В настоящее время в научной среде широко обсуждаются проблемы признания решений Европейского суда по правам человека формальным (юридическим) источником права. Высказываемые по данному вопросу суждения можно условно объединить в три направления.
Сторонники первого направления строят свои рассуждения на толковании принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Согласно данной точке зрения решения Суда не являются самостоятельными источниками права в форме судебного прецедента, а относятся к категории прецедентов толкования[1] [2]. Говоря о решениях Европейского суда как источнике национальной правовой системы, Н. В. Витрук отметил, что имеются в виду не решения Европейского суда по правам человека как правоприменительные акты, констатирующие факт нарушения Конвенции и определяющие санкции в виде компенсации жертве - потерпевшему от правонарушения, а содержащиеся в них правовые позиции Суда, на основе которых были вынесены соответствующие ре-
100
шения .
Эта позиция в целом приводит к ряду спорных выводов. С одной стороны, «теоретически более обоснованно определять результаты процессов, действительно происходящих в судебном правоприменении, не “судебным прецедентом” - самостоятельным источником права и не “юриспруденцией или судебной практикой Европейского суда”... а прецедентом толкования (уяснения
для себя и разъяснения для других соответствующего существующего права), который может иметь как обязательный, так и необязательный характер, в зависимости от компетенции выработавшего его суда»[3] [4]. И с другой стороны, «постановления Европейского суда по правам человека, вынесенные против России, в силу ст. 1 Федерального закона “О ратификации Конвенции...” являются прецедентами толкования, обязательными в России ддя органов государ-
102
ственнои власти, местного самоуправления и иных лиц» .
10 мая 2007 г. Председатель Европейского суда по правам человека, выступая в Конституционном Суде России, обращаясь к В. Д. Зорькину, отметил следующее: «В Вашем выступлении в январе 2005 года вы упомянули, господин Председатель, что Ваш Суд выносит свои решения на основе Конституции, но также опираясь на нормы Конвенции, и даже использует правовые позиции нашего Суда для обоснования своих решений (в более чем 90 случаях имели место ссылки на решения нашего Суда, что подтверждает их использование в качестве источника права). Таким образом, ваш Суд гармонизирует свою судебную практику с практикой Страсбургского суда. Он ей руководствуется, и, более того, эта практика является источником вдохновения для вашего Суда»[5].
Второй подход основывается на толковании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в части, касающейся места Конвенции, постановлений Суда, вынесенных против России и других государств, в российской правовой системе.
Позиция Конституционного Суда РФ сформулирована по данному вопросу в Постановлении от 5 февраля 2007 г. № 2-П: «...не только Конвенция о защите прав человека и основных свобод, но и решения Европейского суда по правам человека - в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод... являются составной частью российской
104
правовой системы» .
По своему существу она, скорее, тяготеет к ограничительной трактовке, так как апеллирует к общепризнанным принципам и нормам международного права, а следовательно, предполагает вычленение в решении Суда фрагмента, который основан на них, определение принаддежности примененного принципа или нормы к общепризнанным в международном праве и связанную с этим оценочность суждения правоприменителя.
Несмотря на частое упоминание термина «общепризнанные принципы и нормы международного права», ни один международный акт и ни один внутригосударственный нормативный правовой акт не раскрывают данного понятия. Доктрина международного права также не дает четкого ответа, что следовало бы понимать под «общепризнанными принципами и нормами международного права»[6] [7].
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[8] указывает, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
Среди документов, в которых содержатся общепризнанные принципы, чаще всего называют: Устав ООН, Декларацию о принципах дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом
ООН от 24 октября 1970 г., Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.
Классические принципы международного права были впервые закреплены в Уставе ООН: равенство, сотрудничество, добросовестное исполнение обязательств, мирное урегулирование споров, невмешательство и неприменение силы (ст. 2)[9]. Впоследствии пять классических принципов дополнились принципом об уважении фундаментальных прав человека и правом наций на самоопределение[10].
