Специализированные органы конституционного контроля обладают особой юридической природой и занимают специфическое место в системе разделения властей, от этого производны и особенности принимаемых данными органами решений. Значение правовых позиций, выраженных в решениях Конституционного Суда России, очень велико при осуществлении органами власти правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Они способствуют реальному воплощению принципов и норм Конституции России, гарантированности прав и свобод граждан в складывающихся общественных отношениях.
Рассматривая вопрос о роли судов в процессе формирования права, В. Д. Зорькин отмечает, что правотворческая деятельность судов в правовой системе России формально (официально) не признается, в доктрине интерпретируется противоречиво, но реально существует и через высшие судебные инстанции влияет на развитие права, так же как это имеет место и в ряде других стран европейского континента (Греция, Италия, Нидерланды, ФРГ и др.)[1].
Следует заметить, что возможность выполнения судебной властью, наряду с правоприменительной, также и правотворческой функции допускали правоведы нашей страны еще в дореволюционный период истории. В частности, Б. А. Кистяковский высказывался по этому поводу следующим образом: «Суд есть то учреждение, в котором прежде всего констатируется и устанавливается право. У всех народов раньше, чем развивалось определение правовых норм путем законодательства, эти нормы отыскивались, а иногда и творились путем судебных решений»[2] [3].
Анализируя проблему возможности признания решений Конституционного Суда России источниками права, стоит отметить, что среди ученых по данному вопросу высказывались неоднозначные суждения.
Противники признания правотворческой функции за судами в Российской Федерации выдвигают в основном следующие аргументы: во-первых, акты судебных органов не могут быть признаны источниками права, так как это нарушало бы принцип разделения властей; во-вторых, Россия не принаддежит к числу государств с прецедентной системой права.
Показательна в этом отношении позиция В. С. Нерсесянца. По его мнению, в контексте современной российской государственности само существо проблемы судебной практики состоит не в том, может ли суд создавать правовую норму, а совершенно в ином - имеет ли суд право на правотворчество, т. е. может ли он одновременно и творить, и применять закон. По смыслу конституционного разделения властей акты всех звеньев судебной системы, несмотря на их внешние различия, являются правоприменительными актами. Любая отмена нормативно-правового акта - это прерогатива законотворческих органов, но не суда. Суд же вправе дать лишь юридическую квалификацию (правовую оценку и характеристику) рассматриваемого нормативного акта. Конституция или закон могут служить лишь основанием для отмены этого акта компетентным правотворческим органом, но не являются самой отменой. Такое решение суда - это лишь основание (юридический факт), с которым законодатель (и действующее право) связывает определенные последствия (утрата силы акта, его неприменение судами и т. п.). Но данные последствия, считает В. С. Нерсе- сянц, - это уже заранее установленные законодателем правовые нормы, а не
144
нормы права, создаваемые сами судом .
Группа ученых (В. В. Ершов, В. Н. Корнев и др.) считает, что решения Конституционного Суда Российской Федерации являются правоприменительными актами, выступающими для других судов основанием для судебного обжалования соответствующих решений, хотя и способствуют утрате юридической силы норм (закона), признанных неконституционными. Конституционный Суд Российской Федерации как орган, осуществляющий правосудие, дает юридическую квалификацию (юридическое толкование) рассматриваемого им нормативного правового акта в смысле его соответствия или несоответствия Конституции Российской Федерации. В результате данные судебные решения являются актами индивидуального регулирования и, по сути, относятся к актам
145
толкования .
В. А. Петрушев подчеркивает, что постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции только акты ее официального нормативного толкования, не являющиеся источниками права. В тех же случаях, когда Конституционный Суд Российской Федерации создает какие- либо новые конституционные положения, он выходит за рамки своих полномо-
146
чии и вторгается в прерогативы законодательной власти .
Принцип разделения властей предполагает разграничение законодательных функций, закрепленных за парламентом, и осуществление правосудия, реализуемого судом, однако, по мнению М. Ф. Косолапова, «чистота» данного принципа является весьма условной. Он утверждает: «Анализируя полномочия исполнительной власти, можно констатировать, что она осуществляет управление посредством издания постановлений и распоряжений. И хотя акты сферы управления не обладают такой юридической силой, как закон, некоторые из них являются нормативными. Акты Президента Российской Федерации также, являясь подзаконными, часто носят нормативный характер, а в некоторых слу- [4] [5]
чаях регулируют вопросы, отнесенные к ведению законодателя. В связи с этим можно сказать, что правотворчество не может быть привилегией только законодательной власти, а лишение судов права на правотворчество влечет ослабление этой ветви и ведет к дисбалансу властей. Для выравнивания статуса судебной власти необходимо признать за ней правотворческие полномочия, в данном случае правотворческие полномочия судебной власти могут выступить как элемент системы “сдержек и противовесов” по отношению к другим ветвям
147
власти» .
«Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную само по себе не означает, что функцию законотворчества вправе осуществлять только законодательная власть и не вправе осуществлять власть исполнительная и судебная. Однако это вовсе не предполагает, что как та, так и другая власть не вправе осуществлять правотворчество в рамках со-
148
здания иных элементов правовой материи» .
Можно констатировать, что среди ученых существует немало сторонников позиции признания решения Конституционного Суда РФ источником права.
Например, судья Конституционного Суда России Н. С. Бондарь указывает: «Главным контраргументом тезиса о правотворческом потенциале конституционного правосудия является выраженная еще Г. Кельзеном нормативист- ская в своей основе позиция, согласно которой единственным источником права является нормативно-правовой акт; правосудие же, пусть даже и конституционное, не предназначено в системе разделения властей ддя создания норм права. Такой подход вряд ли соответствует сегодняшним правовым реалиям: разделение властей вовсе не предполагает возможности осуществления право- [6] [7]
творческой деятельности только законодательными органами. Подтверждением этого является признание нормотворческой функции у органов исполнительной
149
власти, включая так называемое делегированное законодательство» .
