Анализируя состояние наркотизма как явления в нашей современной жизни, ученые различных стран определяют его современную вариантность как форму наркоэпидемии: в обществе сформирована наркокультура, происходит факт консолидации наркомании и наркопреступности в областях потребления и сбыта наркотиков, обособление транснациональной организованной наркопреступности и группировка ее в межнациональные преступные сообщества. Согласно статистическим данных Управления ООН по наркотикам и преступности, в настоящее время в мире общее число лиц, употребляющих наркотики, составляет от 155 до 250 млн чел., это от 3,5% до 5,7% всего населения планеты в возрасте от 15 до 64 лет. В Российской Федерации в 2015 г. впервые за последнее десятилетие число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, снизилось с 8,5 млн чел. до 7,3. Необходимо отметить, что Вологодская область входит в число шести регионов Российской Федерации, где напряженность наркоситуации в текущем году значительно снизилась[1].
Данное обстоятельство объясняется, прежде всего, положительными результатами деятельности УФСКН России по Вологодской области. На ее территории выявлено за этот год 15 организованных групп и 111 преступных групп других форм соучастия, занимающихся сбытом наркотиков, и пресечена их деятельность. В суд направлено
287 уголовных дел данной направленности, изъятая незаконная прибыль от наркобизнеса по которым составила 12 млн руб. За этот же период было изъято 74 кг наркотиков, ликвидировано 38 наркопритонов, в системе Интернет закрыто 112 сайтов, распространяющих торговлю наркотиками. В то же время данными органами выявлен и ряд существенных проблем в вопросах организации противодействия наркотизму, требующих законодательного разрешения, связанных с системой применения мер наказания к лицам, осужденным за приобретение и сбыт наркотических средств.
В течение 2015 г. судами Российской Федерации осуждено к лишению свободы свыше 100 тыс. лиц, осуществляющих приобретение и хранение наркотических средств для личного потребления. В результате в настоящее время исправительные учреждения России переполнены лицами-наркопотребителями. Лишь в исправительных учреждениях Вологодской области из 7,3 тыс. заключенных каждый четвертый является именно таким лицом[2]. В целом, с учетом наркосбытчиков, число лиц, осужденных за наркопреступления, в настоящее время по России составляет не менее % от общей массы заключенных (675 тыс. чел.). Из них 90% лиц страдает различными заболеваниями, связанными с наркоманией, и нуждается в применении соответствующего лечения[3], которое ему должны обеспечить исправительные учреждения по месту отбывания наказания.
Способны ли исправительные учреждения ФСИН России обеспечить полноценное лечение таких лиц и соответствующую реабилитацию? Ответ отрицательный, т. к. рецидив заболевания наркомании среди лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы и получавших лечение в исправительных учреждениях, составляет 95%[4]. Прежде всего, это объясняется тем, что для полноценного лечения осужденных наркоманов в России имеется лишь 9 специализированных лечебных исправительных учреждений, предназначенных для лечения и реабилитации осужденных мужчин, в то же время для лечения осужденных к лишению свободы женщин и несовершеннолетних таких учреждений не предусмотрено.
Причиной сложившегося неудовлетворительного состояния организации лечения наркомании в местах лишения свободы является многочисленность лиц данной категории, поступающих в исправительные учреждения. Данное обстоятельство вызвано ужесточением действующего уголовного законодательства России, предусматривающего ответственность за незаконный оборот наркотических средств. Для улучшения ситуации необходимо отрегулировать в ст. ст. 228 и 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) крупный и значительный размеры наркотических средств, приблизив их к реальности. В настоящее время в связи с развитием наркоиндустрии во многих случаях даже разовая доза наркотиков превышает значительный размер, что автоматически влечет осуждение наркопотребителя за тяжкое преступление к длительному сроку лишения свободы, другой вид наказания судами не может быть выбран. Для устранения данного разрыва Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Российской Федерации законопроект о введении в указанные статьи среднего размера наркотических средств и о соотнесении размеров наркотических средств с суточными дозами наркоманов. Безусловно, данное изменение окажет положительный результат на состояние правоприменительной практики назначения наказаний за данные виды преступлений и поможет «разгрузить» исправительные учреждения от большого числа наркопотребителей.
