Вторник, 26.11.2024, 19:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

К вопросу об изучении Я-концепции осужденных за насильственные преступления

Статистические данные демонстрируют высокий процент в ме­стах лишения свободы осужденных за насильственные преступления, что влечет за собой увеличение длительных сроков отбывания нака­зания и, как следствие, повышение агрессии и напряженности в сре­де лиц, находящихся на территории пенитенциарных учреждений. В период отбывания наказания у осужденных деформируется мировоз­зрение, жизненные позиции, происходит обесценивание жизненных достижений, снижение самооценки и потеря смысла жизни, что не может не оказывать влияния на их личностное изменение. Осужден­ные, попадая в места лишения свободы, вынуждены адаптироваться к нормам субкультуры, условиям пенитенциарных учреждений, что не­гативным образом сказывается на деформации их Я-концепции. Лица с искаженной Я-концепцией более трудны в процессе исправления, изучение данного вопроса поможет определить наиболее эффектив­ные направления их коррекции.

Актуальность исследования Я-концепции осужденных обусловле­на запросами уголовно-исполнительной практики в связи с современ­ными процессами, в частности, большим количеством осужденных за насильственные преступления. Современная российская исправи­тельная система стремится соответствовать уровню обращения с пре­ступниками, который имеется в развитых странах. Во многом это за­висит от степени реализации психологических знаний на практике, а именно от уровня психологической подготовленности персонала, его убежденности в необходимости терпеливого индивидуального воз­действия на личность осужденного.

В психологии Я-концепция рассматривается как устойчивая си­стема обобщенного представления индивида о себе, как образ соб­ственного «Я», который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Я-концепция включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками.

В зарубежной психологии Я-концепцию изучали многие авторы. Так В. Джеймс рассматривал Я-концепцию как совокупность устано­вок индивида, направленных на самого себя, при этом, эти установки имеют разные модальности (реальное Я, зеркальное Я, идеальное Я). Майерс Д. добавляет к этим трем еще одну модальность: возможное Я - это установки, связанные с представлениями индивида о том, ка­ким он боится стать в будущем. В рамках феноменологической теории личности К. Роджерс Я-концепция включает не только наше воспри­ятие того, какие мы есть, но также и то, какими, по нашему мнению, мы должны быть и хотели бы быть. Уильям Джемс первым из психо­логов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. В его рабо­тах «Я-как объект» может рассматриваться как то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Чарлз Кули предложил теорию зеркаль­ного Я, утверждая, что представления индивида о том, как его оцени­вают другие, существенно влияют на его Я-концепцию.

В отечественной психологии проблемами Я-концепции занима­лись многие ученые. Так, И.И. Чеснокова определяет Я-концепцию как «особо сложный процесс опосредованного познания себя, раз­вернутый во времени, который приводит к понятию собственного Я, отличного от другого субъекта»[1]. В своих работах Д.А. Леонтьев рас­сматривает Я-концепцию как форму переживания человеком своей личности, и как форму, в которой личность открывается самой себе»[2].

В настоящее время ведется ряд исследовательских работ по изу­чению личности насильственного преступника, в которых раскры­ваются основные причины совершения той или иной личностью на­сильственного преступления, формирование личности преступника, его мотивы, а также основные меры воспитательного воздействия на осужденных.

Результаты многочисленных исследований позволили определить факторы, влияющие на формирование Я-концепции осужденного, а именно сохранение ценности собственного Я, положительное отно­шение к себе, наличие противоборствующих Я, насильственное при­нятие неблизких ценностей, переживание собственного бессилия в сочетании с оценкой себя как неудачника. Также осужденным харак­терны более высокие, чем у законопослушных лиц, значения комму­никативной пластичности и импульсивности. В коллективной работе В.А. Семенова, Ю.В. Славинской, А.И. Ушатикова, В.В. Яковлева вы­делены отдельные аспекты изучения Я-концепции осужденных (осо­бенности направленности личности, ценностные ориентации, жиз­ненные планы, самооценка, эмоционально-волевая сфера, влияние установок на поведение).

Рассмотрение данных факторов позволит более полно и широко рассмотреть внутренний мир осужденного за насильственные пре­ступления, стержнем которого является Я-концепция. Переосмысле­ние своей жизни, оценка прошлого, анализ совершенных поступков позволит осужденному, отбывающему наказание в местах лишения свободы, адаптироваться в настоящем и выстроить планы на будущее.

 

[1] См.: Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психоло­гов. - СПб.: Питер, 2009. - С. 480.

[2] См.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Издательская груп­па «Прогресс», 2005. - С. 220.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (10.08.2017)
Просмотров: 194 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%