Проблема трудностей общения и возможностей их коррекции представляет интерес для психологической науки достаточно давно, это объясняется актуальными запросами практики по разрешению ситуаций затрудненного общения и его коррекции применительно к решению определенных профессиональных задач (Б.Д. Парыгин, Н.Н. Обозов, А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, В.А. Лабунская, В.Н. Куницына). К сожалению, трудности в служебном общении сотрудников отдела специального назначения предметом психологических исследований становились редко. Можно отметить работы А.Н. Сухова, в которых рассматривается негативное влияние профессиональной деформации сотрудников на процесс служебного общения, В.Н. Позднякова, где описываются факторы, снижающие эффективность служебного общения.
Общение сотрудников отдела специального назначения является многоплановым процессом, т. к. оно протекает в достаточно разных ситуациях и с разными категориями людей: с осужденными, отбывающими наказания в местах лишения свободы, в служебном коллективе при выполнении служебно-боевых задач, а также в зонах вооруженного конфликта. В нем реально и потенциально содержатся элементы, способствующие повышению вероятности возникновения различного рода трудностей в общении (тесный контакт с наиболее «трудным» в социальном и психологическом отношении контингентом, многофункциональность обязанностей, правовая регламентация деятельности, временные ограничения, повышенная стрессогенность).
На современном этапе, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и ее коренной перестройки проблема повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников представляет одно из приоритетных направлений для исследований. Особое внимание должно уделяться повышению профессиональной компетентности сотрудников отдела специального назначения, выполняющих важные задачи по обеспечению безопасной деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Целью проведенного исследования явилось изучение особенностей восприятия и интерпретации сотрудниками отдела специального назначения невербального поведения в межличностном общении и разработка рекомендаций по повышению коммуникативной компетентности. Эмпирическое исследование проводилось на базе отдела специального назначения и ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области. В экспериментальную группу было отобрано 30 сотрудников отдела специального назначения, в контрольную группу было отобрано 30 сотрудников исправительной колонии. Обе группы уравновешены по возрасту и образовательному статусу. Для сбора эмпирических данных использовались методики: «Диагностика уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении»; «Социально-психологические характеристики субъекта общения».
Данные, полученные по методике «Диагностика уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении», свидетельствуют о том, что сотрудники отдела специального назначения по сравнению с сотрудниками исправительных учреждений более адекватно понимают интеллектуально-волевые состояния людей на основе индивидуального невербального поведения. В группе сотрудников отдела специального назначения меньше тех, кто плохо устанавливает связи и отличия между психологическим содержанием различных элементов невербального поведения по сравнению с группой сотрудников исправительного учреждения.
Сотрудники отдела специального назначения лучше понимают проявления враждебных, напряженных, конфликтных и агрессивных отношений. При анализе ситуации предполагаемого вербального диалога, причин взаимодействия, демонстрируют ориентацию на решение задачи, в отличие от сотрудников исправительного учреждения. Аналогичные данные были получены при определении типа отношений, связанных с борьбой, превосходством, агрессией и напряжением.
По методике «Социально-психологические характеристики субъекта общения» были выявлены значимые различия между экспериментальной и контрольной группами (при p<0,05) по шкале 5 (влияние различных параметров: пол, возраст, статус и др.). У сотрудников исправительной колонии данные показатели являются более высокими. Можно предположить, что это связано с тем, что возрастные и гендерные различия, дифференциация должностных обязанностей способствуют возникновению определенных трудностей в общении и взаимодействии в коллективе исправительного учреждения, в то время, как у сотрудников отдела специального назначения коллектив гомогенный по полу и возрасту, схожи выполняемые функции.
Гипотеза о том, что сотрудников отдела специального назначения в большей степени будут затруднять характеристики общения, относящиеся к особенностям «отношения - обращения партнеров друг к другу», а сотрудников исправительных учреждений в большей степени будут затруднять такие параметры, как количество партнеров, возраст, пол, статус подтвердилась частично.
С учетом вышеизложенного, на наш взгляд, целесообразно с целью повышения профессиональной подготовленности сотрудников УИС проводить психологическую диагностику по изучению коммуникативной компетентности в области невербального поведения в межличностном общении при помощи следующих методик: «Невербальные характеристики общения» В.А. Лабунской, тест PONS («профиль невербальной чувствительности»), метода «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний» В. А. Лабун- ской.
Психологическая подготовка сотрудников должна включать в себя проведение занятий по повышению компетентности сотрудников в области восприятия и интерпретации невербального поведения в межличностном общении, включающих в себя развитие таких способностей, как эмпатическое слушание, умение видеть и слышать, расширять знания о спектре чувств и эмоций человека, научиться проявлять эмоции и интерпретировать их по невербальному поведению человека.
|