Как справедливо отмечает Т. В. Гурова: «Наиболее плодотворным является системный подход к изучению источников права, позволяющий смоделировать идеальную многоуровневую систему источников права, выделить элементы этой системы, проанализировать каждый из них в отдельности, выявить объективно существующие связи между элементами предлагаемой системы»[1].
Понятие системы всегда привлекало внимание исследователей, однако до настоящего времени не выработано единое определение.
М. Н. Марченко, исследовав существующие в науке определения системы, выделяет следующие родовые и видовые признаки систем:
- наличие структурных, формирующих любую систему элементов;
- наличие системообразующих связей между элементами;
- возникновение целостности системы в результате взаимосвязи и взаимодействия составляющих ее элементов;
- обладание структурными элементами системы определенной автономией и относительной самостоятельностью по отношению друг к другу, а системы в целом - по отношению к окружающей — экономической, социальной природной, географической и иной среде[2].
По мнению А. Ю. Гарашко, источники позитивного права представляют собой единую неорганичную, идеальную, искусственно созданную систему, обладающую определенными особенностями. Такая система представляет собой совокупность элементов целого феномена, принципиально открытое множество, сегменты которого расположены в определенной закономерной последовательности и связаны коррелирующими отношениями. В случае выхода из системы одного либо нескольких элементов не произойдет разрушения всей системы в целом.
По мнению автора, можно выделить следующие общесистемные свойства источников права: структурность (расположение элементов в определенной последовательности), организованность (взаимодействие всех локусов для достижения общих целей), взаимодействие с окружающей средой («вход-выход»), множественность (наличие более двух элементов), когерентность (взаимосвязь), эмерджентность (несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов)[3].
В настоящее время можно представить достаточно много классификационных оснований системы формальных (юридических) источников права. В системе имеется устойчивое ядро, содержащее те источники права, которые признаются всеми исследователями. По мнению С. В. Бошно, к числу таких бесспорных источников относятся: нормативные правовые акты, судебные (административные) прецеденты, правовые обычаи. Вторую группу можно условно назвать достаточно распространенными: договоры, локальные акты, принципы,
религиозные тексты. Третью группу составляют формы, признаваемые крайне
77
редко: правосознание, разум, правоотношение, доктрины, труды юристов .
По ее мнению, представляется допустимым использовать в качестве основания классификации силу, порождающую правовые предписания: 1) государственную волю (нормативные правовые акты, прецеденты); 2) общественный опыт (обычаи); 3) согласование воль нескольких участников отношений (договор, автономическое право); 4) авторитет различного происхождения (религия, доктринальные формы).
В зависимости от силы, охраняющей соответствующие предписания, выделяют формы, которые: 1) охраняются государством (нормативный акт);
охраняются сторонами (договор, автономии); 3) охраняются авторитетом создавшей силы (доктринальные источники, обычаи).
По такому основанию, как количество создателей, выделяют: 1) единоличные формы (в первую очередь это касается прецедентов и некоторых видов нормативных правовых актов - указов, приказов, но в определенной степени сюда относится и закон, так как законодательный орган действует как консолидированный источник воли); 2) коллективные формы (автономии и договоры);
формы, авторы которых многочисленны, либо их число установить не представляется возможным, либо это не имеет значения (доктринальные формы права, религия, обычаи).
Комплексное использование приведенных выше оснований позволило автору выработать систему формальных (юридических) источников права, включающую как современные явления, так и исторические правовые явления:
нормативный правовой акт (Конституция, законы (законы РФ, ФКЗ, ФЗ, уставные (конституционные) законы и текущие законы субъектов РФ), подзаконные акты разных уровней (постановления, указы, распоряжения, инструкции, приказы, положения)); 2) судебная практика (судебный прецедент, прецедент толкования, постановления пленумов, письма судей, информационные письма, правоположе- ния, решения по конкретным делам); 3) правовой обычай (в том числе обычай де- [4]
лового оборота, заведенный порядок, местный обычай, обыкновение, сложившаяся практика); 4) доктринальные формы права (доктрина, «книжное право», наука, правосознание, принципы права, программное право, экспертное право); 5) автономическое или статуарное (корпоративное) право; 6) религия (в том числе изречения религиозно-этических деятелей, право религиозных примеров или образцов поведения); 7) договор (внутригосударственный, международный)[5].
