Вторник, 26.11.2024, 19:25
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Экономические составляющие коррупции в уголовно-исполнительной системе

Одним из проявлений социальной дезорганизации общества, ко­торое ведет к радикальным изменениям в профессиональной идеоло­гии чиновников всех уровней, в т.ч. сотрудников правоохранительных ведомств, специальных служб и сотрудников уголовно-исполнитель­ной системы (далее - УИС) является коррупция. К основным корруп­ционным нарушениям, совершаемым сотрудниками УИС, можно от­нести: злоупотребление должностными полномочиями пп.1,2 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), получе­ние взятки. ст. 290 УК РФ, дача взятки ст. 291 УК РФ, превышение должностных полномочий ст. 286 УК РФ (рис. 1).

'I ЛЛуППТр^ЙЛ^-! 1ИС

in^TTi 117J ■.' /1

n i.11 ic.мсчиль и ?ЯГ, пп .1, У

11 ilMhl ШЙ1 1ИМ ^ДиЛ IK UL III Ы1

ni.щСмСчил li. *EG

пэл^1ение взятки. c.t. 2S0, дача взятки ex i3l

всегэ правонарушений

Доля злоупотреблений в оЗщски oSicmo

Рис. 1. Количество коррупционных нарушений среди сотрудников УИС

Из приведенных в таблице данных видно, что количество право­нарушений среди личного состава УИС за последние годы возросло, однако в последние годы наблюдалось их небольшое сокращение.

Преступление коррупционной направленности
среди сотрудников УИС

Таблица 1

Год

ст. 285 пп. 1,2

УК РФ

ст. 286

УК РФ

ст. 290, ст. 291

УК РФ

всего пра-

вонаруше-

ний

Доля коррупционных нарушений в общем объеме правонарушений

Злоу-

потре­

бления

Превы­

шение

полно­

мочий

Полу­

чение/

дача

взяток

2005

4

1

4

527

0,75

0,18

0,75

2006

7

9

0

676

0,1

1,3

-

2007

16

21

23

738

2,1

2,8

3,1

2008

12

9

23

710

1,6

1,2

3,2

2009

22

21

49

658

3,3

3,1

7,4

2010

28

30

79

545

5,1

5,5

14,4

2011

31

35

79

691

4,4

5

11,4

2012

36

53

86

585

6,1

9

14,7

2013

16

29

72

552

2,8

5,2

13



 

Доля большинства коррупционных нарушений в общем объе­ме правонарушений за анализируемый период начиная с 2005 г. и до 2013г. возросла практически по всем видам коррупционных пра­вонарушений (Таблица 1). Так, доля преступлений по пп. 1, 2 ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями) возросла с 0,75 % до 2,8 % (Рис. 2), по ст. 286 УК РФ (Превышение должност­ных полномочий) - с 0,18% до 5,2 от общего объема. Наибольший рост доли правонарушений отмечается по ст. 290 УК РФ (Получение взят­ки) и 291 УК РФ (Дача взятки) - с 0,75% до 13% от общего объема.

Основная масса коррупционных правонарушений совершается следующими категориями сотрудников: руководители, лица средне­го и старшего начальствующего состава, лица рядового и младшего состава, в т.ч. сотрудники охраны, (безопасности) режима, конвоиро­вания, оперативного состава, воспитательной работы с осужденными, кадрового аппарата и отдела по работе с личным составом, трудовой адаптации осужденных, медицинских служб, служб исполнения на­казаний, несвязанных с лишением свободы, службы тыла, большая часть коррупционных нарушений совершается в связи с вступлени­ем сотрудников в запрещенные связи со спецконитингентом, неза­конным изменением условий содержания осужденных, незаконным предоставлением прав осужденных, несвоевременное освобождение осужденных из мест лишения свободы и т.д.

рукоди 1 ел и лица среднего и оаршсчо начальствующего

cociaea лица рядового и младшего состава

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 2. Динамика коррупционных преступлений,
связанных со злоупотреблением должностными полномочиями

 

Основная масса злоупотреблений должностными полномочиями совершается лицами рядового и младшего состава и лицами среднего и начальствующего состава (Рис. 3).