Далее Правительством Российской Федерации в этом же законопроекте предлагается изменить законодательные основания предоставления отсрочки отбывания наказания лицу, больному наркоманий. В соответствии со ст. 82.1 УК РФ в настоящее время лицу, впервые осужденному за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и 233 УК РФ, к лишению свободы и признанному больным наркоманией, назначается отсрочка отбывания наказания, если оно изъявило желание пройти курс лечения от наркомании и медико-социальную реабилитацию. При соблюдении условий лечения и достижения ремиссии такое лицо в дальнейшем может быть освобождено от отбывания наказания или части наказания. Правительством Российской Федерации предлагается включить в число оснований для предоставления отсрочки и совершение преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 228.1 УК РФ, а также распространить данную отсрочку и на лиц, совершивших указанные преступления повторно, т.к. заболевание наркомании излечивается сложно и возможны повторные совершения преступлений. Предполагается, что и таким образом можно уменьшить часть потока наркопотребителей и сбытчиков наркотических средств в исправительные учреждения.
Но данное предложение является спорным в вопросах своей реализации. Даст ли оно желаемый эффект? По условиям предоставления этого вида отсрочки от отбывания наказания в виде лишения свободы подсудимый должен принять на себя обязательство пройти и курс лечения, и курс последующей реабилитации добровольно и обеспечить их исполнение самостоятельно. Иной механизм законом не оговаривается. Следовательно, подсудимый должен на момент вынесения приговора представить суду соответствующий договор с лечебно-реабилитационным центром о получении услуг по лечению и реабилитации. И те, и другие услуги являются платными. Так, согласно расценкам Вологодского лечебно-реабилитационного центра для лечения наркозависимых «Спасая жизни», больной наркоманией должен пройти за 240 дней 4 блока лечения (мотивационный, интеграционный, стабилизационный и адаптационный), внося ежемесячную плату за лечение по 35 тыс. руб. и отдельно оплачивать консультации врачей, процедуры по очищению организма, кодированию и другие значительные расходы[5]. Изменение уголовного законодательства в данном направлении приведет к тому, что воспользоваться получением отсрочки, т. е. попросту «откупиться» от получения наказания в виде лишения свободы смогут лишь лица, обладающие значительными денежными средствами, включенные в систему организованной преступности по наркобизнесу.
Отдельные исправительные учреждения, в том числе Мурманской и Архангельской области, используют в качестве альтернативы бесплатные реабилитационные центры, работающие по Миннесотской системе «12 ступеней» (американская модель штата Миннесота, адаптированная к условиям России). Но данные центры, финансируемые заграничными инвесторами, не отвечают требованиям российских медицинских организаций. Лечение в них основано на бесконечном чтении молитв, близких к католической вере, психологическом воздействии на сознание больных и т.д. В результате идут массовые отказы лечащихся от пребывании в таких центрах[6], похожих на секту с массовым изменением сознания.
Не менее значимыми являются и проблемы, связанные с организацией лечения заболевания наркомании осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Недостаточность количества специализированных для этой цели исправительных учреждений приводит к тому, что в большинстве исправительных учреждений наркоманы отбывают наказание вместе с другими осужденными, направляются в туберкулезные больницы или наркологические отделения областных больниц, предназначенные для стационарного лечения этих осужденных. В большинстве случаев лечение наркоманов-осужденных к лишению свободы производится в медчасти или при областной больнице одного из исправительных учреждений региона. В таких условиях одной из острых проблем является совместное содержание наркоманов как прошедших, так не подвергнутых лечению, а также здоровых осужденных и лиц, больных наркоманией, часто без обеспечения вну- триобъектной изоляции осужденных этих категорий.
