Вторник, 26.11.2024, 19:16
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Труд и образование осужденных женщин как одни из факторов исправления и ресоциализации

Теоретические исследования и изучение практики работы исправитель­ных учреждений дают основание заявить, что труд и образование осужденных к лишению свободы являются основными средствами их исправления. Они пред­ставляют собой применение в исправительных учреждениях системы воспита­тельных мер и средств, направленных на формирование у осужденных посред­ством труда и образования практической подготовки к участию после освобож­дения в общественно полезной деятельности[1].

Существенным изменениям подвергся трудовой статус осужденных женщин. В настоящее время обязанность осужденных трудиться не обеспечена реальными возможностями. Но не стоит забывать огромное позитивное значе­ние труда для осужденных как необходимого условия их жизнедеятельности. Отношение к труду является важным показателем, характеризующим осужден­ную. Подавляющее же большинство осужденных женщин выражают желание трудиться по любой специальности.

По мнению С. А. Абасовой, осужденные к лишению свободы женщины не только имеют право на труд, но и обязаны трудиться[2]. В силу неблагопри­ятно сложившихся экономических условий многие производственные объекты и предприятия в колониях находятся на стадии остановки, а некоторые прекра­тили свое существование. Это отрицательно сказывается не только на трудовом воспитании осужденных, но и на их ресоциализации и адаптации. Основной вид производства, на котором трудятся женщины - швейное.

В соответствии с Концепцией развития Уголовно-исполнительной систе­мы РФ до 2020 года будут создаваться необходимые условии для трудовой адаптации, путем совершенствования производственно-хозяйственной деятель­ности УИС и повышения экономической эффективности труда лиц, отбываю­щих уголовные наказания в виде лишения свободы. Будет решаться вопрос с федеральными органами государственной власти Российской Федерации о пре­доставлении исправительным учреждениям преференций, обязывающих госу­дарственных и муниципальных заказчиков размещать часть заказов на приоб­ретение необходимой им продукции, выполнению работ, оказание услуг в ис­правительных учреждениях по аналогии с субъектами малого предпринима­тельства.

Можно выделить следующие направления работы в соответствии с Кон­цепцией развития УИС РФ до 2020 года:

Установление исправительным учреждениям специального налогового режима и проведение совместной работы с органами власти субъектов Россий­ской Федерации по установлению квот предприятиям и организациям для тру­доустройства осужденных и льгот работодателям, предоставляющим для них рабочие места.

Обновление производственной базы учреждений УИС с учетом сфор­мулированных направлений и приоритетов производственной деятельности. Оптимизация деятельности по контрактации выпускаемой продукции.

Обеспечение соблюдения норм охраны труда и техники безопасности в процессе производственной деятельности учреждений УИС.

Самым важным направлением можно считать - определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регио­нам по укрупненным группам профессий, востребованным на рынке труда.

Если раньше во всех видах ИУ получали одни и те же виды рабочих про­фессий, то с принятием концепции развития УИС будет проводиться передис­локация, перепрофилирование и создание новых федеральных бюджетных об­разовательных учреждений начального профессионального образования - про­фессиональных училищ. Будут внесены изменения в уголовно-исполнительное законодательство, законодательство об образовании и в иные нормативные правовые акты изменений, учитывающих специфику деятельности профессио­нальных училищ в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения сво­боды, в части установления сокращенных сроков обучения осужденных по про­граммам начального профессионального образования, введения государствен­ной аккредитации по программам подготовки, установления особых требова­ний к подбору персонала, контингента обучающихся, к регламенту взаимодей­ствия училища и учреждения УИС, внедрения унифицированных норм расчета финансового обеспечения профессиональных училищ.

Результатом такой политики будет то, что женщины будут получать про­фессиональное образование с учетом полученных результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений УИС и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям и после освобождения им будет легче трудоустроиться.

Администрация исправительной колонии обязана обеспечить трудовую занятость осужденных с учетом пола, трудоспособности, возраста и, по воз­можности, специальности. Осужденная женщина старше 55 лет может привле­каться к труду только по ее желанию, а труд несовершеннолетних женского по­ла регламентируется законодательством Российской Федерации о труде. Рабо­тающая осужденная женщина, так же как и мужчина, имеет право на ежегод­ный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней, а отбываю­щая наказание в воспитательной колонии - 18 рабочих дней. Осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого от­пуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним де­вушкам - до 24 рабочих дней (ст. 104 УИК РФ). Профессиональная подготовка осужденных женщин старше 55 лет осуществляется только по их желанию.

