Освобождение завершает процесс отбывания наказания. Основаниями освобождения от отбывания наказания в соответствии со ст. 172 Уголовноисполнительного кодекса РФ являются:
отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;
отмена приговора суда с прекращением дела производством;
условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;
замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
помилование или амнистия;
тяжелая болезнь или инвалидность;
иные основания, предусмотренные законом.
В условиях исправительной колонии пенитенциарный этап ресоциализации исследуемой категории лиц условно можно разделить на две части: непосредственно сам процесс ресоциализации и подготовку осужденных к освобождению. Это все те мероприятия, которые проводятся на протяжении всего периода пребывания осужденных в колонии, а также проводимые в течение шести месяцев перед освобождением мероприятия по выяснению возможностей трудового и бытового устройства, правовому просвещению, восстановлению полезных социальных связей, психологической подготовке.
Факт освобождения занимает важное место в жизни осужденных женщин. Ученые выделяют своеобразный «шок освобождения», который испытывают люди, получившие свободу, и который приводит отдельных лиц к бездумному поведению. В этот период у женщин обостряется чувство неуверенности в том, что удастся порвать с преступным прошлым: проблемы, связанные с налаживанием отношений с семьей, друзьями, с трудоустройством, способствуют дезорганизации внутреннего мира осужденной[1]. В условиях лишения свободы психологический механизм адаптации у осужденных женщин становится менее мобильным.
В исправительных учреждениях ведется контроль прохождения срока отбывания наказания (картотечный учет). По прибытии осужденной в исправительное учреждение администрация колонии должна тщательно изучить личное дело, установив начало и конец срока, проверив правильность зачета в срок отбывания наказания времени, проведенного в местах предварительного заключения под стражу. Естественно, особыми контролерами срока являются сами осужденные.
Исчерпывающее истечение срока наказания, определенного приговором суда, является безусловным основанием освобождения. Особого внимания заслуживают те осужденные женщины, которые не могут быть освобождены условно-досрочно, и им предстоит освобождение после истечения всего срока наказания. Как правило, эта категория осужденных более криминальна и не поддается позитивному исправительно-воспитательному воздействию, допускает нарушение правил внутреннего распорядка, за что подвергается взысканиям, пребывает в более строгих условиях содержания.
Отмена приговора с прекращением дела представляет собой реабилитацию осужденной. Такое лицо подлежит немедленному освобождению с восстановлением его во всех правах.
Условно-досрочным является освобождение осужденного от дальнейшего отбывания наказания до истечения, установленного приговором срока. Для применения такого освобождения необходимо, чтобы осужденный отбыл установленную законом часть срока (1/3, 1/2, 2/3, 3/4) и, кроме того, чтобы у суда была уверенность, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании наказания.
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания заключается в освобождении осужденной от наказания, назначенного судом, с одновременным назначением вместо неотбытой части другого, более мягкого наказания. Это означает, что данный институт может применяться только к положительно характеризующимся осужденным. Взамен неотбытой части лишения свободы суд может назначить ограничение свободы, исправительные работы, обязательные работы либо штраф. Но в соответствии со статьями 49 и 53 УК РФ такие виды наказаний не назначаются беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица по ходатайству самой осужденной, ее родственников или коллектива, где она работала. Ходатайство о помиловании может возбудить и администрация колонии. Во всех случаях в исправительном учреждении запрашивается копия приговора, характеристика осужденной и мнение администрации о возможности помилования. Как правило, рассматриваются ходатайства о помиловании лиц, отбывших более половины назначенного срока.
