В настоящее время в связи с отказом от исправительно-трудовой политики возрастает значимость социально-культурного направления деятельности в социальной работе с осужденными. В условиях активного реформирования пенитенциарной системы на первое место выходят идеи гуманизации, приведения системы в соответствие с европейскими пенитенциарными стандартами. Данный факт нашел свое отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Так, в сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными помимо прочего предполагается расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов[1].
Социально-культурная составляющая деятельности уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) на современном этапе развития может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы. Целью социально-культурной деятельности является организация рациональной и содержательной работы с осужденными, удовлетворение и, в определенной степени, развитие их культурных потребностей. В данном случае очень важен педагогический аспект социально-культурной деятельности, который заключается в регулировании и активизации процессов ресоциализации осужденного, т. е. в социальном перевоспитании и развитии его личности, осуществляемых в условиях изоляции от общества.
Реализовать весь комплекс возложенных на пенитенциарную систему обязанностей, в т.ч. и социально-культурной направленности, без тесного взаимодействия с социальными институтами современного общества практически не представляется возможным. Поэтому одним из принципиальных вопросов дальнейшего функционирования и развития УИС является вопрос о тесном взаимодействии с религиозными и общественными объединениями и организациями.
Участие религиозных объединений в деятельности УИС регламентируется такими законодательными актами, как Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ) и Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Практика показывает, что приобщение осужденных к вере благотворно отражается на их поведение и морально-психологический климат в местах лишения свободы. Верующие осужденные, как правило, значительно реже остальных совершают преступления и нарушения порядка отбывания наказаний.
Помимо религиозных объединений ФСИН России активно сотрудничает с другими общественными объединениями и организациями, заинтересованными в социальной и воспитательной работе с осужденными.
Во многих территориальных органах ФСИН России идет плодотворная работа по вовлечению в данную деятельность большого числа людей неравнодушных к судьбам, оступившихся на своем жизненном пути сограждан.
В качестве примера можно привести УФСИН России по Орловской области, который, помимо взаимодействия с Русской Православной Церковью, Союзом церквей ЕХБ и ХАСО, активно сотрудничает с такими общественными организациями как Социально-благотворительный Центр «Эра милосердия», Общественный Центр содействия реформе уголовного правосудия, Общественное благотворительное учреждение ИОП «Единая Европа», Областной комитет Красного Креста, Молодежный Центр борьбы со СПИДом, Орловская областная спортивная общественная организация «Спартак», Некоммерческий христианский реабилитационный центр «Надежда есть», Орловская региональная общественная организация «Орел», Общественная организация ветеранов боевых действий, Общественная организация «Красный мост», Орловское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Объединение казаков мест нетрадиционного проживания», Общественный фонд «Попечитель»[2].
Данное сотрудничество имеет значение для социальной адаптации осужденных, содействия в поддержании, восстановлении и укреплении социально полезных связей между осужденными и их родственниками, подготовки их к освобождению, содействия в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых из мест лишения свободы и включения их в правопослушную жизнь после освобождения.
В соответствии с Приказом ФСИН России от 01.10.2013 № 542[3], при ФСИН России создан Общественный совет по проблемам деятельности УИС. На данный момент общественные советы при территориальных органах ФСИН России созданы в 80 субъектах Российской Федерации.
Так же, во многих подразделениях территориальных органов ФСИН России созданы и действуют Попечительские советы. Главной задачей которых является восстановление Российских традиций общественного попечения пенитенциарных учреждений. Попечительские советы находят свое достойное место в схеме организации работы с осужденными, как один из способов воспитательного воздействия на спецконтингент.
В рамках реализации различных региональных целевых программ в исправительных учреждениях проводятся мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, встречи с участниками боевых действий; читательские конференции, посвященные творчеству русских и советских писателей, конкурсы патриотической песни, концерты художественной самодеятельности и пр.
Осуществляется социальный патронат группы осужденных, готовящихся к освобождению. Активное участие в этом принимают волонтеры из числа студентов российских вузов, представители аппарата уполномоченного по правам ребенка. Проводятся тренинговые занятия, направленные на профессиональное самоопределение, повышение коммуникативной грамотности, правовое просвещение.
В целях снижения рецидива среди лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, тем из них, кто до осуждения злоупотреблял алкогольными напитками, при содействии государственных учреждений здравоохранения на добровольной основе предоставляется возможность пройти курс кодирования от алкогольной зависимости.
С целью профилактики социально-значимых заболеваний общества проводятся акции, посвященные профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании.
В последнее время администрации пенитенциарных учреждений уделяют все больше внимания социально-культурной составляющей воспитательной работы с осужденными. С большим успехом проходят в учреждениях спортивные соревнования. За последние 2-3 года культурно-массовые мероприятия приобрели широчайший размах и перешли на новый качественный уровень. Если раньше на ежегодных смотрах-конкурсах художественной самодеятельности преобладали незатейливые стихи и песни под гитару, то теперь творческие коллективы осужденных показывают масштабные театральные постановки и единые концертные программы.
Досуговая работа с осужденными не ограничивается массовыми мероприятиями и концертами. Каждый может найти направление для самовыражения. Кто-то пишет замечательные стихи и участвует в «Калине красной», кто-то с увлечением лепит скульптуры из снега на традиционном зимнем конкурсе, кто-то выпускает стенгазеты и пр.
Несмотря на то, что во многих пенитенциарных учреждениях достаточно хорошо развита культурная и творческая деятельность осужденных, широко привлекаются религиозные и общественные объединения и организации, в данной сфере остается нерешенным достаточно большое количество серьезных проблем.
Среди них можно выделить следующие:
- отсутствие у большинства сотрудников пенитенциарных учреждений:
а) четкой установки на оказание воспитательного воздействия на осужденного;
практического опыта реабилитации посредством культурно-досуговой деятельности (в силу большой текучести кадров);
необходимой подготовки, касающейся вопросов воспитания и реабилитации осужденных посредством культурно-досуговой деятельности;
- проблемы неопределенности некоторых, наиболее значимых аспектов воспитательной работы именно с сотрудниками (большое внимание нужно уделять совершенствованию отбора кадров на службу в данную систему).
Подводя итог, отметим, что в УИС присутствует идеологическая установка на усиление социально-культурной составляющей деятельности по ресоциализации осужденных, серьезным образом совершенствуется материальная база учреждений.
[1] См.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.
[2] См.: Взаимодействие с религиозными и общественными организациями УФСИН России по Орловской области. URL: http://57.fsin.su/obshchestvennye_ obedinemya/rezhim.php (дата обращения: 19.12.2015).
[3] См.: Приказ ФСИН России от 01.10.2013 № 542 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2014. - № 1.
|