Теоретические исследования и изучение практики работы исправительных учреждений дают основание заявить, что труд и образование осужденных к лишению свободы являются основными средствами их исправления. Они представляют собой применение в исправительных учреждениях системы воспитательных мер и средств, направленных на формирование у осужденных посредством труда и образования практической подготовки к участию после освобождения в общественно полезной деятельности[1].
Существенным изменениям подвергся трудовой статус осужденных женщин. В настоящее время обязанность осужденных трудиться не обеспечена реальными возможностями. Но не стоит забывать огромное позитивное значение труда для осужденных как необходимого условия их жизнедеятельности. Отношение к труду является важным показателем, характеризующим осужденную. Подавляющее же большинство осужденных женщин выражают желание трудиться по любой специальности.
По мнению С. А. Абасовой, осужденные к лишению свободы женщины не только имеют право на труд, но и обязаны трудиться[2]. В силу неблагоприятно сложившихся экономических условий многие производственные объекты и предприятия в колониях находятся на стадии остановки, а некоторые прекратили свое существование. Это отрицательно сказывается не только на трудовом воспитании осужденных, но и на их ресоциализации и адаптации. Основной вид производства, на котором трудятся женщины - швейное.
В соответствии с Концепцией развития Уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года будут создаваться необходимые условии для трудовой адаптации, путем совершенствования производственно-хозяйственной деятельности УИС и повышения экономической эффективности труда лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы. Будет решаться вопрос с федеральными органами государственной власти Российской Федерации о предоставлении исправительным учреждениям преференций, обязывающих государственных и муниципальных заказчиков размещать часть заказов на приобретение необходимой им продукции, выполнению работ, оказание услуг в исправительных учреждениях по аналогии с субъектами малого предпринимательства.
Можно выделить следующие направления работы в соответствии с Концепцией развития УИС РФ до 2020 года:
Установление исправительным учреждениям специального налогового режима и проведение совместной работы с органами власти субъектов Российской Федерации по установлению квот предприятиям и организациям для трудоустройства осужденных и льгот работодателям, предоставляющим для них рабочие места.
Обновление производственной базы учреждений УИС с учетом сформулированных направлений и приоритетов производственной деятельности. Оптимизация деятельности по контрактации выпускаемой продукции.
Обеспечение соблюдения норм охраны труда и техники безопасности в процессе производственной деятельности учреждений УИС.
Самым важным направлением можно считать - определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованным на рынке труда.
Если раньше во всех видах ИУ получали одни и те же виды рабочих профессий, то с принятием концепции развития УИС будет проводиться передислокация, перепрофилирование и создание новых федеральных бюджетных образовательных учреждений начального профессионального образования - профессиональных училищ. Будут внесены изменения в уголовно-исполнительное законодательство, законодательство об образовании и в иные нормативные правовые акты изменений, учитывающих специфику деятельности профессиональных училищ в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в части установления сокращенных сроков обучения осужденных по программам начального профессионального образования, введения государственной аккредитации по программам подготовки, установления особых требований к подбору персонала, контингента обучающихся, к регламенту взаимодействия училища и учреждения УИС, внедрения унифицированных норм расчета финансового обеспечения профессиональных училищ.
Результатом такой политики будет то, что женщины будут получать профессиональное образование с учетом полученных результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений УИС и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям и после освобождения им будет легче трудоустроиться.
Администрация исправительной колонии обязана обеспечить трудовую занятость осужденных с учетом пола, трудоспособности, возраста и, по возможности, специальности. Осужденная женщина старше 55 лет может привлекаться к труду только по ее желанию, а труд несовершеннолетних женского пола регламентируется законодательством Российской Федерации о труде. Работающая осужденная женщина, так же как и мужчина, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней, а отбывающая наказание в воспитательной колонии - 18 рабочих дней. Осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним девушкам - до 24 рабочих дней (ст. 104 УИК РФ). Профессиональная подготовка осужденных женщин старше 55 лет осуществляется только по их желанию.
Осужденные женщины, как правило, более старательно трудятся, нежели мужчины. Среди них очень незначительна доля тех, кто относится к труду недобросовестно либо вообще не желает работать. Однако однообразный, монотонный, но требующий постоянной концентрации внимания труд на швейном производстве, типичный для женских исправительных колоний, большинству осужденных женщин не нравится. Продолжать работу по специальностям, полученным в колонии, после освобождения желают лишь единицы. Администрация женских исправительных колоний старается разнообразить труд осужденных, ввести новые сферы трудовой занятости - плетение кружев, вязание, занятия народными промыслами и т. п. Однако проблема полноценной трудовой занятости осужденных женщин в исправительной колонии, как и профессиональной подготовки к работе после освобождения, остается достаточно актуальной.
