Вторник, 26.11.2024, 19:16
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Проблемы квалификации и назначения наказания за неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего

Воспитание поколения, защита прав и законных интересов несо­вершеннолетних являются важнейшей задачей и долгом любого обще­ства и государства. Известный дореволюционный юрист Н.С. Таган- цев отмечал, что семья, составляя необходимое условие общежития, должна быть охраняема государством[1]. Действительно, данные отно­шения имеют соответствующее правовое регулирование в России, в т.ч. нормативными правовыми актами международного характера.

ООН во Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и ум­ственной незрелости имеют право на особую защиту и помощь, вклю­чая правовую. Развивая эти положения, Конвенция ООН о правах ре­бенка определила, что родители (законные опекуны) несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Ст. 19 Конвенции устанавливает требования к государствам-участникам принимать все необходимые меры с целью защиты ребенка от любых форм физиче­ского и психологического насилия, оскорбления либо злоупотребле­ния, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обра­щения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке[2].

Статья 38 Конституции Российской Федерации определяет, что забота о детях, их воспитание есть равное право и обязанность роди­телей. Обязанности по должному воспитанию в семье закрепляются в ряде статей Семейного кодекса Российской Федерации. Так, ст. 54 Се­мейного кодекса Российской Федерации провозгласила, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на заботу со стороны родителей, на воспитание своими родителями, обеспече­ние его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческо­го достоинства. Статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации еще более конкретно решает этот вопрос, провозглашая, что родите­ли несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о их здоровье, физическом, психическом, духов­ном и нравственном развитии[3].

Одной из гарантий обеспечения законодательных требований, ка­сающихся воспитания ребенка, является закрепление в Уголовном ко­дексе Российской Федерации (далее - УК РФ) уголовной ответствен­ности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершен­нолетних. Данная норма появилась в уголовном законодательстве в 1997 г. Несмотря на недавнее появление ст. 156 УК РФ, статистические данные ГИАУ МВД России свидетельствуют о неуклонном росте ко­личества зарегистрированных фактов неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.

Так, в 1998 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 1969 преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. В 2015 г. офи­циальная статистика свидетельствует об увеличении количества ре­гистрируемых преступных деяний, подпадающих под квалификацию ст. 156 УК РФ и составляет 2480 преступлений[4].

Рассмотрим более детально элементы состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ.

Объект является обязательным составом преступления. Опреде­ление того, на какой конкретно объект направлено данное преступное посягательство, обеспечивает правильную квалификацию деяния, а в конечном итоге - правильное применение уголовного закона.

Следует согласиться с мнением Н.В. Гуля о том, что объектом дан­ного преступления являются общественные отношения, обеспечива­ющие право ребенка на воспитание и заботу. Помимо основного объ­екта под угрозу нарушения ставятся здоровье, жизнь, свобода и досто­инство несовершеннолетнего, страдающего от жестокого обращения с ним, которые выступают в качестве факультативных объектов[5].

Объективная сторона данного преступления состоит из альтерна­тивных деяний:

неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетне­го совершается в форме бездействия;

ненадлежащее исполнение указанных обязанностей, которое представляет собой активное поведение, т. е. действие.

Следует отметить, что законодатель не раскрыл в ст. 156 УК РФ понятия «неисполнение», «ненадлежащее исполнение». При этом ана­лиз научной литературы показал, что чаще всего под неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимают отсут­ствие должного внимания к развитию ребенка, его поведению в шко­ле, безразличное отношение к здоровью и безопасности подростка, к организации досуга и т. п.[6] Судебная практика также подтверждает данное толкование[7].

В свою очередь, под ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимается нечеткое, нерадивое, формальное, несвоевременное, неправильное, а чаще всего преднаме­ренно неполное их осуществление[8]. Суды под ненадлежащим испол­нением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимают такие действия, при которых обязанности выполнялись в неполном объеме или недостаточно, ненадлежащим образом, в тч. непедагоги­ческими методами воспитания, а также различные злоупотребления родительскими правами.

Однако надо иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего пре­ступно не само по себе, а лишь в том случае, если это соединено с жестоким обращением. Поэтому при квалификации деяния возника­ют трудности, связанные с необходимостью установления признака жестокого обращения с несовершеннолетним. В теории уголовного права приводятся различные трактовки данного понятия.

С. А. Разумов считает, что жестоким обращением может призна­ваться постоянная ругань, унизительные наказания, побои, система­тическое унижение достоинства, отказ или ограничение в перемеще­нии (запирание в помещении на долгое время), пищи, одежде, развле­чениях и т. п.[9]

А. Дьяченко и Е. Цымбал под жестоким обращением с ребенком понимают «посягательство, причиняющее ребенку серьезный физи­ческий, психический, морально-психологический вред, включая са­дистские сексуальные посягательства, либо ставящие его в опасность причинения подобного вреда, а равно нарушающие его развитие»[10].

Более широко трактует данный термин О.В. Пристанская, кото­рая под жестоким обращением с детьми предлагает считать активные действия, грубо попирающие основные обязанности субъекта воспи­тательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопу­стимых (в правовом и нравственном смысле) методов воспитания и обращения и включающие все виды психического, физического и сек­суального насилия над детьми»[11].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что од­ним из ключевых аспектов, характеризующих понятие «жестокое об­ращение» является применение физического и психического насилия. Некоторые авторы предлагают заменить понятие «жестокое обраще­ние» на понятие «насилие». На наш взгляд, это нецелесообразно, т.к. «жестокость» как конструктивный признак состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, по своему содержанию шире, чем «насилие».

