Вторник, 26.11.2024, 19:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности восприятия и интерпретации сотрудниками отдела специального назначения невербального поведения в межличностном общении

Проблема трудностей общения и возможностей их коррекции представляет интерес для психологической науки достаточно давно, это объясняется актуальными запросами практики по разрешению ситуаций затрудненного общения и его коррекции применительно к решению определенных профессиональных задач (Б.Д. Парыгин, Н.Н. Обозов, А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, В.А. Лабунская, В.Н. Куницына). К сожалению, трудности в служебном общении со­трудников отдела специального назначения предметом психологи­ческих исследований становились редко. Можно отметить работы А.Н. Сухова, в которых рассматривается негативное влияние профес­сиональной деформации сотрудников на процесс служебного обще­ния, В.Н. Позднякова, где описываются факторы, снижающие эффек­тивность служебного общения.

Общение сотрудников отдела специального назначения является многоплановым процессом, т. к. оно протекает в достаточно разных ситуациях и с разными категориями людей: с осужденными, отбыва­ющими наказания в местах лишения свободы, в служебном коллекти­ве при выполнении служебно-боевых задач, а также в зонах вооружен­ного конфликта. В нем реально и потенциально содержатся элементы, способствующие повышению вероятности возникновения различно­го рода трудностей в общении (тесный контакт с наиболее «трудным» в социальном и психологическом отношении контингентом, много­функциональность обязанностей, правовая регламентация деятельно­сти, временные ограничения, повышенная стрессогенность).

На современном этапе, в условиях реформирования уголовно-ис­полнительной системы (далее - УИС) и ее коренной перестройки про­блема повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников представляет одно из приоритетных направлений для исследований. Особое внимание должно уделяться повышению про­фессиональной компетентности сотрудников отдела специального на­значения, выполняющих важные задачи по обеспечению безопасной деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные нака­зания.

Целью проведенного исследования явилось изучение особенно­стей восприятия и интерпретации сотрудниками отдела специально­го назначения невербального поведения в межличностном общении и разработка рекомендаций по повышению коммуникативной компе­тентности. Эмпирическое исследование проводилось на базе отдела специального назначения и ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярослав­ской области. В экспериментальную группу было отобрано 30 со­трудников отдела специального назначения, в контрольную группу было отобрано 30 сотрудников исправительной колонии. Обе группы уравновешены по возрасту и образовательному статусу. Для сбора эм­пирических данных использовались методики: «Диагностика уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении»; «Социально-психологические характери­стики субъекта общения».

Данные, полученные по методике «Диагностика уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличнос­тном общении», свидетельствуют о том, что сотрудники отдела специ­ального назначения по сравнению с сотрудниками исправительных учреждений более адекватно понимают интеллектуально-волевые со­стояния людей на основе индивидуального невербального поведения. В группе сотрудников отдела специального назначения меньше тех, кто плохо устанавливает связи и отличия между психологическим со­держанием различных элементов невербального поведения по сравне­нию с группой сотрудников исправительного учреждения.

Сотрудники отдела специального назначения лучше понимают проявления враждебных, напряженных, конфликтных и агрессивных отношений. При анализе ситуации предполагаемого вербального ди­алога, причин взаимодействия, демонстрируют ориентацию на реше­ние задачи, в отличие от сотрудников исправительного учреждения. Аналогичные данные были получены при определении типа отноше­ний, связанных с борьбой, превосходством, агрессией и напряжением.

По методике «Социально-психологические характеристики субъ­екта общения» были выявлены значимые различия между экспери­ментальной и контрольной группами (при p<0,05) по шкале 5 (влия­ние различных параметров: пол, возраст, статус и др.). У сотрудников исправительной колонии данные показатели являются более высоки­ми. Можно предположить, что это связано с тем, что возрастные и гендерные различия, дифференциация должностных обязанностей способствуют возникновению определенных трудностей в общении и взаимодействии в коллективе исправительного учреждения, в то время, как у сотрудников отдела специального назначения коллектив гомогенный по полу и возрасту, схожи выполняемые функции.

Гипотеза о том, что сотрудников отдела специального назначения в большей степени будут затруднять характеристики общения, отно­сящиеся к особенностям «отношения - обращения партнеров друг к другу», а сотрудников исправительных учреждений в большей сте­пени будут затруднять такие параметры, как количество партнеров, возраст, пол, статус подтвердилась частично.

С учетом вышеизложенного, на наш взгляд, целесообразно с це­лью повышения профессиональной подготовленности сотрудников УИС проводить психологическую диагностику по изучению комму­никативной компетентности в области невербального поведения в межличностном общении при помощи следующих методик: «Невер­бальные характеристики общения» В.А. Лабунской, тест PONS («про­филь невербальной чувствительности»), метода «вербальной фикса­ции признаков экспрессии эмоциональных состояний» В. А. Лабун- ской.

Психологическая подготовка сотрудников должна включать в себя проведение занятий по повышению компетентности сотрудни­ков в области восприятия и интерпретации невербального поведения в межличностном общении, включающих в себя развитие таких спо­собностей, как эмпатическое слушание, умение видеть и слышать, расширять знания о спектре чувств и эмоций человека, научиться проявлять эмоции и интерпретировать их по невербальному поведе­нию человека.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 194 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%