Реформирование уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), демократизация и либерализация общественных отношений в местах лишения свободы оказали существенное влияние на изменение кадровой политики в правоохранительных органах, отразились на принципах, целях и задачах подбора психологической подготовки личного состава к действиям в экстремальных ситуациях. Одной из важных проблем на данном этапе остается подготовка высококвалифицированных кадров, включающая изучение представлений о будущей профессии.
С изучением представлений ученые связывают возможность решения некоторых профессиональных проблем сотрудников УИС, возникающих в ходе осуществления деятельности. Представления о своей будущей службе включаются в систему профессиональных действий, определяя стиль межличностного взаимодействия в профессиональном сообществе. Осознанное представление позволяет курсанту не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям будущей профессии.
Представления предполагают осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Профессиональные представления относятся к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. В общем виде представление рассматривается как психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта[1]. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.
Теоретические предпосылки исследования профессиональных представлений заложены в работах отечественных и зарубежных ученых: П. Бергера, А.В Гузя, Е.П. Ермолаевой, Д.И. Завалишиной, Е.А. Климова, Н. Козиева, Ю.Н. Кулюткина, Т. Лукман, Л.М. Митиной, В.И. Павленко, Н.С. Пряжникова, Д.В. Ронзина, Д. Сьюпера, ГС. Сухобской, Л. Тайлера, Х. Тэшфела, К. Хойсера, Л.Б. Шнейдера, Э. Эриксона. Однако изучение профессиональных представлений в ведомственных учреждениях представлено не так широко. В связи с этим нами было проведено исследование особенностей профессиональных представлений курсантов-первокурсников.
Исследование проводилось с курсантами психологического факультета ВИПЭ ФСИН России. Общую выборку исследования составили 30 курсантов первого курса, из них 18 девушек и 12 юношей. Гипотеза исследования заключалась в том, что у курсантов первого курса представления отличаются недифференцированностью и нечеткостью. Использовались такие методики, как нестандартизиро- ванное интервью и методика изучения факторов привлекательности профессии В.А Ядова.
Анализ результатов показывает, что более половины (64%) курсантов, заявила о том, что планируют работать по специальности. В противовес этому около пятой части 23% опрошенных курсантов указали на то, что в дальнейшем не планируют работать по специальности. Они пояснили это тем, что в практических органах их специальность не котируется. Часть курсантов (13%) не определились в своем решении. 39% испытуемых считает, что специфика работы психолога заключается в высокой ответственности психолога в УИС, что показывает нечеткость их представлений. Данный ответ очень неконкретен. Более половины (54%) считает, что их ждет непосредственный контакт с осужденными. И 7% опрошенных не имеют особого представления о специфике работы психолога в УИС. Данные ответы показывают, что представления первокурсников о будущей профессии размыты и нечетки.
61% опрошенных курсантов считает, что основной деятельностью психолога в УИС является непосредственно диагностика осужденных. 24% опрошенных считают, что психолог в УИС должен заниматься диагностикой сотрудников. И 15% респондентов ответили, что психолог должен заниматься заполнением документов, характеристик, личных дел как осужденных, так и сотрудников. Данные ответы также показывают, что представления курсантов первого курса не отличаются четкостью, ясностью и правильностью.
Отвечая на вопрос о необходимости их будущей профессии для УИС, почти треть (32%) указали, что она «нужна», пояснив, что именно профессия психолога в условиях реформирования наиболее востребована и приносит результаты в достижении целей наказания. Обращает на себя внимание тот факт, что 25% опрошенных считают иначе, что их будущая профессия не нужна для деятельности учреждений и органов УИС. Они пояснили, что учатся исключительно для получения образования и их не интересует дальнейшее продолжение службы в УИС. Также ряд испытуемых не видят смысла в своей дальнейшей профессии и служебной карьере. И 43% курсантов (почти половина) затруднились ответить на данный вопрос. Данный результат может быть вызван тем, что курсанты не совсем четко представляют, чем им предстоит заниматься, что подтверждается результатами предыдущих ответов.
Более половины (58%) курсантов, заявили о том, что готовы работать по специальности. В противовес этому более четверти (27% опрошенных) курсантов указали на то, что по специальности в дальнейшем не готовы работать. Они пояснили это тем, что не понимают смысла получаемой специальности и считают, что она не востребована в практических органах. Наименьшая часть (15%) ответили на данный вопрос - «не знаю». Видимо, данные ответ также вызван недостаточно ясными представлениями о будущей профессии.
Таким образом, анализ результатов, полученных с помощью не- стандартизированного интервью, показывает, что представления курсантов о своей будущей профессии действительно отличаются нечеткостью и размытостью.
Далее рассмотрим результаты изучения факторов привлекательности профессии среди курсантов по методике В. Ядова. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Факторы привлекательности профессии психолога УИС у курсантов
Факторы привлекательности профессии
Средние значения
2
Значимость профессии
0,4
Работа с людьми
0,7
2
Творчество
0,2
Утомляемость
0,4
Уровень зарплаты
0,3
Совершенствование
0,4
Соответствие способностям
0,5
Соответствие характеру
0,6
Рабочий день (длительность)
0,4
Частые контакты с людьми
0,5
Социальное признание, уважение
0,7
Как видно из таблицы 1, факторами привлекательности профессии для курсантов выступило социальное признание, уважение и работа с людьми. Отрицательных значений коэффициента значимости не было получено ни по одному фактору, что свидетельствует о достаточном уровне привлекательности профессии психолога для курсантов. Наименьшее значение получили такие факторы, как творчество и уровень зарплаты.
Таким образом, исследование показало, что большинство курсантов имеют представление о своей будущей профессии в УИС, предстоящих трудностях, которые будут возникать в ходе служебной деятельности, необходимости своей профессии. В тоже время хотелось бы отметить, что профессия психолога имеет достаточно большую привлекательность для будущих специалистов. Курсанты испытывают определенную гордость за свою предстоящую профессиональную деятельность.
[1] См.: Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Смысл, 2002. - С. 23.
|