Одним из направлений психологического сопровождения подростков является профилактика конфликтного поведения. Конфликты встречаются во всех сферах деятельности, в повседневной жизни подростков, в силу их возрастных и личностных особенностей. Особенно острое проживание конфликтов отмечается у подростков, оставшихся без попечения родителей.
В рамках исследований, проводимых отечественными психологами, проблема конфликтного поведения лиц подросткового возраста является актуальной. Подростковый возраст, по мнению А.А. Реана, является критическим для переживания кризисных событий, которые могут выступать фактором нарушений нормального протекания жизнедеятельности, выработке у подростков наиболее конструктивных стратегий реагирования в конфликте, адекватных конкретной ситуации.
В то же время конфликты могут быть превращены в превосходный информационный источник, если позже человек вспомнит, что привело к конфликту и что происходило в такой ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или о ситуации, об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Данные знания в будущем способствуют принятию правильного решения и могут помочь избежать конфликта.
С целью изучения особенностей поведения в конфликтных ситуациях подростков, оставшихся без попечения родителей, было проведено исследование (июль 2015 г.) на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия» и МБОУ «Сунская СОШ». В исследовании принимали участие подростки в возрасте от 11 до 14 лет, в количестве 30 человек: 15 воспитанников детского дома и 15 учеников школы, воспитывающихся в родительских семьях.
Основная гипотеза состояла в том, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, более склонны демонстрировать стратегию соперничества и менее склонны к стратегии компромисса в конфликтных ситуациях, чем подростки, воспитывающиеся в семьях. При этом предполагаем, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, при разрешении конфликтов способны вступать в противоборство с оппонентом в ущерб его интересам, во благо своим, любыми способами. Также для них характерно, как и для подростков, воспитывающихся в семьях, использовать различные комбинации в поведении в зависимости от ситуации; подростки использовали такие стратегии, как избегание и компромисс, не ограничиваясь одним соперничеством, а приходя к взаимовыгодным решениям для обеих сторон. Воспитывающиеся в семьях, склонны к тому, чтобы обе стороны вышли из конфликтной ситуации удовлетворенными результатом, пришедшие к единому мнению, т.е. посредством сотрудничества.
На основе анализа сырых данных гипотеза о том, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, более склонны демонстрировать стратегию соперничества, чем подростки, воспитывающиеся в семьях, подтверждается, а гипотеза о том, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, менее склонны демонстрировать стратегию компромисса, частично принимается, т.к. разница в уровнях оказалась небольшая.
Для более глубокого анализа данных и статистической проверки полученных результатов в ходе исследования было произведено сравнение количественных данных двух выборок по U-критерию Манна-Уитни. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами.
В случае стратегии соперничества эмпирическое значение входит в промежуток критических значений и находится в зоне неопределенности. Достоверность данных под вопросом и статистическая значимость здесь не признается.
В стратегии сотрудничества же все иначе, здесь выборки имеют значимые различия. Эмпирическое значение ниже критической зоны и, следовательно, признается статистическая значимость различий между уровнями признака в рассматриваемых выборках. Полученное эмпирическое значение стратегии компромисса находится в зоне не значимости, что говорит о том, что различий в выборках нет. Почти наравне с компромиссом, степень выраженности стратегий избегания и приспособления тоже включены в данную зону. Эмпирические значения внушительно выше критических, что показывает их нахождение в зоне не значимости.
В ходе исследования выявлены различия между выборками только в стратегии сотрудничества. Подростки, оставшиеся без попечения родителей, более склонны прибегать к данной стратегии, чем подростки, воспитывающиеся в семьях, т.к. значимых различий в выборках стратегий компромисса, избегания и приспособления не обнаружено, то можем предполагать, что обе группы подростков склонны в равной степени использовать их при разрешении конфликтных ситуаций. По результатам исследования выяснилось, что подростки, оставшиеся без попечения родителей и подростки, воспитывающиеся в семьях, имеют разные доминирующие стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Гипотеза о том, что подростки, оставшиеся без попечения родителей более склонны демонстрировать стратегии соперничества, чем подростки, оставшиеся без попечения родителей, подтвердилась.
Личностное становление подростка довольно хрупкое в данный возрастной период, и соперничество хоть и несет в себе негативное содержание в стремлении добиться собственных целей за счет причинения ущерба другим, но и имеет свои плюсы, а именно быстроту решения проблемы. В силу того, что у подростка без родителей отсутствует некий эталон и тот человек, который будет оказывать ему помощь в разбирательстве с той или иной возникшей проблемой, и он просто не умеет полноценно разрешать конфликт конструктивными методами, прибегая к борьбе за свои интересы. Такого рода борьба ведет к испорченным отношениям с людьми и чувству неудовлетворенности, в случае неудачи.
Вторая выдвинутая гипотеза не нашла своего подтверждения и различий в предпочтении применения стратегии компромисса среди подростков, оставшихся без попечения родителей, и подростков, воспитывающихся в семьях, не выявлено. Они в равной степени используют способы взаимных уступок, тем самым, достигая своих целей, при столкновении интересов, хоть и не в полном объеме.
Ценности, и установки подростков данных групп различны, обусловлены социальным положением, отсутствием (или получение в недостаточной степени) поддержки, любви и ласки, незнанием элементарных сведений о том, каким образом целесообразней разрешить ситуацию столкновения интересов, они, видимо неосознанно подчиняются деструктивным формам поведения. Подросткам, оставшимся без попечения родителей, в отличие от сверстников, воспитывающихся в семьях, чаще приходится отстаивать собственные интересы в их окружении, в силу отсутствия полноценного морального и эмоционального подкрепления со стороны взрослого человека, и в силу отсутствия элементарных знаний о возможности разрешения конфликта мирным путем, оставшись удовлетворенным итогом и сохранить положительные отношения с оппонентом.
Также на возникновение конфликта влияет уровень культуры оппонентов, привычки и правила. Повышенными источниками конфликтов являются люди, трудные в общении и поведении, к которым необходим специальный подход. В подобный круг лиц входят подростки, оставшиеся без попечения родителей. Гипотеза о том, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, более склонны демонстрировать стратегию компромисса, чем подростки, воспитывающиеся в семьях, не нашла своего подтверждения. Данная стратегия равнозначно присуща обеим группам выборки. Предположение оказалось неверным.
Таким образом, данная проблема имеет большое значение в социуме. Как показывает статистика, в нашей стране проживает около полутора миллиона брошенных детей, что пагубно сказывается на общей воспитанности социума, т.к. лишь 10% из 100 детей, покинувших стены детского дома или интерната нормально адаптируются к нормальной взрослой жизни. И отсутствие родителей в критический возрастной этап для переживания каких-либо кризисных моментов выступает важным фактором нарушения жизнедеятельности подростка.
|