическим болезням. Все это требует сочетания просветительно-воспитательной работы с организацией специфического медицинского обслуживания осужденных женщин (создания в ИУ гинекологической службы, организация комнат санитарии и гигиены, обеспечения женщин необходимыми стерильными материалами, проведения профилактических медицинских осмотров и т.п.).
Анатомо-физиологические особенности женщин учитываются в организации отбывания наказания, в дисциплинарной практике, в трудовом и бытовом устройстве осужденных. Это находит свое отражение и в уголовноисполнительном законодательстве. Так, в соответствии с законом, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям разрешается получать дополнительно продовольственные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определенных медицинским заключением. Осужденные беременные женщины, осужденные женщины во время родов и в послеродовой период имеют право на специализированную помощь. В этом акте проявляется гуманность уголовно-исполнительной политики по отношению к материнству и детству. Однако воспитатели должны учитывать, что некоторая часть осужденных женщин пытается использовать в корыстных целях, стремясь воспользоваться льготами, предоставляемыми законом, или получить право на условнодосрочное освобождение или помилование.
Дисциплинарная практика и режим в женских исправительных учреждениях тоже строится с учетом указанных особенностей. Так, например, к осужденным женщинам при побеге не допускается применение оружия. Гораздо реже, чем в мужских исправительных учреждениях применяется на практике водворение в штрафной изолятор и в помещения камерного типа.
Таким образом, качественный состав осужденных женщин весьма разнообразен и характеризуется высокой степенью социально-педагогической защищенности.
Рассмотрев качественный состав осужденных женщин, необходимо осветить вопросы воспитательной работы, в частности, нравственноэстетического, трудового и полового воспитания, с учетом их особенностей.
Уголовно-исполнительное законодательство защищает жизнь и здоровье женщин - будущих матерей в случае возникновения ситуаций, нарушающих нормальную деятельность исправительного учреждения, предусмотренных ст. 86 УИК РФ (оказание осужденными сопротивления персоналу, злостного неповиновения его законным требованиям, проявление буйства, участие в массовых беспорядках и др.). В таких случаях администрация учреждения вынуждена использовать физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Однако все специальные средства и оружие запрещено применять в отношении женщин с явными признаками беременности.
Следует отметить, что по количеству наложенных взысканий женщины очень незначительно уступают мужчинам, а в воспитательных учреждениях, как показывают некоторые исследования, девушки часто опережают своих сверстников мужского пола, демонстрируя пренебрежение к соблюдению требований режима. За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным мужчинам и женщинам могут на равных применяться такие меры взыскания, как выговор, дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей, водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток. В отношении женщин, являющихся злостными нарушительницами, перевод в помещения камерного типа допускается на срок только до трех месяцев, а в единые помещения камерного типа и одиночные камеры вообще не предусмотрен (в то время как для мужчин возможны более дгительные сроки: в одиночные камеры - до шести месяцев, в единые помещения камерного типа - до одного года).
Осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, которые находятся в доме ребенка исправительного учреждения, и освобожденные от работы по беременности и родам, в штрафной изолятор и помещение камерного типа не переводятся.
Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными определены гл. 5 УИК РФ. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание отбывающих наказание, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. В число последних обычно включают убеждение, разъяснение, меры поощрения и взыскания, воспитание примером, стимулирование (формирование позитивной мотивации) и ряд других.
По мнению С. А. Абсовой, обучение в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях является не только средством, обеспечивающим получение и освоение осужденными женщинами определенной суммы знаний, но и активно влияющим на формирование мировоззрения, нравственных качеств, положительных мотивов социально полезной деятельности[3]. По мере повышения общеобразовательного уровня и культуры осужденных достигается лучшее понимание ими различных аспектов трудовой, общественной и учебной активности; развиваются такие качества, как дисциплинированность, умение преодолевать трудности, целеустремленность; обеспечивается формирование эмоционально-положительного отношения к ним.
Воспитательная работа в исправительном учреждении не может осуществляться без духовного влияния общества, без участия близких родственников осужденной женщины (родителей, мужа, детей и др.) и трудовых коллективов (к сожалению, в настоящее время помощь от них очень слабая).
