Решения ЕСПЧ наряду с уже существующими государственными и общественными инструментами контроля за соблюдением прав человека становятся существенным фактором воздействия на уголовно-исполнительную систему в целях укрепления гарантий прав подозреваемых, обвиняемых в совершении
131
преступлении и осужденных лиц .
Со дня ратификации Российской Федерацией Конвенции ФСИН России по запросам Уполномоченного Российской Федерации при ЕСПЧ проведены расследования и подготовлены предложения в меморандумы Российской Федерации по 1193 жалобам. В отношении 466 из них ЕСПЧ приняты решения. В результате рассмотрения 187 дел ЕСПЧ констатировал нарушения властями Российской Федерации положений Конвенции, касающиеся деятельности УИС. Сумма, которую ЕСПЧ обязал Россию выплатить заявителям, чьи права были нарушены, превышает 2 млн евро.
Анализ практики Европейского суда по правам человека показывает, что в основном направляются жалобы, касающиеся условий содержания в следственных изоляторах и исправительных колониях (нарушение ст. 3 Конвенции).
В рамках данного вида жалоб заявители ссылаются на следующие нарушения: недопустимые санитарные условия (духота, отсутствие дневного света, совместное содержание курящих и некурящих, отсутствие условий для принятия душа, нарушение санитарных норм площади на одного заклю- [1]
ченного и т. д.); неудовлетворительные материально-бытовые условия (недостаточное количество спальных мест, шкафов, перегородок, отделяющих туалет от жилой части камеры); неоказание адекватной медицинской помощи либо ее низкое качество; условия доставки в судебные органы.
Одним из первых постановлений ЕСПЧ по жалобам российских заявителей, где была признана приемлемость жалобы по ст. 3, стало принятие в 2002 г. постановления по делу «Калашников против России». С 2002 г. принято более 100 решений в пользу заявителей, претензии в жалобах которых касались условий содержания в СИЗО.
В практике ЕСПЧ сложился стандарт применения нормы ст. 3 Конвенции, который можно определить как «минимальный уровень суровости» (minimum level of severity), который определяется следующим образом: «Государство обязано обеспечить индивиду, взятому под стражу, такие условия заключения, которые соответствуют уважению его человеческого достоинства, а способ и метод исполнения меры наказания не подвергают его страданиям или лишениям, превосходящим неизбежный уровень страданий, присущий содержанию в неволе, в любом случае, принимая во внимание практическую необходимость заключения, здоровье и безопасность индивида должны быть адекватно гарантированы» (постановление по делу «Худоеров против России» № 6847/02 от 8 ноября 2005 г.)[2].
По делу «Худоеров против России» при исследовании обстоятельств на предмет соответствия стандарту ст. 3 Конвенции был взят фактор недостатка места в камере в квадратных метрах в перерасчете на одного человека. Кроме того, в качестве дополнительных факторов ЕСПЧ указал на следующие: туалет в камере не имел системы слива; в период нахождения заявителя в камере окна камеры были закрыты металлическими пластинами, так что естественное освещение было невозможным; заявитель, будучи заключенным под стражу, не мог общаться со своими родными и близкими на родном языке, так как на свиданиях заявителю и его родителям запрещалось говорить на каком-либо другом языке, кроме русского.
ЕСПЧ постановил выплатить Д. Т. Худоерову 50 000 евро в качестве возмещения морального вреда.
В результате рассмотрения дела № 43589/02 «Салахутдинов против Российской Федерации» ЕСПЧ в решении от 11 февраля 2010 г. констатировал нарушение российскими властями ст. 3 Конвенции в связи с ненадлежащими условиями содержания в ФБУ ИЗ-16/3 России по Республике Татарстан, выразившимися в невыполнении санитарной нормы жилой площади, недостаточном освещении и вентиляции. ЕСПЧ пришел к заключению, что переполненность жилых помещений, а также недостаточное освещение и вентиляция, санитарные условия и плохое питание, недостаточное медицинское обслуживание составляют бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство содержание заявителя в месте предварительного заключения в течение 7 месяцев и в тюрьме в течение 1 года. В пользу С. С. Салахутдинова было взыскано 15 000 евро компенсации морального вреда.
По делу № 67413/01 «Гультяева против Российской Федерации» в решении от 1 апреля 2010 г. ЕСПЧ также констатировал нарушение ст. 3 Конвенции в связи с ненаддежащими условиями содержания в ФБУ ИЗ-62/1 УФСИН России по Сахалинской области. ЕСПЧ пришел к заключению о том, что обязанность заявителя жить, спать и пользоваться туалетом в одной камере со многими сокамерниками является достаточным основанием для того, чтобы создать бедственное положение или лишения степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий заключению под стражей. Кроме того, суд также признал нарушение п. 3 ст. 3 Конвенции в связи с чрезмерно длительным содержанием под стражей. В пользу заявительницы Н. С. Гультяевой было взыскано 18 000 евро в счет компенсации морального вреда, судебных расходов и издержек.