Рис 3. Динамика коррупционных преступлений,
связанных с превышением должностных полномочий


На рис. 4 представлена динамика коррупционных преступлений сотрудников УИС, связанных с получением и дачей взяток.

Рис 4. Динамика коррупционных преступлений,
связанных с получением, дачей взяток

В ходе анализа коррупционных преступлений, связанных с полу­чением, дачей взяток было установлено, что большая их часть совер­шается лицами среднего и старшего начальствующего состава и в 3 раза превышает количество преступлений коррупционной направ­ленности, совершенных руководителями.

Концепция развития УИС до 2020 г. в рамках кадрового обеспе­чения работников УИС предполагает проведение комплекса мер, на­правленных на предупреждение и пресечение коррупции работни­ками УИС. Основная задача для сотрудников УИС - выработка дей­ственных способов борьбы с коррупционной составляющей в УИС, которая, как показывает практика, имеет место на сегодняшний день.

В первую очередь к экономическим составляющим коррупции в УИС можно отнести: недостаточный уровень заработной платы со­трудников, желание извлечь и получить личную выгоду, отсутствие социальной помощи, поддержки.

Действительно, доходы играют очень важную роль в жизни каж­дого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его потребностей. Заработная плата - основной источ­ник. Как правило, выделяют 3 главных источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т.п.) В со­ветский период доходы населения, в т.ч. сотрудников УИС, полностью определялись заработной платой, пенсиями и пособиями, выплачива­емыми государственными организациями и ведомствами. С перехо­дом к рынку число различных видов доходов населения значительно увеличилось (премий, гонораров, комиссионных вознаграждений), однако основным источником доходов работников УИС осталась за­работанная плата. Напомним, что в ходе проведения реформ в системе УИС с 2013 г. ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях со­трудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было предусмотрено повышение денежного довольствия сотрудников ФСИН. В среднем зарплаты сотрудников ФСИН в 2013 г. выросли более чем на 40%. Так, средняя зарплата младшего инспекто­ра ФСИН возросла с 11 до 25 тыс. руб. в месяц. В соответствии с заме­щаемой должностью, присвоенным специальным званием и выслугой среднемесячный доход сотрудника ФСИН составляет более 40 тыс. руб., что превышает размер прожиточного минимума в Российской

Федерации в среднем в 5,8 раза (размер прожиточного минимума для населения в России на душу населения составляет 6 385 руб., для тру­доспособного населения - 6 913 руб., однако он зависит от конкретно­го региона России и уровня цен).

Таким образом, у сотрудников УИС в 2013 г. увеличилась не только номинальная заработанная плата, но и реальная заработанная плата. Номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

Проведенный анализ количества правонарушений коррупционно­го характера показывает, что после повышения заработной платы в 2013 г. количество нарушений, имеющих коррупционную составляю­щую, заметно снизилось.

Что касается причины, связанной с отсутствием социальной помо­щи и поддержки, отметим, что с 2013 г. вырос размер пенсий бывшим сотрудникам УИС. Сохранилось и льготное исчисление стажа для на­числения пенсии сотрудникам ФСИН - год за полтора, сюда входит и время обучения в вузе. Все время службы сотрудник ФСИН и члены его семьи пользуются немалыми социальными льготами по оплате жилья, медицинскому обслуживанию и получению дополнительного образования.

Тем не менее, в составе нового денежного довольствия сотрудни­ков с 1 января 2013 г. было предусмотрено 8 видов дополнительных выплат (следует отметить, что до вступления в силу вышеупомянуто­го Федерального закона их насчитывалось 40).

Значение для характеристики роста благосостояния населения на примере сотрудников УИС имеют совокупные доходы семьи. Нередко доходы членов семьи сотрудников бывают очень низкими по сравне­нию с доходами самих сотрудников, т.е. если только один член семьи является сотрудником УИС, а доходы других членов семьи не высоки, то говорить о значительном увеличении совокупного дохода такой се­мьи в 2013 г. не приходится, поэтому для населения возникает необхо­димость поиска других источников дохода, в т.ч. незаконных, связан­ных с коррупцией. В качестве дополнительной государственной под­держки с целью выработки действенных способов борьбы с корруп­ционной составляющей в УИС предлагаем ввести для лиц среднего и старшего начальствующего состава, рядового и младшего состава, работающих в учреждениях непосредственно со спецконтингентом, включить в денежное довольствие дополнительные антикоррупцион­ные выплаты. Данные выплаты позволят сократить количество пра­вонарушений коррупционного характера среди младшего и среднего начсостава. Данная мера аргументирует необходимость структурных реформ, ограничивающих коррупционные стимулы, подтверждает важность наличия дополнительных стимулов для сотрудников УИС. В этом случае важна оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне.