По мнению сотрудников и медперсонала исправительных учреждений, их содержание должно быть только раздельным[7]. Иное влечет ряд серьезных негативных последствий. В среде осужденных наркотики являются важнейшим средством пополнения «общака», товаром, который можно обменять на другие ценности. Их используют не только в качестве средства подавить нервное состояние, скуку, но и в качестве платежа за карточные долги, часто осужденных, не являющихся наркоманами, заставляют их принимать насильно с целью подчинения и установления контроля за их поведением. Другой проблемой является усугубление заболеваний в среде лиц, склонных к приему наркотиков (из-за периодического отсутствия необходимого вида наркотиков они начинают употреблять все их различные виды, которые могут достать, вследствие чего становятся полинаркоманами).
В.А. Дозоренко отмечает, распространение наркотиков среди осужденных носит характер «организованной преступной деятельности, заключающейся в осуществлении незаконных действий по их доставке, хранению, приобретению, изготовлению и сбыту»[8].
Об организованности системы наркотрафиков в исправительные учреждения России свидетельствуют и статистические данные работы органов ФСИН России. Так, согласно статистических данных указанной службы, количество изъятых ее сотрудниками наркотиков в исправительных учреждениях за последние 12 лет возросло с 33 до 92 кг[9].
Все отмеченные негативные явления являются взаимосвязанными и обусловлены в большей степени неудовлетворительной организацией системы лечения в исправительных учреждениях России лиц, страдающих заболеванием наркомании. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что забота государства о данных лицах полностью переложена с органов Минздрава на учреждения ФСИН России - без сопровождения организации такого лечения соответствующими специализированными учреждениями, средствами, медицинскими работниками соответствующего профиля. В то же время в силу указанных выше причин, вызванных недостатками действующего уголовного законодательства о порядке применения наказания к лицам, страдающим заболеванием наркомании, снижение притока нар- козависимых в места лишения свободы не может быть достигнуто и путем реализации судами России положений ст. 82.1 УК РФ о предоставлении отсрочки отбывания наказания в виде лишения свободы лицам, добровольно согласным пройти курс лечения и последующей реабилитации.
Таким образом, проблема организации лечения наркозависимых осужденных в исправительных учреждениях России нуждается в глубоком осмыслении, и особенно со стороны законодательных органов, в плане совершенствования уголовно-правовых норм о порядке назначения наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.
[1] См.: Итоги деятельности ФСКН России за 2015 г. // Аналитические материалы. URL: http/:www/ fskn.gov.ru. (дата обращения: 26. 03. 2016).
64
[2] См.: Отчет начальника УФСКН России по Вологодской области за 2015 г. URL: http//:www.narkotiki.ru5-76621htm. (дата обращения: 24. 03. 2016).
[3] См.: Социология и статистика // Фонд «В защиту прав заключенных». URL: http//: www.zashita-zk/org /stats/ 1430137630/htmi. (дата обращения: 24. 03. 2016).
[4] Там же.
[5] См.: Лечебно-реабилитационный центр «Спасая жизни». Услуги и цены. URL: http//:vologda-rebcentr.ru /ceny. (дата обращения: 25. 03. 2016).
[6] См.: Программа 12 шагов для лечения алкоголизма и наркомании. URL : http//: www.feniks63.jrg nasha-programma 12-shagov. (дата обращения: 26. 03. 2016).
[7] См.: Канибер Ю.Н. Наркоситуация в учреждениях исполнения уголовных наказаний. - Харьков, 2002. - С. 184.
[8] См.: Дозоренко В.А. Вопросы противодействия наркотической преступности в местах лишения свободы // Вопросы современной науки и практики. - 2013. - № 1. - С. 242.
[9] См. Характеристика лиц, содержащихся в местах лишения свободы. URL: http//: www.fsin.su (дата обращения: 26.03.2016).
|