Естественно, что осужденные женщины, не занятые полезной деятельностью, внутри исправительного учреждения представляют собой контингент повышенной опасности как в объективном, так и в субъективно-психологическом отношении. Сотрудники женских исправительных учреждений отмечают повышенную тревожность осужденных в сложившихся условиях, нередко требующую экстренного психологического и даже медицинского вмешательства для снятия состояний агрессии, истерии, психоза. И, напротив, полноценно работающие осужденные более устойчивы в психологическом отношении, быстрее и эффективнее реагируют на меры воспитательного характера, успешнее достигают целей ресоциализации.
Для большинства осужденных женщин характерна различная деформация отношений в трудовой сфере. Так, некоторые осужденные использовали свое служебное положение в трудовой сфере для извлечения материальной выгоды. У других осужденных женщин трудовая сфера характеризуется деформацией межличностных отношений, выражающейся в конфликтности, недисциплинированности. И, наконец, третьих женщин деформация отношений в трудовой сфере привела к паразитическому образу жизни, к тунеядству. Следовательно, для достижения успеха в воспитании осужденных женщин необходимо, в первую очередь, восстановить нормальные отношения в трудовой сфере, сделать труд основным условием воспитания личности, сформировать нравственное отношение к труду.
Основное содержание трудового воспитания осужденных женщин направлено, во-первых, на развитие у них стремления к высокопроизводительному и высококачественному труду, творческой инициативы и соревнования, формирования внутренней установки на труд, как первой жизненной потребности. Во-вторых, на восприятие осужденных в духе дисциплинированности труда, сознательного отношения к выполнению своих обязанностей на производстве, на повышении эффективности и качества проделанной работы; в-третьих, на привитие осужденным чувства трудолюбия, уважения к профессии, понимания значения труда как способа проявления полезной инициативы личности.
Честное отношение к труду лиц, лишенных свободы, является одним из критериев их воспитания, важным фактором выработки у них устойчивых трудовых навыков, заинтересованности в повышении производительности труда.
При трудовом устройстве осужденных женщин следует учитывать, что 1/4 часть из них до ареста не работала, не училась и не получала пенсию. Многие не имели специальности, одни до осуждения были заняты в домашнем хозяйстве, а другие - вели паразитический образ жизни. Вовлечение осужденных женщин в трудовые процессы и трудовое воспитание должно начинаться с приобретения ими профессий.
Анализ характеристики осужденных женщин приводит к выводу об особой значимости для них выбора профессии, соответствующей их психофизическим и возрастным особенностям. Но производство в исправительных колониях, где отбывают наказание женщины, преимущественно швейное. Большого выбора профессии, таким образом, нет. В этой связи трудовое воспитание осужденных женщин организуется дифференцированно: не имеющие специальности начинают с приобретения профессии, необходимой ддя производства колонии, некоторые из этих осужденных получают профессию не в первый раз, так как многим осужденным женщинам приходится переучиваться, получать другую профессию, ибо в ИУ они не могут работать по той специальности, которую имели до суждения. Неоднократно судимые, как правило, имеют специальность швеи-мотористки, закройщика, которую приобрели, отбывая наказание ранее. Но специальности эти как бы «вынужденные» и потому отношение к ним соответствующее.
Специфика процесса трудового воспитания осужденных женщин связана также и с тем, что у многих из них еще на свободе отсутствовала увлеченность своей специальностью, так как при выборе профессии они руководствовались не содержанием будущей работы, а только ее легкостью и внешней привлекательностью. При этом они неадекватно оценивали свои личные качества, что вело к разочарованию в выбранной специальности, потере профессиональных интересов и перспектив.
Таким образом, даже у тех женщин, которые трудились до осуждения, выработалось отрицательное отношение к труду, стремление к механическому выполнению своих обязанностей. Это сказывается и при трудовом устройстве в колонии. Многие предпочитают работу, где необходимо выполнять механические операции, не связанные с творчеством.
