Освобожденная из мест лишения свободы женщина нередко предстает перед обществом как утратившая общепринятые моральные нормы, ценности, ее мировоззрение претерпевает существенные изменения. Часто это усугубляется неправильным отношением окружающих к освобожденным женщинам, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам, что в первую очередь отражается на воспитании детей. По данным статистики, каждая третья освобожденная из мест лишения свободы женщина утратила связи с семьей, не имеет средств для существования, нуждается в бытовом и трудовом устройстве. Не имея жилья, средств к существованию и встречая значительные трудности с устройством на работу, многие вновь совершают преступления. Согласно действующему законодательству трудовое и бытовое устройство освобожденных возложено на органы местного самоуправления, однако порядок этой работы, ее механизм законодательно не опре-
35
делены .
Одной из проблем для женщин, нуждающихся в ресоциализации, является проблема материальной и моральной поддержки со стороны органов местно- [1]
го самоуправления. Формы помощи могут быть подразделены на три направления[2] [3]. Во-первых, это создание специализированных общежитий для кратковременного проживания лиц, отбывших наказание и не имеющих жилья. Такая форма помощи направлена на то, чтобы решить проблемы жилья для освобожденных женщин на относительно непродолжительный период, в течение которого они могут подыскать иное постоянное или временное место проживания. Хотя это не снимает проблемы, но заметно ослабляет остроту неустроенности значительной части освобожденных.
Второе направление помощи - создание специфических организаций, оказывающих освобожденным более разностороннюю помощь. Это центры социальной адаптации, создание которых в последнее время признается все более перспективным, которые будут заниматься предоставлением освобожденным временного места жительства, оказанием им содействия в трудоустройстве, материальной, правовой, медицинской и иной помощи. Такие центры призваны влиять на решение проблемы ресоциализации и адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Третье направление - трудоустройство освобожденных женщин. Для успешной ресоциализации осужденных женщин целесообразно укреплять связи с трудовыми коллективами, общественными фондами, религиозными организа-
37
циями .
Работа в хорошем трудовом коллективе для освобожденных женщин имеет большое профилактическое значение. Женщины очень высоко оценивают мнение членов коллектива о них самих, об их работе. Многое в коллективе зависит от руководителя, его умения учитывать специфику работы женщин, их возраст, отношение к нарушениям производственной и трудовой дисциплины, особенно лиц, судимых ранее за преступления. Однако, ввиду особого экономического положения в стране, рассчитывать на помощь трудовых коллективов в исправлении осужденных женщин приходится все в меньшей степени. Поэтому основной акцент в данном случае необходимо делать на привлечение общественных, религиозных организаций, фондов. Немаловажное значение в связи с этим приобретает деятельность зарождающейся службы патроната, попечительских советов, родительских комитетов. Необходимо создание патронажной службы органов местного самоуправления для оказания социальной помощи лицам, отбывшим наказание. Целесообразно создание такой службы в настоящее время при исполнительных органах власти, так как это было бы эффективной мерой с точки зрения комплексного подхода к организации социальной адаптации.
Значительное место должно быть уделено вопросам социального контроля, развитие которого выступает важной предпосылкой и дальнейшим совершенствованием деятельности, направленной на предупреждение преступлений.
Одним из методов предупреждения дезадаптации женщин, отбывших наказание в изоляции от общества, является оказание юридической и социальной помощи указанной категории лиц как со стороны государственных органов, так и со стороны общественности. Как показало проведенное исследование, вследствие низкого уровня правовой грамотности только небольшое количество лиц указанной категории знают о своих правах, и поэтому большинство из освобожденных женщин ими не пользуются[4]. После освобождения женщины ожидают помощи не от администрации исправительных учреждений, сотрудников правоохранительных органов, а от родственников, друзей, близких.
Рассматривая адаптацию женщин, освобожденных из мест лишения свободы, как систему, следует подчеркнуть, что важная роль в ней принадлежит субъектам предупреждения, особенно специализированным. Это государственные, правотворческие и правоохранительные органы, общественные организации, деятельность которых профессионально или в порядке выполнения общественных обязанностей направлена непосредственно на борьбу с антиобщественными проявлениями, преступностью.
