Вторник, 26.11.2024, 19:24
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Характеристика коммуникативной компетентности у сотрудников уголовно-исполнительной системы

Уголовно-исполнительная система (далее - УИС) - единая система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде ли­шения свободы. Она реализует задачи воспитания осужденных, про­изводственно-хозяйственной деятельности, материально-бытового и медицинского обеспечения. Деятельность персонала УИС призвана обеспечить выполнение основных целей, направленных на реализа­цию функций по принудительной изоляции осужденных от общества, их исправление и профилактику совершения ими новых преступле­ний[1].

Профессиональная деятельность в УИС предъявляет определен­ные требования к уровню подготовки своих сотрудников как к специ­алистам, являющимся носителями не только статуса должностного лица, наделенного определенными правами и полномочиями, но и обладающими необходимой эрудицией, широким кругозором, про­фессиональными знаниями, умением общаться с людьми и умением сохранять свое психического здоровье, т. е. сотрудники должны обла­дать определенными компетенциями[2].

Исследователи В.В. Батаев, А.Г. Гельманов, С.А. Гонтарь, изуча­ющие проблему профессионального становления и самоопределения сотрудников правоохранительных органов, отмечают коммуникатив­ные навыки как необходимые профессиональные качества. Коммуни­кативная компетентность сотрудников УИС состоит в способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для достижения высокой эффективности делового, служеб­ного общения необходимо достигать взаимопонимание партнеров, полное понимание ситуации и предмета общения, большей опреде­ленности в решении задач и потребностей друг друга, что в резуль­тате должно привести к разрешению проблем, достижению целей с оптимальным расходованием ресурсов[3].

Коммуникативная компетентность получила развитие в иссле­дованиях западных ученых. Так, К. Данцигер рассматривал ее как способность реализации коммуникативных функций в ситуации, а

А. Маслоу как характеристику личности, позволяющую реализовать ее потребности (социальное признание, уважение, самоактуализация) и помогающую успешному процессу социализации. Дж. Равен ком­муникативную компетентность отождествлял с системой внутренних ресурсов, необходимых человеку для эффективной коммуникации, а Б. Спицберг определял как соответствие коммуникативного поведе­ния в ситуации и его эффективность. А. Холлидей рассматривал ком­петентность в общении как внутреннюю готовность и способность к речевому взаимодействию.

Отечественные исследователи коммуникативную компетентность рассматривают как владение языком, умение ориентироваться в объ­екте общения для создания прогностической модели его поведения. В своих работах Г.М. Андреева коммуникативную компетентность определяет как способность к ориентации, а ГС. Трофимова рассма­тривает ее как ориентированность в различных ситуациях общения. Л.Д. Столяренко предлагает рассматривать коммуникативную компе­тентность как способность устанавливать и поддерживать необходи­мые контакты с другими людьми, а Л.А. Петровская считает, что это система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения эффективного коммуникативного действия. Е.В. Клюев и И.Н. Горе­лова сравнивают коммуникативную компетенцию с рабочим набором коммуникативных тактик и стратегий, присущих индивиду или груп­пе индивидов.

Исследованием коммуникативной компетентности в рамках УИС и вопросов совершенствования подготовки сотрудников правоохра­нительных органов занимались многие ученые. А.В. Рогов, О.С. Жел­ткова, Н.Г Соболев, О.Н. Ежова и др. изучали структурные компо­ненты социально-психологической компетентности. Так, например, М.Г. Дебольский разрабатывал методы развития у персонала пени­тенциарных учреждений гуманной направленности личности и диа­логического стиля общения, компетентности в области разрешения и урегулирования конфликтов в среде осужденных. А.М. Столяренко указывал на области пересечения социально-психологической компе­тентности педагога и сотрудника УИС.

Таким образом, коммуникативная компетентность сотрудника УИС играет важную роль во взаимодействии как с коллегами, так и со спецконтингентом. Несформированность компетентности сотруд­ников лежит в основе негативных явлений (нарушение законности, конфликты между администрацией исправительного учреждения и спецконтингента). Недостаточная успешность в профессиональной деятельности может быть вызвана такими причинами как неразви­тость необходимых навыков общения (контроль в речи, жестах и т.д.), неумение строить уставные и внеслужебные отношения, устанавли­вать контакты со служебным коллективом и др. Следовательно, не­обходимо формировать коммуникативные способности сотрудников, т.к. успешность во взаимодействии является ведущим условием эф­фективной организации деятельности исправительных учреждений.

Одним из способов развития коммуникативной компетенции яв­ляется ролевая игра, то есть метод, при котором реальное поведение имитируется участниками в соответствии с предложенными ролями и конкретной ситуацией. Лица, не задействованные в игре, выступают в качестве экспертов. Благодаря этому методу имеется возможность совершенствовать ролевое общение (роль начальника, подчиненного, отца и т. п.), а также лучше понимать мотивы поведения того, с кем приходится сталкиваться в процессе служебной деятельности.

В качестве активного метода обучения коммуникациям может вы­ступать психодрама, в ходе которой участники исполняют социаль­ные роли, моделирующие жизненные ситуации, имеющие личност­ный смысл. В отличие от обычной ролевой игры в ходе психодрамы устраняются неадекватные эмоциональные реакции и внутренний конфликт участников.

Изучение особенностей коммуникативной компетентности позво­лит выявить наиболее эффективные методы ее коррекции, что поспо­собствует повышению уровня процесса исправления осужденных.

 

[1] См.: Огородников А.В. Особенности деятельности сотрудников уголовно - исполнительной системы России // Вестник СамГУ - 2010. - № 5. - С. 220.

[2] См.: Качкина Л.С. Социально-психологическая компетентность и особен­ности ее формирования // Медицина и образование в Сибири. - 2008. - № 6.

[3] См.: Даниличева Т. П., Караваев А. Ф. Коммуникативные навыки сотрудни­ков УИС как фактор успешного профессионального развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2003. - № 2.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 364 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%