Ученые, специалисты в области международного и конституционного права, включают в этот перечень многие иные принципы. Так, Ю. Н. Малеев к числу общепризнанных принципов международного права относит: 1) недопустимость произвола при толковании закона правоприменителем; 2) определенность, ясность, недвусмысленность правовой нормы; 3) принцип поддержки доверия гражданина к закону и действиям государства; 4) принцип правового государства; 5) принцип равенства граждан перед законом; 6) принцип разделения властей; 7) принцип соразмерности ограничения прав и свобод конституционно значимым целям; 8) принцип справеддивости и соразмерности мер юридической ответственности; 9) баланс интересов при установлении форм применения юридической ответственности; 10) принцип уважения достоинства личности как равноправного субъекта во взаимоотношениях с государством; 11) принцип недопустимости придания обратной силы закону, ограничивающему права граждан, вводящему или ограничивающему налоги, влияющие на уголовную наказуемость деяния; 12) принцип запрета сверхформализма; 13) принцип презумпции невиновности[11] [12].
И. А. Конюхова классифицирует общепризнанные принципы международного права на три группы. Это принципы внешнеполитической деятельно-
110
сти, государственности, гуманизма и демократии .
К основополагающим принципам внешнеполитической деятельности она относит: неприменение силы и угрозы силой; мирное разрешение споров; добросовестное выполнение обязательств по международному праву; сотрудничество между государствами.
Принципами государственности являются: государственный суверенитет; суверенное равенство; невмешательство во внутренние дела; территориальная целостность и неприкосновенность; нерушимость границ; равноправие и самоопределение народов.
В стадии интенсивного развития находится система универсальных принципов гуманизма и демократии. Уже сегодня многие из них одновременно зафиксированы в ведущих международно-правовых актах и национальном законодательстве государств. Это принципы: уважения прав человека; признания равенства прав каждого; верховенства права; свободных, демократичных и справедливых выборов; доступа к правосудию; независимости судебной власти; справедливости и др.[13]
В настоящее время международное право прав человека становится одной из наиболее детально разработанных отраслей международного права с постоянно расширяющимся объектом. Международное право прав человека представляет собой совокупность согласованных юридических принципов и норм, устанавливающих обязательный для государств объем прав и свобод индивида, регламентирующих систему международно-правовых гарантий соблюдения и восстановления данных прав в случае их нарушения со стороны государства, а также межгосударственное сотрудничество в области развития и укрепления уважения к правам и свободам человека [14].
К специальным принципам международного права прав человека относятся универсальность, недискриминация, взаимосвязанность и взаимозависимость.
Принцип универсальности прав человека означает, что международные нормы о правах человека носят характер минимальных стандартов, которые практически каждое государство в соответствии с одноименной императивной нормой jus cogens обязано поддерживать на национальном уровне. Международные стандарты в данной сфере не ограничивают государства в обеспечении большего объема прав и свобод человека по сравнению с международными нормами. Государства вправе усиливать те или иные стороны защиты прав человека как силами национального законодательства, так и принимая на себя для исполнения те или иные международные обязательства в этой области.
Более того, приняв на себя определенные международные обязательства, государство обязано совершенствовать свою правовую систему в соответствии с международными требованиями. Таким образом, международная защита прав человека не имеет своей целью заменить или вытеснить национальную защиту, она осуществляется в соответствии с нормами как международного, так и внутригосударственного права и носит универсальный характер для всех участников международных отношений.
Принцип недискриминации определяет необходимость обеспечения и защиты прав человека со стороны государств на основе равенства и справедливости. Дискриминация запрещена вне зависимости от «оправдывающих» ее оснований.
Принцип взаимосвязанности, взаимозависимости и неделимости состоит в том, что все права человека одинаково важны, а их качественное разделение на «необходимые» и «факультативные» и попытки их противопоставления невозможны. Любые права (гражданские, политические, социальные и иные) являются в равной степени значительными для полноценного существования и развития личности.