исследования показывают, что существует серьезная проблема взаимодействия указанных специализированных субъектов при организации предупреждения дезадаптации изученных лиц, которая снижает эффективность данного процесса. При осуществлении ими предупредительно
профилактической работы гражданско-правовые, жилищные и трудовые правоотношения остаются за пределами их компетенции. В частности, они не располагают какими-либо полномочиями по отношению к хозяйственным и иным организациям, структурам, которые могли бы предоставить освобожденным женщинам работу, а в необходимых случаях - жилье. Поэтому трудовое и бытовое устройство освобожденных следует возложить на те органы власти, в руках которых находятся экономические рычаги, которые способны принять на себя ответственность за судьбу освобожденной женщины.
Несомненно, актуальным и прогрессивным явлением пенитенциарной политики являются институты патронажа и опекунства над заключенными. Целесообразно было бы ввести подобные нормы в действующее уголовноисполнительное законодательство, где опеку и патронаж над женщинами- осужденными и их несовершеннолетними детьми признать мерами ресоциализации в любом учреждении (в том числе, исправительной колонии строгого вида режима)[5].
Кроме того, целесообразно на государственном уровне поощрять деятельность лиц» учреждений и организаций, которые берут на себя опеку над освободившимися из мест лишения свободы женщинами, предоставляя им работу, жилье, иную помощь. Таких случаев немало» но, как правило, они основаны исключительно на личном энтузиазме людей, сопереживающих проблемам отбывших наказание. Представляется возможным и необходимым разработать правовую основу такого опекунства, освобождать таких опекунов от определенных налогов, предоставлять им льготные кредиты и иные условия, необходимые ддя деятельности,
Наиболее сложным и вместе с тем эффективным элементом специальной профилактики женской преступности является ресоциализация. Фактически, ее можно подразделить на такие этапы как ресоциализация в процессе отбывания наказания и после освобождения от него.
Ресоциализация женщин, отбывающих наказание в исправительной колонии, представляет собой систему последовательных этапов, отражающих позитивное воздействие уголовно-правовых (карательно-воспитательных) мер, а также субъективно-личностные изменения осужденной в социальноприемлемую сторону. Если периоды времени (сроки) приближают осужденную к освобождению из неправильного учреждения формально, то каждый этап ресоциализации готовит ее к жизнедеятельности в гражданском обществе, качественно повышая уровень ее социализации. Социализация, как считают философы, это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социальнокультурного опыта: трудовых навыков, знании, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств.
Грубое нарушение важнейших социальных норм в форме преступления является доказательством антисоциальной направленности личности осужденных женщин. Исключение могут составить лишь представительницы «случайного» типа преступниц, совершение правонарушений которыми не всегда свидетельствует об антисоциальности личности.
Сложность организации работы по восстановлению социального статуса личности состоит в управлении целым комплексом мер, направленных на нейтрализацию криминальных наклонностей у осужденной, научение ее нормам социального общежития, и более того, - выработку личностно-полезных интересов и целей.
Европейские тюремные правила предусматривают, что «режим в тюрьме должен предоставить заключенным возможность развивать навыки и умения, которые будут способствовать их успешному социальному восстановлению...», ибо, как указано в Международном пакте о гражданских и политических правах: «Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных» существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание».
Процесс социализации личности включает «воспитание активной социальной ответственности, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны».
Успех ресоциализации зависит от степени социальной деформации личности осужденного, а также эффективности воспитательной работы персонала исправительного учреждения. Нельзя исключить и существенное значение реальных объективных условий, на фоне которых будут происходить процессы реадаптации отбывающих наказание лиц.
Если условно подразделить процесс ресоциализации на составляющие его элементы, то первый из них представляет собой индивидуально-личностную деятельность самой осужденной (как на осознанном, так и на подсознательном уровне); второй - комплекс воспитательно-принудительных мер со стороны сотрудников исправительного учреждения, исполняющего наказание, и помогающих им в этом других лиц, учреждений и органов (общественных, религиозных организаций, органов социальной опеки и др.); и третий элемент - подготовку необходимых объективных условий ддя нормальной адаптации после освобождения осужденных от отбывания наказания.
