Вторник, 26.11.2024, 19:24
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Организация индивидуальных форм воспитательной работы в деятельности начальника отряда осужденных

На современном этапе развития теории и практики воспитатель­ной работы с осужденными особое значение приобретает совершен­ствование индивидуальных форм взаимодействия, призванных, наря­ду с решением других задач, обеспечить оказание адресной педагоги­ческой помощи каждому осужденному с учетом его социально-демо­графической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической хар актеристики[1].

Основные организационные формы воспитательной работы с осу­жденными реализуются в отряде. Отряд создается с целью обеспече­ния управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здо­ровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социаль­ной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготов­ки к освобождению[2].

Руководство отрядом осуществляет начальник отряда. Именно он и выступает основным субъектом индивидуальной воспитательной работы с осужденными.

Как отмечает М.А. Лямзин, индивидуальная воспитательная ра­бота - это систематическое и целенаправленное влияние воспитате­лей на воспитуемых, осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных методов, форм и средств воспитания[3].

Система индивидуальной воспитательной работы включает в себя:

Субъект деятельности и объект индивидуальной воспитатель­ной работы.

Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы.

Планирование.

Изучение и учет индивидуальных особенностей воспитуемых.

Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педа­гогического воздействия для формирования у воспитуемых положи­тельных качеств и их развития.

Обучение практике индивидуальной воспитательной работы.

Контроль, коррекцию воспитательных воздействий.

Индивидуальная воспитательная работа начальника отряда бази­руется на индивидуальном подходе, который, в свою очередь, пред­полагает организацию педагогического воздействия на конкретного осужденного, основанного на знании его черт личности и условий жизни. При этом осуществляется учет следующих данных: характе­ра и степени общественной опасности совершенного преступления; обстоятельств, причин и условий его совершения; возраста; образова­ния; профессии; условий жизни до осуждения; и других особенностей личности и его социального окружения[4].

На основе теоретического анализа работ А.В. Пищелко, М.П. Стуровой и Н.А. Тюгаевой, индивидуальную форму воспита­тельной работы можно определить как форму работы, которая пред­полагает, что каждый осужденный получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответ­ствии с его специфическими возможностями.

Формами индивидуальной воспитательной работы начальника отряда с осужденными могут быть:

- беседа - метод устного получения сведений в процессе личного общения от испытуемого (осужденного) путем ведения с ним темати­чески направленного разговора[5].

- общественное поручение - это задание, исходящее от персонала к осужденным, для того, чтобы приобщить осужденных к обществен­ной жизни.

Можно выделить также и другие формы такой работы: оказание индивидуальной помощи в конкретной работе; совместный поиск решения проблемы; аттестация; индивидуальное шефство; дисци­плинарная практика; самовоспитание осужденного; переписка с род­ственниками и др.

Проведенный анализ научной литературы, а также изучение реги­онального опыта воспитательной работы с осужденными (опыт рабо­ты исправительных учреждений УФСИН России по Республике Мор­довия) позволили разработать следующие рекомендации начальнику отряда для повышения эффективности организации индивидуальной воспитательной работы с осужденными.

Необходимо разнообразить педагогические средства, методы и приемы работы с осужденными, используемые в рамках определен­ных индивидуальных форм воспитательного взаимодействия в ИУ. Например, возможно составление индивидуальных воспитательных маршрутов вместе с теми осужденными, которые готовы к совмест­ной деятельности, адекватно воспринимают поставленные педагоги­ческие задачи, проявляют заинтересованность в их решении. За осно­ву данной работы можно использовать примерную структуру индиви­дуального воспитательного маршрута, разработанную сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России.

Проводя наблюдение за осужденным, начальнику отряда необ­ходимо помнить, что оно должно быть естественным и объективным, не должно носить характера предвзятого взыскивания каких-то за­ранее предполагаемых проявлений и фактов, должно отражать объ­ективную картину поведения. Следует учитывать, что одни и те же внешние проявления могут вызываться различными причинами, на­пример, невыполнение норм выработки на производстве осужденны­ми может быть результатом недобросовестного отношения к работе и результатами того, что он плохо владеет практическими навыками по своей специальности. Наблюдая, начальники отрядов должны нака­пливать материал для того, чтобы в определенное время можно было бы по душам поговорить с осужденным, показать, что хорошего, а что порочного имеется в его поведении, предложить наиболее оптималь-

ную для исправления данного осужденного форму воспитательного взаимодействия.

Начальникам отрядов необходимо чаще использовать рекомен­дации психологов учреждения, направленные на улучшение индиви­дуальной работы с осужденными. Особо пристального внимания тре­буют осужденные «группы риска», негативно настроенные личности, лидеры групп отрицательной направленности. Это осужденные, про­цесс адаптации которых к условиям жизни в исправительном учреж­дении проходит затруднительно и болезненно; осужденные женщины с аффектно настроенной психикой и субъективным отношением к от­быванию наказания; осужденные молодежного возраста, негативное и нестабильное поведение которых обусловлено особенностями воз­растного развития или, наоборот, неоднократно судимые преступни­ки по убеждению, обладающие рядом сильных черт характера.

Необходимо также обращать внимание на ряд методических требований по организации индивидуальных форм воспитательной работы.

Организация беседы предполагает выполнение следующих требо­ваний:

беседа должна проводиться с учетом личностных особенностей осужденного;

содержание задаваемых сотрудником вопросов должно соот­ветствовать поставленной задаче и быть понятным осужденному;

наиболее целесообразно включать в беседу вопросы, связанные с интересами и мотивами поведения, характером взаимоотношений с близкими людьми, что может служить точкой опоры в процессе ис­правления осужденного;

по завершению беседы сотруднику необходимо провести сопо­ставление ожидаемых ответов с действительными, проанализировать реакции и ответы, записать выводы по беседе в дневнике индивиду­альной работы с осужденным.

Успешная организация общественного поручения обеспечивается соблюдением следующих основных требований:

необходимо добиться того, чтобы каждый осужденный, находя­щийся в колонии, имел конкретное общественное поручение;

поручения должны быть посильными, интересными, значитель­ными для осужденных, удовлетворять их потребности и желания;

необходима определенная система организации общественной деятельности.

Таким образом, индивидуальная воспитательная работа является важнейшим компонентом профессиональной деятельности началь­ника отряда осужденных, поскольку именно она призвана пробудить активность осужденного, направленную на его исправление, рас­крыть внутреннее содержание его личности, а также оценить резуль­тативность всех оказываемых на него воспитательных воздействий. Этому в значительной мере способствует грамотная организация тех конкретных форм педагогического взаимодействия сотрудника с осу­жденным, в которых на практике реализуется индивидуальная воспи­тательная работа.

 

[1] См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Россий­ской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

[2] См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного уч­реждения ФСИН» (ред. от 15.08.2016) // Российская газета. - 2006. - № 42.

[3] См.: Лямзин М. Индивидуально-воспитательная работа в подразделении // Ориентир. - 2001. - № 1. - С. 201.

[4] См.: Лямзин М. Индивидуально-воспитательная работа в подразделении.

С. 161.

[5] См.: Самойлик Н. А. Психологические возможности применения метода беседы в практике инспектора уголовно-исполнительной инспекции // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 292-294.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 503 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%