ЕСПЧ 12 мая 2010 г. было принято решение по делу № 69535/01 «Коси- цин против Российской Федерации», в котором он также установил нарушение российскими властями ст. 3 Конвенции в связи с ненадлежащими условиями содержания в ФБУ ИЗ-39/1 УФСИН России по Калининградской области. Суд пришел к заключению, что заявитель обязан был в течение одиннадцати месяцев жить, спать и пользоваться туалетом в одной камере со многими сокамерниками, где на одного заключенного приходилось менее 1 кв. м личного пространства. Этот факт сам по себе является достаточным, чтобы создать бедственное положение или лишения в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий заключению под стражей, и создать у него чувства страха, страдания и неполноценности, способные его унизить и оскорбить. В пользу Е. В. Косицина было взыскано 8650 евро в качестве компенсации морального вреда, а также на судебные расходы и издержки.
По другому делу № 21503/04 «Козлов против Российской Федерации» ЕСПЧ в своем постановлении от 20 мая 2010 г. указал, что заявитель содержался в ФБУ ИЗ-77/3 УФСИН России по г. Москве в бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство условиях: камеры переполнены, площадь не более 1,42 кв. м на одного человека, в отдельных случаях 0,7 кв. м, спать приходилось по очереди, и так в течение 2 лет и 2 месяцев. Взыскано в пользу заявителя 15 000 евро в счет возмещения морального вреда и судебные расходы.
Нарушение ст. 3 и 6 Конвенции имело место по делу № 24325/3 «Генералов против Российской Федерации» в связи с необеспечением компетентными российскими органами проведения эффективного расследования по фактам предполагаемого жестокого обращения с заявителем и отказа Зубово- Полянского районного суда в принятии к рассмотрению жалобы Ю. А. Генералова по мотиву направления заявления в суд, минуя администрацию исправительного учреждения, и ненадлежащими условиями содержания в ФБУ ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия (переполненность жилых помещений, недостаток санузлов, отсутствие индивидуального спального места, неудовлетворительное питание - признаны бесчеловечным и унижающим человеческое достоинство обращением). Поскольку заявитель не заявлял требование о компенсации, ЕСПЧ пришел к выводу о том, что нет необходимости во взысканиях.
В результате рассмотрения жалобы Овчинникова А.С. (дело № 9807/02 «Овчинников против Российской Федерации» решение от 17 июня 2010 г.) ЕСПЧ констатировал нарушение российскими властями ст. 3 Конвенции в связи с ненадлежащими условиями содержания в период с 30 декабря 1999 г. по 27 августа 2003 г. в ФБУ ИЗ-49/1 УФСИН России по Магаданской области. Суд пришел к выводу о том, что нахождение заявителя в течение 2 лет 7 месяцев 29 дней в переполненных камерах (на 9 человек приходилось 25 кв. м, спать приходилось по очереди) и помещениях указанного учреждения является достаточным ддя создания бедственного положения или лишения в степени, превышающий неизбежный уровень лишений, присущий содержанию под стражей. В пользу А. С. Овчинникова взыскано 32 000 евро.
Решением ЕСПЧ от 7 октября 2010 г. по делу №25432/05 «Скачков против Российской Федерации» также было установлено нарушение ст. 3 Конвенции, которое выразилось в том, что заключенным предоставлялось от 2,66 до 3,99 кв. м личного пространства, что ниже нормы, установленной положениями законодательства России. В пользу заявителя взыскано 10 000 евро.
Аналогичные решения были приняты по делу № 23939/02 «Щербаков против Российской Федерации» (решение от 17 июня 2010 г. - взыскано 18 000 евро); по делу № 8217/04 «Губин против Российской Федерации» (решение от 10 апреля 2010 г. - взыскано 11 800 евро). По делу А.А. Губина, кроме того, было признано нарушение ст. 13 Конвенции по причине отсутствия у заявителя эффективных внутригосударственных средств правовой защиты в отношении его жалоб на условия содержания, непредоставления ему возможности участия в слушании дела в кассационном порядке.
Неоказание (неудовлетворительное оказание) надлежащей медицинской помощи в СИЗО явилось причиной для вынесения ЕСПЧ решения в пользу заявителей по 12 делам, в исправительных учреждениях (в том числе лечебно- исправительных учреждениях) - по 15 делам.
Например, решение, принятое 5 апреля 2011 г. по делу № 2974/05 «Васюков против Российской Федерации».
Европейский суд констатировал нарушение российскими властями ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с несвоевременным диагностированием туберкулеза у заявителя врачами- специалистами учреждений УФСИН России по Орловской области и необеспе- чением его надлежащей медицинской помощью в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области с октября 1998 г. по сентябрь 2004 г.
Необеспечение заявителя надлежащей медицинской помощью в ИК-2 в указанный выше период выразилось в нерегулярном и бессистемном проведении рентгенологических обследований и лабораторных исследований анализов заявителя. Госпитализация заявителя в специализированное учреждение для лечения по причинам, оставшимся неизвестными, неоднократно задерживалась, что также могло негативно сказаться на состоянии здоровья заявителя.
Суд постановил взыскать в пользу заявителя 18 000 евро.
Согласно статье 13 Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Здесь речь идет об обязанности государства создать на национальном уровне эффективные механизмы защиты и восстановления нарушенных прав граждан. Универсальным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав является обращение в суд с жалобами и исками. Помимо суда права граждан защищаются органами государственной власти, прокуратуры, функционируют аппараты Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии.
