Вторник, 26.11.2024, 21:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Некоторые актуальные вопросы применения наказания в виде лишения свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы

На основе принятия Правительством Российской Федерации рас­поряжения от 14.10.2010 г. «Об утверждении Концепции развития уго­ловно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 го­да»[1] возникло не малое число трудностей в рамках реализации данной концепции. В данной статье затронуты некоторые проблемы примене­ния уголовного наказания в виде лишения свободы. Данная Концеп­ция основывается на Европейском подходе к применению наказания, а именно на Минимальных стандартных правилах обращения с за­ключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН по предупрежде­нию преступности и обращению с правонарушителями, состоявшем­ся в Женеве в 1955 г.

Замысел принятой Концепции развития уголовно-исполнитель­ной системы Российской Федерации до 2020 г. (далее - Концепция), по мнению многих авторов, заключался в том, чтобы не только под­нять уровень развития пенитенциарной системы, но и видоизменить ее облик по примеру западной пенитенциарной модели, переместив акцент с репрессивной составляющей уголовного наказания на защи­ту прав осужденных, сокращение рецидива преступлений, совершен­ных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.

Для наглядного примера приведем некоторые цифры, связанные напрямую с наказанием в виде лишения свободы. В ФСИН России функционирует 230 следственных изоляторов, 8 тюрем, 538 исправи­тельных колоний, 127 колоний-поселений, 46 воспитательных коло­ний для несовершеннолетних и т.д. В учреждениях уголовно-испол­нительной системы (далее - УИС) содержатся и отбывают наказание

 

681 тыс. чел. Штатная численность наших сотрудников составляет 315 тыс. чел., в т.ч. и сотрудников уголовно-исполнительных инспек­ций[2].

О достоинствах и недостатках современной системы уголовных наказаний в виде лишения свободы сказано немало. В целом теорети­чески сложившаяся конструкция наказаний соответствует междуна­родным стандартам обращения с осужденными. Однако на практики реализация и эффективность наказания противоречат многим прави­лам. Это обусловлено нашим российским государством в целом и его политикой в рамках социального развития общества, где немаловаж­ную роль играет финансовая составляющая.

Концепцией была поставлена задача поэтапного перехода к новой модели исправительных учреждений тюремного типа, которые в по­следней редакции концепции были упразднены. Из-за ограничения материально-финансовых ресурсов возникает много вопросов по воз­можному количеству и срокам появления новых типов пенитенциар­ных учреждений.

Немаловажным фактором в формировании УИС является рефор­мирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде ли­шения свободы, и совершенствование их организационно-структур­ного построения. Однако данный пункт был исключен из Концепции в ее последней редакции. Вероятнее всего, это было сделано из-за недостатка финансирования или в связи с политическим положением в стране, в частности это касается взаимоотношений с Европой, или же с политикой в сфере социального обеспечения граждан, поскольку, если заимствовать опыт европейцев в структуре построения исправи­тельных учреждений, то лишение свободы перестанет преследовать своей целью наказание преступников, т.к. уровень жизни населения страны гораздо ниже уровня жизни граждан ведущих стран Европы. Данное реформирование может повлечь за собой рецидив преступле­ний, т.к. после освобождения заключенные начнут понимать, что уро­вень жизни в исправительном учреждении был гораздо выше уровня жизни просто гражданина со средним заработком в России. В данном случае повысится возможность совершения, так называемого постпе­нитенциарного рецидива.

