Вторник, 26.11.2024, 19:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Социальная помощь женщинам, освобожденным из мест лишения свободы

Освобожденная из мест лишения свободы женщина нередко предстает перед обществом как утратившая общепринятые моральные нормы, ценности, ее мировоззрение претерпевает существенные изменения. Часто это усугубля­ется неправильным отношением окружающих к освобожденным женщинам, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам, что в первую очередь отражается на воспитании детей. По данным статистики, каждая третья освобожденная из мест лишения свободы женщина утратила связи с семьей, не имеет средств для существования, нужда­ется в бытовом и трудовом устройстве. Не имея жилья, средств к существова­нию и встречая значительные трудности с устройством на работу, многие вновь совершают преступления. Согласно действующему законодательству трудовое и бытовое устройство освобожденных возложено на органы местного само­управления, однако порядок этой работы, ее механизм законодательно не опре-

35

делены .

Одной из проблем для женщин, нуждающихся в ресоциализации, являет­ся проблема материальной и моральной поддержки со стороны органов местно- [1]

 

го самоуправления. Формы помощи могут быть подразделены на три направле­ния[2] [3]. Во-первых, это создание специализированных общежитий для кратко­временного проживания лиц, отбывших наказание и не имеющих жилья. Такая форма помощи направлена на то, чтобы решить проблемы жилья для освобож­денных женщин на относительно непродолжительный период, в течение кото­рого они могут подыскать иное постоянное или временное место проживания. Хотя это не снимает проблемы, но заметно ослабляет остроту неустроенности значительной части освобожденных.

Второе направление помощи - создание специфических организаций, оказывающих освобожденным более разностороннюю помощь. Это центры со­циальной адаптации, создание которых в последнее время признается все более перспективным, которые будут заниматься предоставлением освобожденным временного места жительства, оказанием им содействия в трудоустройстве, ма­териальной, правовой, медицинской и иной помощи. Такие центры призваны влиять на решение проблемы ресоциализации и адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Третье направление - трудоустройство освобожденных женщин. Для ус­пешной ресоциализации осужденных женщин целесообразно укреплять связи с трудовыми коллективами, общественными фондами, религиозными организа-

37

циями .

Работа в хорошем трудовом коллективе для освобожденных женщин имеет большое профилактическое значение. Женщины очень высоко оценива­ют мнение членов коллектива о них самих, об их работе. Многое в коллективе зависит от руководителя, его умения учитывать специфику работы женщин, их возраст, отношение к нарушениям производственной и трудовой дисциплины, особенно лиц, судимых ранее за преступления. Однако, ввиду особого эконо­мического положения в стране, рассчитывать на помощь трудовых коллективов в исправлении осужденных женщин приходится все в меньшей степени. По­этому основной акцент в данном случае необходимо делать на привлечение общественных, религиозных организаций, фондов. Немаловажное значение в связи с этим приобретает деятельность зарождающейся службы патроната, по­печительских советов, родительских комитетов. Необходимо создание патро­нажной службы органов местного самоуправления для оказания социальной помощи лицам, отбывшим наказание. Целесообразно создание такой службы в настоящее время при исполнительных органах власти, так как это было бы эф­фективной мерой с точки зрения комплексного подхода к организации соци­альной адаптации.

Значительное место должно быть уделено вопросам социального контро­ля, развитие которого выступает важной предпосылкой и дальнейшим совер­шенствованием деятельности, направленной на предупреждение преступлений.

 

Одним из методов предупреждения дезадаптации женщин, отбывших на­казание в изоляции от общества, является оказание юридической и социальной помощи указанной категории лиц как со стороны государственных органов, так и со стороны общественности. Как показало проведенное исследование, вслед­ствие низкого уровня правовой грамотности только небольшое количество лиц указанной категории знают о своих правах, и поэтому большинство из освобо­жденных женщин ими не пользуются[4]. После освобождения женщины ожида­ют помощи не от администрации исправительных учреждений, сотрудников правоохранительных органов, а от родственников, друзей, близких.

Рассматривая адаптацию женщин, освобожденных из мест лишения сво­боды, как систему, следует подчеркнуть, что важная роль в ней принадлежит субъектам предупреждения, особенно специализированным. Это государствен­ные, правотворческие и правоохранительные органы, общественные организа­ции, деятельность которых профессионально или в порядке выполнения обще­ственных обязанностей направлена непосредственно на борьбу с антиобщест­венными проявлениями, преступностью.