Работа по ресоциализации должна начинаться с первого дня пребывания осужденной в исправительном учреждении, и не должна заканчиваться ранее 23-летнего периода проживания в нормальной социальной среде после освобождения, - наиболее опасного постпенитенциарного периода в отношении вероятности рецидива.
Многие государства Запада создали специальные постоянные службы социальной адаптации осужденных, которые обеспечивают помощь пенитенциарным учреждениям в сохранении социальных связей отбывающих наказание, подбирают работу и жилье ддя освобождающихся от наказания, поддерживают семейные отношения, что свидетельствует о соблюдении данными странами международных норм обращения с заключенными. Так, ст. 64 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными гласит: «Обязанности общества не заканчиваются в момент освобождения заключенного. Должны быть государственные или частные организации, способные оказать освобожденному заключенному содействие в плане предубеждений против него и его социальной реабилитации»[6].
Степень социальной деформации личности осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительной колонии, различна. Поэтому в работе по ресоциализации осужденных женщин превалирующее значение имеет метод индивидуального подхода, учитывающий криминогенную устойчивость, положительный потенциал и перспективные установки каждой личности.
Индивидуальность воздействия необходима еще и потому, что одни осужденные сравнительно быстро усваивают моральные и общеправовые нормы, овладевая соответствующими знаниями, навыками и привычками социальноценного поведения, а другие значительно труднее поддаются процессу нравственного и правового воспитания, что вызывает значительные трудности в воспитательной работе с ними[7].
Ресоциализация личности осужденных женщин - это, в первую очередь восстановление социально-полезных свойств и привычек. Для многих из них она начинается с первых дней пребывания в исправительном учреждении. Это относится прежде всего к той категории осужденных женщин, которые до совершения преступления вели антиобщественный образ жизни: бродяжничали, занимались проституцией, попрошайничали, пьянствовали, долгое время не работали и не имели постоянного места жительства. Само поведение такого рода можно назвать «околопреступным», а ресоциализация этих личностей представляет собой более сложную задачу, нежели ресоциализация мужчин- осужденных такого же типа.
Проблема осложняется тем, что такие женщины, как правило, давно утратили семейные, трудовые и иные общественно-полезные связи, не имеют специальности и лишены навыков нормальной в социальном плане жизни. Их культурно-образовательный уровень низок, за годы пьянства, бездомной жизни и хронических заболеваний многие потеряли нормальный человеческий облик. Специфическим показателем для осужденных женщин является высокий удельный вес тех, кто не имел определенного места жительства, и постоянный рост таких лиц[8]. Для этой категории осужденных женщин проживание в условиях, соответствующих в целом требованиям санитарии и гигиены, излечение от венерических заболеваний и алкоголизма, режим, регулярное питание и другие дисциплинирующие условия исправительного учреждения являются первым этапом их ресоциализации. В этой связи, «следует предпринять максимум усилий, чтобы режимы содержания в пенитенциарных учреждениях были предназначены и служили для того, чтобы условия жизни не унижали человеческое достоинство и соответствовали принятым в обществе стандартам и нормам; сокращению отрицательного воздействия заключения, и стиранию различий между тюремной жизнью и жизнью на свободе», - указано в ст. 64 и ст. 65 Европейских тюремных правил.
Поэтому вновь создающиеся (и, по мере возможностей, существующие) пенитенциарные учреждения для женщин должны быть ориентированы не только на санитарно-гигиенические нормы проживания, но и элементарные эстетико-психологические требования.
Непосредственная работа по подготовке осужденной к предстоящему освобождению по отбытию ею наказания начинается за 6 месяцев. Начальник отряда, инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных, психолог, другие представители администрации занимаются проблемами восстановления утраченных семейных, трудовых и иных социальных связей женщины, отбывающей наказание, а также рассматривают перспективы ее нормальной жизнедеятельности в гражданском обществе. Как показывают беседы с осужденными, основные проблемы предстоящего освобождения из исправительного учреждения заключаются в сохранении и восстановлении семьи, обеспечении жильем, трудоустройстве.
Наказание в виде лишения свободы прямо воздействует на конкретную осужденную, косвенно - на ее ближайшее социальное окружение.