Регулярная связь осужденных с родителями, детьми и другими близкими родственниками порождает и укрепляет у них чувство вины перед ними, помогает осознать ошибочность своего поведения, вызывает стремление изменить его. Кроме того, такая связь дает сведения о жизни на свободе, о перспективах на будущее, снижает остроту изоляции, содействует подготовке женщин к жизни на свободе.
По данным воспитателей, полностью признают себя виновными в совершении преступления 66,1 % осужденных, частично - 29,9 %, не признают вины 4,0 %. Раскаиваются в совершенном 91,0 % несовершеннолетних. Признание вины и раскаяние в совершенном преступлении являются тесно связанными, но не тождественными элементами отношения осужденных к наказанию. Признание вины может не сопровождаться раскаянием, но раскаяния без признания вины не бывает[4] [5].
Следует отметить определенную значимость и воспитательную роль права осужденных на вероисповедание, его практическую эффективность в результатах исправления и ресоциализации осужденных женщин. Работа по духовнонравственному воспитанию приносит определенные плоды: улучшились взаимоотношения между осужденными в отрядах, значительная часть из них пересмотрела свои взгляды по отношению к жизни, к закону и преступлениям, со-
27
вершенным ими .
Помимо психологической подготовки осужденной женщины к жизни и деятельности на свободе, персонал исправительной колонии в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы осуществляет нравственное, правовое, трудовое, физическое, эстетическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению и ресоциализации.
Нравственное воспитание является делом исключительно важным и сложным, ведь именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных женщин к преступлению. Нравственное воспитание тесно связано со всеми направлениями воспитательного воздействия, так как оно концентрирует в себе проявление их влияния на личность. Преобладающее большинство женщин-преступниц характеризуется такой отрицательной чертой, как недисциплинированность. Поэтому нравственное воспитание имеет целью воспитание сознательной дисциплины в коллективе и дисциплинированности каждой осужденной женщины в отдельности.
Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убеждение в необходимости следовать им. Кроме того, оно предполагает организацию
28
правомерного, ответственного, социально активного поведения осужденных .
Женское исправительное учреждение должно соответствовать целям исполнения наказания не только в качестве исправительно-воспитательного органа, но и способствовать развитию определенных эстетических установок. В этой связи особое внимание обращается на оформление жилых помещений,
29
комнат психологической разгрузки .
В воспитательной работе с осужденными женщинами заметное место отводится участию в самодеятельных организациях. Основными задачами
самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; стимулирование полезной инициативы осужденных; участие в решении вопросов организации труда и досуга осужденных; содействие администрации колонии в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Согласно Концепции развития УИС до 2020 года будет происходить разработка новых подходов к формированию самодеятельных организаций осужденных с учетом интересов и потребностей, в них самих осужденных, привлекаться к организации культурного досуга деятелей культуры, науки, искусства и спорта.
Следует отметить, что для успешной реализации различных направлений воспитания необходимо постоянно совершенствовать методы исправления и ресоциализации. Воспитательная работа с женщинами требует большого педагогического такта. Поэтому необходимо расширять штат психологов, приме- [6] нять новые методики работы и в большей степени перенимать зарубежный опыт работы с осужденными.
Досуг осужденных женщин, отбывающих лишение свободы в исправительных колониях, в основном заполнен мелкими бытовыми хлопотами, обслуживанием своих личных потребностей, написанием писем, участием в художественной самодеятельности, занятиями спортом, чтением книг и периодической литературы, просмотром телевизионных программ. Характерно, что все без исключения женщины подчеркивают большое значение неограниченной переписки, получения через книготорговую сеть интересующих изданий, в некоторых учреждениях - возможности использования компьютерной сети, а также услуг телефонной связи с близкими родственниками.
Вместе с тем исследования показывают, что круг получения информации в среде осужденных женщин крайне ограничен. Переписка ведется в основном с родственниками, а также (особенно у несовершеннолетних) с лицами, отбывающими лишение свободы в других исправительных учреждениях. Стала популярной так называемая почта знакомств - переписка по газетным и журнальным объявлениям в целях поисках друга, супруга и т. п. Женщины активно участвуют в работе самодеятельных организаций, религиозной деятельности, отправлении обрядов, помогают служителям церкви в проведении соответствующих мероприятий и распространении религиозной литературы.