исследования показывают, что существует серьезная пробле­ма взаимодействия указанных специализированных субъектов при организации предупреждения дезадаптации изученных лиц, которая снижает эффективность данного процесса. При осуществлении ими предупредительно­

профилактической работы гражданско-правовые, жилищные и трудовые право­отношения остаются за пределами их компетенции. В частности, они не распо­лагают какими-либо полномочиями по отношению к хозяйственным и иным организациям, структурам, которые могли бы предоставить освобожденным женщинам работу, а в необходимых случаях - жилье. Поэтому трудовое и бы­товое устройство освобожденных следует возложить на те органы власти, в ру­ках которых находятся экономические рычаги, которые способны принять на себя ответственность за судьбу освобожденной женщины.

Несомненно, актуальным и прогрессивным явлением пенитенциарной политики являются институты патронажа и опекунства над заключенными. Це­лесообразно было бы ввести подобные нормы в действующее уголовно­исполнительное законодательство, где опеку и патронаж над женщинами- осужденными и их несовершеннолетними детьми признать мерами ресоциали­зации в любом учреждении (в том числе, исправительной колонии строгого ви­да режима)[5].

Кроме того, целесообразно на государственном уровне поощрять дея­тельность лиц» учреждений и организаций, которые берут на себя опеку над освободившимися из мест лишения свободы женщинами, предоставляя им ра­боту, жилье, иную помощь. Таких случаев немало» но, как правило, они осно­ваны исключительно на личном энтузиазме людей, сопереживающих пробле­мам отбывших наказание. Представляется возможным и необходимым разрабо­тать правовую основу такого опекунства, освобождать таких опекунов от опре­деленных налогов, предоставлять им льготные кредиты и иные условия, необ­ходимые ддя деятельности,

Наиболее сложным и вместе с тем эффективным элементом специальной профилактики женской преступности является ресоциализация. Фактически, ее можно подразделить на такие этапы как ресоциализация в процессе отбывания наказания и после освобождения от него.

Ресоциализация женщин, отбывающих наказание в исправительной коло­нии, представляет собой систему последовательных этапов, отражающих пози­тивное воздействие уголовно-правовых (карательно-воспитательных) мер, а также субъективно-личностные изменения осужденной в социально­приемлемую сторону. Если периоды времени (сроки) приближают осужденную к освобождению из неправильного учреждения формально, то каждый этап ре­социализации готовит ее к жизнедеятельности в гражданском обществе, каче­ственно повышая уровень ее социализации. Социализация, как считают фило­софы, это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально­культурного опыта: трудовых навыков, знании, норм, ценностей, традиций, на­капливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социаль­ных качеств.

Грубое нарушение важнейших социальных норм в форме преступления является доказательством антисоциальной направленности личности осужден­ных женщин. Исключение могут составить лишь представительницы «случай­ного» типа преступниц, совершение правонарушений которыми не всегда сви­детельствует об антисоциальности личности.

Сложность организации работы по восстановлению социального статуса личности состоит в управлении целым комплексом мер, направленных на ней­трализацию криминальных наклонностей у осужденной, научение ее нормам социального общежития, и более того, - выработку личностно-полезных инте­ресов и целей.

Европейские тюремные правила предусматривают, что «режим в тюрьме должен предоставить заключенным возможность развивать навыки и умения, которые будут способствовать их успешному социальному восстановлению...», ибо, как указано в Международном пакте о гражданских и политических пра­вах: «Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных» существенной целью которого является их исправление и социальное перевос­питание».

Процесс социализации личности включает «воспитание активной соци­альной ответственности, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны».

Успех ресоциализации зависит от степени социальной деформации лич­ности осужденного, а также эффективности воспитательной работы персонала исправительного учреждения. Нельзя исключить и существенное значение ре­альных объективных условий, на фоне которых будут происходить процессы реадаптации отбывающих наказание лиц.

Если условно подразделить процесс ресоциализации на составляющие его элементы, то первый из них представляет собой индивидуально-личностную деятельность самой осужденной (как на осознанном, так и на подсознательном уровне); второй - комплекс воспитательно-принудительных мер со стороны со­трудников исправительного учреждения, исполняющего наказание, и помо­гающих им в этом других лиц, учреждений и органов (общественных, религи­озных организаций, органов социальной опеки и др.); и третий элемент - под­готовку необходимых объективных условий ддя нормальной адаптации после освобождения осужденных от отбывания наказания.