К сожалению, в коррупционные схемы, как правило, вовлекаются эгоистичные чиновники, склонные использовать служебное положе­ние в личных целях. Они следуют правилам только в том случае, если выигрывают от этого, поэтому таких сотрудников данные выплаты вряд ли остановят.

Говоря о социальной поддержке сотрудника УИС, отметим, что результаты реформы, проводимой в системе УИС, это не только повы­шение доходов работников, но и неизбежное поэтапное сокращение личного состава до 2016 г., в т.ч. в связи с техническим переоснаще­нием служб безопасности и охраны. Сокращение сотрудников всегда влечет определенное психологическое напряжение. По итогам про­веденного пятипроцентного сокращения численности сотрудников УИС в 2012 г. отмечен рост нарушений в исправительных учреждени­ях и следственных изоляторах.

Экономической составляющей коррупции по результатам опро­са является желание извлечь и получить личную выгоду. Очевидно, что поведение, ориентированное на максимизацию прибыли, кото­рое всегда находится в центре внимания экономистов, имеет непо­средственное отношение к изучению коррупции. Хотя понятие «кор­рупция» является правовой категорией, оно оказывает влияние и на поведения человека. Если трансферт считается нелегальным, то воз­можность наказания сократит желание сотрудника принять, а треть­его лица - предложить его. Другими словами издержки сотрудника УИС, если он собирается использовать свое положение для личной выгоды, аналогичны тем, с которыми сталкивается любой человек, намеренный совершить преступление: нарушение моральных прин­ципов, опасность обнаружения коррупции и потери места, а также риск уголовного или административного преследования. Противо­стоять расследованию сотрудники УИС способны гораздо в меньшей степени, нежели чиновники высшего звена. Кроме того надзор над ними осуществляет их собственное начальство. Таким образом, если уголовное преследование не может предотвратить коррупцию среди законодателей, оно играет важную сдерживающую роль по отноше­нию к коррупции на нижнем уровне власти.

В то же время решение о нарушении принимается, как правило, в случае получения большей выгоды и в этой связи применение уголов­ного преследования в качестве ограничителя коррупционного поведе­ния вполне оправдано.

Таким образом, среди мер, необходимых для сокращения корруп­ционных преступления среди сотрудников УИС по мотивам личной выгоды, необходимо осуществлять оперативно-розыскную профи­лактику должностных преступлений в учреждениях ФСИН России. Отметим, что подавляющая часть предупредительных мероприятий проводится в отношении осужденных, но они могут предназначать­ся и для сотрудников исправительных учреждений, подозреваемых в совершении преступлений, в т.ч. преступлений коррупционного ха­рактера.

Профилактика коррупционных преступлений может осущест­вляться и через систему мероприятий организационно-управленче­ского характера, в частности организация особого порядка приема на службу и наличие эффективной системы служебной аттестации, определенного порядка продвижения по службе (например, особый порядок зачисления сотрудников в резерв для выдвижения на выше­стоящие должности, специфика их подготовки, порядок подготовки должностных лиц). Система мер противодействия коррупции в УИС регулярно дополняется новыми инструментами: профилактика не­служебных связей, тщательная проверка биографии лиц, занимаю­щих руководящие должности в УИС, акцент не на репрессиях, а на возмещении ущерба на стадии расследования, налоговый контроль за несоответствием расходов чиновников УИС их доходам, разработка планов противодействия коррупции УФСИН России в регионах, со­здание подразделений, занимающихся антикоррупционным монито­рингом.

Очевидно, что выявление экономических составляющих корруп­ции, ее причин и истоков, а также ее социально-экономических по­следствий могут определить основные концептуальные направления в ее эффективном противодействии.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 182 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%