По мнению некоторых авторов, общепризнанными принципами международного права, имеющими значение для российской уголовно-
исполнительной системы, являются: принцип защиты права на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность; принцип недопустимости дискриминации; запрет пыток и опытов над заключенными; свобода религиозного убеждения и запрет религиозного принуждения; регистрация с целью предупреждения незаконного содержания под стражей; принцип адаптации (содержание, ориентированное на общество)[15].
В настоящее время активно формируется подотрасль международного уголовного права - международное пенитенциарное (уголовно
исполнительное) право.
На фоне международного сотрудничества наблюдается повышение роли и значимости для отечественной уголовно-исполнительной системы заложенных в международном пенитенциарном праве принципов. По мнению А. Малиновского, к данным принципам относятся: 1) защита прав осужденных; 2) недопустимости пыток, жестоких и бесчеловечных наказаний; 3) минимизация применения смертной казни или отказ от данного наказания; 4) гуманизм; 5) подконтрольность исправительных учреждений общественным организациям по защите прав осужденных и заключенных[16]. Как представляется, данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно определению понятия «общепризнанная норма международного права», сформулированному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», под ней следует понимать правило поведения,
принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного (п. I)[17].
Общепризнанные принципы международного права и нормы международного права соотносятся между собой как часть и целое. Принципы также по своей сути являются нормами международного права, однако это нормы особого типа, имеющие повышенное значение для регулирования общественных отношений и для формирования системы международного права в целом.
Так, И. А. Конюхова пишет, что «среди норм международного права особое место занимают так называемые общепризнанные принципы. Они являются ядром системы международного права, представляют собой основополагающие нормы данной отрасли, императивные по природе, т. е. нормы jus cogens, носящие универсальный характер и, по мнению многих исследователей, обладающие высшей юридической силой»[18]. По мнению Л. Ю. Рыхтиковой, «общепризнанные принципы представляют собой разновидность норм международного права... Это нормы, отражающие коренные, фундаментальные интересы государств и народов. Они представляют собой нормативную основу всей системы международного права, служат его фундаментом»[19].
Такая позиция, по сути, требует признания юридической обязательности применяемой нормы всеми государствами без исключения. Однако более обоснованным выглядит признание общепризнанными норм, которых считают таковыми не все, а большинство государств. Но в данном случае встает вопрос о том, каким должно быть количество государств (хотя бы примерное) для квалификации той или иной нормы в качестве общепризнанной. Действительно, большинство - это 50 % от существующих официально государств плюс еще одно. Подавляющее большинство - категория уже более неопределенная, так как это может быть и99 %, и9/10ит. п.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на современном этапе, к сожалению, отсутствуют универсальные критерии, по которым нормы и принципы международного права можно считать общепризнанными.
Таким образом, процесс трансформации международных обязательств в рамках этого направления выглядит проблематичным.
В соответствии с третьим подходом решения Суда признаются в качестве источников российского права в форме судебного прецедента, соответственно имеющих прямое действие и подлежащих непосредственному применению. Его основание - нормы Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»[20], ст. 32 («Компетенция Суда») и ст. 46 («Обязательная сила и исполнение постановлений») Конвенции, а также Постановление Пленума Верховного Суда России от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[21].
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «Российская Федерация в соответствии со ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.
О необходимости применения правовых позиций Европейского суда говорится в п. 10-15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г.№5.
В пункте 11 указанного Постановления говорится, что в силу п. 1 ст. 46 Конвенции, где записано, что Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами, эти постановления в отношении Российской Федерации, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти РФ, в том числе и для судов.
Из указанных выше документов усматривается положение, согласно которому для Российской Федерации прецедентное значение имеют только постановления, принятые Европейским судом в отношении Российской Федерации.
