Статистические данные демонстрируют высокий процент в местах лишения свободы осужденных за насильственные преступления, что влечет за собой увеличение длительных сроков отбывания наказания и, как следствие, повышение агрессии и напряженности в среде лиц, находящихся на территории пенитенциарных учреждений. В период отбывания наказания у осужденных деформируется мировоззрение, жизненные позиции, происходит обесценивание жизненных достижений, снижение самооценки и потеря смысла жизни, что не может не оказывать влияния на их личностное изменение. Осужденные, попадая в места лишения свободы, вынуждены адаптироваться к нормам субкультуры, условиям пенитенциарных учреждений, что негативным образом сказывается на деформации их Я-концепции. Лица с искаженной Я-концепцией более трудны в процессе исправления, изучение данного вопроса поможет определить наиболее эффективные направления их коррекции.
Актуальность исследования Я-концепции осужденных обусловлена запросами уголовно-исполнительной практики в связи с современными процессами, в частности, большим количеством осужденных за насильственные преступления. Современная российская исправительная система стремится соответствовать уровню обращения с преступниками, который имеется в развитых странах. Во многом это зависит от степени реализации психологических знаний на практике, а именно от уровня психологической подготовленности персонала, его убежденности в необходимости терпеливого индивидуального воздействия на личность осужденного.
В психологии Я-концепция рассматривается как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я», который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Я-концепция включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками.
В зарубежной психологии Я-концепцию изучали многие авторы. Так В. Джеймс рассматривал Я-концепцию как совокупность установок индивида, направленных на самого себя, при этом, эти установки имеют разные модальности (реальное Я, зеркальное Я, идеальное Я). Майерс Д. добавляет к этим трем еще одну модальность: возможное Я - это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем. В рамках феноменологической теории личности К. Роджерс Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, по нашему мнению, мы должны быть и хотели бы быть. Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. В его работах «Я-как объект» может рассматриваться как то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Чарлз Кули предложил теорию зеркального Я, утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию.
В отечественной психологии проблемами Я-концепции занимались многие ученые. Так, И.И. Чеснокова определяет Я-концепцию как «особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, который приводит к понятию собственного Я, отличного от другого субъекта»[1]. В своих работах Д.А. Леонтьев рассматривает Я-концепцию как форму переживания человеком своей личности, и как форму, в которой личность открывается самой себе»[2].
В настоящее время ведется ряд исследовательских работ по изучению личности насильственного преступника, в которых раскрываются основные причины совершения той или иной личностью насильственного преступления, формирование личности преступника, его мотивы, а также основные меры воспитательного воздействия на осужденных.
Результаты многочисленных исследований позволили определить факторы, влияющие на формирование Я-концепции осужденного, а именно сохранение ценности собственного Я, положительное отношение к себе, наличие противоборствующих Я, насильственное принятие неблизких ценностей, переживание собственного бессилия в сочетании с оценкой себя как неудачника. Также осужденным характерны более высокие, чем у законопослушных лиц, значения коммуникативной пластичности и импульсивности. В коллективной работе В.А. Семенова, Ю.В. Славинской, А.И. Ушатикова, В.В. Яковлева выделены отдельные аспекты изучения Я-концепции осужденных (особенности направленности личности, ценностные ориентации, жизненные планы, самооценка, эмоционально-волевая сфера, влияние установок на поведение).
Рассмотрение данных факторов позволит более полно и широко рассмотреть внутренний мир осужденного за насильственные преступления, стержнем которого является Я-концепция. Переосмысление своей жизни, оценка прошлого, анализ совершенных поступков позволит осужденному, отбывающему наказание в местах лишения свободы, адаптироваться в настоящем и выстроить планы на будущее.
[1] См.: Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2009. - С. 480.
[2] См.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2005. - С. 220.
|