Вторник, 26.11.2024, 19:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков, оставшихся без попечения родителей

Одним из направлений психологического сопровождения под­ростков является профилактика конфликтного поведения. Конфликты встречаются во всех сферах деятельности, в повседневной жизни под­ростков, в силу их возрастных и личностных особенностей. Особенно острое проживание конфликтов отмечается у подростков, оставшихся без попечения родителей.

В рамках исследований, проводимых отечественными психолога­ми, проблема конфликтного поведения лиц подросткового возраста является актуальной. Подростковый возраст, по мнению А.А. Реана, является критическим для переживания кризисных событий, которые могут выступать фактором нарушений нормального протекания жиз­недеятельности, выработке у подростков наиболее конструктивных стратегий реагирования в конфликте, адекватных конкретной ситу­ации.

В то же время конфликты могут быть превращены в превосходный информационный источник, если позже человек вспомнит, что при­вело к конфликту и что происходило в такой ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или о ситуации, об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Данные знания в будущем способствуют принятию правильного решения и могут помочь избежать конфликта.

С целью изучения особенностей поведения в конфликтных ситу­ациях подростков, оставшихся без попечения родителей, было про­ведено исследование (июль 2015 г.) на базе МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом Админи­страции Кондопожского муниципального района Республики Каре­лия» и МБОУ «Сунская СОШ». В исследовании принимали участие подростки в возрасте от 11 до 14 лет, в количестве 30 человек: 15 вос­питанников детского дома и 15 учеников школы, воспитывающихся в родительских семьях.

Основная гипотеза состояла в том, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, более склонны демонстрировать стратегию со­перничества и менее склонны к стратегии компромисса в конфликт­ных ситуациях, чем подростки, воспитывающиеся в семьях. При этом предполагаем, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, при разрешении конфликтов способны вступать в противоборство с оппонентом в ущерб его интересам, во благо своим, любыми спосо­бами. Также для них характерно, как и для подростков, воспитываю­щихся в семьях, использовать различные комбинации в поведении в зависимости от ситуации; подростки использовали такие стратегии, как избегание и компромисс, не ограничиваясь одним соперниче­ством, а приходя к взаимовыгодным решениям для обеих сторон. Вос­питывающиеся в семьях, склонны к тому, чтобы обе стороны вышли из конфликтной ситуации удовлетворенными результатом, пришед­шие к единому мнению, т.е. посредством сотрудничества.

На основе анализа сырых данных гипотеза о том, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, более склонны демонстриро­вать стратегию соперничества, чем подростки, воспитывающиеся в семьях, подтверждается, а гипотеза о том, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, менее склонны демонстрировать стратегию компромисса, частично принимается, т.к. разница в уровнях оказа­лась небольшая.

Для более глубокого анализа данных и статистической проверки полученных результатов в ходе исследования было произведено срав­нение количественных данных двух выборок по U-критерию Ман­на-Уитни. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекре­щивающихся значений между двумя рядами.

В случае стратегии соперничества эмпирическое значение входит в промежуток критических значений и находится в зоне неопределен­ности. Достоверность данных под вопросом и статистическая значи­мость здесь не признается.

В стратегии сотрудничества же все иначе, здесь выборки имеют значимые различия. Эмпирическое значение ниже критической зоны и, следовательно, признается статистическая значимость различий между уровнями признака в рассматриваемых выборках. Полученное эмпирическое значение стратегии компромисса находится в зоне не значимости, что говорит о том, что различий в выборках нет. Почти наравне с компромиссом, степень выраженности стратегий избегания и приспособления тоже включены в данную зону. Эмпирические зна­чения внушительно выше критических, что показывает их нахожде­ние в зоне не значимости.

В ходе исследования выявлены различия между выборками толь­ко в стратегии сотрудничества. Подростки, оставшиеся без попечения родителей, более склонны прибегать к данной стратегии, чем подрост­ки, воспитывающиеся в семьях, т.к. значимых различий в выборках стратегий компромисса, избегания и приспособления не обнаружено, то можем предполагать, что обе группы подростков склонны в равной степени использовать их при разрешении конфликтных ситуаций. По результатам исследования выяснилось, что подростки, оставшиеся без попечения родителей и подростки, воспитывающиеся в семьях, имеют разные доминирующие стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Гипотеза о том, что подростки, оставшиеся без попечения родителей более склонны демонстрировать стратегии соперничества, чем подростки, оставшиеся без попечения родителей, подтвердилась.

Личностное становление подростка довольно хрупкое в данный возрастной период, и соперничество хоть и несет в себе негативное содержание в стремлении добиться собственных целей за счет при­чинения ущерба другим, но и имеет свои плюсы, а именно быстроту решения проблемы. В силу того, что у подростка без родителей от­сутствует некий эталон и тот человек, который будет оказывать ему помощь в разбирательстве с той или иной возникшей проблемой, и он просто не умеет полноценно разрешать конфликт конструктивными методами, прибегая к борьбе за свои интересы. Такого рода борьба ведет к испорченным отношениям с людьми и чувству неудовлетво­ренности, в случае неудачи.

Вторая выдвинутая гипотеза не нашла своего подтверждения и различий в предпочтении применения стратегии компромисса среди подростков, оставшихся без попечения родителей, и подростков, вос­питывающихся в семьях, не выявлено. Они в равной степени исполь­зуют способы взаимных уступок, тем самым, достигая своих целей, при столкновении интересов, хоть и не в полном объеме.

Ценности, и установки подростков данных групп различны, об­условлены социальным положением, отсутствием (или получение в недостаточной степени) поддержки, любви и ласки, незнанием эле­ментарных сведений о том, каким образом целесообразней разрешить ситуацию столкновения интересов, они, видимо неосознанно подчи­няются деструктивным формам поведения. Подросткам, оставшимся без попечения родителей, в отличие от сверстников, воспитывающих­ся в семьях, чаще приходится отстаивать собственные интересы в их окружении, в силу отсутствия полноценного морального и эмоцио­нального подкрепления со стороны взрослого человека, и в силу от­сутствия элементарных знаний о возможности разрешения конфликта мирным путем, оставшись удовлетворенным итогом и сохранить по­ложительные отношения с оппонентом.

Также на возникновение конфликта влияет уровень культуры оппонентов, привычки и правила. Повышенными источниками кон­фликтов являются люди, трудные в общении и поведении, к которым необходим специальный подход. В подобный круг лиц входят под­ростки, оставшиеся без попечения родителей. Гипотеза о том, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, более склонны де­монстрировать стратегию компромисса, чем подростки, воспитыва­ющиеся в семьях, не нашла своего подтверждения. Данная стратегия равнозначно присуща обеим группам выборки. Предположение ока­залось неверным.

Таким образом, данная проблема имеет большое значение в со­циуме. Как показывает статистика, в нашей стране проживает около полутора миллиона брошенных детей, что пагубно сказывается на об­щей воспитанности социума, т.к. лишь 10% из 100 детей, покинувших стены детского дома или интерната нормально адаптируются к нор­мальной взрослой жизни. И отсутствие родителей в критический воз­растной этап для переживания каких-либо кризисных моментов вы­ступает важным фактором нарушения жизнедеятельности подростка.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%