Основания освобождения от отбывания наказания по болезни регламентированы в ст. 81 Уголовного кодекса РФ. Закон предусматривает досрочное освобождение от отбывания наказания осужденных, заболевших психическим расстройством, лишающим возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Такие лица подлежат освобождению независимо от характера и тяжести совершенного преступления, назначенного и отбытого срока наказания, поведения во время отбывания наказания и других обстоятельств. При этом суд может назначить принудительные меры медицинского характера, предусмотренные ст. 99 УК. К их числу относятся: а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. При решении вопроса об освобождении лица, заболевшего иной (не душевной) тяжелой болезнью, суд учитывает тяжесть совершенного преступления, личность осужденного и другие обстоятельства. Такими обстоятельствами могут быть: степень исправления, выраженность заболевания, физические возможности лица совершить новое преступление, продолжительность отбытого и неотбытого сроков наказания, поведение в колонии и др.
Таким образом, в этом случае суд может принять решение об освобождении осужденного, но может и отказать. Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также порядок медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, утверждаются Правительством Российской Федерации. Колония не вправе представить к освобождению, а суд освободить осужденного, болезнь которого не значится в Перечне.
К иным основаниям освобождения от отбывания наказания относится предоставление отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (в возрасте до 14 лет). Отсрочка не предоставляется женщине, лишенной родительских прав на данного ребенка, а также осужденной на срок свыше пяти лет лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление против личности. Обязательным является наличие условий (жилья и источников дохода) для проживания женщины с ребенком самостоятельно или с родственниками. Учитывается личность и поведение женщины во время отбывания наказания. У администрации колонии и суда должна быть уверенность, что женщина будет заботиться о ребенке и не совершит нового преступления.
Подготовка осужденной к освобождению и личностной ресоциализации представляет собой комплекс субъективных и объективных воздействий с целью выработки у женщины социально полезных установок, уверенности в будущем. С этой целью за 3-6 месяцев до предстоящего освобождения из ИК начальник отряда, инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных, психолог, другие представители администрации занимаются проблемами восстановления утраченных семейных, трудовых и иных социальных связей женщины, отбывающей наказание, а также рассматривают перспективы ее нормальной жизнедеятельности в гражданском обществе. Как показывают беседы с осужденными, основные проблемы предстоящего освобождения из ИУ заключаются в сохранении и восстановлении семьи, обеспечении жильем, возможности работать. По данным нашего исследования, 60 % осужденных женщин озабочены сохранением как семейных, так и родственных связей вообще. Почти каждая вторая из осужденных уверена, что отбывание наказания повлечет за собой негативные последствия.
В этом плане 54 % высказывают предположение, что отношения с супругом и родственниками полностью разрушены и восстановить их фактически невозможно. Подобные психические переживания значительно осложняют процесс ресоциализации осужденных женщин, их адаптацию после освобождения из ИУ[2]. С целью предупреждения такого явления представляется целесообразным усовершенствовать систему свиданий женщин с супругами и родственниками, увеличив продолжительность и количество свиданий, телефонных переговоров, отпусков с выездом домой.
Для правильного определения даты освобождения следует иметь в виду, что если срок определен в годах, он оканчивается в последний день истечения года. Срок, определенный в месяцах, оканчивается в последний день истечения месяца. В том случае, если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, лицо освобождается накануне.
Осужденные к наказаниям, связанным с отбыванием их вне места жительства подлежат освобождению в первой половине последнего дня срока наказания. Дата освобождения по отбытии срока наказания известна заблаговременно, поэтому администрация имеет возможность заранее оформить все документы и освободить осужденного в первой половине дня. При освобождении осужденная сдает все имеющееся у не е имущество учреждения (например, книги, инструменты, культовый инвентарь, постельные принадлежности), получает хранящиеся в личном деле документы (паспорт, трудовую книжку, пенсионное удостоверение, документы об образовании и о профессиональной квалификации), вещи, а также деньги, имеющиеся на ее лицевом счете, ценности и ценные бумаги [3].
В трудовой книжке производится запись о трудовом стаже в соответствии сч. 3 ст. 104 УИК РФ. Осужденному выдается справка о заработке, в которой указывается, в течение скольких календарных недель за 12 месяцев, предшествующих освобождению, он имел оплачиваемую работу, а также специальность и разряд, по которым он работал. В справке даются сведения о среднем заработке за последние два месяца работы. Справку заверяют начальник учреждения и главный бухгалтер. Она является основанием для определения в случае необходимости размера пособия по безработице.
