На современном этапе развития теории и практики воспитательной работы с осужденными особое значение приобретает совершенствование индивидуальных форм взаимодействия, призванных, наряду с решением других задач, обеспечить оказание адресной педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической хар актеристики[1].
Основные организационные формы воспитательной работы с осужденными реализуются в отряде. Отряд создается с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению[2].
Руководство отрядом осуществляет начальник отряда. Именно он и выступает основным субъектом индивидуальной воспитательной работы с осужденными.
Как отмечает М.А. Лямзин, индивидуальная воспитательная работа - это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей на воспитуемых, осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных методов, форм и средств воспитания[3].
Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:
Субъект деятельности и объект индивидуальной воспитательной работы.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы.
Планирование.
Изучение и учет индивидуальных особенностей воспитуемых.
Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитуемых положительных качеств и их развития.
Обучение практике индивидуальной воспитательной работы.
Контроль, коррекцию воспитательных воздействий.
Индивидуальная воспитательная работа начальника отряда базируется на индивидуальном подходе, который, в свою очередь, предполагает организацию педагогического воздействия на конкретного осужденного, основанного на знании его черт личности и условий жизни. При этом осуществляется учет следующих данных: характера и степени общественной опасности совершенного преступления; обстоятельств, причин и условий его совершения; возраста; образования; профессии; условий жизни до осуждения; и других особенностей личности и его социального окружения[4].
На основе теоретического анализа работ А.В. Пищелко, М.П. Стуровой и Н.А. Тюгаевой, индивидуальную форму воспитательной работы можно определить как форму работы, которая предполагает, что каждый осужденный получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его специфическими возможностями.
Формами индивидуальной воспитательной работы начальника отряда с осужденными могут быть:
- беседа - метод устного получения сведений в процессе личного общения от испытуемого (осужденного) путем ведения с ним тематически направленного разговора[5].
- общественное поручение - это задание, исходящее от персонала к осужденным, для того, чтобы приобщить осужденных к общественной жизни.
Можно выделить также и другие формы такой работы: оказание индивидуальной помощи в конкретной работе; совместный поиск решения проблемы; аттестация; индивидуальное шефство; дисциплинарная практика; самовоспитание осужденного; переписка с родственниками и др.
Проведенный анализ научной литературы, а также изучение регионального опыта воспитательной работы с осужденными (опыт работы исправительных учреждений УФСИН России по Республике Мордовия) позволили разработать следующие рекомендации начальнику отряда для повышения эффективности организации индивидуальной воспитательной работы с осужденными.
Необходимо разнообразить педагогические средства, методы и приемы работы с осужденными, используемые в рамках определенных индивидуальных форм воспитательного взаимодействия в ИУ. Например, возможно составление индивидуальных воспитательных маршрутов вместе с теми осужденными, которые готовы к совместной деятельности, адекватно воспринимают поставленные педагогические задачи, проявляют заинтересованность в их решении. За основу данной работы можно использовать примерную структуру индивидуального воспитательного маршрута, разработанную сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России.
Проводя наблюдение за осужденным, начальнику отряда необходимо помнить, что оно должно быть естественным и объективным, не должно носить характера предвзятого взыскивания каких-то заранее предполагаемых проявлений и фактов, должно отражать объективную картину поведения. Следует учитывать, что одни и те же внешние проявления могут вызываться различными причинами, например, невыполнение норм выработки на производстве осужденными может быть результатом недобросовестного отношения к работе и результатами того, что он плохо владеет практическими навыками по своей специальности. Наблюдая, начальники отрядов должны накапливать материал для того, чтобы в определенное время можно было бы по душам поговорить с осужденным, показать, что хорошего, а что порочного имеется в его поведении, предложить наиболее оптималь-
ную для исправления данного осужденного форму воспитательного взаимодействия.
Начальникам отрядов необходимо чаще использовать рекомендации психологов учреждения, направленные на улучшение индивидуальной работы с осужденными. Особо пристального внимания требуют осужденные «группы риска», негативно настроенные личности, лидеры групп отрицательной направленности. Это осужденные, процесс адаптации которых к условиям жизни в исправительном учреждении проходит затруднительно и болезненно; осужденные женщины с аффектно настроенной психикой и субъективным отношением к отбыванию наказания; осужденные молодежного возраста, негативное и нестабильное поведение которых обусловлено особенностями возрастного развития или, наоборот, неоднократно судимые преступники по убеждению, обладающие рядом сильных черт характера.
Необходимо также обращать внимание на ряд методических требований по организации индивидуальных форм воспитательной работы.
Организация беседы предполагает выполнение следующих требований:
беседа должна проводиться с учетом личностных особенностей осужденного;
содержание задаваемых сотрудником вопросов должно соответствовать поставленной задаче и быть понятным осужденному;
наиболее целесообразно включать в беседу вопросы, связанные с интересами и мотивами поведения, характером взаимоотношений с близкими людьми, что может служить точкой опоры в процессе исправления осужденного;
по завершению беседы сотруднику необходимо провести сопоставление ожидаемых ответов с действительными, проанализировать реакции и ответы, записать выводы по беседе в дневнике индивидуальной работы с осужденным.
Успешная организация общественного поручения обеспечивается соблюдением следующих основных требований:
необходимо добиться того, чтобы каждый осужденный, находящийся в колонии, имел конкретное общественное поручение;
поручения должны быть посильными, интересными, значительными для осужденных, удовлетворять их потребности и желания;
необходима определенная система организации общественной деятельности.
Таким образом, индивидуальная воспитательная работа является важнейшим компонентом профессиональной деятельности начальника отряда осужденных, поскольку именно она призвана пробудить активность осужденного, направленную на его исправление, раскрыть внутреннее содержание его личности, а также оценить результативность всех оказываемых на него воспитательных воздействий. Этому в значительной мере способствует грамотная организация тех конкретных форм педагогического взаимодействия сотрудника с осужденным, в которых на практике реализуется индивидуальная воспитательная работа.
[1] См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.
[2] См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН» (ред. от 15.08.2016) // Российская газета. - 2006. - № 42.
[3] См.: Лямзин М. Индивидуально-воспитательная работа в подразделении // Ориентир. - 2001. - № 1. - С. 201.
[4] См.: Лямзин М. Индивидуально-воспитательная работа в подразделении.
С. 161.
[5] См.: Самойлик Н. А. Психологические возможности применения метода беседы в практике инспектора уголовно-исполнительной инспекции // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 292-294.
|