Среди осужденных женщин больше, чем среди мужчин, лиц с ограниченной трудоспособностью и нетрудоспособных, что затрудняет организацию их трудового воспитания, обучения профессии, нравственную и психологическую подготовку к трудовой жизни на свободе. А ведь жизнь после отбытия срока наказания во многом будет зависеть от того, где бывшей осужденной придется работать. Вот почему так важно формировать у осужденных женщин положительные мотивы трудовой деятельности, расширять профессиональные интересы. При выборе профессии женщин очень важно учитывать не только личностные психологические, но и физические возможности (недопущение привлечения женщин к тяжелым работам).
От организации трудоустройства осужденных женщин, выбора профессии по душе зависит воспитание трудолюбия и профессиональных привычек. Оно должно начинаться с повышения престижа массовых женских профессий, показа перспектив их развития. С этой целью используются все средства массовой агитации. Это помогает показать общественную значимость труда женщин в колонии, воспитывает у осужденных профессиональную рабочую гордость.
Хороший воспитательный и экономический эффект приносит внедрение на предприятиях колонии бригадной формы труда, индивидуальной деятельности. Личная ответственность, материальная и моральная заинтересованность побуждают женщин выполнять свое дело более добросовестно.
Большинству осужденных женщин присуща большая внутренняя тревожность и, отсюда - их слабая контактность с окружающими людьми. В связи с этим встает вопрос о необходимом воспитании у них чувства коллективизма, причастности к общему делу коллектива. С этой целью мастер цеха дает задания и поручения, исполнение которых строится по коллективному принципу, из чего осужденные делают сами выводы о том, что успешность реализации поручений и заданий зависит от деятельности всех и каждого в отдельности. С этой целью на производстве колонии организовано выполнение некоторых операций по конвейерному принципу.
Также осужденным женщинам бывает трудно строить объективные взаимоотношения с окружающими в силу и такой доминирующей черты личности большинства из них, как их высокая самооценка. Завышенные притязания часто бывают основой конфликта с другими осужденными и даже конфликтов с администрацией. Здесь следует попытаться научить их реально оценивать себя, посоветовать им, как бы посмотреть на себя со стороны. И в этом случае мастер разделяет трудовой цикл на ряд производственных операций с последующей оценкой каждой операции в отдельности.
Кроме того, нужно чтобы каждая осужденная имела несколько объектов быта для постоянной их критической оценки (например, оценить свое спальное место, одежду и др.). Подобные всесторонние целевые воздействия будут способствовать правильному осмысливанию своего места в коллективе, воспитанию у осужденных чувств реальной самооценки.
Трудовое соревнование сочетает в себе борьбу за достижение наивысшей производительности труда, качества выпускаемой продукции, повышение эффективности производства с воспитанием осужденных в духе трудолюбия. Активное участие в трудовом соревновании повышает у осужденных женщин, как личную ответственность, так и заинтересованность в достижении высоких производственных показателей своей бригады, отряда, участка; способствует воспитанию у каждой осужденной черт коллективизма и взаимной помощи друг другу. В ходе борьбы за выполнение трудовых обязательств утверждаются здоровые нравственно-психологические отношения, закладывается основа для формирования такого трудового коллектива, в котором взаимоотношения осужденных строятся на базе товарищества, взаимопомощи, ответственности, дисциплинированности, честности и правдивости.
Важную роль в жизни любого коллектива играет собрание. Собрания же в жизни осужденных - это всегда оценка роли каждого члена бригады или отряда. Именно здесь особенно ярко проявляется роль каждой осужденной в результатах трудовой деятельности своего коллектива. В данном учреждении собрания осужденных всегда проходят бурно, здесь нет места равнодушию и пассивности. Сотрудники учреждения проявляют постоянную заботу и о том, чтобы каждая осужденная получила в колонии хорошую специальность.
Эффективность трудового воспитания осужденных женщин зависит не только от содержания и оборудования производственных процессов, но и от других условий. Здесь немаловажную роль играет эстетика производства. Чистота помещений, красиво оформленные стенды, цвет, внешняя опрятность самих работниц, соответствующая окраска стен и механизмов, оптимальное освещение - все это способствует созданию хорошего трудового и эмоционального настроя у осужденных.
Таким образом, организующая деятельность руководства учреждения, трудовые соревнования, трудовые рапорты, трудовые собрания и обучение в ПУ - это тот комплекс мероприятий, который помогает успешно решать задачи воспитания осужденных женщин.
[1] Комментарий к Закону РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 01.04.2012) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости съезда нар. депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1316. С. 58-60.
[2] Абасова С. А. Личность осужденной женщины как объект исправительного воздействия // Следователь. 2003. № 4. С. 44-47.
|