В работе с осужденными женщинами не следует допускать крайностей: с одной стороны, считать, что процесс исправления и воспитания их ничем не отличается от воспитания мужчин, а с другой - полагать, что он должен строиться на совершенно разных основаниях. Педагогический процесс в женских колониях строится на основании тех же принципов, с использованием тех же средств и методов, что и в мужских колониях, но имеет определенную специфику.
Нравственность - это неотъемлемая черта личности, обеспечивающая добровольное соблюдение его существующих норм, принципов и правил поведения. Она находит свое выражение в отношении к людям, обществу, коллективу, к самому себе, труду и его результатам.
В духовной жизни нашего общества нравственные отношения приобретают особое значение, а нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию.
Под нравственным воспитанием осужденных к лишению свободы женщин понимается система воспитания, направленная на преодоление у них чуждых обществу моральных взглядов и убеждений, отрицательных нравственных качеств, на формирование и развитие у них чувств, навыков и привычек положительного нравственного поведения.
Задачи и основное содержание нравственного воспитания осужденных к лишению свободы женщин конкретизируются с учетом степени социальнонравственной запущенности личности, общественной опасности преступления, их общеобразовательного уровня, отношения к труду, возрастных особенностей. То есть содержание нравственного воспитания не может оставаться неизменным, оно конкретизируется, расширяется и определяется непосредственными задачами исправления осужденных, превращая их в полезных членов общества. Сущность нравственного воспитания, основной его смысл составляет развитие нравственных отношений личности в единстве эмоциональных и волевых компонентов. Определяющее значение здесь имеет личная позиция, основанная на опыте взаимодействия с окружающей социальной средой, в процессе которого ситуативные отношения обобщаются, закрепляются в нравственные качества, черты характера и привычные формы поведения.
Следовательно, основным содержанием нравственного воспитания должно быть формирование нравственных отношений личности, соответствующих характеру общественных отношений, принципам и нормам морали. Нравственные отношения включают в себя внутренний мир личности, преодоление противодействий, возникающих при сложном взаимодействии внешних и внутренних факторов, определяющих социальное поведение.
В процессе нравственного воспитания осужденных можно выделить 3 основных этапа. На первом, подготовительном, этапе во внутреннем мире личности образуются необходимые предпосылки ддя возникновения и положительного разрешения конфликтов, противоречия между старыми, отрицательными и новыми, положительными, отношениями с окружающей ее реальной действительностью. На этом этапе создаются условия, способствующие образованию нового опыта нравственного поведения, опыта моральных отношений, затрудняющих проявление старых, отрицательных наклонностей, привычек. На первом этапе процесс нравственного воспитания смыкается с процессом воспитания. Конфликт и преодоление недостатков лишь подготавливается.
Второй этап, конфликтный, является центральным звеном в нравственном воспитании. Отрицательные отношения, привычки отвергаются осужденными. Создаются условия, способствующие обострению противоречий между; новыми и старым отношениями, отходу от последних.
Завершающий, третий этап нравственного воспитания характеризуется стремлением личности к нравственному самовоспитанию в соответствии с усвоенными положительными идеалами, вследствие недовольства своими недостатками. При этом внешние воздействия на воспитуемого осужденного получают поддержку в его усилиях, направленных на самовоспитание, то есть создаются благоприятные условия для работы человека над собой, для преодоления отрицательных качеств.
Процесс нравственного воспитания осужденных весьма сложен и противоречив. В нем возникают многочисленные внешние и внутренние противоречия, ведущим из которых является противоречие между моральными потребностями осужденного и накопленным отрицательным опытом поведения. Однако в воспитательной работе с осужденными явно недостаточно внимания уделяется формированию моральных потребностей в самовоспитании, самосовершенствовании.
Среди практических работников исправительных учреждений весьма популярна точка зрения, что успех в исправлении правонарушителя, а тем более в воспитании дисциплинированного поведения достигается только режимом, системой требований и упражнений. Но без создания внутренних побудительных стимулов вся эта система малоэффективна и вызывает у осужденных женщин отрицательное отношение к ней. Здесь речь идет о «сопротивлении личности». А. С. Макаренко отмечал в свое время: «Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь ддя всех не секрет, что такое сопротивление имеет место».