В настоящее время можно с уверенность говорить о том, что «реально действующими источниками права выступают не только формы закрепления правовых норм, признаваемые государства, но и вообще любые формы фиксации, объективации правовых норм, из которых участники правоотношений на практике реально черпают обязательные для них правила поведения, рассматривая их как критерии правомерности поведения, и которые выступают основой правоприменительных решений. Формальное непризнание государством того или иного источника не может обусловливать его неприменение на практике... Сложившаяся система реально действующих источников права существенно отличается от формально признаваемой государством. Реально действующими источниками российского права выступают нормативные правовые акты, нормативные правовые договоры, правовые обычаи, прецеденты толкования и конкретизации права. Расхождение наблюдается не только по содержанию самих источников и характеру их взаимосвязи, но и по соотношению их формально установленной и действительной роли в регулировании общественных отношений»[6]. Подобные тенденции расхождения наблюдаются и в уголовно-исполнительном праве. Кроме того, можно констатировать расширение перечня признанных источников права[7]. «Система форм отечественного права, с позиции интегративной концепции правопо- нимания, не сводится только к нормативным правовым актам, как важным, но далеко не единственным формально-юридическим источникам права, а совершенно
обоснованно в системе форм права отводится место основополагающим принципам права, договорам нормативного содержания, правовым обычаям, которые в совокупности и образуют необходимый нормативно-правовой массив, предназначенный ддя обеспечения максимально полного правового регулирования современных общественных отношений»[8].
Р. А. Ромашов, говоря о видах источников российского пенитенциарного права, выделяет нормативные правовые акты (пенитенциарное законодательство); нормативные правовые акты локального (ведомственного) нормотворчества; нормативные договоры; судебные прецеденты; доктринальные акты[9].
Анализируя интегративные процессы взаимодействия национальной российской правовой системы с международным правом, расширение контактов с пенитенциарными системами иностранных государств, международными неправительственными организациями, научно-исследовательскими, образовательными и научными центрами Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Европейского союза, государств - участников Содружества Независимых Государств и стран дальнего зарубежья, мы приходим к заключению о необходимости переосмысления разработанных ранее подходов к пониманию системы формальных (юридических) источников уголовно-исполнительного права России. Правовая реформа требует обстоятельного осмысления различных средств нормативного регулирования, как устоявшихся, так и нетрадиционных.
Основаниями классификации формальных (юридических) источников уголовно-исполнительного права, по нашему мнению, могут выступать:
юридическая сила нормативных правовых актов; 2) исторически сложившиеся правовые традиции российской правовой действительности; 3) процессы глобализации, затрагивающие в том числе правовые реалии; 4) результаты инфильтрации норм международного права в российскую национальную правовую систему.
Учитывая вышеуказанные критерии, формальные (юридические) источники уголовно-исполнительного права можно разделить на две группы: 1) традиционные и 2) дискуссионные.
К традиционным источникам мы относим:
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, одобренные Российской Федерацией;
федеральное законодательство;
подзаконные нормативные правовые акты высших федеральных органов власти;
ведомственные и межведомственные подзаконные нормативные правовые акты.
К дискуссионным источникам:
постановления Европейского суда по правам человека;
решения Конституционного суда РФ;
судебные постановления Верховного Суда РФ; постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Традиционные источники уголовно-исполнительного права
Согласно части 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
«С точки зрения юридического позитивизма, общепризнанные принципы международного права как его основополагающие императивные нормы, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, самостоятельным источником международного права не являются. Принципы выступают в роли исходных сущностных начал права, закрепляются в той или иной степени в источниках права и характеризуют его содержание, а не форму. В рамках более широкого подхода к праву возможно придание принципам статуса источника. В любом случае общепризнанные принципы международного права как
его основополагающие нормы, действующие вне зависимости от выражения со-
35
гласил государства на их соблюдение, имеют приоритетную юридическую силу и для других элементов системы международного права, и ддя системы национальных источников права. По сути, они выполняют в системе права и его источников роль атрибутивных положений, обеспечивающих достижение системой интегра-
83
тивных качеств» .