Работа по ресоциализации должна начинаться с первого дня пребывания осужденной в исправительном учреждении, и не должна заканчиваться ранее 2­3-летнего периода проживания в нормальной социальной среде после осво­бождения, - наиболее опасного постпенитенциарного периода в отношении ве­роятности рецидива.

Многие государства Запада создали специальные постоянные службы со­циальной адаптации осужденных, которые обеспечивают помощь пенитенци­арным учреждениям в сохранении социальных связей отбывающих наказание, подбирают работу и жилье ддя освобождающихся от наказания, поддерживают семейные отношения, что свидетельствует о соблюдении данными странами международных норм обращения с заключенными. Так, ст. 64 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными гласит: «Обязанности общест­ва не заканчиваются в момент освобождения заключенного. Должны быть го­сударственные или частные организации, способные оказать освобожденному заключенному содействие в плане предубеждений против него и его социаль­ной реабилитации»[6].

Степень социальной деформации личности осужденных женщин, отбы­вающих наказание в исправительной колонии, различна. Поэтому в работе по ресоциализации осужденных женщин превалирующее значение имеет метод индивидуального подхода, учитывающий криминогенную устойчивость, поло­жительный потенциал и перспективные установки каждой личности.

Индивидуальность воздействия необходима еще и потому, что одни осу­жденные сравнительно быстро усваивают моральные и общеправовые нормы, овладевая соответствующими знаниями, навыками и привычками социально­ценного поведения, а другие значительно труднее поддаются процессу нравст­венного и правового воспитания, что вызывает значительные трудности в вос­питательной работе с ними[7].

Ресоциализация личности осужденных женщин - это, в первую очередь восстановление социально-полезных свойств и привычек. Для многих из них она начинается с первых дней пребывания в исправительном учреждении. Это относится прежде всего к той категории осужденных женщин, которые до со­вершения преступления вели антиобщественный образ жизни: бродяжничали, занимались проституцией, попрошайничали, пьянствовали, долгое время не ра­ботали и не имели постоянного места жительства. Само поведение такого рода можно назвать «околопреступным», а ресоциализация этих личностей пред­ставляет собой более сложную задачу, нежели ресоциализация мужчин- осужденных такого же типа.

Проблема осложняется тем, что такие женщины, как правило, давно утра­тили семейные, трудовые и иные общественно-полезные связи, не имеют спе­циальности и лишены навыков нормальной в социальном плане жизни. Их культурно-образовательный уровень низок, за годы пьянства, бездомной жизни и хронических заболеваний многие потеряли нормальный человеческий облик. Специфическим показателем для осужденных женщин является высокий удельный вес тех, кто не имел определенного места жительства, и постоянный рост таких лиц[8]. Для этой категории осужденных женщин проживание в усло­виях, соответствующих в целом требованиям санитарии и гигиены, излечение от венерических заболеваний и алкоголизма, режим, регулярное питание и дру­гие дисциплинирующие условия исправительного учреждения являются пер­вым этапом их ресоциализации. В этой связи, «следует предпринять максимум усилий, чтобы режимы содержания в пенитенциарных учреждениях были предназначены и служили для того, чтобы условия жизни не унижали челове­ческое достоинство и соответствовали принятым в обществе стандартам и нор­мам; сокращению отрицательного воздействия заключения, и стиранию разли­чий между тюремной жизнью и жизнью на свободе», - указано в ст. 64 и ст. 65 Европейских тюремных правил.

Поэтому вновь создающиеся (и, по мере возможностей, существующие) пенитенциарные учреждения для женщин должны быть ориентированы не только на санитарно-гигиенические нормы проживания, но и элементарные эс­тетико-психологические требования.

Непосредственная работа по подготовке осужденной к предстоящему ос­вобождению по отбытию ею наказания начинается за 6 месяцев. Начальник от­ряда, инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных, психолог, другие представители администрации занимаются проблемами восстановления утраченных семейных, трудовых и иных социальных связей женщины, отбы­вающей наказание, а также рассматривают перспективы ее нормальной жизне­деятельности в гражданском обществе. Как показывают беседы с осужденны­ми, основные проблемы предстоящего освобождения из исправительного уч­реждения заключаются в сохранении и восстановлении семьи, обеспечении жильем, трудоустройстве.

Наказание в виде лишения свободы прямо воздействует на конкретную осужденную, косвенно - на ее ближайшее социальное окружение.

Перепись осужденных 1989 г. показала, что среди осужденных женщин за время отбывания наказания сохранились семьи лишь у 23,5 %, и только 1,6 % отбывающих наказание смогли вновь создать семью, зарегистрировав брак в период нахождения в местах лишения свободы[9].