Конвенция прямо устанавливает требование исчерпания заявителями внутренних средств правовой защиты. То есть, прежде чем обратиться в ЕСПЧ, заявитель должен пройти все внутригосударственные инстанции (прежде всего, судебные), уполномоченные исправить его ситуацию, если действительно имело место нарушение его прав. Это требование в первую очередь связано с субсидиарным характером компетенции ЕСПЧ.
Однако эксперты Европейского суда по правам человека не видят в этой норме ограничения на прием жалоб к рассмотрению.
Так, в решении от 10 мая 2007 г. № 106/02 «Бенедиктов против Российской Федерации» ЕСПЧ констатировал, что власти Российской Федерации не продемонстрировали, какое средство правовой защиты могли бы предоставить заявителю прокуратура, суд или иные органы государственной власти, принимая во внимание, что проблемы, связанные с условиями содержания заявителя под стражей, очевидно, носили структурный характер и касались не только личной ситуации заявителя. Хотя заявитель утверждал, что он не обращался в прокуратуру или в суд, поскольку полагал, что у такой жалобы не будет никакой перспективы на успех. Однако он неоднократно жаловался администрации учреждения на ужасные условия содержания его под стражей.
Нарушение Российской Федерацией обязанности государств-участников Конвенции никоим образом не препятствовать направлению жалоб от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, закрепленной в ст. 34 Конвенции, отмечено в19 жалобах (в11 случаях - в СИЗО, в 9 случаях - ИУ).
Большинство постановлений, в которых признано нарушение российскими властями ст. 34 Конвенции, связаны с отказом администрации учреждения, где находится подозреваемый, обвиняемый или осужденный, отправлять пись-
ма в ЕСПЧ: вскрытием конвертов с письмами, адресованными в ЕСПЧ; давлением (угрозами) со стороны сотрудников администрации учреждения на заявителя, связанным с его намерением отправить жалобу в ЕСПЧ или с уже отправленной жалобой.
Наиболее ярким примером здесь может послужить дело «Кляхин против Российской Федерации», в котором заявитель жаловался, что администрация СИЗО, в котором он содержался, отказывалась направлять его письма в ЕСПЧ. Власти Российской Федерации представили копии журналов регистрации переписки, из которых было видно, что только три письма были получены заявителем из ЕСПЧ, в то время как ЕСПЧ направил заявителю как минимум десять писем. Такое расхождение поставило под сомнение точность регистрации писем. ЕСПЧ пришел к выводу, что имело место нарушение ст. 34 Конвенции.
Что же касается давления на заявителя со стороны администрации учреждения, ЕСПЧ занимает следующую позицию - под давлением следует понимать не только прямое принуждение или угрозы, но и различные косвенные действия, направленные на разубеждение или воспрепятствование использованию заявителями своих конвенционных прав. Любые беседы с заявителем по вопросу подачи им жалобы в ЕСПЧ расцениваются как давление на заявителя.
В решении, принятом 13 июня 2006 г. по делу 26853/04 «Попов против Российской Федерации» по поводу соблюдения требований ст. 34 Конвенции, Европейский суд отметил, что для заявителей как по данному делу, так и потенциальных крайне важна возможность свободного обращения в Европейский суд без риска подвергнуться каким-либо формам давления, направленным на отзыв или изменение жалоб. Должностные лица государства-ответчика несколько раз обращались к заявителю в связи с его жалобами, касающимися различных аспектов условий содержания в учреждении, и его заявлениями об угрозах со стороны администрации колонии. Европейский Суд находит такие обращения должностных лиц администрации колонии недопустимыми, тем более что они повторялись несколько раз. В результате этого заявитель должен был чувствовать себя запуганным, особенно с учетом того, что он был лишен свободы и должен был оставаться в заключении в течение длительного периода, что могло вызвать обоснованный страх подвергнуться преследованиям. Такие обращения представляли собой недопустимое давление, которое приравнивается к нарушению права заявителя на индивидуальные жалобы.
Европейский суд присудил выплатить заявителю компенсацию в размере 25 тыс. евро в возмещение причиненного ему морального вреда и определенную сумму в возмещение судебных издержек и иных расходов, понесенных в связи с судебным разбирательством.
В связи с наличием в ЕСПЧ на рассмотрении большого количества однотипных жалоб на неудовлетворительные условия содержания в СИЗО (так называемые «клоновые дела», т. е. групп дел, в которых продолжаются нарушения Конвенции, проистекающие из одного и того же законодательного дефекта или сбоя, аналогичные тем, которые уже были установлены ЕСПЧ) и длительным непринятием государством действенных мер по исправлению этих обстоятельств на внутригосударственном уровне, ЕСПЧ констатировал наличие в России структурной проблемы бесчеловечных и унижающих достоинство условий содержания в СИЗО (нехватка личного пространства и спальных мест в камерах, ограничение в доступе к естественному свету и воздуху и др.) и отсутствие эффективных национальных средств правовой защиты от соответствующих нарушений, в результате чего вынес пилотное постановление - «Ананьев и другие против Российской Федерации» (2012).
