По данным последних исследований в подростковой среде употребление сленговых слов и выражений превышает 50%. В этой связи можно смело утверждать, что такие слова, как «зашибись», «отпад», «клево», «жесть» и т.п. сильно искажают литературную разговорную речь, что делает использование сленга социальной проблемой.
Сленг - это открытая система ненормативных лексико-фразеологических единиц разговорного просторечного языка, предназначенных для выражения усиленной экспрессии и особой оценочной окраски. В отдельную группу выделяют молодежный сленг, как совокупность изменяющихся языковых средств, которые часто употребляются в общении молодыми людьми в возрасте от 12 до 30 лет. В употреблении сленговых слов молодыми людьми прослеживается тенденция использования фамильярной лексики по отношению к социально значимым явлениям, традиционно уважаемым в обществе: родителям («предки», «черепа»); умершим и самому факту смерти («жмурик», «свежачок» - мертвец; «крякнуть», «ласты надуть» и пр. - умереть); взаимоотношениям между мужчиной и женщиной («клеить», «снимать» - знакомиться; «окольцеваться» - жениться, выйти замуж).
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в наши дни молодежный сленг получил широкое распространение и проникает не только в литературный разговорный язык, но и в печатные издания, активно используется в телевизионных передачах и Интернете.
Сленг также подразумевает использование ненормативной лексики. Подлинное несчастье нашего общества и нашего языка - сквернословие. Для некоторых родной язык уже превратился в сплав жаргона и мата. С использованием ненормативной лексики становится примитивнее не только язык, но и сознание. Особенно остро эта проблема наблюдается среди подростков, которые используют сленг как средство самоутверждения в кругу своих друзей, сверстников. В большинстве случаев применение этих слов бывает бездумно, неосознанно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение порой неизвестно для говорящего.
Сленг является принадлежностью относительно открытых социальных групп молодых людей, объединенных общими интересами, привычками, образом жизни, территорией. Ему свойственна высокая экспрессивность, в нем присутствуют метафоры, слова с яркой оценочной окраской. Лексика жаргона пополняется за счет заимствований из других языков (например, «чувак» - это парень из цыганского языка), но большая ее часть создается путем переоформления (например, «баскет» - баскетбол), чаще переосмыслением общеупотребительных слов (например, «рвануть» - пойти, «тачка» - автомобиль).
Лексика жаргона протекает в литературный язык через просторечие и язык художественной литературы, где она используется как средство речевой характеристики. Борьба с жаргонизмами за чистоту языка и культуру речи отражает неприятие языкового обособления обществом в целом. Подростки более других возрастных и социальных групп стремятся обособиться, болезненно реагируя на вторжение в собственную среду. Поэтому язык играет во взаимоотношениях подростков такую важную роль: чтобы быть «своим» надо говорить на «общем» языке, надо понимать, что говорят ровесники.
В подростковом сленге прослеживаются следующие тенденции: стремление к сокращению слов, намеренному коверканью, аббревиации, употребление неправильных грамматических форм. Это происходит от желания подростков, во-первых, отгородиться от остального общества, создать свой язык не понятный «чужим», во-вторых, говорить быстро. В последнее время в нашей стране произошел резкий процесс вторжения в публичное общение сленга и новых слов из зарубежных стран; сленг стал массовым и всепроникающим[1]. В связи с этим появились изменения в сфере книжно-литературной речи. Одним из таких кардинальных изменений оказалось «перерождение газетно-публицистического стиля, который фактически перестал быть книжным, как это было принято считать, и максимально приблизился по форме к обиходному общению: и устная речь радио и телевидения, и письменные тексты газетно-журнальных публикаций настойчиво имитируют сниженную бытовую коммуникацию»[2].
Также наблюдается и духовная проблема, связанная с распространением сленга. Все жаргонные слова представляют собой стилистически сниженную лексику и находятся за пределами литературного языка, являясь главным фактором, препятствующим интеллектуальному и творческому развитию. «Жаргон убивает мысль, отучает думать его рьяных поклонников», - справедливо пишет современный филолог Л.И. Сковрцов[3].
Сленг был, есть и будет в лексике молодежи. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современную молодежь совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут - выразительность и краткость. Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи. Но и опускать глаза, закрывать уши, прятаться от этой проблемы тоже не стоит.
Не получится и призывать молодых людей давать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного жаргона. Гораздо важнее заставить задуматься каждого молодого человека о том, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи жаргонных слов.
[1] См.: Падюков И.П, Маненкова Н.Ю. Жаргонизированная лексика и фразеология в обиходно-разговорной речи молодежи // Лингвистическое краеведение. - Пермь, 2001. - С.14-19.
[2] См.: Химик В.В. Язык современной молодежи // Современная русская речь: состояние и функционирование. - СПб., 2004. - С. 19.
[3] См.: Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 2012. - С. 32.
|