Факт потери семьи воздействует на женщину разрушающе, поскольку те­ряется чувство уверенности, самоуважения, достоинства. У таких осужденных наблюдается «пониженная способность к ресоциализация, преодолению пара­зитических устремлений, привычек, и, как результат, такие женщины характе­ризуются большей степенью деградации личности.

По данным исследования, более чем 85 % осужденных женщин озабоче­ны сохранением как семейных, так и родственных связей вообще. Почти каж­дая вторая из женщин уверена, что отбывание наказания повлечет за собой не­гативные последствия; в этом плане 25 % высказывают предположение, что от­ношения с супругом и родственниками полностью разрушены и восстановить их фактически невозможно[10].

Характерно, что российское уголовно-исполнительное законодательство весьма сурово регламентирует вопрос отношений женщины, осужденной к ли­шению свободы, с семьей и близкими, ничем не дифференцируя ее положение от положения осужденного мужчины (несмотря на наличие, например, несо­вершеннолетних детей). Между тем всеми пенитенциаристами и криминолога­ми мира признана огромная роль данного фактора как антикриминогенного и ресоциалитивного[11] [12]. Сравним данное положение с решением этого вопроса в других государствах. Так, законодательство Англии и Уэльса устанавливает:

«Осужденным разрешается одно свидание сразу после прибытия в тюрь­му и потом еще два продолжительностью не менее тридцати минут каждые двадцать восемь дней. Заключенные до суда имеют право на свидание продол­жительностью не менее 15 минут каждый день или на три свидания в неделю - в общей сложности полтора часа. Право детей, какого бы они ни были возраста, поддерживать контакт со своей матерью. В некоторых тюрьмах разрешается

46

посетителям оставаться на целый день» .

Для сравнения отметим, что ст. 121 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает для осужденных (в том числе для женщин), отбывающих на­казание в колонии общего режима на обычных условиях, «четыре кратко­срочных и четыре длительных свидания в течение года». Несомненно, давно назрела необходимость реформирования системы свиданий, а также телефон­ных переговоров осужденных с родными, - сняв ограничения в их количестве, в первую очередь, - для женщин, имеющих несовершеннолетних детей.

Представляется вполне реальным таким осужденным разрешить ежене­дельные свидания, продолжительностью не менее 4 часов (разумеется, при ус­ловии их безупречного поведения). Следовало бы пересмотреть регламентацию в отношении женщин, имеющих несовершеннолетних детей, такого института как отпуск с выездом домой, который до сих пор не получил широкого распро­странения в силу ведомственных и административных препятствий.

Если проанализировать современное состояние основных проблем тех осужденных, которые готовятся к освобождению из мест лишения свободы, то наиболее острые из них касаются жилья и работы, Нормы действующего зако­нодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимуще­ственных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами что в принципе справедливо. При отсутствии жилья, освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения его в обычном порядке. Между тем понятно, что получение таким образом жил­площади фактически нереально. Как в период отбывания наказания, так и после освобождения от него, за гражданином сохраняется право собственности на ча­стное домовладение, в том числе - индивидуальное или долевое право собст­венности на приватизированную квартиру. Вместе с тем если квартира осталась неприватизированной, вероятность ее потерять для осужденного чрезвычайно велика.

Законодательство России не закрепляет право осужденного на свою долю в общей жилой площади, как и в целом право на пользование жилым помеще­нием. Однако необходимо констатировать тот факт, что по решению Конститу­ционного Суда РФ норма ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации об утрате права на жилье лицами, осужденными к лишению свободы на срок свы­ше 6 месяцев, признана неконституционной и недействующей.

Кроме того, Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ, в разъяснениях к ст. 182 Права освобождаемых осужденных на трудовое и бы­товое устройство и другие виды социальной помощи, в п. 27 указал: «Лица, вступившие в брак во время отбывания наказания или после освобождения, ре­гистрируются к супругу независимо от того, где они проживали до ареста, - ра­зумеется, при согласии всех зарегистрированных на данной площади, достиг­ших совершеннолетия. Разрешается также регистрация пожилых людей к их детям (опять-таки при согласии последних). В большинстве же населенных пунктов такие ограничения не действуют и вопрос о регистрации сводится к тому, чтобы найти жилую площадь»[13].

