Вторник, 26.11.2024, 19:19
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

К вопросу об особенностях психологической защиты у сотрудников отдела охраны

Отдел организации службы охраны является структурным под­разделением управления охраны и конвоирования ФСИН России.

Отдел осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной си­стемы (далее - УИС) в вопросах:

охраны исправительных и воспитательных колоний, производ­ственных объектов, на которых работают осужденные;

конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей из исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС;

сопровождения и охраны лиц, которым назначено принудитель­ное лечение в ПБСТИН;

осуществления пропускного режима на охраняемых объектах;

соблюдения законности персоналом охраны при выполнении служебных задач[1].

Особенности служебной деятельности работников УИС опреде­ляют высокий уровень их профессиональной компетенции, знаний, умений, навыков, морально-психологической и эмоциональной устой­чивости. Условия пенитенциарных учреждений и специфика органов

 

ФСИН России обеспечивают совершенствование профессионализма сотрудников. Высокие требования, предъявляемые к ним, связаны со сложностью их профессиональной деятельности, с особым контин­гентом, экстремальными и стрессовыми ситуациями, режимом несе­ния службы и др.

Важно также указать на постоянное физическое и психическое на­пряжение и утомление, недостаток отдыха, часто монотонный, нере- гламентированный и жестко навязанный режим труда, высокую меру ответственности за принимаемые решения и реальную витальную угроз.

Все это может приводить к разрушению стабильности и гармо­нии самого сотрудника. Для поддержания целостности личности, внутреннего эмоционального баланса, сохранения здорового функци­онирования когнитивных и интеллектуальных процессов сотрудник часто использует психологические защиты во взаимодействии с дру­гими людьми.

Впервые термин «психологическая защита» был введен в психоло­гию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом[2].

Психологическая защита - психологический, бессознательный ме­ханизм, направленный на снижение и минимизацию внутриличност- ного конфликта и дискомфорта, а также на сохранение стабильности, путем устранения аморальных мыслей, неблагородных поступков, оказывающих психотравмирующее воздействие[3]. Психологическая защита - это естественное противостояние человека окружающей сре­де, она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки, которая сопровождает профессиональную деятельность всех сотрудников УИС[4].

Разработкой психологического обеспечения сотрудников от­делов охраны занимались Б.Г. Бовин, Н.В. Дель, И.С. Дорошенко, Л.Н. Елошвили, С.И. Злобин, П.В. Казберов, A.B. Кокурин, Д.А. Кра- сов, Е.Л. Ланкина, А.И. Мокрецов, A.C. Мурзин, A.B. Наприс, E.H. Рысьева, О.В. Старикова, С.А. Хохрин и др. Однако, специальных изучений психологических защит именно у работников интересую­щей нас категории, не отмечено. Поэтому важно подчеркнуть малую исследованность данного феномена.

Стрессогенность профессиональной деятельности сотрудников отдела охраны вынуждает их использовать механизмы психологиче­ских защит, что не всегда является положительным явлением. С точки зрения Ф.Е. Василюка, Э.И. Киршбаума, И.Д. Стойкова, В.А. Ташли- кова защитные механизмы имеют скорее отрицательное значение для развития человека.

Близкую по существу точку зрения имеет Р.М. Грановская, описы­вая результаты действия различных психологических барьеров на пе­реработку субъективно значимой информации, под именем которых представлены иногда классические защитные механизмы, а иногда более сложные комплексы (сновидения, катарсис)[5]. Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеев считают, что в результате интенсивного использования психологической защиты вместо реального практического решения конфликтных ситуаций происходит постоянный повтор прошлого опыта и в целом выбор адаптации в ущерб саморазвитию и саморе­ализации.

С целью изучения данной проблемы нами было организованно ис­следование на базе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской обла­сти, в ходе которого приняли участие 60 сотрудников отдела охраны (срок службы от 1 года до 10 лет). Диагностика осуществлялась при помощи следующих методик: диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (В.В. Бойко); диагностика типо­логий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассер­мана, ОФ. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.).

В ходе проведенного исследования было выяснено, что преоблада­ющее большинство сотрудников используют такие психологические защиты:

вытеснение (38%); вытеснение - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мне­нию большинства исследователей, этот механизм лежит в основе дей­ствия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (пода­вленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, не­благодарность и т. п.;

замещение (34%); действие замещения как защитного механиз­ма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враж­дебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отри­цательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление нена­висти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В боль­шинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные дей­ствия, которые разрешают внутреннее напряжение[6];

проекция (12%); в основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и, таким образом, становятся как бы вторичными. Негативный, социально ма- лоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправ­дать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях[7]. Возможно, это связа­но с негативным отношением к традициям, нормам, правилам крими­ногенного общежития осужденных, строгой дисциплиной и с соблю­дением четкой регламентации, что зачастую приводит к подавлению собственных мыслей, чувств и желаний. Также необходимо отметить сложность контингента и стрессовый характер несения службы.

Таким образом, специфичность и сложность профессиональной деятельности сотрудников отдела охраны определяет особенности внутриличностного функционирования, в т. ч. и механизмов, кото­рые являются, своего рода, регулятором и стабилизатором личности сотрудников, направленные на минимизацию отрицательных пере­живаний. Именно поэтому необходимо изучать такое явление как психологические защиты. Рациональное использование механизмов защиты поможет сотруднику повысить стрессоустойчивость, волевой и эмоциональный самоконтроль, сохранить целостность своей лично­сти, снизить внутреннее напряжение и дискомфорт, уменьшить нако­пившиеся негативные новообразования и избежать перегрузок.

 

[1] См.: Отдел организации службы охраны. URL: Ы1р://фсин.рфМгасШге/ security/ooso.php (дата обращение: 14.04.2016).

133

[2] См.: Фрейд З. Я и Оно. Психология бессознательного. - М, 1990. - С.114.

[3] См.: Грановская Р.М. Психологическая защита. - СПб, 2007. - С.56.

[4] См.: Дебольский М.Г., Бовин Б.Г., Васищев А.А., Кокурин А.В., Мокре­цов А.И. Организация работы практических психологов с персоналом Уголов­но-исполнительной системы. - М., 2005. - С.81.

[5] См.: Грановская Р.М. Психологическая защита. С. 41.

[6] См.: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов ГМ. Диагностика типоло­гий психологической защиты Социально-психологическая диагностика разви­тия личности и малых групп. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C. 444-452.

[7] Там же.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 206 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%