Изучение агрессивности является актуальной темой для нашего общества, поскольку напряженная, неустойчивая, социальная, экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране и в мире в целом обуславливает рост различных отклонений в поведении людей. А. Басс дает следующее понятие агрессии - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим1. По мнению Е.П. Ильина, агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации2. По мнению ученых, особенности развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте могут способствовать либо торможению, либо развитию агрессивности, т.к. подростки часто демонстрируют агрессию в общении как ведущем виде деятельности в данном периоде развития.
Важно выявить качество общения и уровень развития в различных видах агрессивности, чтобы можно было скорректировать особенности общения у подростков.
В этой связи было проведено исследование среди детей в возрасте от 13 до 14 лет с целью выявления взаимосвязи между уровнем развития коммуникативных способностей и профилем агрессивности. Выборку составили 50 подростков, обучающихся в МОУ СОШ № 25 г. Челябинска. Испытуемым были предложены опросник Басса-Дарки и опросник КОС. С помощью методики КОС выборка была разделена на 3 группы по параметру коммуникации: получены группы испытуемых с высоким, средним и низким уровнем коммуникативных способностей.
Таблица 1
Средние значения агрессивности в различных группах испытуемых
Шкалы
Испытуемые с высоким уровнем
коммуникативных
способностей
Испытуемые с среднем уровнем
коммуникативных
способностей
Испытуемые с низким уровнем
коммуникативных
способностей
1. Физическая агрессия
4.4
4.35
3.3
2. Косвенная агрессия
4
4.07
3.1
3. Раздражение
3.4
4.07
2
4. Негативизм
3.1
3.6
3.1
5. Обида
3.2
4.2
2.3
6. Подозрительность
2.9
3.5
3.1
7. Вербальная агрессия
2.5
4.2
3.5
8. Угрыщения совести
2.8
3
2.5
Проанализировав представленные в таблице 1 результаты, можно сказать, что наиболее высокий показатель по шкале физическая агрессия (ср. зн. - 4,4) наблюдается у подростков с высоким уровнем коммуникативных способностей, что свидетельствует о предпочтении использовать физическую силу против другого лица.
Получена следующая тенденция - наиболее высокие значения по агрессивности в целом свойственны группе испытуемых со средним уровнем коммуникативных способностей, однако их значения можно отнести к пределам нормы: косвенная агрессия (ср. зн. - 4,1), раздражение (ср. зн. - 4), негативизм (ср. зн. - 3,6), обида (ср. зн. - 4,2), подозрительность (ср. зн. - 3,3), вербальная агрессия (ср. зн. - 4,2), чувство вины (ср. зн. - 3). Это свидетельствует о том, что данная группа подростков более демонстрирует агрессию, направленную на другое лицо, готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, оппозиционную манеру в поведении, зависимость и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия, осторожное отношение к людям, выраженность негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы), возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, поступает зло, но при этом испытывает ощущаемые им угрызения совести. У остальных групп испытуемых получены показатели агрессивности ниже нормы.
Результаты исследования позволяют предположить, что подростки с оптимальным уровнем развития коммуникативных способностей испытывают больше затруднений в процессе общения, т.к. хуже контролируют проявления агрессивности в поведении. Их необходимо обучать конструктивным технологиям общения и стратегиям выхода из конфликтных ситуаций.
|