Актуальность и сложность решения проблем ресоциализации женщин, отбывших наказание в местах лишения свободы, приводят к необходимости объединения в этом направлении усилий различных государственных, общественных, религиозных и иных органов. Соглашаясь с мнением ученых, считаем целесообразным создание единого органа, наделенного компетенцией по решению проблем ресоциализации осужденных. Функционирование такого центра ресоциализации осужденных возможно на базе Главного Управления по исполнению наказаний в виде системы органов, располагающих большим спектром данных в отношении исправительных учреждений, а также владеющих навыками общения с контингентом осужденных.
Большого эффекта в плане нейтрализации отрицательных факторов отбывания женщинами наказания в виде лишения свободы можно достичь, широко используя психологическую службу. Одной из форм организации на индивидуальном уровне предупреждения дезадаптации женщин может стать проведение различного рода тренингов, ролевых игр и т.п. Освобождающиеся должны знать, как следует вести себя в условиях свободы с родными, друзьями, близкими с учетом моральной стигматизации; как лучше и результативнее осуществлять поиск работы и как встретит их коллектив при положительном решении данного вопроса. Эффективность подготовки к освобождению будет способствовать снижению рецидива среди освобожденных из мест лишения свободы женщин.
В центре индивидуально-воспитательного воздействия на любых преступников, в том числе женщин, должна быть индивидуальная работа. Она может оказаться безрезультатной, если им одновременно не будет оказываться, если нужно, и психологическая помощь, в том числе для снятия внутренних конфликтов и переживаний, налаживания отношений с окружающими и самое главное - дгя их исправления. Индивидуально-воспитательная работа с пре- ступницами-женщинами должна осуществляться на детальном изучении личности, ее жизни, привычных мотивов поведения, в том числе преступного. Необходимо четко формулировать цели индивидуального воздействия и возможные способы их достижения.
Имеет большое значение проведение бесед с осужденными женщинами. Именно беседа дает возможность лучше узнать человека, она в то же время является способом оказания воспитательного воздействия.
Беседа всегда должна быть обусловлена особенностями личности женщины-преступницы, поводом для ее проведения, временем и местом проведения, ситуацией, складывающейся в ее ходе. Главной целью подобного рода бесед является оказание помощи женщине, совершившей преступление, в решении жизненно важных для нее проблем. Индивидуальная работа должна разворачиваться на фоне формирования перспектив на будущее, особенно если речь идет о женщинах, лишенных свободы. Следует постоянно побуждать осужденную к построению планов, к поиску возможных позитивных целей, установлению и поддержанию связей с родственниками, друзьями. Для этого важно обучить ее навыкам и знаниям, облегчающим установление гармоничных и взаимно полезных контактов с другими людьми. Осужденной следует внушить, что поведение людей по отношению к нам отражает наше поведение по отношению к ним.
Индивидуальную работу с осужденными женщинами будет легче осуществлять, если предварительно определять типологическую принадлежность каждой. Определение криминологического типа конкретного человека позволит наметить основные формы и методы работы с ним. Но, конечно, нужную информацию можно почерпнуть из материалов личного дела, оперативных данных, личных наблюдений.
Целью всей индивидуальной работы является снижение агрессии и тревожности по поводу проблем, имеющих для данной женщины жизненно важное значение. Социально-реабилитационные меры предупреждения рецидивной преступности лиц женского пола должны быть направлены на: нейтрализацию отрицательных последствий лишения свободы и предполагают оказание помощи таким лицам в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, применение к ним воспитательных профилактических мер ит.д.