К важным юридическим последствиям признания ЕСПЧ государством- ответчиком является устранение в разумные сроки причин нарушений Конвенции. Государство-ответчик без ущемления своего суверенитета самостоятельно определяет пути, способы и средства, а также сроки устранения причин нарушения Конвенции. Российская Федерация как государство-нарушитель Конвенции обязано принимать меры как общего, так и частного (индивидуального) характера с целью предотвращения в будущем новых нарушений Конвенции, подобных тем, которые были выявлены в решении ЕСПЧ по конкретному делу. При этом Российская Федерация обладает широким усмотрением ддя решения данной задачи.
Среди мер общего характера первостепенное значение имеет совершенствование законодательства.
За последние время принят ряд федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в УИК РФ, неоднократно пересматривались Правила внутреннего распорядка СИЗО и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Отметим лишь недавние и планируемые преобразования.
В соответствии с пунктом 50 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 2425-р. был разработан проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в
133
совершении преступлении » .
Законопроект был направлен на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Европейским судом по правам человека при рассмотрении жалобы № 1555/04 «Захаркин против Российской Федерации» выявлен правовой пробел в российском законодательстве, которое не предусматривает специальных правил для свиданий с заключенными их представителей в Европейском суде.
В этой связи Европейский суд признал, что Российской Федерацией допущено нарушение ст. 34 Конвенции.
Законопроектом предлагалось восполнить указанный законодательный пробел, и тем самым привести порядок содержания под стражей в части соблюдения права заключенных под стражу на обращение в Европейский суд в соответствие с международными стандартами. [3]
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 193-ФЗ в ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» внесено изменение, дополнившее ее частью пятой следующего содержания:
«Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, предоставляются свидания с их представителями в Европейском суде по правам человека и лицами, оказывающими им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский суд по правам человека. Свидание не разрешается, если его проведение может повлечь за собой воспрепятствование производству по уголовному делу. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности и могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть, но не слышать их участников. Представителям подозреваемых и обвиняемых в Европейском суде по правам человека и лицам, оказывающим им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека, запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. В случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов
134
питания свидание немедденно прерывается» .
Согласно п. 2.5.1 Плана НИР ФКУ НИИ ФСИН России на 2013 г. подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, с учетом положений пилотного постановления Европейского суда по правам человека по делу «Ананьев и другие заявители против Российской Федерации».
В пилотном постановлении ЕСПЧ от 10 января 2012 г. по делу «Ананьев и другие против Российской Федерации» нашла отражение правоприменитель- [4]
ная практика содержания под стражей в следственных изоляторах и исполнения наказаний в виде лишения свободы в исправительных учреждениях УИС Российской Федерации, которая не согласуются с положениями Конвенции, нарушения которой могут быть устранены путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее национальное законодательство.
Во-первых, ЕСПЧ определяет временные меры для предотвращения и борьбы с переполненностью мест содержания под стражей, указывая, что значительное количество следственных изоляторов все еще переполнены. Такая ситуация «требует скорейшего введения дополнительных правовых гарантий, способных предотвратить или хотя бы уменьшить существующую переполненность мест содержания под стражей, а также обеспечить эффективное соблюдение прав лиц, которые в них содержатся или будут содержаться» (п. 204 постановления). Как указано в п. 205 пилотного постановления ЕСПЧ от 10 января 2012 г. согласно Европейским пенитенциарным правилам, национальное законодательство должно устанавливать конкретные минимальные требования в отношении помещений для заключенных, при этом особое внимание должно уделяться жилому пространству, кубатуре воздуха, освещению, отоплению и вентиляции (правила 18.1-18.3).
Во-вторых, в национальном законодательстве может быть определена функциональная вместимость следственных изоляторов, «отличная от максимальной вместимости, основанная на возможности управления, безопасности и наддежащем функционировании режима с целью обеспечения беспрепятственного перемещения заключенных и перевода их в другие помещения в случае проведения частичного ремонта или других непредвиденных обстоятельств» (п. 205 постановления).
Представляется целесообразным ввести в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» такую норму, которая бы устанавливала правило о функциональной вместимости следственных изоляторов, но только при строго определенных и исключительных обстоятельствах. При этом необходимыми элементами такого правила должны быть: короткий и определенный срок, судебный контроль и возможность получения компенсации (п. 207 постановления).
В-третьих, определение продолжительности срока, в течение которого будет происходить поиск места содержания под стражей с надлежащими условиями, должно обеспечивать пребывание в несоответствующих условиях в течение не столь длительного времени, чтобы повлечь за собой нарушение требований ст. 3 Конвенции. Продолжительность такого периода в каждом конкретном случае должна определяться судом с учетом конкретных фактических обстоятельств. Однако закон должен предусматривать максимальный срок содержания под стражей, который не мог бы быть превышен ни при каких обстоятельствах (например, 10 суток). Кроме того, закон должен также содержать исчерпывающий перечень определенных ситуаций, при которых суд может назначить временное размещение задержанного в переполненном учреждении.
