На основе принятия Правительством Российской Федерации распоряжения от 14.10.2010 г. «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»[1] возникло не малое число трудностей в рамках реализации данной концепции. В данной статье затронуты некоторые проблемы применения уголовного наказания в виде лишения свободы. Данная Концепция основывается на Европейском подходе к применению наказания, а именно на Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 г.
Замысел принятой Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (далее - Концепция), по мнению многих авторов, заключался в том, чтобы не только поднять уровень развития пенитенциарной системы, но и видоизменить ее облик по примеру западной пенитенциарной модели, переместив акцент с репрессивной составляющей уголовного наказания на защиту прав осужденных, сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.
Для наглядного примера приведем некоторые цифры, связанные напрямую с наказанием в виде лишения свободы. В ФСИН России функционирует 230 следственных изоляторов, 8 тюрем, 538 исправительных колоний, 127 колоний-поселений, 46 воспитательных колоний для несовершеннолетних и т.д. В учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) содержатся и отбывают наказание
681 тыс. чел. Штатная численность наших сотрудников составляет 315 тыс. чел., в т.ч. и сотрудников уголовно-исполнительных инспекций[2].
О достоинствах и недостатках современной системы уголовных наказаний в виде лишения свободы сказано немало. В целом теоретически сложившаяся конструкция наказаний соответствует международным стандартам обращения с осужденными. Однако на практики реализация и эффективность наказания противоречат многим правилам. Это обусловлено нашим российским государством в целом и его политикой в рамках социального развития общества, где немаловажную роль играет финансовая составляющая.
Концепцией была поставлена задача поэтапного перехода к новой модели исправительных учреждений тюремного типа, которые в последней редакции концепции были упразднены. Из-за ограничения материально-финансовых ресурсов возникает много вопросов по возможному количеству и срокам появления новых типов пенитенциарных учреждений.
Немаловажным фактором в формировании УИС является реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование их организационно-структурного построения. Однако данный пункт был исключен из Концепции в ее последней редакции. Вероятнее всего, это было сделано из-за недостатка финансирования или в связи с политическим положением в стране, в частности это касается взаимоотношений с Европой, или же с политикой в сфере социального обеспечения граждан, поскольку, если заимствовать опыт европейцев в структуре построения исправительных учреждений, то лишение свободы перестанет преследовать своей целью наказание преступников, т.к. уровень жизни населения страны гораздо ниже уровня жизни граждан ведущих стран Европы. Данное реформирование может повлечь за собой рецидив преступлений, т.к. после освобождения заключенные начнут понимать, что уровень жизни в исправительном учреждении был гораздо выше уровня жизни просто гражданина со средним заработком в России. В данном случае повысится возможность совершения, так называемого постпенитенциарного рецидива.
Бывший начальник НИИ ФСИН России В.И. Селиверстов в своем докладе подвергал серьезной критике положения Концепции. Одной из стратегических задач в Концепции является совершенствование системы исправительных учреждений путем открытия тюрем общего, усиленного и особого режимов, а также колоний-поселений с обычным и усиленным наблюдением. Концепцией было предусмотрено открыть новые тюрьмы в 2013 - 2016 гг., согласно предварительным расчетам для содержания осужденных к лишению свободы потребуется открыть 246 тюрем общего режима, в т.ч. 58 тюрем для женщин, 161 тюрьму усиленного режима и 21 тюрьму особого режима, всего 428 тюрем. Реалистичность данного положения Концепции вызывает большие сомнения. Разрешить их будет возможно после подготовки, основанной на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) модели тюрьмы. Данная задача закреплена в Концепции, ее решение является приоритетным для пенитенциарной науки. Предварительно такая модель была создана в 2009-2010 гг. в НИИ ФСИН России. Она показала, что для создания тюрем, отвечающим европейским требованиям, потребуются значительные материальные средства. В 2008 г. строительство одного следственного изолятора, отвечающего европейским стандартам, обходилось федеральному бюджету в 100 млн. руб. в расчете за одно место для содержания подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений. Строительство тюрем для отбывания наказания будет стоить дороже, поскольку для отбывания наказания в соответствии с европейскими стандартами необходимо дополнительная инфраструктура. В частности, при блоковой системе размещения осужденных (до 50 чел.) требуется наличие комнаты разогрева и приема пищи, спортивного зала (комнаты), комплекса душевых кабин, комнаты проведения культурно-воспитательной работы, ряда служебных кабинетов для работы психолога и социального работника, службы надзора и конвоирования и т.д. Существенно увеличится расходы на администрацию тюрем. Так, согласно научно-обоснованным нормативам штатной численности учреждений тюремного типа, подготовленным НИИ ФСИН России в 2009 г., в тюрьме общего режима потребуется 56,4% единиц персонала от общего числа осужденных, в тюрьме усиленного режима - 60,3%, а в тюрьме особого режима - 101%. В настоящее время для действующих исправительных колоний этот коэффициент составляет не более 30% в зависимости от вида исправительного учреждения. Иными словами, реализация Концепции потребует многократного увеличения персонала системы ФСИН России[3].
Данное мнение автора подтвердилось в Минюсте России. 15 декабря 2014 г. состоялось последнее заседание секции рабочей группы по выработке предложений по изменению Концепции. На данном заседании было окончательно согласовано предложение об отказе от строительства к 2016 г. в России 448 тюрем, отвечающих международным, в первую очередь, европейским стандартам содержания осужденных.
Идея строительства такого количества тюрем, как и предполагалось, не может быть реализована, прежде всего, по экономическим соображениям. По официальным данным Минюста России на ее реализацию требовалось 1,8 трлн. руб., по оценкам независимых экспертов - в десятки раз больше. Таких средств на развитие мест лишения свободы государство выделить не могло, хотя бы по причине того, что перед ним стояли другие не менее важные социальные задачи - реформа образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, проведение модернизации вооруженных сил, что оказалось вполне востребованным в современных условиях[4].
Рассмотрим положительные стороны развития УИС по Концепции. В рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие УИС (2007-2016 годы)» создано более 10 тыс. дополнительных мест для размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, построены 10 новых следственных изоляторов, завершено строительство 21 режимного корпуса, 156 общежитий и вспомогательных объектов. В 2013 г. в рамках данной реформы прошло повышение денежного довольствия сотрудников[5].
[1] См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.
70
[2] См.: Колесник Н.В. Современное состояние и основные векторы развития российской уголовно-исполнительной системы // Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации) : сб. тез. выступлений участников. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 158.
[3] См.: Селиверстов В.И. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы в РФ на заседании Союза криминалистов и криминологов // URL: http:// www.crimpravo.ru/blog/ugolovno-ispolnitelnay_systema/768.html (дата обращения: 20.04.2016).
[4] См.: Селиверстов В.И. Пенитенциарная реформа: итоги 2014 года. URL: http:// http://tass.ru/opinions/1669654 (дата обращения: 15.03.2016 ).
[5] См.: Кашуба Ю.А. Возможности развития уголовно-исполнительной системы России с учетом международных стандартов// Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации) : сб. тез. выступлений участников. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 213.
|