Судебная практика, испытывая трудности в связи с неопределен­ностью понятия жестокого обращения с несовершеннолетним, исхо­дит из того, что оно должно соответствовать определенной системе, линии поведения виновного[12].

Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ внес изменения в ст. 156 УК РФ, тем самым расширив круг субъектов: родитель, лицо, на которое возложены эти обязанности, педагогический работник или другой работник образовательной организации, медицинской органи­зации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иные ор­ганизации, обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетним[13].

Несмотря на то, что законодатель четко определил категории субъ­ектов данного преступления, все же остается проблемным вопрос о том, как квалифицировать деяния лиц, проживающих совместно с несовершеннолетним и фактически участвовавших в воспитании ре­бенка, которые посягают на общественные отношения, обеспечиваю­щие нормальное развитие несовершеннолетнего. Подобные ситуации складываются в случае, если отец ребенка, юридически не оформлен­ный в таком качестве, не желает заниматься воспитанием и проявляет жестокость по отношению к последнему. Зачастую это происходит в неблагополучных семьях, когда лица, желая получать больше соци­альных пособий на несовершеннолетнего, документально оформляют статус «мать-одиночка». Получается, что отец по закону приходится отчимом собственному ребенку и, следовательно, он не может подле­жать ответственности по ст. 156 УК РФ. Семейный кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанностей по воспитанию несовер­шеннолетнего для отчима и мачехи.

Другим примером выступает семья, где воспитываются дети от разных родителей. В случае, если сожитель либо супруг (супруга) матери (отца) не исполняет или не надлежащим образом исполняет обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженные с жестоким обращением в отношении родного ребенка, то такое лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, а если в отношении не усыновленного пасынка (падчерицы), то оно уже не является субъектом данного преступления, следовательно, чаще всего остается безнаказанным. А чувство безнаказанности нередко приво­дит к совершению в отношении несовершеннолетнего более тяжкого преступления[14].

Нередки случаи, когда несовершеннолетний временно или посто­янно воспитывается бабушкой, дедушкой или другим родственником, но действующая редакция ст. 156 УК РФ не относит данных лиц к субъекту рассматриваемого преступления.

Полагаем, что круг субъектов состава неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего необходимо расширить, вклю­чив в диспозицию ст. 156 УК РФ дополнительный субъект преступле­ния - «лицо, фактически осуществляющее воспитание».

С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Однако по отношению к наступлению вредных последствий, вина мо­жет быть выражена в форме неосторожности.

Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования законо­дательства по вопросам уголовной ответственности за неисполнения обязанности по воспитанию несовершеннолетнего видится целесо­образным внесение соответствующих дополнений в ст. 156 УК РФ. А именно, в примечании данной статьи следует закрепить понятие жестокого обращения. Под жестоким обращением следует понимать постоянное травмирующее воздействие на несовершеннолетнего, вы­раженное в применении физического и психического насилия, а также совершении иных недопустимых способов воспитания, если эти дея­ния не относятся к преступлениям, предусмотренным главами 16, 17


и 18 УК РФ. Также считаем необходимым расширить круг субъектов ответственности. Указанные дополнения и уточнения позволят повы­сить эффективность реализации рассматриваемой уголовно-правовой нормы в правоприменительной деятельности, тем самым обеспечив всестороннюю защиту прав и интересов несовершеннолетнего от пре­ступных посягательств.

 

[1] См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. - Тула: Автограф, 2001. - С. 163.

[2] См.: Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 // Ведомости Съезда народ­ных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 45. - Ст. 955.

[3] См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

[4] См.: Главный информационно-аналитический центр - МВД РФ. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 20.01.2016).

[5] См.: Гуль Н.В. Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Российское право. - 2005. - № 3. - С. 159.

[6] См.: Боровиков В.Б. Ответственность за неисполнение обязанностей по вос­питанию несовершеннолетнего // Российский судья. - 2005. - № 2.

[7] См.: Обзорная справка по результатам обобщения практики рассмотрения судами Архангельской области за период 2003-2004 гг. уголовных дел о престу­плениях против семьи и несовершеннолетних (ст. ст. 150-157 УК РФ). URL: http:// www.arhcourt.ru (дата обращения: 20.01.2016).

[8] См.: Гутиева И.Г. Характеристика объективных признаков неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Черные дыры в российском законодательстве. - 2008. - № 4.

[9] См.: Настольная книга мирового судьи : учеб.-методич. пособие / под ред. В. М. Лебедева. - М.: Издательство БЕК, 2002. - С. 266.

[10] См: Дьяченко, А., Цымбал, Е. Актуальные проблемы защиты детей от жесто­кого обращения в современной России // Уголовное право. - 1999. - № 4. - С. 75.

[11] См.: Пристанская, О.В. Применение уголовно-правовых норм, направлен­ных против жестокого обращения с несовершеннолетними // Журнал российско­го права. - 2001. - № 8. - С. 120-121.

[12] См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 № 10 (ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Российская газета. - 1998. - № 7.

[13] См.: Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О вне­сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений за­конодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2013. - № 27. - Ст. 3477.

[14] См.: Калинин А. Кто заботиться, тот и отвечает // Законность. - 2006. - № 11. - С. 28.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%