Воспитание поколения, защита прав и законных интересов несовершеннолетних являются важнейшей задачей и долгом любого общества и государства. Известный дореволюционный юрист Н.С. Таган- цев отмечал, что семья, составляя необходимое условие общежития, должна быть охраняема государством[1]. Действительно, данные отношения имеют соответствующее правовое регулирование в России, в т.ч. нормативными правовыми актами международного характера.
ООН во Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую защиту и помощь, включая правовую. Развивая эти положения, Конвенция ООН о правах ребенка определила, что родители (законные опекуны) несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Ст. 19 Конвенции устанавливает требования к государствам-участникам принимать все необходимые меры с целью защиты ребенка от любых форм физического и психологического насилия, оскорбления либо злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке[2].
Статья 38 Конституции Российской Федерации определяет, что забота о детях, их воспитание есть равное право и обязанность родителей. Обязанности по должному воспитанию в семье закрепляются в ряде статей Семейного кодекса Российской Федерации. Так, ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации провозгласила, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на заботу со стороны родителей, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации еще более конкретно решает этот вопрос, провозглашая, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии[3].
Одной из гарантий обеспечения законодательных требований, касающихся воспитания ребенка, является закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Данная норма появилась в уголовном законодательстве в 1997 г. Несмотря на недавнее появление ст. 156 УК РФ, статистические данные ГИАУ МВД России свидетельствуют о неуклонном росте количества зарегистрированных фактов неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.
Так, в 1998 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 1969 преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. В 2015 г. официальная статистика свидетельствует об увеличении количества регистрируемых преступных деяний, подпадающих под квалификацию ст. 156 УК РФ и составляет 2480 преступлений[4].
Рассмотрим более детально элементы состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ.
Объект является обязательным составом преступления. Определение того, на какой конкретно объект направлено данное преступное посягательство, обеспечивает правильную квалификацию деяния, а в конечном итоге - правильное применение уголовного закона.
Следует согласиться с мнением Н.В. Гуля о том, что объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие право ребенка на воспитание и заботу. Помимо основного объекта под угрозу нарушения ставятся здоровье, жизнь, свобода и достоинство несовершеннолетнего, страдающего от жестокого обращения с ним, которые выступают в качестве факультативных объектов[5].
Объективная сторона данного преступления состоит из альтернативных деяний:
неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего совершается в форме бездействия;
ненадлежащее исполнение указанных обязанностей, которое представляет собой активное поведение, т. е. действие.
Следует отметить, что законодатель не раскрыл в ст. 156 УК РФ понятия «неисполнение», «ненадлежащее исполнение». При этом анализ научной литературы показал, что чаще всего под неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимают отсутствие должного внимания к развитию ребенка, его поведению в школе, безразличное отношение к здоровью и безопасности подростка, к организации досуга и т. п.[6] Судебная практика также подтверждает данное толкование[7].
В свою очередь, под ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимается нечеткое, нерадивое, формальное, несвоевременное, неправильное, а чаще всего преднамеренно неполное их осуществление[8]. Суды под ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимают такие действия, при которых обязанности выполнялись в неполном объеме или недостаточно, ненадлежащим образом, в тч. непедагогическими методами воспитания, а также различные злоупотребления родительскими правами.
Однако надо иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего преступно не само по себе, а лишь в том случае, если это соединено с жестоким обращением. Поэтому при квалификации деяния возникают трудности, связанные с необходимостью установления признака жестокого обращения с несовершеннолетним. В теории уголовного права приводятся различные трактовки данного понятия.
С. А. Разумов считает, что жестоким обращением может признаваться постоянная ругань, унизительные наказания, побои, систематическое унижение достоинства, отказ или ограничение в перемещении (запирание в помещении на долгое время), пищи, одежде, развлечениях и т. п.[9]
А. Дьяченко и Е. Цымбал под жестоким обращением с ребенком понимают «посягательство, причиняющее ребенку серьезный физический, психический, морально-психологический вред, включая садистские сексуальные посягательства, либо ставящие его в опасность причинения подобного вреда, а равно нарушающие его развитие»[10].
Более широко трактует данный термин О.В. Пристанская, которая под жестоким обращением с детьми предлагает считать активные действия, грубо попирающие основные обязанности субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых (в правовом и нравственном смысле) методов воспитания и обращения и включающие все виды психического, физического и сексуального насилия над детьми»[11].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что одним из ключевых аспектов, характеризующих понятие «жестокое обращение» является применение физического и психического насилия. Некоторые авторы предлагают заменить понятие «жестокое обращение» на понятие «насилие». На наш взгляд, это нецелесообразно, т.к. «жестокость» как конструктивный признак состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, по своему содержанию шире, чем «насилие».