Осужденные женщины, как правило, более старательно трудятся, нежели мужчины. Среди них очень незначительна доля тех, кто относится к труду не­добросовестно либо вообще не желает работать. Однако однообразный, моно­тонный, но требующий постоянной концентрации внимания труд на швейном производстве, типичный для женских исправительных колоний, большинству осужденных женщин не нравится. Продолжать работу по специальностям, по­лученным в колонии, после освобождения желают лишь единицы. Админист­рация женских исправительных колоний старается разнообразить труд осуж­денных, ввести новые сферы трудовой занятости - плетение кружев, вязание, занятия народными промыслами и т. п. Однако проблема полноценной трудо­вой занятости осужденных женщин в исправительной колонии, как и профес­сиональной подготовки к работе после освобождения, остается достаточно ак­туальной.

Естественно, что осужденные женщины, не занятые полезной деятельно­стью, внутри исправительного учреждения представляют собой контингент по­вышенной опасности как в объективном, так и в субъективно-психологическом отношении. Сотрудники женских исправительных учреждений отмечают по­вышенную тревожность осужденных в сложившихся условиях, нередко тре­бующую экстренного психологического и даже медицинского вмешательства для снятия состояний агрессии, истерии, психоза. И, напротив, полноценно ра­ботающие осужденные более устойчивы в психологическом отношении, быст­рее и эффективнее реагируют на меры воспитательного характера, успешнее достигают целей ресоциализации.

Для большинства осужденных женщин характерна различная деформация отношений в трудовой сфере. Так, некоторые осужденные использовали свое служебное положение в трудовой сфере для извлечения материальной выгоды. У других осужденных женщин трудовая сфера характеризуется деформацией межличностных отношений, выражающейся в конфликтности, недисциплини­рованности. И, наконец, третьих женщин деформация отношений в трудовой сфере привела к паразитическому образу жизни, к тунеядству. Следовательно, для достижения успеха в воспитании осужденных женщин необходимо, в пер­вую очередь, восстановить нормальные отношения в трудовой сфере, сделать труд основным условием воспитания личности, сформировать нравственное отношение к труду.

Основное содержание трудового воспитания осужденных женщин на­правлено, во-первых, на развитие у них стремления к высокопроизводительно­му и высококачественному труду, творческой инициативы и соревнования, формирования внутренней установки на труд, как первой жизненной потребно­сти. Во-вторых, на восприятие осужденных в духе дисциплинированности тру­да, сознательного отношения к выполнению своих обязанностей на производ­стве, на повышении эффективности и качества проделанной работы; в-третьих, на привитие осужденным чувства трудолюбия, уважения к профессии, понима­ния значения труда как способа проявления полезной инициативы личности.

Честное отношение к труду лиц, лишенных свободы, является одним из критериев их воспитания, важным фактором выработки у них устойчивых тру­довых навыков, заинтересованности в повышении производительности труда.

При трудовом устройстве осужденных женщин следует учитывать, что 1/4 часть из них до ареста не работала, не училась и не получала пенсию. Мно­гие не имели специальности, одни до осуждения были заняты в домашнем хо­зяйстве, а другие - вели паразитический образ жизни. Вовлечение осужденных женщин в трудовые процессы и трудовое воспитание должно начинаться с при­обретения ими профессий.

Анализ характеристики осужденных женщин приводит к выводу об осо­бой значимости для них выбора профессии, соответствующей их психофизиче­ским и возрастным особенностям. Но производство в исправительных колони­ях, где отбывают наказание женщины, преимущественно швейное. Большого выбора профессии, таким образом, нет. В этой связи трудовое воспитание осу­жденных женщин организуется дифференцированно: не имеющие специально­сти начинают с приобретения профессии, необходимой ддя производства коло­нии, некоторые из этих осужденных получают профессию не в первый раз, так как многим осужденным женщинам приходится переучиваться, получать дру­гую профессию, ибо в ИУ они не могут работать по той специальности, кото­рую имели до суждения. Неоднократно судимые, как правило, имеют специ­альность швеи-мотористки, закройщика, которую приобрели, отбывая наказа­ние ранее. Но специальности эти как бы «вынужденные» и потому отношение к ним соответствующее.

Специфика процесса трудового воспитания осужденных женщин связана также и с тем, что у многих из них еще на свободе отсутствовала увлеченность своей специальностью, так как при выборе профессии они руководствовались не содержанием будущей работы, а только ее легкостью и внешней привлека­тельностью. При этом они неадекватно оценивали свои личные качества, что вело к разочарованию в выбранной специальности, потере профессиональных интересов и перспектив.

Таким образом, даже у тех женщин, которые трудились до осуждения, выработалось отрицательное отношение к труду, стремление к механическому выполнению своих обязанностей. Это сказывается и при трудовом устройстве в колонии. Многие предпочитают работу, где необходимо выполнять механиче­ские операции, не связанные с творчеством.