В-четвертых, в рассматриваемом постановлении ЕСПЧ от 10 января 2012 г. идет речь о создании определенной формы компенсации за такое временное размещение в виде: а) денежной компенсации; б) продления времени пребывания на открытом воздухе; в) расширения доступа к отдыху и «активностям» вне камеры или г) сочетания вышеперечисленных форм компенсации (см. п. 208 постановления).
В связи с этим полагаем, что существует необходимость законодательного закрепления предложенных ЕСПЧ форм компенсации в случае временного размещения лица, заключенного под стражу, в переполненном учреждении.
На основании изложенного преддагается дополнить Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» статьей 23.1 следующего содержания: «Статья 23.1. Временное размещение подозреваемого и обвиняемого в переполненном учреждении
Подозреваемые и обвиняемые могут быть временно размещены в переполненном учреждении в случае:
- проведения частичного (текущего) ремонта помещения;
- других непредвиденных обстоятельств.
Нахождение подозреваемого и обвиняемого в переполненном учреждении (следственном изоляторе) не может превышать 10 суток и поддежит компенсации в виде продления времени пребывания на открытом воздухе, расширения доступа к отдыху и активному поведению вне камеры».
В-пятых, ЕСПЧ считает необходимым пересмотреть полномочия и обязанности начальников СИЗО УИС России в части принятия ими решений по вопросам, связанным с приемом заключенных. Как известно, в настоящее время начальник СИЗО не имеет возможности отказать в приеме заключенного в случае переполненности изолятора (п. 206 постановления).
Как отмечалось на Всероссийском совещании помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе, начальники СИЗО не наделены правом обеспечивать прием подозреваемых и обвиняемых в учреждениях УИС в соответствии с лимитом мест, установленным Минюстом России индивидуально для каждого следственного изолятора, исходя из возможности размещения только определенного количества лиц. В связи с этим ответственность за нарушение Конвен-
135
ции ложится на уголовно-исполнительную систему.
ЕСПЧ рекомендует расширить полномочия начальников СИЗО, предоставив им право отказываться от принятия заключенных в случае переполненности изоляторов.
Следуя данным рекомендациям, представляется целесообразным внести на первом этапе соответствующие изменения в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ и дополнить ст. 23 ч. 6, изложив ее в следующей редакции:
«6. Начальники мест содержания под стражей по согласованию со следственными или с судебными органами вправе отказаться от приема подозрева- [5] емых и обвиняемых в совершении преступлений в случае переполненности камер и наличия нормы санитарной площади на одного человека менее четырех квадратных метров».
Введение данной новеллы выдвигает на первый план задачу создания механизма ее реализации, который, на наш взгляд, будет тесно связан с предлагаемым нами временным размещением задержанного в переполненном учреждении (камеры) и созданием форм компенсации за такое временное размещение в виде денежной компенсации, продления времени пребывания на открытом воздухе, расширения доступа к отдыху активному поведению вне камеры или сочетанием названных форм компенсации.
В этой связи было бы целесообразно, чтобы прокуроры и начальники следственных изоляторов могли использовать дополнительное время, связанное с временным размещением подозреваемых и обвиняемых, с целью изучения возможности для высвобождения мест в следственных изоляторах, что обеспечило бы надлежащие условия содержания под стражей. Сотрудничая друг с другом, данные должностные лица смогли бы установить, срок каких задержанных подходит к концу, а также выявить лиц, в отношении которых нет необходимости применять меру пресечения в виде содержания под стражей, и внести соответствующие предложения в судебные органы или в прокуратуру относительно их немедленного освобождения. Такие согласованные действия администрации мест содержания под стражей и органов прокуратуры, бесспорно, будут являться важным элементом ддя снижения уровня переполненности следственных изоляторов и обеспечения надлежащих условий содержания под стражей.
В настоящее время органы прокуратуры в рамках осуществления прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве ведут подобную работу. Данные статистической отчетности Генеральной прокуратуры Российской Федерации (форма Р) свидетельствуют о том, что в 2011 г. 7512 граждан были незаконно подвергнуты мерам процессуального принуждения. Из них незаконно содержалось под стражей 771 лицо.
72
Все это было выявлено в судебном заседании при решении вопроса о возмещении вреда, связанного с уголовным преследованием, где было удовлетворено 2932 требования о возмещении имущественного и морального вреда за счет казны Российской Федерации на сумму 924 134 руб.[6]
Другой мерой реализации предлагаемых изменений в статью 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ могло бы быть создание так называемого резервного фонда площадей, позволяющего использовать его в случае переполненности камер, а также предоставление права начальнику следственного изолятора направлять задержанных в другой близлежащий следственный изолятор. При отсутствии такой возможности можно было бы использовать площади исправительных учреждений, расположенных в данном регионе, путем создания в них локальных участков (блоков), действующих в режиме следственных изоляторов. Подобные участки могли бы создаваться на условиях их мобильности с учетом криминогенной ситуации в том или ином регионе.
Названные меры будут действенны лишь при условии, когда заключение под стражу в качестве меры пресечения будет избираться при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.
