Одним из проявлений социальной дезорганизации общества, которое ведет к радикальным изменениям в профессиональной идеологии чиновников всех уровней, в т.ч. сотрудников правоохранительных ведомств, специальных служб и сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) является коррупция. К основным коррупционным нарушениям, совершаемым сотрудниками УИС, можно отнести: злоупотребление должностными полномочиями пп.1,2 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), получение взятки. ст. 290 УК РФ, дача взятки ст. 291 УК РФ, превышение должностных полномочий ст. 286 УК РФ (рис. 1).
'I ЛЛуППТр^ЙЛ^-! 1ИС
in^TTi 117J ■.' /1
n i.11 ic.мсчиль и ?ЯГ, пп .1, У
11 ilMhl ШЙ1 1ИМ ^ДиЛ IK UL III Ы1
ni.щСмСчил li. *EG
пэл^1ение взятки. c.t. 2S0, дача взятки ex i3l
всегэ правонарушений
Доля злоупотреблений в оЗщски oSicmo
Рис. 1. Количество коррупционных нарушений среди сотрудников УИС
Из приведенных в таблице данных видно, что количество правонарушений среди личного состава УИС за последние годы возросло, однако в последние годы наблюдалось их небольшое сокращение.
Преступление коррупционной направленности
среди сотрудников УИС
Таблица 1
Год
ст. 285 пп. 1,2
УК РФ
ст. 286
УК РФ
ст. 290, ст. 291
УК РФ
всего пра-
вонаруше-
ний
Доля коррупционных нарушений в общем объеме правонарушений
Злоу-
потре
бления
Превы
шение
полно
мочий
Полу
чение/
дача
взяток
2005
4
1
4
527
0,75
0,18
0,75
2006
7
9
0
676
0,1
1,3
-
2007
16
21
23
738
2,1
2,8
3,1
2008
12
9
23
710
1,6
1,2
3,2
2009
22
21
49
658
3,3
3,1
7,4
2010
28
30
79
545
5,1
5,5
14,4
2011
31
35
79
691
4,4
5
11,4
2012
36
53
86
585
6,1
9
14,7
2013
16
29
72
552
2,8
5,2
13
Доля большинства коррупционных нарушений в общем объеме правонарушений за анализируемый период начиная с 2005 г. и до 2013г. возросла практически по всем видам коррупционных правонарушений (Таблица 1). Так, доля преступлений по пп. 1, 2 ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями) возросла с 0,75 % до 2,8 % (Рис. 2), по ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий) - с 0,18% до 5,2 от общего объема. Наибольший рост доли правонарушений отмечается по ст. 290 УК РФ (Получение взятки) и 291 УК РФ (Дача взятки) - с 0,75% до 13% от общего объема.
Основная масса коррупционных правонарушений совершается следующими категориями сотрудников: руководители, лица среднего и старшего начальствующего состава, лица рядового и младшего состава, в т.ч. сотрудники охраны, (безопасности) режима, конвоирования, оперативного состава, воспитательной работы с осужденными, кадрового аппарата и отдела по работе с личным составом, трудовой адаптации осужденных, медицинских служб, служб исполнения наказаний, несвязанных с лишением свободы, службы тыла, большая часть коррупционных нарушений совершается в связи с вступлением сотрудников в запрещенные связи со спецконитингентом, незаконным изменением условий содержания осужденных, незаконным предоставлением прав осужденных, несвоевременное освобождение осужденных из мест лишения свободы и т.д.
рукоди 1 ел и лица среднего и оаршсчо начальствующего
cociaea лица рядового и младшего состава
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 2. Динамика коррупционных преступлений,
связанных со злоупотреблением должностными полномочиями
Основная масса злоупотреблений должностными полномочиями совершается лицами рядового и младшего состава и лицами среднего и начальствующего состава (Рис. 3).
Рис 3. Динамика коррупционных преступлений,
связанных с превышением должностных полномочий
На рис. 4 представлена динамика коррупционных преступлений сотрудников УИС, связанных с получением и дачей взяток.