Судебная практика, испытывая трудности в связи с неопределенностью понятия жестокого обращения с несовершеннолетним, исходит из того, что оно должно соответствовать определенной системе, линии поведения виновного[12].
Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ внес изменения в ст. 156 УК РФ, тем самым расширив круг субъектов: родитель, лицо, на которое возложены эти обязанности, педагогический работник или другой работник образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иные организации, обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетним[13].
Несмотря на то, что законодатель четко определил категории субъектов данного преступления, все же остается проблемным вопрос о том, как квалифицировать деяния лиц, проживающих совместно с несовершеннолетним и фактически участвовавших в воспитании ребенка, которые посягают на общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие несовершеннолетнего. Подобные ситуации складываются в случае, если отец ребенка, юридически не оформленный в таком качестве, не желает заниматься воспитанием и проявляет жестокость по отношению к последнему. Зачастую это происходит в неблагополучных семьях, когда лица, желая получать больше социальных пособий на несовершеннолетнего, документально оформляют статус «мать-одиночка». Получается, что отец по закону приходится отчимом собственному ребенку и, следовательно, он не может подлежать ответственности по ст. 156 УК РФ. Семейный кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего для отчима и мачехи.
Другим примером выступает семья, где воспитываются дети от разных родителей. В случае, если сожитель либо супруг (супруга) матери (отца) не исполняет или не надлежащим образом исполняет обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженные с жестоким обращением в отношении родного ребенка, то такое лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, а если в отношении не усыновленного пасынка (падчерицы), то оно уже не является субъектом данного преступления, следовательно, чаще всего остается безнаказанным. А чувство безнаказанности нередко приводит к совершению в отношении несовершеннолетнего более тяжкого преступления[14].
Нередки случаи, когда несовершеннолетний временно или постоянно воспитывается бабушкой, дедушкой или другим родственником, но действующая редакция ст. 156 УК РФ не относит данных лиц к субъекту рассматриваемого преступления.
Полагаем, что круг субъектов состава неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего необходимо расширить, включив в диспозицию ст. 156 УК РФ дополнительный субъект преступления - «лицо, фактически осуществляющее воспитание».
С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Однако по отношению к наступлению вредных последствий, вина может быть выражена в форме неосторожности.
Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования законодательства по вопросам уголовной ответственности за неисполнения обязанности по воспитанию несовершеннолетнего видится целесообразным внесение соответствующих дополнений в ст. 156 УК РФ. А именно, в примечании данной статьи следует закрепить понятие жестокого обращения. Под жестоким обращением следует понимать постоянное травмирующее воздействие на несовершеннолетнего, выраженное в применении физического и психического насилия, а также совершении иных недопустимых способов воспитания, если эти деяния не относятся к преступлениям, предусмотренным главами 16, 17
и 18 УК РФ. Также считаем необходимым расширить круг субъектов ответственности. Указанные дополнения и уточнения позволят повысить эффективность реализации рассматриваемой уголовно-правовой нормы в правоприменительной деятельности, тем самым обеспечив всестороннюю защиту прав и интересов несовершеннолетнего от преступных посягательств.
[1] См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. - Тула: Автограф, 2001. - С. 163.
[2] См.: Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 45. - Ст. 955.
[3] См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
[4] См.: Главный информационно-аналитический центр - МВД РФ. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 20.01.2016).
[5] См.: Гуль Н.В. Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Российское право. - 2005. - № 3. - С. 159.
[6] См.: Боровиков В.Б. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Российский судья. - 2005. - № 2.
[7] См.: Обзорная справка по результатам обобщения практики рассмотрения судами Архангельской области за период 2003-2004 гг. уголовных дел о преступлениях против семьи и несовершеннолетних (ст. ст. 150-157 УК РФ). URL: http:// www.arhcourt.ru (дата обращения: 20.01.2016).
[8] См.: Гутиева И.Г. Характеристика объективных признаков неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Черные дыры в российском законодательстве. - 2008. - № 4.
[9] См.: Настольная книга мирового судьи : учеб.-методич. пособие / под ред. В. М. Лебедева. - М.: Издательство БЕК, 2002. - С. 266.
[10] См: Дьяченко, А., Цымбал, Е. Актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения в современной России // Уголовное право. - 1999. - № 4. - С. 75.
[11] См.: Пристанская, О.В. Применение уголовно-правовых норм, направленных против жестокого обращения с несовершеннолетними // Журнал российского права. - 2001. - № 8. - С. 120-121.
[12] См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 № 10 (ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Российская газета. - 1998. - № 7.
[13] См.: Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2013. - № 27. - Ст. 3477.
[14] См.: Калинин А. Кто заботиться, тот и отвечает // Законность. - 2006. - № 11. - С. 28.
|