В-шестых, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» является одним из основных законодательных актов, определяющим условия содержания подозреваемых и обвиняемых. В соответствии со статьей 52 данного федерального закона требования к условиям содержания под стражей вступили в силу с 1 января 1998 г. Формально российское законодательство приблизило свои нормы к общепризнанным европейским стандартам в этой сфере. Однако надо признать, что до настоящего времени реальные условия содержания под стражей далеки и от европейских стандартов, и от предусмотренных российским законодательством норм и правил. ЕСПЧ во многих решениях, связанных с нарушением ст. 3 Конвенции, указывает, что ссылки на отсутствие материальных средств не оправдывают государство, нарушающее ст. 3 Конвенции в части бесчеловечных условий содержания заключенных.
Учитывая, что решения ЕСПЧ носят прецедентный характер и обязательны ддя выполнения государствами-членами Совета Европы, они возлагают на Российскую Федерации обязанность по обеспечению контроля за созданием осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и учету их при принятии федеральных законов, касающихся, в том числе, соблюдения норм санитарной площади на одного человека.
На основании изложенного усматривается целесообразность в перспективе дальнейшего повышения санитарной нормы площади в камере с четырех метров до шести метров на одного человека. В связи с этим следует внести изменения в ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, изложив ее в следующей редакции:
«5. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере не менее шести квадратных метров».
В-седьмых, что касается материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в части установления норм жилой площади в расчете на одного осужденного, то эти нормы также требуют законодательной корректировки путем установления на одного осужденного в колонии не менее четырех квадратных метров. Следуя позитивной тенденции, соответствующей международной практике, законодатель, видимо, неслучайно определил повышенную норму жилой площади в расчете на одного осужденного при отбывании наказания в виде принудительных работ (ст. 60.5 УИК РФ в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ).
В связи с этим в тюрьмах целесообразно установить норму жилой площади на одного осужденного размером не менее четырех с половиной квадратных
метров; в колониях, для отбывания наказания осужденными женщинами - не
74
менее пяти квадратных метров; в воспитательных колониях - не менее пяти с половиной квадратных метров; в лечебных исправительных учреждениях - не менее шести квадратных метров; в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - не менее шести с половиной квадратных метров и внести соответствующие изменения в статью 99 Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации. Преддагаемая дифференциация норм жилой площади на одного осужденного, с одной стороны, в большей степени будет отвечать требованиям европейских стандартов и повлечет за собой сокращение количества обращений осужденных в ЕСПЧ по данным проблемам, а с другой - будет соответствовать принципу гуманизма, закрепленному в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве.
Кроме того, данные изменения действующего законодательства позволят Российской Федерации приблизиться к стандартам Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, который, как известно, принял площадь в 7 кв. м на заключенного как примерный желательный стандарт.
В-восьмых, ЕСПЧ отмечает, что важной гарантией предотвращения нарушений, возникающих в результате ненадлежащих условий содержания под стражей, является эффективная система подачи задержанными жалоб в национальные органы власти. Подача жалобы в орган, контролирующий содержание под стражей, как правило, является более действенным способом работы с жалобами, чем разбирательства в судах. В правовой системе России эта задача возложена на органы прокуратуры, которые являются независимыми органами и несут ответственность за контроль за соблюдением администрацией мест содержания под стражей российского законодательства. Однако при этом ЕСПЧ констатирует то обстоятельство, что существующий порядок подачи жалобы в прокуратуру не отвечает требованиям, предъявляемым к эффективному средству правовой защиты, поскольку процесс ее рассмотрения не предусматривает участия лица, подавшего жалобу, т. е. заключенного. ЕСПЧ считает, что, для того чтобы процедура рассмотрения жалобы надзирающим прокурором отвечала требованию эффективного средства правовой защиты, заявителю по меньшей мере должна быть предоставлена возможность высказать свои замечания в отношении материалов, представленных начальником места содержания под стражей по запросу прокуратуры, задавать вопросы и направлять в прокуратуру дополнительные материалы (пп. 215-216 постановления от 10 января 2012 г.)
В связи с изложенным представляется целесообразным дополнить ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» шестым абзацем, изложив его в следующей редакции: «Подозреваемые и обвиняемые, подавшие жалобы прокурору о нарушении своих прав и законных интересов в период содержания под стражей в следственном изоляторе, вправе высказывать свои замечания на материалы, истребованные по запросу прокурора и представленные начальником следственного изолятора, задавать вопросы и направлять в прокуратуру дополнительные материалы».
В-девятых, во всех случаях, когда нарушение ст. 3 Конвенции уже имело место, ЕСПЧ считает, что государство должно быть готово признать данное нарушение и предоставить потерпевшему лицу компенсацию в какой-либо форме. Введение лишь одного профилактического средства правовой защиты, по мнению ЕСПЧ, явно не достаточно для исправления ситуации, в которой данное лицо уже подвергалось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению в течение определенного времени. В национальном законодательстве должны присутствовать компенсационные средства правовой защиты. Поэтому государство-ответчик должно ввести в применение такое средство правовой защиты, которое может обеспечить предоставление компенсации за уже имевшее место нарушение. ЕСПЧ отмечает, что введение эффективного предоставления компенсации было бы особенно важным с учетом принципа субсидиарности, чтобы потерпевшие не были вынуждены систематически обращаться в Страсбургский суд с жалобами, которые требуют определения общих фактов или расчета сумм денежной компенсации.