Рис 4. Динамика коррупционных преступлений,
связанных с получением, дачей взяток
В ходе анализа коррупционных преступлений, связанных с получением, дачей взяток было установлено, что большая их часть совершается лицами среднего и старшего начальствующего состава и в 3 раза превышает количество преступлений коррупционной направленности, совершенных руководителями.
Концепция развития УИС до 2020 г. в рамках кадрового обеспечения работников УИС предполагает проведение комплекса мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции работниками УИС. Основная задача для сотрудников УИС - выработка действенных способов борьбы с коррупционной составляющей в УИС, которая, как показывает практика, имеет место на сегодняшний день.
В первую очередь к экономическим составляющим коррупции в УИС можно отнести: недостаточный уровень заработной платы сотрудников, желание извлечь и получить личную выгоду, отсутствие социальной помощи, поддержки.
Действительно, доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его потребностей. Заработная плата - основной источник. Как правило, выделяют 3 главных источника денежных доходов: заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т.п.) В советский период доходы населения, в т.ч. сотрудников УИС, полностью определялись заработной платой, пенсиями и пособиями, выплачиваемыми государственными организациями и ведомствами. С переходом к рынку число различных видов доходов населения значительно увеличилось (премий, гонораров, комиссионных вознаграждений), однако основным источником доходов работников УИС осталась заработанная плата. Напомним, что в ходе проведения реформ в системе УИС с 2013 г. ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было предусмотрено повышение денежного довольствия сотрудников ФСИН. В среднем зарплаты сотрудников ФСИН в 2013 г. выросли более чем на 40%. Так, средняя зарплата младшего инспектора ФСИН возросла с 11 до 25 тыс. руб. в месяц. В соответствии с замещаемой должностью, присвоенным специальным званием и выслугой среднемесячный доход сотрудника ФСИН составляет более 40 тыс. руб., что превышает размер прожиточного минимума в Российской
Федерации в среднем в 5,8 раза (размер прожиточного минимума для населения в России на душу населения составляет 6 385 руб., для трудоспособного населения - 6 913 руб., однако он зависит от конкретного региона России и уровня цен).
Таким образом, у сотрудников УИС в 2013 г. увеличилась не только номинальная заработанная плата, но и реальная заработанная плата. Номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.
Проведенный анализ количества правонарушений коррупционного характера показывает, что после повышения заработной платы в 2013 г. количество нарушений, имеющих коррупционную составляющую, заметно снизилось.
Что касается причины, связанной с отсутствием социальной помощи и поддержки, отметим, что с 2013 г. вырос размер пенсий бывшим сотрудникам УИС. Сохранилось и льготное исчисление стажа для начисления пенсии сотрудникам ФСИН - год за полтора, сюда входит и время обучения в вузе. Все время службы сотрудник ФСИН и члены его семьи пользуются немалыми социальными льготами по оплате жилья, медицинскому обслуживанию и получению дополнительного образования.
Тем не менее, в составе нового денежного довольствия сотрудников с 1 января 2013 г. было предусмотрено 8 видов дополнительных выплат (следует отметить, что до вступления в силу вышеупомянутого Федерального закона их насчитывалось 40).
Значение для характеристики роста благосостояния населения на примере сотрудников УИС имеют совокупные доходы семьи. Нередко доходы членов семьи сотрудников бывают очень низкими по сравнению с доходами самих сотрудников, т.е. если только один член семьи является сотрудником УИС, а доходы других членов семьи не высоки, то говорить о значительном увеличении совокупного дохода такой семьи в 2013 г. не приходится, поэтому для населения возникает необходимость поиска других источников дохода, в т.ч. незаконных, связанных с коррупцией. В качестве дополнительной государственной поддержки с целью выработки действенных способов борьбы с коррупционной составляющей в УИС предлагаем ввести для лиц среднего и старшего начальствующего состава, рядового и младшего состава, работающих в учреждениях непосредственно со спецконтингентом, включить в денежное довольствие дополнительные антикоррупционные выплаты. Данные выплаты позволят сократить количество правонарушений коррупционного характера среди младшего и среднего начсостава. Данная мера аргументирует необходимость структурных реформ, ограничивающих коррупционные стимулы, подтверждает важность наличия дополнительных стимулов для сотрудников УИС. В этом случае важна оптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне.
