Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, (в особенности должностных лиц силовых структур) которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Процесс реорганизации учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), недостаточное теоретическое и практическое исследование формирования деструктивного поведения и его актуальность характеризуют одну из доминирующих проблем современного общества. Кроме того, деятельность сотрудников УИС протекает в постоянном стрессе. Общение со спецконтингентом, закрытость исправительного учреждения, условия труда - все это в значительной мере способствует формированию деформирующих изменений, особенно это актуально для молодых сотрудников УИС.
Целью нашего исследования явилось изучение формирования деструктивного поведения сотрудников УИС России и разработка практических рекомендаций по профилактике деструктивного поведения.
В качестве обследуемых нами были выбраны исправительная колония № 2 (ФКУ ИК 2) строгого режима и ФКЛПУ Б-2. Общая численность выборки данного исследования составляет 60 сотрудников (51 из них мужчины, 9 - женщины), которая впоследствии для сравнительного анализа была разбита на 3 группы: 1 - стаж работы в УИС от одного года до 5 лет (6 человек); 2 - стаж работы в УИС от 6 лет до 10 лет (21 человек); 3 - стаж работы от 11 лет и более (33 человека).
При решении поставленных для достижения цели задач мы использовали следующий методический инструментарий: Шкала
оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), фрайбургский многофакторный анализ, опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте».
Полученные результаты по методике «Шкала оценки реактивной и личностной тревожности» показывают, что и уровень ситуативной тревожности, и уровень личностной тревожности более выражены у сотрудников в первой группе, где стаж работы составляет от 1 года до 5 лет. Этот факт может свидетельствовать о том, что в первые годы службы сотрудники первой группы проявляют тревожность вследствие адаптации к экстремальным ситуациям в работе. Следует отметить, что для сотрудников первой группы характерны напряженность, беспокойство и повышенная нервозность во взаимоотношениях с коллегами.
Сравнительный анализ полученных данных по опроснику «Фрайбургский многофакторный личностный опросник» показывает, что существуют значимые различия в рассматриваемых группах сотрудников.
Проанализировав полученные данные по данной методике можно сделать вывод, что наиболее высокие показатели по данной методике преобладают в первой группе сотрудников УИС (стаж службы от 1 года до 5 лет). Таким образом, мы можем утверждать, что сотрудники 3 групп отличаются следующими индивидуально-психологическими показателями: невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, реактивная агрессивность, застенчивость.
Для сотрудников первой группы характерны склонность к невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями, импульсивное поведение. Для них характерно влечение к острым аффективным переживаниям, при отсутствии которых преобладает чувство скуки, поэтому они не извлекают пользы из своего негативного опыта. Также молодые сотрудники склонны к заносчивости, недоступности, отчужденности, а также погружены в собственные переживания. В службе проявляют старательность, добросовестность, обязательность в сочетании с конформностью и нерешительностью, неспособностью принять решение без колебаний и неуверенности. В службе сотрудники характеризуются следующим образом: конфликтны, отгороженные и неупорядоченные в поведении. Критику и замечания в свой адрес воспринимают как посягательство на личную свободу.
Полученные результаты объясняются тем, что молодые сотрудники УИС не адаптировались к экстремальным условиям на службе, более восприимчивы к переживаниям, тревоге и агрессии. Сотрудники второй и третьей групп имеют более схожие психологические профили, что объясняется адаптированностью к условиям чрезвычайных ситуаций.
Проанализировав результаты по методике поведения в конфликте, мы выявили преобладающий стиль поведения в конфликте. В случае молодых сотрудников, где стаж работы в УИС имеет место минимальный, т.е. от 1 года до 5 лет, преобладает стиль поведения «соперничество». Сотрудники УИС данного профиля активны, предпочитают идти к разрешению конфликта собственным путем. Они не заинтересованы в сотрудничестве с другими сотрудниками, но способны на волевые решения, также для них характерно удовлетворение личных интересов в ущерб интересам других сотрудников УИС. Данный стиль в ситуации, когда какая-либо точка зрения расходится с начальствующим составом, может нанести ущерб. Используя этот стиль поведения, сотрудники данного профиля могут остаться без поддержки со стороны.
Обращает на себя внимание тот факт, что 6,1% от общей выборки сотрудников первой группы представлен сотрудниками женского пола.
Рассматривая вторую группу сотрудников, где стаж работы от 6 лет до 10 лет, установили, что у них преобладает стиль поведения в конфликте - «компромисс». Это можно объяснить тем, что сотрудники, проработавшие в УИС более 6 лет, уже адаптировались к условиям службы и к коллективу, что предрасполагает постепенное сближение интересов и сведение их к общему балансу сил и потребностей.
В случае третьей группы сотрудников, преобладает стиль поведения «избегание». Сотрудник УИС данного профиля не отстаивают свои права, не взаимодействуют с сотрудниками или уклоняются от разрешения конфликта. Это свидетельствует о том, что сотрудники, проработавшие много лет в УИС, понимают, что отстаивая свои права, могут иметь проблемы по службе, вплоть до взысканий. Данный стиль поведение говорит о том, что сотрудники УИС России спустя 11 лет службы и более считают, что наиболее лучший способ не создавать негативную атмосферу - это избегать конфликтных ситуаций.
Проанализировав полученные данные по методикам, можно сделать вывод о том, что у сотрудников УИС выявлены такие виды проявления деструктивности, как одиночество, личностная тревожность, ситуативная тревожность, спонтанная агрессивность, реактивная агрессивность, раздражительность, депрессивность, невротичность, соперничество.
Полученные данные в ходе исследования деструктивного поведения сотрудников должны использоваться для построения эффективной программы для адаптации в экстремальных ситуациях, позволяющей уменьшить социальную напряженность, текучесть кадров, обеспечить необходимый уровень выполнения должностных обязанностей сотрудниками.
|