Для эффективной борьбы с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними преступниками неоднократно, на наш взгляд, необходимо исследовать причины повторной преступности и условия, которые ей способствуют.
Одним из весомых факторов, влияющих на повторную преступность, являются недостатки уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).
Воспитательные колонии не справляются с главной задачей - исправлением несовершеннолетних преступников.
По мнению А.Н. Олейника, причина кроется в том, что в условиях изоляции находятся подростки с нарушенной психикой, из проблемных семей и связями со взрослыми рецидивистами - «кумирами»[1].
Авторы учебника «Пенитенциарная криминология»[2] считают, что зачастую в местах лишения свободы несовершеннолетние отбывающие наказание сталкиваются с бездушным и грубым отношением со стороны работников УИС.
По их мнению, такое обращение затрудняет процесс исправления осужденных несовершеннолетних, поскольку они не чувствуют доверия к своим воспитателям и не чувствуют угрызения совести за содеянное[3].
Также авторы учебника указывают на то, что не признающие своей вины подростки, как следствие, нарушают режим, плохо учатся, уклоняются от работы, рассматривают наказание как насилие, а себя - как жертву приговора, что уже само по себе затрудняет процесс исправления такого подростка[4].
Важным фактором, по мнению большинства криминологов, влияющим на рост рецидивной преступности среди несовершеннолетних является отсутствие системы ресоциализации несовершеннолетних преступников, отбывших наказание в виде лишения свободы.
В. А. Лелеков в своих исследованиях указывает на то, что помощь освободившимся из мест заключения несовершеннолетним в трудоустройстве или возвращении на учебу, в решении жилищно-бытовых проблем, в медицинском обследовании не всегда бывает своевременной, что способствует совершению преступления[5].
Также автор в своих исследованиях приводит статистические данные анкетирования, которые были проведены среди воспитанников Бобровской и Новооскольской воспитательной колонии ФСИН России. Итак, по данным анкетирования, 64,6% юношей и 51,7% девушек уверенно высказали позицию о том, что не станут совершать преступление после отбытия наказания[6].
Можно заключить, что основная масса подростков, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не желает совершать преступление повторно, но практика показывает обратное. Возвращаясь из воспитательной колонии, несовершеннолетние попадают в ту среду, которая изначально многих из них толкнула на совершение преступления.
В. В. Данилов, отмечает, что на сегодняшний день в некоторых семьях бытовые условия для детей хуже, чем в колонии, что снимает страх перед ней[7].
Мы согласны с данным мнением, и может утверждать, что подросток, освободившийся из мест лишения свободы, возвращается в семью, где он, как и раньше остается ненужным, ему приходится вновь наблюдать пьянство родителей, семейные скандалы, бедность и нужду, и, как следствие, условия колонии кажутся ему лучшими в сравнении с этой обстановкой.
На наш взгляд, в совокупности такая обстановка порождает у несовершеннолетнего отбывшего наказание новое желание совершить преступление повторно, чтобы убежать в более комфортные и уже привычные условия.
Как отмечает Н. С. Артемьев и А. Н. Бурчихин, повторную преступность несовершеннолетних можно объяснить таким фактором как медленное, непрофессиональное предварительное расследование и судебное разбирательство дел. Несовершеннолетние, которые находятся под следствием, и не взяты под стражу, вновь совершают преступления под влиянием взрослых[8].
Многие криминологи считают, что одним из наиболее важных факторов, влияющих на рост повторной преступности, является длительный срок пребывания подростка в исправительном учреждении.
Имеются исследования многих криминологов, подтверждающие то, что воспитательный эффект колонии ограничивается сроком до одного года, после чего проходит адаптация к среде. После двух лет отбытия наказания начинается необратимая деформация личности, окончательно адаптировавшись к среде и порядку колонии, подростки перестают думать о том, почему они отбывают наказание.
Н. В. Тищенко, пишет, что субкультура тюремного мира представляет собой малое общество со своими правилами, установками и взглядами на мир, отличными от «большого» общества[9].
