Возможность легализации эвтаназии является предметом острых дискуссий в России и других странах, где существует ее законодательный запрет. Ученые и практики высказывают разные точки зрения, одни выступают за необходимость легализации эвтаназии, другие - за недопустимость данной процедуры. В частности, А.Н. Красиков полагает, что «право на смерть - это такое же естественное право человека, как и право на жизнь, а эвтаназию следует рассматривать как разновидность реализации человеком права на смерть»[1].
Эвтаназия (греч. eu - хорошо + thanatos - смерть) буквально означает «легкая смерть», т.е. прекращение жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.
Впервые указанный термин в научный обиход был введен в XVI в. английским философом Ф. Бэконом, который, исследуя этот вопрос в работе «О достоинстве и приумножении наук», указывал, что обязанность врача состоит не только в том, чтобы восстановить здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучение, причиняемые болезнью, причем не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома может привести к выздоровлению, но и в том случае, если уже нет надежды на спасение и можно сделать саму смерть более легкой и спокойной[2]. Также в своей книге «Утопия» Т. Мор, описывая идеальное государство, указывал, что в госпиталях прикладывались все усилия, чтобы вылечить больного, однако, если пациент страдал от неизлечимой болезни, причинявшей ему ужасные мучения, он мог выбрать смерть[3].
Для современного понимая сущности рассматриваемого термина буквального толкования недостаточно, т.к. оно характеризует лишь цель или смысл совершения акта эвтаназии, при этом не отражает других аспектов явления (например, классификация оснований, перечень ограничений, процедура). Существующие дискуссии в рамках рассматриваемого вопроса затрагивают две важнейшие ценности: ценность жизни и обязанность (предназначение) медицинского персонала предпринять все возможные средства для поддержания в пациенте жизни.
Анализ научной литературы и зарубежного законодательства позволяет говорить о видах эвтаназии. Так, по способу можно выделить: пассивную эвтаназию (намеренное прекращение медицинским персоналом поддерживающей терапии) и активную эвтаназию (например, введение умирающему медицинских препаратов, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть); в зависимости от наличия согласия пациента: добровольная эвтаназия (осуществляется по воле самого больного) и недобровольная эвтаназия (осуществляется без воли больного, как правило, если он находится в бессознательном состоянии). Последняя форма эвтаназии возможна при соответствующем решении родственников, опекунов и т.п.
Вопрос применения эвтаназии в европейских странах решен неодинаково. Так, члены Европейского союза разделились во мнениях относительно того, должна ли быть узаконена эта процедура. Как указывает Дж. Л. Приджин, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. может служить инструментом для развития правового регулирования как универсально запрещающего, так и универсально легализующего применение эвтаназии в рамках Европейского союза.
При этом большинство стран не поддерживают легализацию эвтаназии, в какой бы то ни было форме. 26 мая 2002 г. принято решение Совета Европы, которым государства-члены призываются «соблюдать абсолютный запрет на то, чтобы полагался добровольный конец жизни неизлечимых или близких к смерти больных».
Однако в ряде государств вопрос об эвтаназии нашел положительное легальное разрешение. Первенство в вопросе легализации эвтаназии сегодня занимает Голландия. Именно там 2 апреля 2002 г. был принят Закон «О прекращении жизни по желанию или помощь в самоубийстве», которым удалось узаконить возможность осуществления ассистированного суицида и эвтаназии. Вторым государством в мире, законодательно оформившим процедуры эвтаназии, стала Бельгия. 23 сентября 2002 г. парламент этого государства принял Закон, согласно которому эвтаназия и помощь в самоубийстве были легализованы в соответствии с условиями, идентичными нидерландским[4].
В российском законодательстве эвтаназия запрещена. В ст. 45 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что «медицинским работникам запрещается осуществлять эвтаназию, т.е. ускорять по просьбе пациента его смерть какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в т.ч. прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента»[5]. Следует отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) прямого указания на эвтаназию как преступное деяние не предусмотрено. При этом признаки данного действия или бездействия сопоставимы с диспозицией ст. 105 УК РФ[6].
