Одним из серьезных препятствий, стоящих на пути эффективной организации исправления в условиях пенитенциарного учреждения, является асоциальная субкультура с ее специфическим набором ценностных ориентаций, норм и правил поведения, проявляющихся в межличностном взаимодействии.
Категория осужденных, занимающая определенное место в тюремной иерархии, а именно имеющая высокий пенитенциарный статус, и придерживающаяся норм криминальной субкультуры, проявляет специфические особенности в межличностном взаимодействии. Прежде всего, в профиле осужденных отражается дифференциация общения и межличностных статусов, трудности в усвоении моральных и правовых норм. Поведение таких осужденных обусловлено тенденцией к постоянному стремлению удовлетворять возникающие желания и потребности, нарушая общепринятые правила поведения. В этой связи становится очевидным, что осужденные, имеющие высокий пенитенциарный статус, представляют особую сложность для ресоциализации.
Данная категория осужденных в местах лишения свободы пользуется наибольшим авторитетом среди осужденных, демонстрирует определенную специфику общения и взаимодействия, именно с ними связано наибольшее количество нарушений режимных требований, цель которых направлена на поддержание их пенитенциарного статуса.
В психологии под межличностным взаимодействие понимается процесс и результат изменения одним индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок[1].
В зарубежной психологической науке при изучении межличностного взаимодействия основное внимание уделяется поведенческим аспектам феномена «интеракция», его структурным компонентам и механизмам.
Так, занимаясь данным вопросом, Х. Блэкок и Г Уиткин разработали теорию диадического взаимодействия с позиций бихевиоризма. Изучением специфических условий взаимодействия, повышающих или снижающих эффективность межличностного кооперирования, занимались С. Кук, Г Олпорт, К. Стефан. В работах У. Дуаза, Г. Джерарда, М. Хойта, Г Тэжфела, Д. Тернера выявлены механизмы межличностного взаимодействия, основанные на формировании чувства идентичности индивида с группой.
Проблема межличностного взаимодействия рассматривается в трудах отечественных психологов. Так Б.Ф. Ломовым (1984 г.) и его сотрудниками рассматриваемое в этом плане взаимодействие выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. В процессе взаимодействия осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)»[2].
В своих работах А.А. Бодалев большое значение придает устойчивым оценочным отношениям, которые «возникают на основе образа человека, а последний создается в процессе многократного взаимодействия и обобщения при восприятии отдельных качеств, свидетельствующих о способностях человека, его взглядах, и социально-групповой принадлежности»[3].
А.В. Петровский при изучении межличностных взаимодействий выделяет особую характеристику - референтность, которая в соответствии с его концепцией рассматривается как «форма субъект-объект- ных отношений, выражающая зависимость субъекта от другого индивида и выступающая как избирательное отношение к нему в условиях задач ориентации в личностно значимом объекте»[4]. В работах данных авторов межличностное взаимодействие воспринимается в качестве составной части общения.
В настоящее время в местах лишения свободы проблемными остаются вопросы, связанные с характеристикой межличностного взаимодействия осужденных с высоким пенитенциарным статусом, которая заключается в приверженности к воровским традициям, нарушении режима содержания в исправительном учреждении, неформальных отношений среди осужденных, которые влияют негативным образом на процесс исправления.
В пенитенциарной психологии межличностная система взаимодействия рассматривается как достаточно стабильная и плотная сеть непосредственных личностных (групповых) взаимосвязей осужденных, которая объективируется в поведенческих актах, способах взаимовлияния, особенностях внутри - и межгруппового общения[5].
Таким образом, межличностные взаимодействия осужденных с высоким пенитенциарным статусом представляют собой специфическую целостную систему, отражающую их ценности, взгляды, особенности поведения, расположение на ступенях тюремной стратификации и т.д. Тюремная субкультура консолидирует заключенных, помогает им переносить трудности, связанные с лишением свободы. Выработанный в рамках тюремной субкультуры характер межличностного взаимодействия осужденных с высоким пенитенциарным статусом, с одной стороны помогает им переносить трудности, но с другой — отдаляет их от первостепенной цели - исправления.
Несмотря на работы, посвященные проблемам межличностного взаимодействия среди осужденных, на современном этапе развития пенитенциарной психологии, межличностные взаимодействия осужденных с высоким пенитенциарным статусом, остаются недостаточно изученными, что делает актуальным исследование этого вопроса.
Рассмотрение данной проблемы позволяет целенаправленно разрабатывать определенные меры, направленные на исправление и ресоциализацию этой сложной категории осужденных, а также способствовать формированию у них правопослушного поведения. Межличностное взаимодействие осужденных целесообразно исследовать при помощи следующих методов и методик: «Наблюдение», «Беседа», «Незаконченные предложения», «Опросник межличностных отношений» А.А. Рукавишникова, «Опросник для диагностики межличностных отношений» Тимоти Лири.
[1] См.: Панфилова А.П. Теория и практика общения : учеб. пособие. - М.: Академия, 2007. - С. 51.
[2] См.: Андреева Г.М. Социальная психология : учеб. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С. 67.
[3] См.: Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. - М.: Знание, 1983. - С. 38.
[4] См.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Творческая педагогика, 1993. - С. 255.
[5] См.: Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. - СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004. - С. 78.
|