В другом Комментарии к уголовно-исполнительному кодексу РФ, реше­ние вопроса о предоставлении жилья отбывшему лишение свободы хотя и бо­лее четко сформулировано, но столь же проблематично по своей сухи: необхо­димо согласие проживающих в помещении жильцов на регистрацию вновь прибывшего лица, а также возможно наличие ограничений местной админист­рации, затрудняющее реализацию данного права. В частности: «Наличие у ос­вобожденного от отбывания наказания жилой площади до осуждения, согласие проживающих там жильцов на регистрацию и отмена ограничений в ней слу­жат беспрепятственным основанием регистрации по прежнему месту жительст­ва независимо от характера совершенного преступления, отбытого наказания, числа судимостей и оснований освобождения

В случае же отсутствия жилой площади Комментарий указывает, что ос­вобождаемые могут расселяться органами местного самоуправления в об­щежитиях, иных площадях по месту работы; не исключен, при наличии средств, и вариант найма (поднайма) жилья у частных лиц.

Та же проблемная ситуация сложилась в сфере трудоустройства отбыв­ших наказание женщин. Собственно, те же Комментарии (оба варианта) по данному вопросу направляют нас по «замкнутому кругу»: в первом из них ука­зано, что «как правило, граждане приходят в центр занятости по месту пропис­ки. Однако возможно обращение в другие службы, которые дают консультации и подбирают место работы. Но пособие по безработице гражданин может полу­чить только по месту жительства.

Более жестко, но реально оценивает проблему трудового устройства дру­гой Комментарий: «Несмотря на четкое конституционное закрепление этих жизненно важных прав (права на труд, жилище, получение социальной помо­щи), в их осуществлении в условиях сложившейся экономической ситуации в стране (продолжающегося спада промышленного производства, инфляции, рос­та безработицы) возникли существенные проблемы. Общеизвестно, что данная категория трудовых ресурсов в условиях конкуренции едва ли сможет реализо­вать свое право на труд»

Таким образом, отчасти социально «обречены» на повторное попадание в места лишения свободы те, кто не имеет жилья, так как трудоустройство в та­ком случае крайне затруднено; при том, чтобы встать на учет в органах соци­альной помощи как безработным, опять-таки, необходима регистрация по месту жительства.

Несомненно, первоочередные вопросы законодательного и практического значения специальной, частной профилактики осужденных женщин должны решаться экстренно. В ином случае, будут активно расти показатели рецидив­ной преступности. Предотвращение роста женской криминальной активности - главная задача органов государственной власти и управления, Министерства внутренних дел и Министерства юстиции, ответственных за безопасность об­щества от преступных посягательств, также как и за обеспечение гражданских прав осужденных. Однако без решения основных социально-экономических проблем, имеющих первоочередное значение в деле предупреждения преступ­ности, практически невозможно реализовать никакие специальные программы профилактического значения.

Рассматривая адаптацию женщин, освобожденных из мест лишения сво­боды, как систему, следует подчеркнуть, что важная роль в ней принадлежит субъектам предупреждения, особенно специализированным. Эффективные формы предупреждения, направленные на устранение преступной ориентации в поведении женщин и формирование правового сознания.

 

[1] Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также ока­зании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных уч­реждениях уголовно-исполнительной системы от 13 января 2006 г. № 2 [Электронный ре­сурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» : Высшая школа. 2007. С. 22.

69

[2] Холостова Е. И. Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие. М. : ИН- ФРА - М, 2004. С. 241-242.

[3] Социальная работа в УИС : учеб. пособие. Рязань, 2005. С. 265.

70

8 Холостова Е. И. Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие. М. : ИН- ФРА - М, 2004. С. 244.

[5] Лакеев А. А. Виды уголовных санкций по законодательству зарубежных стран и их применение. Рязань, 1994. С. 35.

[6] См.: Международные Минимальные стандартные правила обращения с заключен­ными // Советская юстиция. М., 1992. № 2-3.

Пищелко А. В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных. М., 1992. С. 103.

[8] : Антонян Ю. М. Женщины на дне жизни // Преступность среди женщин. М., 1992.

С. 148.

[9] Волкова Т. Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы. М., 2002. С. 3.

[10] Там же. С. 4.

[11] Шмаева Т. А. Организационные и правовые вопросы предупреждения правонару­шений осужденных женщин в ИТК : автореф. дне. ... канд. юрид. наук. М., ВНИИ МВД СССР. 1982. С. 25.

[12] Правила и практика сегодня в Англии и Уэльсе // Тюрьмы и права человека. - Рязань, 1997. С. 88-89.

[13] Мищенкова П. Г. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М., 1997. С. 367.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 292 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%