Перепись осужденных 1989 г. показала, что среди осужденных женщин за время отбывания наказания сохранились семьи лишь у 23,5 %, и только 1,6 % отбывающих наказание смогли вновь создать семью, зарегистрировав брак в период нахождения в местах лишения свободы[9].
Факт потери семьи воздействует на женщину разрушающе, поскольку теряется чувство уверенности, самоуважения, достоинства. У таких осужденных наблюдается «пониженная способность к ресоциализация, преодолению паразитических устремлений, привычек, и, как результат, такие женщины характеризуются большей степенью деградации личности.
По данным исследования, более чем 85 % осужденных женщин озабочены сохранением как семейных, так и родственных связей вообще. Почти каждая вторая из женщин уверена, что отбывание наказания повлечет за собой негативные последствия; в этом плане 25 % высказывают предположение, что отношения с супругом и родственниками полностью разрушены и восстановить их фактически невозможно[10].
Характерно, что российское уголовно-исполнительное законодательство весьма сурово регламентирует вопрос отношений женщины, осужденной к лишению свободы, с семьей и близкими, ничем не дифференцируя ее положение от положения осужденного мужчины (несмотря на наличие, например, несовершеннолетних детей). Между тем всеми пенитенциаристами и криминологами мира признана огромная роль данного фактора как антикриминогенного и ресоциалитивного[11] [12]. Сравним данное положение с решением этого вопроса в других государствах. Так, законодательство Англии и Уэльса устанавливает:
«Осужденным разрешается одно свидание сразу после прибытия в тюрьму и потом еще два продолжительностью не менее тридцати минут каждые двадцать восемь дней. Заключенные до суда имеют право на свидание продолжительностью не менее 15 минут каждый день или на три свидания в неделю - в общей сложности полтора часа. Право детей, какого бы они ни были возраста, поддерживать контакт со своей матерью. В некоторых тюрьмах разрешается
46
посетителям оставаться на целый день» .
Для сравнения отметим, что ст. 121 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает для осужденных (в том числе для женщин), отбывающих наказание в колонии общего режима на обычных условиях, «четыре краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года». Несомненно, давно назрела необходимость реформирования системы свиданий, а также телефонных переговоров осужденных с родными, - сняв ограничения в их количестве, в первую очередь, - для женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
Представляется вполне реальным таким осужденным разрешить еженедельные свидания, продолжительностью не менее 4 часов (разумеется, при условии их безупречного поведения). Следовало бы пересмотреть регламентацию в отношении женщин, имеющих несовершеннолетних детей, такого института как отпуск с выездом домой, который до сих пор не получил широкого распространения в силу ведомственных и административных препятствий.
Если проанализировать современное состояние основных проблем тех осужденных, которые готовятся к освобождению из мест лишения свободы, то наиболее острые из них касаются жилья и работы, Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами что в принципе справедливо. При отсутствии жилья, освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения его в обычном порядке. Между тем понятно, что получение таким образом жилплощади фактически нереально. Как в период отбывания наказания, так и после освобождения от него, за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе - индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Вместе с тем если квартира осталась неприватизированной, вероятность ее потерять для осужденного чрезвычайно велика.
Законодательство России не закрепляет право осужденного на свою долю в общей жилой площади, как и в целом право на пользование жилым помещением. Однако необходимо констатировать тот факт, что по решению Конституционного Суда РФ норма ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации об утрате права на жилье лицами, осужденными к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев, признана неконституционной и недействующей.
Кроме того, Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ, в разъяснениях к ст. 182 Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, в п. 27 указал: «Лица, вступившие в брак во время отбывания наказания или после освобождения, регистрируются к супругу независимо от того, где они проживали до ареста, - разумеется, при согласии всех зарегистрированных на данной площади, достигших совершеннолетия. Разрешается также регистрация пожилых людей к их детям (опять-таки при согласии последних). В большинстве же населенных пунктов такие ограничения не действуют и вопрос о регистрации сводится к тому, чтобы найти жилую площадь»[13].