Российское законодательство, регулирующее исполнение всех видов уголовных наказаний, основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ[10] [11].
Необходимо отметить, что законодатель в ч. 4 ст. 3 УИК РФ оговорил условия реализации в уголовно-исполнительном законодательстве рекомендаций (деклараций) международных организаций[12], относящихся к исполнению наказания и обращению с осужденными, при наличии необходимых социальных и экономических возможностей. По нашему мнению, данное положение ст. 3 УИК РФ подлежит исключению из федерального закона, поскольку соответствующая конституционная норма указывает на преимущественное применение обязательных норм международного договора, одобренного Российской Федерацией в установленном порядке, а рекомендательные положения априори не являются таковыми, поэтому положения ч. 4.ст. 3 УИК РФ являются излишним уточнением.
Определив положение международных договоров Российской Федерации в иерархической системе источников внутригосударственного права, Конституция РФ не уточняет, какие именно международные договоры обладают приоритетом в применении по отношению к закону: все международные договоры независимо от того, на каком уровне принято решение о согласии на их обяза-
тельность, или только те, решения о согласии на обязательность которых приняты в форме закона.
Попытка разрешения коллизий между нормами внутригосударственного права и нормами международных договоров была отражена в позиции Верховного Суда РФ по данному вопросу, из которой следует, что приоритетом в применении в отношении федеральных законов обладают только те международные договоры, решения о согласии на обязательность которых были приняты в форме федерального закона, в то время как международный договор, решение о согласии на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеет приоритет в применении лишь в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор[13]. В результате суды общей юрисдикции ориентированы на то, чтобы в случае коллизии между национальным законодательством и международными договорными обязательствами решения ими принимались в соответствии с правилами акта, занимающего более высокое положение в иерархической системе источников внутригосударственного права, независимо от того, является ли этот акт внутригосударственным правовым актом или международным договором.
На втором месте по юридической силе в рассматриваемой подсистеме источников находится отечественное федеральное законодательство и, прежде всего Конституция РФ, УИК РФ и другие федеральные законы[14].
В силу принадлежности российской правовой системы к романо- германской правовой семье данная подсистема источников была и будет преобладающей в уголовно-исполнительном праве как в количественном, так и в содержательном отношении. По мнению некоторых авторов, в настоящее время
нормативно-правовой акт является единственной формой внешнего выражения
88
норм уголовно-исполнительного права .
В юридической литературе выделены следующие признаки нормативного правового акта: 1) имеет волевое содержание; 2) носит официальный характер; 3) входит в единую систему; 4) обладает нормативностью; 5) принимается по специальной процедуре; 6) издается компетентными органами и лицами; 7) регулирует общественные отношения; 8) гарантируется принудительной силой государства; 9) имеет форму и структуру, установленные законом[15] [16].
Нормативному правовому акту изначально отдают предпочтение перед иными источниками, что обусловлено рядом его преимуществ[17].
Во-первых, нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, но самое главное - в любом объеме изменены и отменены в отличие от судебных прецедентов, которые действуют неограниченно долго. Это позволяет более эффективно реагировать на изменение потребностей общественного развития, обеспечивая, таким образом, динамизм права.
Во-вторых, нормативные акты исходят из единого центра - нормотворческих органов государства, которые, однако, должны постоянно заботиться о хорошей координации своих усилий по совершенствованию законодательства. Это дает возможность праву функционировать как единой и целостной системе в пределах всей страны и, следовательно, с максимальной полнотой обеспечивать системность права.