Но Европейский суд в своих постановлениях руководствуется своей прецедентной практикой, т. е. при изложении постановлений и решений по жалобам против России Европейский суд ссылается на свою прецедентную практику по делам против других государств. Это соответствует принципу правовой определенности, поскольку делает прогнозируемым решение суда.
Следовательно, при применении норм Конвенции Российская Федерация должна принимать во внимание всю практику Европейского суда, в том числе ту, которая была сформирована по делам, рассмотренным до присоединения России к Конвенции.
Только такой подход поможет избежать России новых нарушений Конвенции. Однако для реализации данного подхода, прежде всего, нужно обеспечить доступность постановлений и решений Европейского суда, а именно опубликовывать решения Европейского суда на английском и русском языках (официальный перевод) в официальных изданиях («Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета»), так как, к сожалению, незначительное число постановлений, принимаемых Европейским судом, переведены и официально опубликованы.
По-видимому, число сторонников официального признания прецедента в качестве источника права растет.
Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин на VIII Международном форуме по конституционному правосудию «Имплементация решений
Европейского суда по правам человека в практике конституционных судов стран Европы» отметил: «В силу статьи 32 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейский суд по правам человека имеет право решать все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. Поэтому правовые позиции Европейского суда, излагаемые им в решениях при толковании положений Конвенции и Протоколов к ней, и сами прецеденты Европейского суда признаются Российской Федерацией как имеющие обязательный характер»[22].
Констатируя, что Европейский суд создает прецеденты, и, указывая на то, что они имеют обязательный характер, В. Д. Зорькин тем самым подчеркивает особое значение постановлений Европейского суда в правовой системе РФ.
А. П. Фоков делает вывод, что решения Европейского суда служат особым источником и являются руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств - членов Совета Европы, а также Российской Федерации[23].
М. Ш. Пацация, назвав прецеденты Европейского суда прецедентами толкования Конвенции, пришел к выводу, что акты Европейского суда должны рассматриваться в отечественной судебной системе как акты, в плане юридической силы подобные актам Конституционного Суда РФ, в которых содержится оценка конституционности норм российских законов (несмотря на очевидные различия: Европейский суд в отличие от Конституционного Суда РФ не наделен полномочием «дисквалификации» правовых норм), и что любое применение (как и неприменение) или толкование конвенционных норм российскими судами, расходящееся с их применением и толкованием Европейским судом в его окончательных постановлениях, неправомерно, а соответствующие судебные акты подлежат пересмотру по инициативе заинтересованных лиц в поряд-
122
ке, определенном российским процессуальным законодательством .
Судья Конституционного Суда Г. А. Гаджиев отмечает, что обсуждение вопроса о юридической силе решений Европейского суда является мощным стимулом для модернизации основных положений юридического источниковедения, т.е. доктрины об источниках российского права. К сожалению, по его мнению, несмотря на современные публикации, российская юридическая наука в целом продолжает отстаивать несовременные и даже догматичные взгляды. Об этом можно судить по тому, как излагаются в многочисленных учебниках проблемы источников права. То, чему учат современных российских студентов, по мнению Г. А. Гаджиева, во многом представляет собой систему недостовер-
«123
ных знании .
Б. С. Эбзеев оценивает Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» как трансформационный акт, согласно которому не только Конвенция 1950 г., но и прецеденты Европейского суда, сложившиеся в процессе ее толкования и применения, вменяются в России в качестве обязательных всякому правоприменителю[24] [25] [26].
И. С. Метлова полагает, что Европейский суд, толкуя и применяя Конвенцию (на основании ст. 45 Конвенции) в рамках конкретного дела, создает нормативные установки в виде правовых позиций, что позволяет считать решения Европейского суда по правам человека источниками права, а именно судебными прецедентами, а не актами толкования или применения права[27].
Таким образом, можно сделать следующий вывод: постановления Европейского суда, принятые в отношении Российской Федерации, имеют прецедентное значение, и их следует считать источником российского права.