Улучшению социальной адаптации женщин в постпенитенциарный период могла бы служить организация центров социальной помощи лицам, отбывшим наказание (социально-реабилитационных центров для лиц, освободившихся из ИУ). На наш взгляд, основные задачи этих учреждений заключаются в следующем:
- оказание содействия бывшим осужденным женщинам в трудовом и бытовом устройстве;
- помощь таким лицам в решении жизненных различных проблем (психологических, юридических и т.д.);
- осуществление индивидуальной воспитательной работы с целью недопущения совершения повторных преступлений.
Говоря о женщинах, лишенных свободы, необходимо особое внимание уделить процессу социальной адаптации, под которой понимается процесс ресоциализации личности при переходе ее в новую социальную среду, восприятие нравственных требований, установок, социальных позиций и системы ценностных ориентаций среды. Процесс социальной адаптации осужденных женщин, отбывших наказание в виде лишения свободы, заключается не в том, что они приходят в незнакомую среду с новыми для них установками и системой ценностей, а в том, что они возвращаются в то же общество, моральнонравственные и правовые нормы, которого они нарушили, которыми ранее, в силу разных причин, пренебрегали и которые вновь необходимо принимать и соблюдать.
Особенность социальной адаптации женщин к жизни на свободе заключается в том, что этот контингент - прежде всего люди с деградированным процессом социализации, с плохо усвоенными разнообразными социальными ролями, недостаточно хорошо приобщенными к системе социальных связей. За время нахождения в колонии осужденные женщины, как правило, приобщаются к системе субкультурных норм и правил, а в период отбывания наказания привыкают соблюдать их. Эти нормы всегда несут отрицательную, противоправную направленность, поэтому их усвоение и следование им в повседневной жизни еще более усложняет нормальное развитие бывших осужденных женщин после освобождения из колонии.
Что касается мер по социальной адаптации осужденных женщин, то их можно объединить в следующие направления работы:
работа сотрудников уголовно-исполнительной системы по социальной реабилитации осужденного;
работа органов власти, общественных объединений и организаций за пределами ИК.
Подготовка к освобождению начинается с момента поступления осужденной в ИУ. Особенно активная работа с осужденными проводится на заключительном этапе - за 6 месяцев до окончания срока.
Учитывая, что до осуждения большинство женщин находились в социально неблагополучной среде, во многих случаях после освобождения их возвращение к прежней жизни позволяет говорить о возможности совершения новых преступлений. В этой связи большое значение имеют работа, проводимая с осужденными женщинами по подготовке к освобождению, и степень их готовности к правопослушной жизни на свободе.
Органы местного самоуправления и органы внутренних дел обязаны создавать условия для успешного процесса социальной адаптации по месту будущего жительства, должны осуществлять совместную деятельность с целью обеспечения преемственности исправительного воздействия на женщин.
К числу неотложных мероприятий после освобождения относятся:
- исследование условий будущего проживания, при необходимости - восстановление их прав на утраченную жилую площадь;
- совместно со службой занятости определить рабочие места, на которых освобождающиеся женщины смогут работать, используя полученную профессию или трудовые навыки, а при необходимости обучить эту женщину (это касается девушек-подростков в воспитательных колониях) профессии, пользующейся спросом на рынке труда;
- информировать органы внутренних дел по месту жительства освобождающейся о необходимой работе по созданию социальных условий для встречи, освобождающейся женщины.
Повышение эффективности применения мер индивидуально
воспитательного характера возможно лишь в том случае, когда максимально будут учитываться личностные особенности по всем направлениям данного процесса.
[1] Абасова С. А. Проблемы ресоциализации преступниц // Развитие региональной науки: экономика, право, культура, естествознание : материалы региональной научнопрактической конференции. Дербент, 2002. С. 181.
[2] Радочина Т. Н. О реформировании института отбывания лишения свободы осужденными женщинами, имеющими несовершеннолетних детей // Человек: преступление и наказание. Рязань, 2009. № 1. С. 20-21.
[3] Радочина Т. Н. О реформировании института отбывания лишения свободы осужденными женщинами, имеющими несовершеннолетних детей / Т.Н. Радочина // Человек: преступление и наказание. Рязань, 2009. № 1. С. 21.
|