В-третьих, нормативные акты позволяют точно фиксировать в документах содержание юридических норм. Это создает надлежащую, разумную фор-
мальную определенность права, что является одним из условий последовательного проведения принципа законности, а также существенной преградой для произвольного толкования и применения норм права.
Одним из основных свойств существования и развития системы формальных (юридических) источников права является верховенство закона.
Верховенство закона в системе права означает, что:
1) подлежащие правовому регулированию основные общественные отношения должны регулироваться, прежде всего, законом, причем круг этих отношений последовательно расширяется;
2) коллизии, могущие возникать между законом и подзаконными нормативными правовыми актами, должны разрешаться на основе главенствующей роли закона;
3) возможные расхождения или противоречия между законом и направленными на его исполнение подзаконными нормативными правовыми актами делают необходимым предварительное создание соответствующих гарантий законности в области правотворчества; эти гарантии призваны обеспечить положение, при котором основные общественные отношения регулировались бы законом, а возможные нарушения принципа главенствующей роли закона незамеддительно исправлялись;
в системе источников права масштабы регламентации поведения граждан
91
подзаконными актами должны иметь устойчивую тенденцию к уменьшению .
При характеристике Конституции РФ как источника уголовноисполнительного права можно указать на то, что она регулирует важнейшие общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний, непосредственно определяя уголовно-исполнительную политику государства на современном этапе развития общества.
РФ (п. «о» ст. 71) устанавливает, что уголовно
исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. По нашему мнению, данное положение является правильным. В сфере уголовно- [18]
исполнительных отношений опережающее правовое регулирование и детализация федеральных норм, которые могут осуществляться региональными законодательными органами, повлекут нарушение принципа равноправия граждан.
Однако в науке по данному вопросу высказывали и иные суждения. Например, профессор И. В. Шмаров рассматривал уголовно-исполнительное законодательство как федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации[19] [20]. В свою очередь, Ф. В. Грушин также соглашается с позицией о возможности регулирования исполнения наказаний на региональном уровне, признавая, что правового регулирования процесса исполнения уголовных наказаний только на федеральном уровне в ближайшее время будет, скорее всего, недостаточно в связи с введением новых ви-
-93
дов наказании .
Конституция РФ закрепляет принципы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации, содержание правового статуса человека и гражданина, в том числе и конституционные основы правового статуса осужденных лиц; основания, пределы и принципы применения к осужденным ограничений, предусмотренных режимом отбывания всех видов уголовных наказаний.
Конституция РФ устанавливает конституционные параметры деятельности всех правоприменителей, определяет существующий в стране естественноправовой тип правопонимания, правильное понимание и толкование которого имеет важное значение в уголовно-исполнительных отношениях.
По форме федеральные законы, регулирующие уголовно -
исполнительные отношения, могут быть классифицированы на кодифицированные и единичные.
Отраслевой кодификационный нормативный акт занимает центральное место в законодательных отраслевых системах. Наличие кодифицированных
источников в основных отраслях права является неотъемлемым признаком континентальной правовой семьи. Являясь результатом кодификации, он в концентрированном виде выражает своеобразие конкретной отрасли
94
права .
УИК РФ отвечает признакам сводности, новизны и содержит в себе нормативные обобщения. УИК РФ регулирует общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым от наказания лицам.
К единичным федеральным законам можно отнести законы, выступающие как индивидуальные средства регулирования вида общественных отношений, входящих в предмет уголовно-исполнительного права, например Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[21] [22] [23], Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся
96
в местах принудительного содержания» .
Статья 4 УИК РФ к источникам уголовно-исполнительного права относит также основанные на законе нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Данное положение не совсем корректно, поскольку к числу подзаконных актов в данном случае теоретики уголовноисполнительного права относят нормативные указы Президента РФ, постанов-
ления и распоряжения Правительства РФ[24] [25], а Президент РФ в систему органов исполнительной власти не включается.