В соответствии с принципом субсидиарности, который является основополагающим для европейской системы защиты прав человека, органы государственной власти РФ самостоятельно определяют способы реализации правовых позиций Европейского суда по правам человека.
Важные нормативные положения, касающиеся реализации в нашей стране решений Европейского суда по правам человека, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[28]. В нем Верховный Суд РФ постановил: «Выполнение постановлений, касающихся Российской Федерации, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений» (абз. 2п. II)[29].
Как указывает А. В. Деменева, меры индивидуального характера направлены на устранение нарушения именно в отношении заявителя и чаще всего включают организационные, процессуальные или административные меры (пересмотр дела в национальном суде с обеспечением необходимых гарантий, отмена высылки из страны, отмену иных решений или мер, вынесенных или примененных к заявителю в нарушение требований Конвенции). В случае когда приведение ситуации в прежнее состояние, существовавшее до нарушения, невозможно в силу характера нарушения, пострадавшему лицу выплачивается справедливая компенсация.
Меры общего характера, осуществляемые государством для предотвращения дальнейших нарушений Конвенции, и, соответственно, предотвращения направления в Европейский суд аналогичных жалоб в отношении государства
условно могут быть подразделены на меры законодательного и практического
128
характера .
Меры законодательного характера применяются государством в случае, если из мотивировочной части решения Европейского суда следует, что примененное в ситуации заявителя национальное законодательство противоречит смыслу и духу Конвенции либо необходимое законодательство отсутствует.
Меры практического характера могут включать в себя разъяснения, как толковать национальное законодательство в свете правовых позиций Европейского суда; информирование правоприменительных органов о решениях Суда, доведение их содержания до компетентных органов и до широкого круга граждан; применение правовых позиций Европейского суда непосредственно правоприменительными органами государства по аналогичным делам; использование дипломатических отношений для устранения и предупреждения нарушений; создание специальных органов для усиления внутренней системы защиты; проведение реформ по управлению государственными учреждениями и их финансированию; обучение специалистов применению правовых позиций Суда в
129
национальном правоприменительном процессе и т. д.
На сегодняшний день в Российской Федерации создан действенный организационно-правовой механизм реализации мер индивидуального характера по исполнению решений Европейского суда по правам человека. Так, Уголовнопроцессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ относят установление Европейским судом факта нарушения Конвенции к новым обстоятельствам, которые являются основаниями для пересмотра национальными судами актов, вступивших в законную силу Гп, 2 ч, 4 ст, 413 УПК РФ, п.4ч,4 ст, 392 ГПК РФ, п.4ч.3ст,311 АПК РФ, п.4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ). [30] [31]
Серьезные проблемы возникают при реализации мер общего характера. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует комплексный правовой механизм, позволяющий исполнять постановления Европейского суда, в том числе не регламентирована процедура по приведению федеральных законов и иных нормативных актов в соответствие с Конвенцией в связи с вынесением постановлений Европейского суда.
По данному вопросу весьма интересен опыт Украины, который может быть полезен и для России. На Украине существует Закон от 23 февраля 2006 г. «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека». Данный нормативный акт регламентирует отношения, возникающие в связи с обязанностью государства исполнить решения ЕСПЧ по делам против Украины; с необходимостью устранения причин нарушения Украиной Европейской конвенции по правам человека; с внедрением в украинское судопроизводство и административную практику европейских стандартов прав человека; с созданием предпосылок для уменьшения числа заявлений в ЕСПЧ против Украины. Законом определены процедура исполнения постановлений ЕСПЧ в двух формах (в форме выплаты компенсации и принятия мер индивидуального характера и в форме принятия мер общего характера), порядок опубликований решений ЕСПЧ в официальных периодических изданиях и ответственность виновных должностных лиц за неисполнение или ненаддежащее исполнение решений ЕСПЧ[32].
В России мониторинг правоприменения в целях выполнения постановлений Европейского суда, в связи с которыми необходимо изменение нормативно-правовых актов Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» осуществляет Минюст России.
