Вторник, 26.11.2024, 19:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Представление курсантов ведомственных вузов о своей профессии

Реформирование уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), демократизация и либерализация общественных отношений в местах лишения свободы оказали существенное влияние на измене­ние кадровой политики в правоохранительных органах, отразились на принципах, целях и задачах подбора психологической подготовки личного состава к действиям в экстремальных ситуациях. Одной из важных проблем на данном этапе остается подготовка высококвали­фицированных кадров, включающая изучение представлений о буду­щей профессии.

С изучением представлений ученые связывают возможность ре­шения некоторых профессиональных проблем сотрудников УИС, возникающих в ходе осуществления деятельности. Представления о своей будущей службе включаются в систему профессиональных дей­ствий, определяя стиль межличностного взаимодействия в професси­ональном сообществе. Осознанное представление позволяет курсанту не только определить свое место в социальном мире, но и на этой ос­нове развить систему ценностей и убеждений, адекватных требовани­ям будущей профессии.

Представления предполагают осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Профессиональные представления относятся к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. В общем виде пред­ставление рассматривается как психический процесс отражения пред­метов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта[1]. В основе пред­ставления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.

Теоретические предпосылки исследования профессиональных представлений заложены в работах отечественных и зарубежных ученых: П. Бергера, А.В Гузя, Е.П. Ермолаевой, Д.И. Завалишиной, Е.А. Климова, Н. Козиева, Ю.Н. Кулюткина, Т. Лукман, Л.М. Ми­тиной, В.И. Павленко, Н.С. Пряжникова, Д.В. Ронзина, Д. Сьюпера, ГС. Сухобской, Л. Тайлера, Х. Тэшфела, К. Хойсера, Л.Б. Шнейдера, Э. Эриксона. Однако изучение профессиональных представлений в ведомственных учреждениях представлено не так широко. В связи с этим нами было проведено исследование особенностей профессио­нальных представлений курсантов-первокурсников.

Исследование проводилось с курсантами психологического фа­культета ВИПЭ ФСИН России. Общую выборку исследования соста­вили 30 курсантов первого курса, из них 18 девушек и 12 юношей. Гипотеза исследования заключалась в том, что у курсантов первого курса представления отличаются недифференцированностью и не­четкостью. Использовались такие методики, как нестандартизиро- ванное интервью и методика изучения факторов привлекательности профессии В.А Ядова.

Анализ результатов показывает, что более половины (64%) кур­сантов, заявила о том, что планируют работать по специальности. В противовес этому около пятой части 23% опрошенных курсантов ука­зали на то, что в дальнейшем не планируют работать по специально­сти. Они пояснили это тем, что в практических органах их специаль­ность не котируется. Часть курсантов (13%) не определились в своем решении. 39% испытуемых считает, что специфика работы психолога заключается в высокой ответственности психолога в УИС, что пока­зывает нечеткость их представлений. Данный ответ очень неконкре­тен. Более половины (54%) считает, что их ждет непосредственный контакт с осужденными. И 7% опрошенных не имеют особого пред­ставления о специфике работы психолога в УИС. Данные ответы по­казывают, что представления первокурсников о будущей профессии размыты и нечетки.

61% опрошенных курсантов считает, что основной деятельностью психолога в УИС является непосредственно диагностика осужден­ных. 24% опрошенных считают, что психолог в УИС должен зани­маться диагностикой сотрудников. И 15% респондентов ответили, что психолог должен заниматься заполнением документов, характери­стик, личных дел как осужденных, так и сотрудников. Данные ответы также показывают, что представления курсантов первого курса не от­личаются четкостью, ясностью и правильностью.

Отвечая на вопрос о необходимости их будущей профессии для УИС, почти треть (32%) указали, что она «нужна», пояснив, что имен­но профессия психолога в условиях реформирования наиболее вос­требована и приносит результаты в достижении целей наказания. Обращает на себя внимание тот факт, что 25% опрошенных считают иначе, что их будущая профессия не нужна для деятельности учреж­дений и органов УИС. Они пояснили, что учатся исключительно для получения образования и их не интересует дальнейшее продолжение службы в УИС. Также ряд испытуемых не видят смысла в своей даль­нейшей профессии и служебной карьере. И 43% курсантов (почти по­ловина) затруднились ответить на данный вопрос. Данный результат может быть вызван тем, что курсанты не совсем четко представляют, чем им предстоит заниматься, что подтверждается результатами пре­дыдущих ответов.

Более половины (58%) курсантов, заявили о том, что готовы ра­ботать по специальности. В противовес этому более четверти (27% опрошенных) курсантов указали на то, что по специальности в даль­нейшем не готовы работать. Они пояснили это тем, что не понимают смысла получаемой специальности и считают, что она не востребо­вана в практических органах. Наименьшая часть (15%) ответили на данный вопрос - «не знаю». Видимо, данные ответ также вызван недо­статочно ясными представлениями о будущей профессии.

Таким образом, анализ результатов, полученных с помощью не- стандартизированного интервью, показывает, что представления кур­сантов о своей будущей профессии действительно отличаются нечет­костью и размытостью.

Далее рассмотрим результаты изучения факторов привлекатель­ности профессии среди курсантов по методике В. Ядова. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы привлекательности профессии психолога УИС у курсантов

Факторы привлекательности профессии

Средние значения

2

Значимость профессии

0,4

Работа с людьми

0,7


 

2

Творчество

0,2

Утомляемость

0,4

Уровень зарплаты

0,3

Совершенствование

0,4

Соответствие способностям

0,5

Соответствие характеру

0,6

Рабочий день (длительность)

0,4

Частые контакты с людьми

0,5

Социальное признание, уважение

0,7

 

Как видно из таблицы 1, факторами привлекательности профессии для курсантов выступило социальное признание, уважение и работа с людьми. Отрицательных значений коэффициента значимости не было получено ни по одному фактору, что свидетельствует о достаточном уровне привлекательности профессии психолога для курсантов. Наи­меньшее значение получили такие факторы, как творчество и уровень зарплаты.

Таким образом, исследование показало, что большинство курсан­тов имеют представление о своей будущей профессии в УИС, пред­стоящих трудностях, которые будут возникать в ходе служебной де­ятельности, необходимости своей профессии. В тоже время хотелось бы отметить, что профессия психолога имеет достаточно большую привлекательность для будущих специалистов. Курсанты испытыва­ют определенную гордость за свою предстоящую профессиональную деятельность.

 

[1] См.: Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Смысл, 2002. - С. 23.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (09.08.2017)
Просмотров: 208 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%