При определенных условиях, указывает далее ЕСПЧ, формой компенсации может быть смягчение наказания, представляемое обвиняемым в связи с нарушениями Конвенции, которые произошли во время привлечения их к уголовной ответственности (это относится к несоблюдению требования к разумному сроку, гарантированному п. 1 ст. 6 Конвенции, за нарушение п. 3 ст. 5 Конвенции, когда национальные власти не смогли должным образом рассмотреть дело заявителя, находящегося в учреждении предварительного заключения, за нарушение ст. 3 Конвенции, когда заявители подвергались бесчеловечному и унижающему достоинство обращению).
Полагаем, что с данным мнением ЕСПЧ вполне можно согласиться и установить в действующем УК РФ положение о смягчении наказания в виде компенсации за нарушение Конвенции, согласно которому срок предварительного заключения может умножаться на определенные стандартные поправочные коэффициенты, за вычетом соответствующего периода из общей продолжительности срока лишения свободы.
Между тем для этого недостаточно одного внесения изменения в ст. 72 УК РФ, как это предлагается в проекте закона № 73983 -5 «О внесении изменений в ст. 72 УК РФ», который определяет зачет времени содержания под стражей в срок лишения свободы. Именно на это упущение указывается в п. 223 постановления от 10 января 2012 г., в связи с чем следует принять самостоятельную норму закона, например ст. 72.1 УК РФ, изложив ее в следующей редакции:
«Статья 72.1. Смягчение наказания при компенсации за нарушение Конвенции основных прав и свобод 1950 года, допущенное до судебного разбирательства.
Если судом будет установлено, что в отношении лица, содержащегося под стражей до судебного разбирательства, было допущено нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., то такому лицу может быть предоставлена компенсация в виде смягчения приговора за счет сокращения срока наказания.
Время содержания под стражей в данном случае засчитывается в сроки лишения свободы с применением коэффициентов (0,25 или 0,30) и подлежит вычету из срока назначенного наказания в виде лишения свободы».
Во избежание нарушений прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных были приняты определенные практические меры, важнейшие из которых связаны с реформой уголовно-исполнительной системы.
Так, по инициативе ФСИН России была принята Федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы»[7] и выделены необходимые финансовые средства на ее реализацию. Выполнение этой Программы позволило значительно улучшить условия содержания в СИЗО, что в первую очередь стали ощущать лица, содержащиеся в этих учреждениях.
В результате проделанной работы к 2007 г. количество СИЗО возросло на 20 % по сравнению с 1998 г. Лимит мест в них был увеличен на 26 %[8]. Одновременно изменения, внесенные в уголовно-процессуальное законодательство, позволили более избирательно применять меру пресечения в виде содержания под стражей, установить судебный контроль за ее избранием и более строгий контроль за сроками содержания под стражей, своевременным этапированием лиц, чьи приговоры вступили в законную силу, значительно сократить число подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей.
В результате впервые в отечественной истории были обеспечены предусмотренные Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[9] нормы камерной площади 4 кв. м.
По выполнении Федеральной целевой программы на 2002-2006 гг. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2006 г. № 839-р была принята новая Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)»[10], которая предусматривала дальнейшее развитие материально-технической базы УИС, в том числе строительство 26 СИЗО, в полном объеме соответствующих европейским требованиям (в Постановлении Правительства РФ от 18 февраля 2013 г. № 135 данная цифра была изменена на 18).
Важнейшими целевыми показателями, позволяющими оценивать ход реализации Программы являются:
- количество следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют законодательству Российской Федерации (в процентах от общего количества следственных изоляторов);
- количество исправительных учреждений, в которых условия содержания осужденных соответствуют законодательству Российской Федерации (в процентах от общего количества исправительных учреждений);
- количество следственных изоляторов, в которых условия содержания подследственных соответствуют международным стандартам (в процентах от общего количества следственных изоляторов).
Согласно информации, размещенной на сайте ФСИН России, в 2012 г. данные показатели составили 58,6, 51,8 и 0,9[11].
Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р (ред. от 31 мая 2012 г.) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» определило программу реформирования системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, с целью разработки основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительной системы, а также необ-
ходимости реализации целей исправления осужденных.
В рамках реализации Концепции реформирование учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предполагает замену существующей системы исправительных учреждений на два основных вида: тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением), а также преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.
В соответствии с решением руководства ФСИН России определены исправительные учреждения, в которых проводится эксперимент по апробации моделей исправительных учреждений нового типа на базе действующих исправительных учреждений. К ним относятся:
ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области перепрофилируется в тюрьму усиленного режима, лимит наполнения - 1000 человек.
ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю перепрофилируется в тюрьму общего режима, лимит наполнения - 600 человек.
ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области перепрофилируется в тюрьму общего режима для содержания осужденных женщин, лимит наполнения - 450 человек.
ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области перепрофилируется в колонию-поселение с усиленным наблюдением, лимит наполнения - 300 человек.
ФКУ КП-27 ГУФСИН России по Самарской области перепрофилируется в колонию-поселение с обычным наблюдением, лимит наполнения - 260 человек.