Согласно Докладу о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2013 г. по результатам мониторинга Минюстом России
выявлено 9 постановлений Европейского суда по конкретным делам, а также ряд постановлений Европейского суда, объединенных в группы дел, в связи с которыми необходимо внесение изменений в законодательство Российской Федерации.
[1] Зимненко Б. Л. Решения Европейского суда по правам человека и правовая система Российской Федерации // Теоретические и практические проблемы правоприменения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. М., 2006. С. 101.
[2] Витрук Н. В. О юридической силе решений Европейского суда по правам человека // Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в практике конституционного правосудия : матер. Всерос. совещания. М., 2004. С. 238.
43
[3] Ершов В. В., Ершова Е. А. Прецеденты толкования Европейского суда по правам человека И Теоретические и практические проблемы правоприменения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. М., 2006. С. 39, 40.
[4] Там же. С. 45.
[5] Визит делегации Европейского суда по правам человека II Российская юстиция. 2007. № 6. С. 76.
По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан : постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. № 2-П // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 932.
[7] Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть : курс лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (датаобращения 18.04.2011);Улетова Г. Д. Источникиисполнительного права... С. 74.
1 6 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.
[9] Дурденевский В. Н. Пять принципов // Международная жизнь. 1956. № 3. С. 45; Дурденевский В. Н., Крылов С. Б. Международное право. М., 1947. С. 26.
[10] Тункин Г. И. Теория международного права. М., 2000. С. 1-73.
[11] Малеев Ю. Н. Неизвестные, но общепризнанные // Международное право. 2005. №1.С. 5-20.
[12] Конюхова И.А. Международное и конституционное право: теория и практика взаимодействия. М., 2006. С. 41.
[13] Конюхова И. А. Указ. соч. С. 40-41.
[14] Международное право. Особенная часть : учебник для вузов [Электронный ресурс] / отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.04.2011 г.).
[15] Уголовно-исполнительное право : учебник [Электронный ресурс] / под ред. И. Л. Трунова. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.04.2011 г.).
[16] Малиновский А. Система международного уголовного права II Сравнительное конституционное обозрение. 2009. №1.С.114.
[17] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.
[18] Конюхова И. А. Указ. соч. С. 39.
[19] Рыхтикова Л. Ю. Конституционно-правовые основы имплементации норм международного права в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.02.2012 г.).
50
[20] СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
[21] Бюллетень ВС РФ. 2003. № 12.
[22] Зорькин В. Д. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в реализации Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Имплементация решений Европейского суда по правам человека в практике конституционного правосудия. М., 2006. С. 178-179.
1 Фоков А. П. Имущественные споры в практике Европейского суда: история, теория и практика, статистика// Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 12. С. 31.
53
[24] Пацация М. Ш. Европейский суд по правам человека и пересмотр судебных актов по арбитражным делам // Законодательство и экономика. 2006. № 3. С. 60-70.
[25] Гаджиев Г. А. Введение // Имплементация решений Европейского суда по правам человека в практике конституционных судов стран Европы : сб. докладов. М., 2006. С. 6.
[26] См.: Султанов А. Р. О применении судами постановлений Европейского суда по правам человека // Российский судья. 2008. № 9.
[27] Метлова И. С. Решения Европейского суда по правам человека в системе источников российского права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9.
54
[28] Бюллетень ВС РФ. 2003. № 12.
[29]Аверьянов К. Ю. Действие решений Европейского суда по правам человека в рамках российской правовой системы [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «Консуль- тантПлюс» (дата обращения: 07 июля 2014 г.).
55
[30] Деменева А.В. Исполнение Россией постановлений Европейского суда по правам человека: количество, не переходящее в качество // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 4. С. 63-64.
[31] Там же.
[32] Евстигнеева И. С. Проблемы исполнения постановлений Европейского суда по правам человека в отношении Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 27.07.2015 г.).
57
|