Однако склонение к эвтаназии не является преступлением. УК РФ предусматривает лишь состав доведения до самоубийства (ст. 110 УК РФ), предполагающего определенный способ совершения, а именно, применение угроз, жесткое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего. Под склонением больного к эвтаназии, на наш взгляд, следует понимать возбуждение в нем решимости уйти из жизни и обратиться с просьбой об эвтаназии к медицинскому работнику. Подобные действия нельзя рассматривать с позиции института соучастия или какого-либо другого уголовно-правового института. Даже если признать акт эвтаназии формой самоубийства при помощи врача, то и в этом случае нельзя наказать лицо, склонившего больного к эвтаназии.
В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», наряду с запретом на эвтаназию имеется положение о возможности информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказ на медицинское вмешательство (ст. 20). В соответствии с данной статьей гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, даже если оно начато на любом этапе проведения. При этом ему в доступной форме должны быть изложены все последствия отказа от лечения, что оформляется записью в медицинском документе и подписывается пациентом (его законным представителем) и лечащим врачом.
Право на отказ от медицинского вмешательства подтверждается и ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данное положение соответствует международным нормам[7], но создает возможность легального использования пассивной эвтаназии путем «прекращения мер по поддержанию жизни».
Не смотря на неоднозначность оценки эвтаназии для человеческого общества, нельзя полностью отрицать возможность ее применения. Считаем, что дальнейшее развитие данного института возможно только при соответствующем правовом регулировании самого понятия (его содержания), процедуры и установлении правовых последствий, т.е. юридической ответственности. При разработке правовых основ данной процедуры следует учитывать общие принципы, выработанные международной практикой: добровольное решение об эвтаназии может принимать только совершеннолетний дееспособный человек, находящийся вне реактивного состояния или приступа; диагноз и безнадежность состояния должны быть установлены консилиумом независимых специалистов; у больного должны быть зарегистрированы тяжелые физические страдания и установлено, что болезнь не излечима после применения альтернативных способов (это должна быть высказанная больным устно или написанная под его диктовку и подписанная им и лечащим врачом в присутствии юриста, осознанная, неоднократно повторенная просьба больного); больному должна быть доступна информация о последствиях, принимаемых по его просьбе действий или бездействий, вплоть до наступления смерти, что отмечается в специальной расписке и записывается в истории болезни; решения об эвтаназии не может быть принято врачом, хотя есть мнение, что, имея право принять жизнь, он должен иметь право, по просьбе больного, и забрать ее. Врач - лишь один из участников в принятии этого решения[8].
Таким образом, анализируя создавшееся положение, считаем, что сейчас актуальным является вопрос не о том, разрешать или не разрешать медицинским персоналом применение эвтаназии, а исследование, направленное на: 1) выявление категории субъектов, которые имеют право на эвтаназию; 2) разработку правовой процедуры ее осуществления в виде законопроекта; 3) определение юридической ответственности. От решения этих прикладных вопросов непосредственно зависит правовые аспекты эвтаназии в России.
[1] См.: Капинус О.С. Эвтаназия в свете права на жизнь : моногр. - М.: Издательский дом «Камерон», 2006. - С. 157.
[2] См.: В Бельгии вступил в силу закон об эвтаназии. URL: http://txt.newsru. com (дата обращения: 29.03.2016).
[3] Там же.
[4] См.: Стефанчук Р.А. Возвращаясь к вопросу о легализации эвтаназии в странах // Государство и право. - 2008. - № 5. - С. 74.
[5] См.: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 26.04.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
[6] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
1 См.: Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. - 1995. - 5 апр.
[8] См.: Красиков А.Н. Согласие потерпевшего как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность и наказуемость деяния по советскому уголовному праву : дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1972. - С. 210.
|