В условиях исправительного учреждения «сопротивление личности» осужденного проявляется особенно сильно. Этому способствует и проявляющееся у осужденного осознание принаддежности к общности осужденных, и противопоставлении себя свободным людям, и опора на своеобразный статус правонарушителя, в основе которого лежит асоциальная деятельность.
Нравственное осознание осужденного представляет довольно сложную картину: моральные нормы нашего общества извращены, уровень развития нравственных чувств весьма низок; поведение характеризуется отрицательными привычками. Поэтому сопротивляемость осужденного к его воспитанию - явление вполне объективное и закономерное.
Таким образом, рассмотрев теоретическую основу данной проблемы, необходимо осветить практическую сторону нравственного воспитания осужденных женщин. Нравственному воспитанию осужденных женщин подчинена культурно-массовая работа. Ее центрами являются клубы, библиотека, комната воспитательной работы, помещения общеобразовательной школы и профессионально-технического училища, читальный зал, коллективы художественной самодеятельности.
В нравственно-эстетическом воспитании большую роль играет художественная самодеятельность, которой женщины увлекаются очень охотно. Художественная самодеятельность получила большое развитие в женских колониях. Однажды включившись в нее, многие надолго становятся активными участницами различных кружков. Для выступлений женщины сами шьют костюмы, из подручных материалов готовят аксессуары, проявляя при этом большую фантазию и выдумку.
Существенную трудность составляет воспитание чувства дочернего долга у молодых женщин и девушек, разочаровавшихся в своих матерях, которые своим безответственным, равнодушным отношением к детям и легкомысленным образом жизни толкнули их на путь преступлений. В работе с этими лицами необходимо проявить такт, терпение, привить воспитуемой умение понять другого человека и простить. В случае если не удается восстановить добрые дочерние чувства (если мать этого недостойна), необходимо избирать другой путь: не будь такой, как твоя мать, готовься стать чуткой, доброжелательной, заботливой - это будет нужно для твоих детей.
Важно отметить, что воспитательный отдел учреждения исходит из того, что пропаганда книги, кино, радио, стенная газета и журналы также должны эффективным образом использоваться в нравственном воспитании женщин, формировании в их сознании чувств и привычек общественного поведения.
Также в эстетическом воспитании используется естественное стремление женщин к поддержанию порядка, чистоты, наведение уюта. С этой позиции практикуется проведение конкурсов на лучшее оборудование спальных помещений, рабочих место, классов, оформления стендов, стенгазет. При этом у женщин воспитывается чувство меры в оформлении помещений, так как не допускается чрезмерное украшательство помещения вырезками из газет и журналов, рекламами.
Способствует эстетическому воспитанию правильное использование стремление женщин к украшению своей внешности, применения ими косметических средств. Воспитатели колоний обращают внимание на привитие правильных вкусов, взглядов на стиль и манеру поведения, умение держать себя, правильно ходить, соблюдать осанку, красиво одеваться. Замечено, что осужденные женщины часто нарушают форму одежды, внешний вид их нередко неопрятен, неряшлив. Некоторые женщины молодого возраста укорачивают свои платья, по территории колонии ходят расстегнутыми, непричесанными. Вопрос об одежде имеет немалое воспитательное значение, и не случайно многое практические работники считают целесообразным пересмотреть нормы вещевого довольствия. Введение специальной одежды для работы и одежды другого образца для учебы и свободного времени, замена кирзовых сапог и ватных бушлатов приучили бы женщин к аккуратности, эстетике, личной гигиене и дисциплине. А пока они занимаются перешиванием одежды, причем необходимые для этого материалы похищают с предприятия колонии.
С учетом уровня развития осужденных нужно знакомить их с разными видами искусства.
Также играет огромную роль в воспитательной работе с осужденными женщинами использование телевидения. Телевидение значительно расширяет возможности нравственного воспитания осужденных женщин, содействует повышению действенности воспитательных мероприятий.
Показ телевизионных передач помогает воспитывать у осужденных необходимые нравственные качества, содействует формированию здорового коллективного мнения, добросовестному отношению к труду, развитию трудового соревнования, укреплению дисциплины и внутреннего порядка в подразделениях.
