Исправительные учреждения, выполняя важную государственную задачу - исправление осужденных, в своей практической деятельности должны применять эффективные средства воздействия на них, которые бы стимулировали социально полезную деятельность, способствовали формированию у этих лиц позитивных качеств и свойств. Одним из таких средств воздействия на личность является институт изменения вида исправительного учреждения путем перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другой. На современном этапе изменение условий содержания осужденных законодательно сформировано в самостоятельный институт лишения свободы, а в теории уголовно-исполнительного права рассматриваемый институт признан одним из важнейших средств ресоциализации осужденных, что является, по мнению В.И. Селиверстова, задачей государственной важности[1].
Возможность перевода осужденных в исправительное учреждение (далее - ИУ) с меньшим объемом правоограничений устанавливается и международными стандартами, с обязательным отбыванием части срока наказания, в целях обеспечения достаточного воспитательного воздействия, необходимого для такой степени исправления, которая указана в законе в качестве основания для перевода в исправительное учреждение иного вида режима. При этом с установлением необходимого срока отбытия наказания законодатель связывает не только достижение определенной степени исправления лица, но и предупреждение с его стороны правонарушений. Требование закона об отбытии определенной части срока наказания в исправительное учреждение, необходимой для перевода, осужденного из одного учреждения в другое с меньшим объемом правоограничений, является обязательным. В этом заключается одна из основных гарантий обеспечения частного предупреждения преступлений в местах лишения свободы.
Сущность переводов осужденных из одного учреждения в другое иного вида режима с меньшим объемом правоограничений выражается не только в предоставлении каждому лицу субъективного права на активные положительные действия в процессе отбывания наказания, но и в предоставлении права на поощрение. Поэтому данный институт изменения вида исправительного учреждения путем перевода осужденных в учреждение иного вида режима при уменьшении пра- воограничений можно рассматривать как поощрительный, поскольку государство не только предоставляет каждому индивиду возможность на позитивную деятельность в местах лишения свободы, но и гарантирует эту возможность путем установления за положительные действия осужденных определенных льгот, поощрений (ст. 113 УИК РФ).
Следует отметить, что изменение вида исправительного учреждения в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы осужденных по действующему законодательству не является единственной мерой воздействия, стимулирующей их к социально полезной деятельности. В этой связи эффективность указанного правового института должна определяться способностью взаимодействовать, соподчиняться с другими институтами уголовно-исполнительного права, сходными по своим задачам, по правовой и социальной природе (изменение условий содержания осужденных в пределах одного исправительного учреждения; условно-досрочное освобождение от наказания; замена наказания в виде лишения свободы более мягким наказанием).
В зависимости от поведения и отношения к труду осужденных, законодательно предусматривается изменение вида исправительного учреждения, улучшающего условия отбывания наказания, осуществляемые судом по четырем основаниям: хорошее поведение осужденного; добросовестное отношение осужденного к труду, обучению; отбытие осужденным установленного законом срока наказания; содержание осужденного на облегченных условиях отбывания наказания (при переводе в колонии-поселения из исправительной колонии общего режима)[2].
В науке уголовно-исполнительного права и в практике реализации поощрительных институтов под примерным, хорошим поведением, честным, добросовестным отношением к труду, обучению, понимается отсутствие нарушений установленного порядка отбывания наказания, добросовестное отношение к труду, выполнение норм выработки, обязательное посещение занятий в школе, участие в работе, критическое отношение к совершенному преступлению и осознание своей вины и справедливости назначенного наказания. Трудности в точном определении степени исправления осужденного связаны, на мой взгляд, с тем, что закон требует выяснить степень исправления личности в различных сферах ее проявления (трудовой, общественной и других). Кроме того, на воспитание субъекта влияют и иные его действия[3] (взаимоотношения с семьей, погашение иска по преступлению, отношение к принудительному лечению от алкоголизма и др.).
В то же время уголовно-исполнительное законодательство определяет категории осужденных к лишению свободы, которые не подлежат переводу в колонию-поселение. К ним относятся: осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа. В данном случае имеются в виду больные алкоголизмом и наркоманией, страдающие психическими расстройствами, ВИЧ-инфицированные, а также осужденные, больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания; осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.
Институт изменения вида исправительного учреждения на практике применяется довольно успешно, в каждом исправительном учреждении при поступлении ходатайства от осужденного с целью изменения вида исправительного учреждения создаются комиссии для рассмотрения данного ходатайства. Окончательное решение по переводу осужденного принимает суд. Причины отказов судами в переводе осужденных различны. Суд учитывает поведение осужденных за весь период отбывания наказания, наличие судимостей, тяжесть совершенного преступления, совершение преступления в период условно-досрочного освобождения, недостаточно принимаемые осужденным меры по возмещению ущерба, причиненного преступлением.
Тем не менее, существуют определенные проблемы при применении данного института уголовно-исполнительного права. Так, С. Л. Бабаян отмечает, что отсутствие последовательности, постепенности и очередности с учетом значимости указанных поощрительных институтов приводит к значительному снижению воспитательного воздействия указанных институтов и эффективности стимулирования исправления осужденных[4]. В связи с этим представляется оптимальным снизить сроки применения перевода лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение с [5]/3 до половины срока наказания.
Таким образом, несмотря на многовековую историю существования пенитенциарных учреждений, институт изменения вида исправительного учреждения существует в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и практике исполнения лишения свободы сравнительно недавно. На сегодняшний день законодательство об изменении вида исправительного учреждения развивается и совершенствуется, однако при разработке нормативно-правовых актов не в полном мере учитываются многие положения, касающиеся перевода осужденного в другое исправительное учреждение. Данный недостаток требуется устранить путем принятия дополнительных правовых норм, гарантирующих рассмотрение и принятие обоснованного решения по ходатайству осужденного.
[1] См.: Селиверстов В.И., Бабаян С.Л., Данилин Е.М. Социальная реабилитация - задача государственной важности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2009. - № 6. - С. 41.
[2] См.: Дядюн К. В. Реализация принципов гуманизма и справедливости при определении вида исправительного учреждения // Законодательство. - 2014. - № 2. - С. 60.
[3] См.: Зайко А. Социальная профилактика начинается в колонии // Преступление и наказание. - 2014. - № 7. - С. 52.
[4] Бабаян С.Л. К вопросу о совершенствовании правового регулирования по
ощрительного института изменения вида исправительного учреждения // Российский следователь. - 2015. - № 14. - С.25.
|