К сожалению, в коррупционные схемы, как правило, вовлекаются эгоистичные чиновники, склонные использовать служебное положение в личных целях. Они следуют правилам только в том случае, если выигрывают от этого, поэтому таких сотрудников данные выплаты вряд ли остановят.
Говоря о социальной поддержке сотрудника УИС, отметим, что результаты реформы, проводимой в системе УИС, это не только повышение доходов работников, но и неизбежное поэтапное сокращение личного состава до 2016 г., в т.ч. в связи с техническим переоснащением служб безопасности и охраны. Сокращение сотрудников всегда влечет определенное психологическое напряжение. По итогам проведенного пятипроцентного сокращения численности сотрудников УИС в 2012 г. отмечен рост нарушений в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.
Экономической составляющей коррупции по результатам опроса является желание извлечь и получить личную выгоду. Очевидно, что поведение, ориентированное на максимизацию прибыли, которое всегда находится в центре внимания экономистов, имеет непосредственное отношение к изучению коррупции. Хотя понятие «коррупция» является правовой категорией, оно оказывает влияние и на поведения человека. Если трансферт считается нелегальным, то возможность наказания сократит желание сотрудника принять, а третьего лица - предложить его. Другими словами издержки сотрудника УИС, если он собирается использовать свое положение для личной выгоды, аналогичны тем, с которыми сталкивается любой человек, намеренный совершить преступление: нарушение моральных принципов, опасность обнаружения коррупции и потери места, а также риск уголовного или административного преследования. Противостоять расследованию сотрудники УИС способны гораздо в меньшей степени, нежели чиновники высшего звена. Кроме того надзор над ними осуществляет их собственное начальство. Таким образом, если уголовное преследование не может предотвратить коррупцию среди законодателей, оно играет важную сдерживающую роль по отношению к коррупции на нижнем уровне власти.
В то же время решение о нарушении принимается, как правило, в случае получения большей выгоды и в этой связи применение уголовного преследования в качестве ограничителя коррупционного поведения вполне оправдано.
Таким образом, среди мер, необходимых для сокращения коррупционных преступления среди сотрудников УИС по мотивам личной выгоды, необходимо осуществлять оперативно-розыскную профилактику должностных преступлений в учреждениях ФСИН России. Отметим, что подавляющая часть предупредительных мероприятий проводится в отношении осужденных, но они могут предназначаться и для сотрудников исправительных учреждений, подозреваемых в совершении преступлений, в т.ч. преступлений коррупционного характера.
Профилактика коррупционных преступлений может осуществляться и через систему мероприятий организационно-управленческого характера, в частности организация особого порядка приема на службу и наличие эффективной системы служебной аттестации, определенного порядка продвижения по службе (например, особый порядок зачисления сотрудников в резерв для выдвижения на вышестоящие должности, специфика их подготовки, порядок подготовки должностных лиц). Система мер противодействия коррупции в УИС регулярно дополняется новыми инструментами: профилактика неслужебных связей, тщательная проверка биографии лиц, занимающих руководящие должности в УИС, акцент не на репрессиях, а на возмещении ущерба на стадии расследования, налоговый контроль за несоответствием расходов чиновников УИС их доходам, разработка планов противодействия коррупции УФСИН России в регионах, создание подразделений, занимающихся антикоррупционным мониторингом.
Очевидно, что выявление экономических составляющих коррупции, ее причин и истоков, а также ее социально-экономических последствий могут определить основные концептуальные направления в ее эффективном противодействии.
|