Среди осужденных женщин больше, чем среди мужчин, лиц с ограничен­ной трудоспособностью и нетрудоспособных, что затрудняет организацию их трудового воспитания, обучения профессии, нравственную и психологическую подготовку к трудовой жизни на свободе. А ведь жизнь после отбытия срока наказания во многом будет зависеть от того, где бывшей осужденной придется работать. Вот почему так важно формировать у осужденных женщин положи­тельные мотивы трудовой деятельности, расширять профессиональные интере­сы. При выборе профессии женщин очень важно учитывать не только личност­ные психологические, но и физические возможности (недопущение привлече­ния женщин к тяжелым работам).

От организации трудоустройства осужденных женщин, выбора профес­сии по душе зависит воспитание трудолюбия и профессиональных привычек. Оно должно начинаться с повышения престижа массовых женских профессий, показа перспектив их развития. С этой целью используются все средства массо­вой агитации. Это помогает показать общественную значимость труда женщин в колонии, воспитывает у осужденных профессиональную рабочую гордость.

Хороший воспитательный и экономический эффект приносит внедрение на предприятиях колонии бригадной формы труда, индивидуальной деятельно­сти. Личная ответственность, материальная и моральная заинтересованность побуждают женщин выполнять свое дело более добросовестно.

Большинству осужденных женщин присуща большая внутренняя тревож­ность и, отсюда - их слабая контактность с окружающими людьми. В связи с этим встает вопрос о необходимом воспитании у них чувства коллективизма, причастности к общему делу коллектива. С этой целью мастер цеха дает зада­ния и поручения, исполнение которых строится по коллективному принципу, из чего осужденные делают сами выводы о том, что успешность реализации пору­чений и заданий зависит от деятельности всех и каждого в отдельности. С этой целью на производстве колонии организовано выполнение некоторых операций по конвейерному принципу.

Также осужденным женщинам бывает трудно строить объективные взаи­моотношения с окружающими в силу и такой доминирующей черты личности большинства из них, как их высокая самооценка. Завышенные притязания часто бывают основой конфликта с другими осужденными и даже конфликтов с ад­министрацией. Здесь следует попытаться научить их реально оценивать себя, посоветовать им, как бы посмотреть на себя со стороны. И в этом случае мастер разделяет трудовой цикл на ряд производственных операций с последующей оценкой каждой операции в отдельности.

Кроме того, нужно чтобы каждая осужденная имела несколько объектов быта для постоянной их критической оценки (например, оценить свое спальное место, одежду и др.). Подобные всесторонние целевые воздействия будут спо­собствовать правильному осмысливанию своего места в коллективе, воспита­нию у осужденных чувств реальной самооценки.

Трудовое соревнование сочетает в себе борьбу за достижение наивысшей производительности труда, качества выпускаемой продукции, повышение эф­фективности производства с воспитанием осужденных в духе трудолюбия. Ак­тивное участие в трудовом соревновании повышает у осужденных женщин, как личную ответственность, так и заинтересованность в достижении высоких про­изводственных показателей своей бригады, отряда, участка; способствует вос­питанию у каждой осужденной черт коллективизма и взаимной помощи друг другу. В ходе борьбы за выполнение трудовых обязательств утверждаются здо­ровые нравственно-психологические отношения, закладывается основа для формирования такого трудового коллектива, в котором взаимоотношения осу­жденных строятся на базе товарищества, взаимопомощи, ответственности, дис­циплинированности, честности и правдивости.

Важную роль в жизни любого коллектива играет собрание. Собрания же в жизни осужденных - это всегда оценка роли каждого члена бригады или отряда. Именно здесь особенно ярко проявляется роль каждой осужденной в результа­тах трудовой деятельности своего коллектива. В данном учреждении собрания осужденных всегда проходят бурно, здесь нет места равнодушию и пассивно­сти. Сотрудники учреждения проявляют постоянную заботу и о том, чтобы ка­ждая осужденная получила в колонии хорошую специальность.

Эффективность трудового воспитания осужденных женщин зависит не только от содержания и оборудования производственных процессов, но и от других условий. Здесь немаловажную роль играет эстетика производства. Чис­тота помещений, красиво оформленные стенды, цвет, внешняя опрятность са­мих работниц, соответствующая окраска стен и механизмов, оптимальное ос­вещение - все это способствует созданию хорошего трудового и эмоционально­го настроя у осужденных.

Таким образом, организующая деятельность руководства учреждения, трудовые соревнования, трудовые рапорты, трудовые собрания и обучение в ПУ - это тот комплекс мероприятий, который помогает успешно решать задачи воспитания осужденных женщин.

 

[1] Комментарий к Закону РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 01.04.2012) «Об учреж­дениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомо­сти съезда нар. депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1316. С. 58-60.

[2] Абасова С. А. Личность осужденной женщины как объект исправительного воздей­ствия // Следователь. 2003. № 4. С. 44-47.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 641 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%