Отдел организации службы охраны является структурным подразделением управления охраны и конвоирования ФСИН России.
Отдел осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в вопросах:
охраны исправительных и воспитательных колоний, производственных объектов, на которых работают осужденные;
конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей из исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС;
сопровождения и охраны лиц, которым назначено принудительное лечение в ПБСТИН;
осуществления пропускного режима на охраняемых объектах;
соблюдения законности персоналом охраны при выполнении служебных задач[1].
Особенности служебной деятельности работников УИС определяют высокий уровень их профессиональной компетенции, знаний, умений, навыков, морально-психологической и эмоциональной устойчивости. Условия пенитенциарных учреждений и специфика органов
ФСИН России обеспечивают совершенствование профессионализма сотрудников. Высокие требования, предъявляемые к ним, связаны со сложностью их профессиональной деятельности, с особым контингентом, экстремальными и стрессовыми ситуациями, режимом несения службы и др.
Важно также указать на постоянное физическое и психическое напряжение и утомление, недостаток отдыха, часто монотонный, нере- гламентированный и жестко навязанный режим труда, высокую меру ответственности за принимаемые решения и реальную витальную угроз.
Все это может приводить к разрушению стабильности и гармонии самого сотрудника. Для поддержания целостности личности, внутреннего эмоционального баланса, сохранения здорового функционирования когнитивных и интеллектуальных процессов сотрудник часто использует психологические защиты во взаимодействии с другими людьми.
Впервые термин «психологическая защита» был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом[2].
Психологическая защита - психологический, бессознательный механизм, направленный на снижение и минимизацию внутриличност- ного конфликта и дискомфорта, а также на сохранение стабильности, путем устранения аморальных мыслей, неблагородных поступков, оказывающих психотравмирующее воздействие[3]. Психологическая защита - это естественное противостояние человека окружающей среде, она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки, которая сопровождает профессиональную деятельность всех сотрудников УИС[4].
Разработкой психологического обеспечения сотрудников отделов охраны занимались Б.Г. Бовин, Н.В. Дель, И.С. Дорошенко, Л.Н. Елошвили, С.И. Злобин, П.В. Казберов, A.B. Кокурин, Д.А. Кра- сов, Е.Л. Ланкина, А.И. Мокрецов, A.C. Мурзин, A.B. Наприс, E.H. Рысьева, О.В. Старикова, С.А. Хохрин и др. Однако, специальных изучений психологических защит именно у работников интересующей нас категории, не отмечено. Поэтому важно подчеркнуть малую исследованность данного феномена.
Стрессогенность профессиональной деятельности сотрудников отдела охраны вынуждает их использовать механизмы психологических защит, что не всегда является положительным явлением. С точки зрения Ф.Е. Василюка, Э.И. Киршбаума, И.Д. Стойкова, В.А. Ташли- кова защитные механизмы имеют скорее отрицательное значение для развития человека.
Близкую по существу точку зрения имеет Р.М. Грановская, описывая результаты действия различных психологических барьеров на переработку субъективно значимой информации, под именем которых представлены иногда классические защитные механизмы, а иногда более сложные комплексы (сновидения, катарсис)[5]. Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеев считают, что в результате интенсивного использования психологической защиты вместо реального практического решения конфликтных ситуаций происходит постоянный повтор прошлого опыта и в целом выбор адаптации в ущерб саморазвитию и самореализации.
С целью изучения данной проблемы нами было организованно исследование на базе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области, в ходе которого приняли участие 60 сотрудников отдела охраны (срок службы от 1 года до 10 лет). Диагностика осуществлялась при помощи следующих методик: диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В. Бойко); диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, ОФ. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.).
В ходе проведенного исследования было выяснено, что преобладающее большинство сотрудников используют такие психологические защиты:
вытеснение (38%); вытеснение - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п.;
замещение (34%); действие замещения как защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение[6];
проекция (12%); в основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и, таким образом, становятся как бы вторичными. Негативный, социально ма- лоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях[7]. Возможно, это связано с негативным отношением к традициям, нормам, правилам криминогенного общежития осужденных, строгой дисциплиной и с соблюдением четкой регламентации, что зачастую приводит к подавлению собственных мыслей, чувств и желаний. Также необходимо отметить сложность контингента и стрессовый характер несения службы.
Таким образом, специфичность и сложность профессиональной деятельности сотрудников отдела охраны определяет особенности внутриличностного функционирования, в т. ч. и механизмов, которые являются, своего рода, регулятором и стабилизатором личности сотрудников, направленные на минимизацию отрицательных переживаний. Именно поэтому необходимо изучать такое явление как психологические защиты. Рациональное использование механизмов защиты поможет сотруднику повысить стрессоустойчивость, волевой и эмоциональный самоконтроль, сохранить целостность своей личности, снизить внутреннее напряжение и дискомфорт, уменьшить накопившиеся негативные новообразования и избежать перегрузок.
[1] См.: Отдел организации службы охраны. URL: Ы1р://фсин.рфМгасШге/ security/ooso.php (дата обращение: 14.04.2016).
133
[2] См.: Фрейд З. Я и Оно. Психология бессознательного. - М, 1990. - С.114.
[3] См.: Грановская Р.М. Психологическая защита. - СПб, 2007. - С.56.
[4] См.: Дебольский М.Г., Бовин Б.Г., Васищев А.А., Кокурин А.В., Мокрецов А.И. Организация работы практических психологов с персоналом Уголовно-исполнительной системы. - М., 2005. - С.81.
[5] См.: Грановская Р.М. Психологическая защита. С. 41.
[6] См.: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов ГМ. Диагностика типологий психологической защиты Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C. 444-452.
[7] Там же.
|