По результатам мониторинга исправительных учреждений, участвующих в эксперименте по апробации моделей ИУ нового типа, за первое полугодие 2013 г. можно сделать следующие выводы:
Во всех учреждениях, участвующих в эксперименте, работа ведется в соответствии с планами перепрофилирования ИУ, в которых нашли отражение принципы раздельного содержания осужденных и система «социальных лифтов». Срывов выполнения планов перепрофилирования не допущено. На 1 июля 2013 г. в двух исправительных учреждениях (ФКУ КП-11 УФСИН России по Оренбургской области и ФКУ КП-27 ГУФСИН России по Самарской области) работы по перепрофилированию полностью завершены, и при наличии необходимой нормативной базы эти учреждения смогут принять осужденных.
Важное значение в процессе перепрофилирования приобретает комплектование ИУ квалифицированными кадрами. Руководству ИУ следует сделать акцент на привлечении на службу в УИС специалистов, имеющих высшее специальное образование, а также организовать регулярное направление сотрудников на курсы повышения квалификации.
По-прежнему остается нерешенным вопрос о принятии нормативной базы по перепрофилированию действующих исправительных учреждений в тюрьмы и колонии-поселения нового типа. Например, в условиях созданной инфраструктуры КП (помещения для строгих, обычных и облегченных условий содержания) на сегодняшний день нет законных оснований для реализации проводимого эксперимента, это может вызвать внесение прокуратурой представлений о нарушении законности, так как в соответствии с ч. 2 ст. 128 УИК РФ осужденные должны содержаться на одних и тех же условиях, иного законодательством не предусмотрено.
О сущности перехода к учреждениям нового типа ведется активная разъяснительная работа с осужденными и их родственниками. Видеоматериалы транслируются по каналам кабельного телевидения, изготовлены и размещены стенды с соответствующей наглядной агитацией, каждому осужденному (начиная с карантина) выдается памятка о порядке аттестации по системе «социальных лифтов». Освещение хода эксперимента ведется в средствах массовой информации.
При реализации системы «социальных лифтов» в условиях ИУ общего и строгого режимов возникает коллизия при переводе осужденных из облегченных условий содержания. Так, согласно части 4 ст. 120 ич, 4 ст. 122 УИК
РФ осужденные, содержащиеся в облегченных условиях содержания, могут быть переведены на обычные или строгие условия, только будучи признанными злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Реализация указанной нормы может привести к представлениям или протестам прокуратуры по надзору за исполнением наказаний в случаях, когда решением комиссии по оценке поведения осужденных они будут переведены в обычные условия в связи с невыполнением критериев № 2 или № 3 или за невыполнение критерия № 1 методических рекомендаций по внедрению системы «социальных лифтов», но при этом нарушения режима содержания не будут носить злостный характер.
В соответствии с планом реализации «Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» продолжался процесс перепрофилирования воспитательных колоний (ВК) в воспитательные центры (ВЦ).
Эксперимент проводится в пяти учреждениях: Алексинской ВК (УФСИН России по Тульской области), Белореченской ВК (УФСИН России по Краснодарскому краю), Брянской ВК (УФСИН России по Брянской области), Канской ВК (ГУФСИН России по Красноярскому краю), Можайской ВК (УФСИН России по Московской области).
Многие проблемы, возникшие у администрации и сотрудников экспериментальных учреждений, связаны с отсутствием правовой базы функционирования ВЦ. В этой связи необходимо осуществить скорейшее внесение изменений в законодательство и приведение в соответствии с ними всех нормативноправовых актов. Определенная работа в этом направлении проведена. Ранее, в 2011-2012 гг. были подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в статьи гл. 17 УИК РФ «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях». Во втором квартале 2013 г. НИИ ФСИН России в соответствии с письмом ФСИН России от 8 мая 2013 г. повторно представил предложения по внесению изменений вгл. 17 УИК РФ.
[1] Конвенция о защите прав человека и основных свобод и реализация ее требований в УИС Российской Федерации через решения Европейского суда по правам человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07.2014 г.).
58
[2] Королькова Т. О. Обзор постановлений Европейского суда по правам человека по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав в условиях содержания под стражей // Сборник материалов третьего Всероссийского совещания помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в уголовноисполнительной системе 8-11 августа 2011 г., СПб. ; М. : ФКУ НИКИТ ФСИН России, 2011. С. 11.
[3] СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07.2014 г.).
[4] СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 07 июля 2014).
68
[5] Леонов А. В. Формы и методы внедрения в деятельность учреждений и органов УИС европейский стандартов обращения с заключенными // Сборник материалов третьего Всероссийского совещания помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе, 8-11 августа 2011 г., СПб. ; М. : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2011. С. 26.
71
[6] Парфенова М.В. Проблемы возмещения вреда незаконно подвергнутым уголовному преследованию за счет казны Российской Федерации // Вести. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2013. № 6. С. 54.
73
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. № 636 [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07. 2014 г.).
[8] Конвенция о защите прав человека и основных свобод и реализация ее требований в УИС Российской Федерации через решения Европейского суда по правам человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07.2014 г.).
[9] СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.
[10] СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07.2014 г.).
[11] Официальный сайт ФСИН России (дата обращения: 07.07.2014 г.).
79
|