Свободное время осужденных женщин затрачивается:
на занятия по основам уголовно-исполнительного законодательства;
на учебу в общеобразовательной школе, профессиональном училище,
на производственных курсах;
на прослушивание бесед, лекций и докладов, диспутов; на чтение газет, журналов, стенной печати; слушание радио;
на участие в тематических, литературных вечерах, вечерах вопросов и ответов, викторинах, читательских конференциях, обсуждение фильмов;
на участие в творческих видах деятельности во встречах с представителями общественности, шефствующих коллективов, работе в самодеятельных организациях; в кружковой работе и художественной самодеятельности, в культурно-массовых мероприятиях; на выполнение поручений администрации ИУ, советов коллектива колонии, отряда;
И, наконец, у осужденных имеется личное время, предусмотренное для них распорядком дня. Как правило, оно затрачивается осужденными на подготовку писем родителям, детям, родственникам, свидания с ними; на встречи с адвокатами или работниками ИУ и т.д.
Большую помощь в организации свободного времени осужденных женщин оказывают шефствующие над ИУ коллективы и общественные организации. Это в значительной мере расширяет объективные возможности для вовлечения осужденных в полезную деятельность, для развития у них стремления разумно использовать свободное время, ддя формирования положительных привычек нравственного поведения.
Организуя и управляя процессом нравственного воспитания осужденных, необходимо добиваться такого уровня нравственного развития личности, при котором происходит достаточно полное соответствие нравственного сознания нравственному поведению, когда исчезают отрицательные проявления в поведении осужденных, а принятое ими социально ценное поведение находится в полном соответствии с их взглядами, сознанием, убеждениями.
Нередко в женской колонии можно встретить женщин одетых, как мужчина - сдвинутая набекрень и, словно у солдата, одетая на два пальца от брови шапка, брюки, энергично зажатая в уголке рта папироса, коротко остриженные волосы, а главное - перешитые на «мужскую сторону» пуговицы телогрейки.
Эти женщины не только одеты как мужчина, они и ведут себя по мужски, да и обликом смахивают на них, как походкой и характером: крупные, широкоплечие, стремительные, грубоватые.
Женщины болезненно переносят сексуальную депривацию. Однополая любовь у них начинается с интимных писем с множеством шифровок.
Содержание подобных писем сводится, как правило, к объяснениям в любви, к выяснению отношений, ревности, совместным планам на жизнь после освобождения.
Женщин, склонных к однополой любви, можно разделить на несколько групп: первая - выполняющая функции "партнера" в любви. Как правило, такие женщины педагогически запущены, многие имеют психические аномалии. Выполнение мужской роли накладывает отпечаток на их поведение, внешность, психику. Как и было выше сказано, движения, походка их становятся угловатыми, тяжелыми, похожими на мужские. Большинство из них идут на нарушение формы одежды, носят спортивные костюмы. Их голос становится грубым взгляд жестким, речь засорена жаргонными словами, они стригутся наголо или делают короткую мужскую стрижку. В баню ходят отдельно, моются только в нижнем белье. Такие осужденные скрытны, считают зазорным разговаривать на темы интимной жизни. Категорически отказываются посещать гинеколога при медицинских осмотрах. Они, как правило, являются лидерами отрицательных группировок.
Другая группа - женщины, неоднократно судимые, слабовольные, распущенные морально, употребляющие алкоголь и наркотики, примыкающие к отрицательным группировкам. Третья группа - женщины, осужденные на большой срок за хищения, взятки. Эта группа отличается от других положительной направленностью. Они активно участвуют в самодеятельных организациях, иногда занимают должности бригадиров, мастеров, тщательно скрывают свои интимные связи.
[1] Серебрякова В. А. Криминологическая характеристика женщин-преступниц // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1971. С. 6.
44
[2] Зубков А.И. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань, 1993. С. 356.
45
[3] Абасова С. А. Воспитательное воздействие на осужденных женщин в исправительных колониях // Преступление и наказание. 2003. № 8. С. 37-40.
[4]Курганов С. И. Наказание: уголовно-правовой, уголовно-исполнительный и криминологические аспекты. М., 2009. С. 127.
[5] Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право: конспект лекций. М.: Инфра-М, 2009. С. 56.
[6] Селиверстова В. И. Уголовно-исполнительное право : учебник для юрид. вузов. М. : Юриспруденция, 2010. С. 342.
9 Зубарев С. М. Уголовно-исполнительное право : конспект лекций. М. : Инфра - М, 2009. С. 54.
|