В другом Комментарии к уголовно-исполнительному кодексу РФ, решение вопроса о предоставлении жилья отбывшему лишение свободы хотя и более четко сформулировано, но столь же проблематично по своей сухи: необходимо согласие проживающих в помещении жильцов на регистрацию вновь прибывшего лица, а также возможно наличие ограничений местной администрации, затрудняющее реализацию данного права. В частности: «Наличие у освобожденного от отбывания наказания жилой площади до осуждения, согласие проживающих там жильцов на регистрацию и отмена ограничений в ней служат беспрепятственным основанием регистрации по прежнему месту жительства независимо от характера совершенного преступления, отбытого наказания, числа судимостей и оснований освобождения
В случае же отсутствия жилой площади Комментарий указывает, что освобождаемые могут расселяться органами местного самоуправления в общежитиях, иных площадях по месту работы; не исключен, при наличии средств, и вариант найма (поднайма) жилья у частных лиц.
Та же проблемная ситуация сложилась в сфере трудоустройства отбывших наказание женщин. Собственно, те же Комментарии (оба варианта) по данному вопросу направляют нас по «замкнутому кругу»: в первом из них указано, что «как правило, граждане приходят в центр занятости по месту прописки. Однако возможно обращение в другие службы, которые дают консультации и подбирают место работы. Но пособие по безработице гражданин может получить только по месту жительства.
Более жестко, но реально оценивает проблему трудового устройства другой Комментарий: «Несмотря на четкое конституционное закрепление этих жизненно важных прав (права на труд, жилище, получение социальной помощи), в их осуществлении в условиях сложившейся экономической ситуации в стране (продолжающегося спада промышленного производства, инфляции, роста безработицы) возникли существенные проблемы. Общеизвестно, что данная категория трудовых ресурсов в условиях конкуренции едва ли сможет реализовать свое право на труд»
Таким образом, отчасти социально «обречены» на повторное попадание в места лишения свободы те, кто не имеет жилья, так как трудоустройство в таком случае крайне затруднено; при том, чтобы встать на учет в органах социальной помощи как безработным, опять-таки, необходима регистрация по месту жительства.
Несомненно, первоочередные вопросы законодательного и практического значения специальной, частной профилактики осужденных женщин должны решаться экстренно. В ином случае, будут активно расти показатели рецидивной преступности. Предотвращение роста женской криминальной активности - главная задача органов государственной власти и управления, Министерства внутренних дел и Министерства юстиции, ответственных за безопасность общества от преступных посягательств, также как и за обеспечение гражданских прав осужденных. Однако без решения основных социально-экономических проблем, имеющих первоочередное значение в деле предупреждения преступности, практически невозможно реализовать никакие специальные программы профилактического значения.
Рассматривая адаптацию женщин, освобожденных из мест лишения свободы, как систему, следует подчеркнуть, что важная роль в ней принадлежит субъектам предупреждения, особенно специализированным. Эффективные формы предупреждения, направленные на устранение преступной ориентации в поведении женщин и формирование правового сознания.
[1] Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы от 13 января 2006 г. № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» : Высшая школа. 2007. С. 22.
69
[2] Холостова Е. И. Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие. М. : ИН- ФРА - М, 2004. С. 241-242.
[3] Социальная работа в УИС : учеб. пособие. Рязань, 2005. С. 265.
70
8 Холостова Е. И. Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие. М. : ИН- ФРА - М, 2004. С. 244.
[5] Лакеев А. А. Виды уголовных санкций по законодательству зарубежных стран и их применение. Рязань, 1994. С. 35.
[6] См.: Международные Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Советская юстиция. М., 1992. № 2-3.
Пищелко А. В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных. М., 1992. С. 103.
[8] : Антонян Ю. М. Женщины на дне жизни // Преступность среди женщин. М., 1992.
С. 148.
[9] Волкова Т. Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы. М., 2002. С. 3.
[10] Там же. С. 4.
[11] Шмаева Т. А. Организационные и правовые вопросы предупреждения правонарушений осужденных женщин в ИТК : автореф. дне. ... канд. юрид. наук. М., ВНИИ МВД СССР. 1982. С. 25.
[12] Правила и практика сегодня в Англии и Уэльсе // Тюрьмы и права человека. - Рязань, 1997. С. 88-89.
[13] Мищенкова П. Г. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М., 1997. С. 367.
|