Бывший начальник НИИ ФСИН России В.И. Селиверстов в своем докладе подвергал серьезной критике положения Концепции. Одной из стратегических задач в Концепции является совершенствование системы исправительных учреждений путем открытия тюрем об­щего, усиленного и особого режимов, а также колоний-поселений с обычным и усиленным наблюдением. Концепцией было предусмо­трено открыть новые тюрьмы в 2013 - 2016 гг., согласно предвари­тельным расчетам для содержания осужденных к лишению свободы потребуется открыть 246 тюрем общего режима, в т.ч. 58 тюрем для женщин, 161 тюрьму усиленного режима и 21 тюрьму особого режи­ма, всего 428 тюрем. Реалистичность данного положения Концепции вызывает большие сомнения. Разрешить их будет возможно после подготовки, основанной на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) модели тюрьмы. Данная задача закреплена в Концеп­ции, ее решение является приоритетным для пенитенциарной науки. Предварительно такая модель была создана в 2009-2010 гг. в НИИ ФСИН России. Она показала, что для создания тюрем, отвечающим европейским требованиям, потребуются значительные материальные средства. В 2008 г. строительство одного следственного изолятора, отвечающего европейским стандартам, обходилось федеральному бюджету в 100 млн. руб. в расчете за одно место для содержания подо­зреваемого или обвиняемого в совершении преступлений. Строитель­ство тюрем для отбывания наказания будет стоить дороже, поскольку для отбывания наказания в соответствии с европейскими стандарта­ми необходимо дополнительная инфраструктура. В частности, при блоковой системе размещения осужденных (до 50 чел.) требуется на­личие комнаты разогрева и приема пищи, спортивного зала (комна­ты), комплекса душевых кабин, комнаты проведения культурно-вос­питательной работы, ряда служебных кабинетов для работы психо­лога и социального работника, службы надзора и конвоирования и т.д. Существенно увеличится расходы на администрацию тюрем. Так, согласно научно-обоснованным нормативам штатной численности учреждений тюремного типа, подготовленным НИИ ФСИН России в 2009 г., в тюрьме общего режима потребуется 56,4% единиц персонала от общего числа осужденных, в тюрьме усиленного режима - 60,3%, а в тюрьме особого режима - 101%. В настоящее время для действую­щих исправительных колоний этот коэффициент составляет не более 30% в зависимости от вида исправительного учреждения. Иными сло­вами, реализация Концепции потребует многократного увеличения персонала системы ФСИН России[3].

Данное мнение автора подтвердилось в Минюсте России. 15 дека­бря 2014 г. состоялось последнее заседание секции рабочей группы по выработке предложений по изменению Концепции. На данном заседа­нии было окончательно согласовано предложение об отказе от строи­тельства к 2016 г. в России 448 тюрем, отвечающих международным, в первую очередь, европейским стандартам содержания осужденных.

Идея строительства такого количества тюрем, как и предполага­лось, не может быть реализована, прежде всего, по экономическим со­ображениям. По официальным данным Минюста России на ее реали­зацию требовалось 1,8 трлн. руб., по оценкам независимых экспертов - в десятки раз больше. Таких средств на развитие мест лишения сво­боды государство выделить не могло, хотя бы по причине того, что пе­ред ним стояли другие не менее важные социальные задачи - реформа образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, проведение модернизации вооруженных сил, что оказалось вполне востребован­ным в современных условиях[4].

Рассмотрим положительные стороны развития УИС по Концеп­ции. В рамках реализации мероприятий федеральной целевой про­граммы «Развитие УИС (2007-2016 годы)» создано более 10 тыс. дополнительных мест для размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, построены 10 новых следственных изоляторов, завер­шено строительство 21 режимного корпуса, 156 общежитий и вспо­могательных объектов. В 2013 г. в рамках данной реформы прошло повышение денежного довольствия сотрудников[5].

 

[1] См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Россий­ской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

70

[2] См.: Колесник Н.В. Современное состояние и основные векторы развития российской уголовно-исполнительной системы // Международный пенитенциар­ный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию принятия Кон­ституции Российской Федерации) : сб. тез. выступлений участников. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 158.

[3] См.: Селиверстов В.И. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы в РФ на заседании Союза криминалистов и криминологов // URL: http:// www.crimpravo.ru/blog/ugolovno-ispolnitelnay_systema/768.html (дата обращения: 20.04.2016).

[4] См.: Селиверстов В.И. Пенитенциарная реформа: итоги 2014 года. URL: http:// http://tass.ru/opinions/1669654 (дата обращения: 15.03.2016 ).

[5] См.: Кашуба Ю.А. Возможности развития уголовно-исполнительной си­стемы России с учетом международных стандартов// Международный пенитен­циарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации) : сб. тез. выступлений участников. - Ря­зань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 213.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 183 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%