Следующим уровнем источников в системе нормативных правовых актов уголовно-исполнительного характера является ведомственная и межведомственная нормативная база: подзаконные нормативные акты, принимаемые Министерством юстиции РФ, Министерством обороны РФ (в отношении осужденных военнослужащих), а также Минюстом России совместно с другими от-
98
раслевыми министерствами .
Помимо рассмотренных традиционных источников уголовно
исполнительного права (общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актах) в системе источников уголовно- исполнительного права мы выделяем и дискуссионные (постановления Европейского суда по правам человека, решения Конституционного Суда России, судебные постановления Верховного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда России).
[1] Гурова Т. В. Актуальные проблемы теории источников права [Электронный ресурс] : дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2000. URL : // http://www.dissercat.com
30
[2] Марченко М. Н. Источники права. М., 2005. С. 99-102.
[3] Гарашко А. Ю. Проблема единой системы источников права [Электронный ресурс]. Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.05.2013).
31
[4] Бошно С. В. Форма права... С. 77.
[5] Бошно С.В. Форма права... С. 80-82.
[6] Жукова-Василевская Д. В. Источники права России: тенденции формирования и развития [Электронный ресурс] : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. URL :
http://www.dissercat.com
[7]
Гаджинова Ф. М. Источники права и их система в современном российском праве [Электронныйресурс] : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. URL : http://www.dissercat.com
33
[8] Палеха Р. Р. Формы права с позиции интегративной концепции правопонимания [Электронный ресурс]. Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.05.2013).
[9] Ромашов Р. А. Концепция развития УИС РФ до 2020 г. в системе современного права России [Электронный ресурс]. Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.05.2013).
[10] Шведов А. Л. Система источников трудового права России: основные проблемы функционирования и тенденции развития [Электронный ресурс]. Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.05.2011).
[11] Демидова О.В. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в системе источников уголовно-исполнительного права России // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сб. материалов открытой Всерос. науч.-практ. конф. (25 мая 2011 г.) : в2 т. Воронеж, 2011. Т. 2. С. 21-25.
5 См., наир.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, утв. ООН 30 августа 1955 г., одобр. Экономическим и Социальным советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г. // Советская юстиция. 1992. № 2.
36
[13] О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5. Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.07.2013).
[14] См., напр.: Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : федер. закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 И Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316; Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания : федер. закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789; Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : федер. закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ И Российская газета. 2011. 8 апр.; О судебных приставах : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ И Российская газета. 2007. 6 окт.; Об исполнительном производстве : федер. закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗII СЗ РФ. 2007. №41. Ст. 4849.
[15] Грушин Ф.В. Указ. соч. С. 23.
[16] Бошно С. B. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал российского права. 2004. № 2. С. 45.
[17] Грушин Ф. В. Указ. соч. С. 16-17.
[18] Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 241-243.
39
[19] Шмаров И. В. Конституция Российской Федерации и формирование уголовноисполнительного законодательства // Совершенствование законодательства и практики учреждений, исполняющих наказания, на основе Конституции Российской Федерации. М. : ВНИИ МВД России, 1995. С. 8.
[20] Грушин Ф. В. Указ соч. С. 29.
[21] Рузанова В. Д. Отраслевой кодифицированный нормативный правовой акт как отражение свойств кодификации [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант- Плюс» (датаобращения 18.04.2012).
[22] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
[23] Российская газета. 2008. 18 июня.
[24] См., например: Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации : указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 // Российская газета. 2004. 19 окт.; Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента РФ от 13 окт. 2004 г. № 1314 // Российская газета. 2004. 19 окт.; Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности : постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 // Российская газета. 1997. 25 июня; Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части : постановление Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 669 // СЗ РФ. 1997. № 23. Ст. 2697; Об утверждении Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
[25] См., например: Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] : приказ Минюста России от 14 окт. 2005 г. № 189. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.06.2012); Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений [Электронный ресурс] : приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.06.2012); Об утверждении инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы [Электронный ресурс] : приказ Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.06.2012); О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими : приказ Министра обороны РФ от 29 июля 1997г. №302// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 1.
42
|