Уголовно-исполнительная система (далее - УИС) - единая система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Она реализует задачи воспитания осужденных, производственно-хозяйственной деятельности, материально-бытового и медицинского обеспечения. Деятельность персонала УИС призвана обеспечить выполнение основных целей, направленных на реализацию функций по принудительной изоляции осужденных от общества, их исправление и профилактику совершения ими новых преступлений[1].
Профессиональная деятельность в УИС предъявляет определенные требования к уровню подготовки своих сотрудников как к специалистам, являющимся носителями не только статуса должностного лица, наделенного определенными правами и полномочиями, но и обладающими необходимой эрудицией, широким кругозором, профессиональными знаниями, умением общаться с людьми и умением сохранять свое психического здоровье, т. е. сотрудники должны обладать определенными компетенциями[2].
Исследователи В.В. Батаев, А.Г. Гельманов, С.А. Гонтарь, изучающие проблему профессионального становления и самоопределения сотрудников правоохранительных органов, отмечают коммуникативные навыки как необходимые профессиональные качества. Коммуникативная компетентность сотрудников УИС состоит в способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для достижения высокой эффективности делового, служебного общения необходимо достигать взаимопонимание партнеров, полное понимание ситуации и предмета общения, большей определенности в решении задач и потребностей друг друга, что в результате должно привести к разрешению проблем, достижению целей с оптимальным расходованием ресурсов[3].
Коммуникативная компетентность получила развитие в исследованиях западных ученых. Так, К. Данцигер рассматривал ее как способность реализации коммуникативных функций в ситуации, а
А. Маслоу как характеристику личности, позволяющую реализовать ее потребности (социальное признание, уважение, самоактуализация) и помогающую успешному процессу социализации. Дж. Равен коммуникативную компетентность отождествлял с системой внутренних ресурсов, необходимых человеку для эффективной коммуникации, а Б. Спицберг определял как соответствие коммуникативного поведения в ситуации и его эффективность. А. Холлидей рассматривал компетентность в общении как внутреннюю готовность и способность к речевому взаимодействию.
Отечественные исследователи коммуникативную компетентность рассматривают как владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения. В своих работах Г.М. Андреева коммуникативную компетентность определяет как способность к ориентации, а ГС. Трофимова рассматривает ее как ориентированность в различных ситуациях общения. Л.Д. Столяренко предлагает рассматривать коммуникативную компетентность как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а Л.А. Петровская считает, что это система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения эффективного коммуникативного действия. Е.В. Клюев и И.Н. Горелова сравнивают коммуникативную компетенцию с рабочим набором коммуникативных тактик и стратегий, присущих индивиду или группе индивидов.
Исследованием коммуникативной компетентности в рамках УИС и вопросов совершенствования подготовки сотрудников правоохранительных органов занимались многие ученые. А.В. Рогов, О.С. Желткова, Н.Г Соболев, О.Н. Ежова и др. изучали структурные компоненты социально-психологической компетентности. Так, например, М.Г. Дебольский разрабатывал методы развития у персонала пенитенциарных учреждений гуманной направленности личности и диалогического стиля общения, компетентности в области разрешения и урегулирования конфликтов в среде осужденных. А.М. Столяренко указывал на области пересечения социально-психологической компетентности педагога и сотрудника УИС.
Таким образом, коммуникативная компетентность сотрудника УИС играет важную роль во взаимодействии как с коллегами, так и со спецконтингентом. Несформированность компетентности сотрудников лежит в основе негативных явлений (нарушение законности, конфликты между администрацией исправительного учреждения и спецконтингента). Недостаточная успешность в профессиональной деятельности может быть вызвана такими причинами как неразвитость необходимых навыков общения (контроль в речи, жестах и т.д.), неумение строить уставные и внеслужебные отношения, устанавливать контакты со служебным коллективом и др. Следовательно, необходимо формировать коммуникативные способности сотрудников, т.к. успешность во взаимодействии является ведущим условием эффективной организации деятельности исправительных учреждений.
Одним из способов развития коммуникативной компетенции является ролевая игра, то есть метод, при котором реальное поведение имитируется участниками в соответствии с предложенными ролями и конкретной ситуацией. Лица, не задействованные в игре, выступают в качестве экспертов. Благодаря этому методу имеется возможность совершенствовать ролевое общение (роль начальника, подчиненного, отца и т. п.), а также лучше понимать мотивы поведения того, с кем приходится сталкиваться в процессе служебной деятельности.
В качестве активного метода обучения коммуникациям может выступать психодрама, в ходе которой участники исполняют социальные роли, моделирующие жизненные ситуации, имеющие личностный смысл. В отличие от обычной ролевой игры в ходе психодрамы устраняются неадекватные эмоциональные реакции и внутренний конфликт участников.
Изучение особенностей коммуникативной компетентности позволит выявить наиболее эффективные методы ее коррекции, что поспособствует повышению уровня процесса исправления осужденных.
[1] См.: Огородников А.В. Особенности деятельности сотрудников уголовно - исполнительной системы России // Вестник СамГУ - 2010. - № 5. - С. 220.
[2] См.: Качкина Л.С. Социально-психологическая компетентность и особенности ее формирования // Медицина и образование в Сибири. - 2008. - № 6.
[3] См.: Даниличева Т. П., Караваев А. Ф. Коммуникативные навыки сотрудников УИС как фактор успешного профессионального развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2003. - № 2.
|