Мы думаем, что подростки обладают повышенной виктимностью, т.е. легко становятся жертвой обстоятельств и легче, чем взрослые, поддаются воздействую чужого мнения. Преступная субкультура, на наш взгляд, несет в себе негативизм, и, как следствие, отрицательно влияет на сознание подростков при длительном нахождении в колонии, нравственные установки «большого» общества, в свою очередь, заменяются на установки преступного мира.
Как отметила в своем исследовании Н.В. Тищенко, главной целью несовершеннолетних преступников, находящихся продолжительное время в исправительном учреждении, становится достижение престижного положения в преступной среде[10].
На наш взгляд, длительное пребывание в колонии при отсутствии должной ресоциализации несовершеннолетнего лица, отбывшего наказание, в дальнейшем влияет на него негативно и осложняет адаптацию в обществе. Подросток приобретает базу навыков преступного опыта от других преступников, находящихся с ним на одной территории, в его сознании укореняются преступная субкультура, с ее обычаями и противоправными взглядами, что порождает склонность к преступному поведению, и, как следствие, провоцирует повторное совершение преступлений.
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: в нашей системе существуют серьезные недостатки по адаптации несовершеннолетних после отбытия ими наказания в виде лишения свободы.
Основными детерминантами, влияющими на рост повторной преступности среди несовершеннолетних, являются недостатки в экономической и политической сфере, как общие причины, к частным, относятся: отсутствие индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему, совершившему преступление, существенные нарушения органов, исполняющих наказание в исправительных учреждениях, недоброкачественная работа следователя, влияние преступной субкультуры вследствие длительного нахождения подростка в колонии, недостатки в ресоциализации и работе по адаптации подростка, отбывшего наказание, в социуме.
Все эти причины в совокупности формируют у подростка негативное мышление, провоцирующее противоправное поведение и стремление совершить повторное преступление.
Можно утверждать, что несовершеннолетние отбывшие наказание, вновь совершающие преступления, наиболее опасны для общества. Именно поэтому данная категория преступников требует значительного внимания и разработки способов предупреждения такой преступности.
[1] См.: Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. - М., 2001. - С. 121.
[2] См.: Пенитенциарная криминология: учеб. / под ред. Ю.М. Антоняна, А.А. Гришко, А.П. Фильченко. - Рязань: Академия ФСИН России,2009. - С. 215.
77
[3] См.: Пенитенциарная криминология: учеб. / под ред. Ю.М. Антоняна, А.А. Гришко, А.П. Фильченко.. - С. 215.
[4] См.: Там же. - С. 215.
[5] См.: Лелеков В.А. Преступный рецидив несовершеннолетних и его предупреждение // Вестник ВИ МВД России. 2014. №4. URL: http://cyberleninka.ru/ artide/n/prestupnyy-retsidiv-nesovershennoletmh-i-ego-preduprezMeme (дата обращения: 05.04.2016).
[6] См.: Там же.
[7] См.: Данилов В.В. Неблагополучная семья - детерминант рецидивной преступности несовершеннолетних // Мир науки и образования. 2015. № 4. URL: http://cyberlenmka.ru/artide/n/neblagopoluchnaya-semya-determmant-retsidivnoy- prestupnosti-nesovershennoletnih (дата обращения: 05.04.2016).
[8] См.: Артемьев Н.С., Бурчихин А.Н. Причины и условия рецидивной пре
ступности и основные меры ее предупреждения // Вестник ВятГГУ 2015. № 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-i-usloviya-retsidivnoy-prestupnosti-i-
osnovnye-mery-eyo-preduprezhdeniya (дата обращения: 05.04.2016).
[9] См.: Тищенко Н. В. Тюремная субкультура: понятие, характеристика, осо
бенности // Вестник СГТУ 2013. №1 (70). URL: http://cyberlemnka.ra/artide/n/ tyuremnaya-subkultura-ponyatie-harakteristika-osobennosti (дата обращения:
.
[10] См.: Там же.
|