Интересна позиция М. С. Саликова, который аргументирует возможность признания решений Конституционного Суда Российской Федерации источниками права следующим образом.
«Во-первых, в Конституции (ст. 125) устанавливается довольно широкий перечень полномочий Конституционного Суда, среди которых - официальное толкование конституционного текста, проверка целого ряда нормативных актов и т. д.... т.е. Конституционный Суд не проявляет “своеволия”, выполняя в ряде случаев функции квазизаконодателя, он лишь реализует поставленные перед ним Конституцией задачи.
Во-вторых, логика рассуждений (право может быть творимо только законодателем) должна была бы привести и к отрицанию нормативных актов Президента и Правительства как источников права, однако таких выводов не делается.
В-третьих, судебное решение признается в качестве источников права во многих зарубежных государствах, в том числе не относящихся к прецедентной системе права (Германия, Франция), без ущерба принципу разделения властей, также исповедываемому в них.
В-четвертых, судебное решение не всегда является актом применения права»[8] [9].
В. Д. Зорькин, отмечая влияние Конституционного Суда Российской Федерации на разработку доктрины источников современного российского права, обращает внимание на то, что многие черты, характерные для источников права в их позитивном понимании, фактически присущи и правовым позициям Кон-
ституционного Суда. «Во-первых, они отражают государственную волю, поскольку возникают как акт конституционного органа, уполномоченного выразить эту волю в предписанных законом форме и параметрах; во-вторых, имеют общеобязательный характер (и для законодателя, и для правоприменителя) и обладают качеством регулятора определенного вида общественных отношений... в-третьих, обладают определенными внутренними свойствами, поскольку выполняют роль нормативной основы в правовой системе, а также служат ориентиром в правотворчестве и правоприменении»[10].
Б. С. Эбзеев указывает, что решения Конституционного Суда Российской Федерации, с одной стороны, являются правоприменительными актами, с другой стороны, источниками права и им присуща материально-правовая сила закона. Прецеденты, создаваемые судом, имеют нормативно-регулирующее значение, и в этом смысле они являются правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений. Решения Конституционного Суда Российской Федерации выступают в качестве способа преодоления неопределенности в понимании положений Конституции Российской Федерации, выяснения ее объективного смысла и выявления содержащихся в Конституции Российской Федерации позитивных правовых принципов. Любой правоприменитель обязан руководствоваться тем пониманием положений Конституции Российской Федерации, которое содержится в постановлении или определении Конституционного Суда Российской Федерации[11] [12].
М. В. Баглай определяет, что с формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, хотя его акты по юридической силе стоят выше актов парламента и Президента, но по существу он
153
таковым является .
М. А. Митюков считает, что решения Конституционного Суда РФ фактически являются источником права и имеют характер нормативных актов, который должен быть закреплен в федеральном законодательстве. Обеспечивать исполнение этих решений должен не только авторитет самого Суда, но и
154
соответствующие государственные институты .
В. Невинский констатирует, что решения Конституционного Суда являются источниками права, так как в результате его интерпретационной деятельности устраняется неопределенность в смысле конституционных положений, сглаживаются противоречия отдельных норм[13] [14] [15].
В. Поленина указывает, что применение решений конституционных судов в качестве источников права возможно и обусловлено тем, что в них
156
восполняются недостатки законодательной техники .
Безусловно, вопрос о правовой природе решений Конституционного Суда РФ остается дискуссионным. Одни считают решения КС РФ нормативными правовыми актами[16], другие - прецедентами[17] [18] [19], третьи - конституционными
159 160
доктринами , четвертые - актами преюдициального характера , пятые - пра-
воприменительными актами[20] [21], шестые - интерпретационными правовыми ак-
162
тами .
На наш взгляд, для правильного осмысления сущности решений Конституционного Суда необходимо сформировать комплексное представление о присущих им свойствах.
В. А. Кряжков и Л. В. Лазарев выделяют следующие юридические особенности названных решений:
- во-первых, они принимаются особым субъектом;
- во-вторых, занимают специфическое место в системе правовых актов;
- в-третьих, имеют особый процессуальный порядок принятия[22] [23].
По мнению А. А. Малюшина, следует особо отметить такие признаки решений, как обязательность решений, их окончательность и непосредственность
164
действия .
Признак общеобязательности отражен вч, 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации, согласно которой признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу, а не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. В ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[24] дополнительно указано, что акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (ч. 3 ст.79).
ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [25] конкретизирует принцип обязательности, проявляющийся в юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации:
- решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения (ч. 1 ст. 79);
- решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 79);
- юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта (ч. 2 ст. 79);
- неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом (ст. 81);
- признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ст. 87);
- толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106).
Другим важным свойством решений Конституционного Суда России является их окончательность, которая закреплена вч. 1 ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и формулируется следующим образом: «Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию».
Данное свойство решений проявляется в том, что Конституционный Суд Российской Федерации не вправе ни по собственной инициативе, ни по заявлению заинтересованных сторон пересмотреть (отменить или изменить) оглашенные и вступившие в законную силу решения. Они не могут быть также пересмотрены каким-либо иным органом. Согласно части 2 ст. 79 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Юридическая сила решения Конституционного Суда Российской Федерации не может быть также преодолена путем повторного принятия правового акта, содержащего отдельные положения, признанные Судом несоответствующими Конституции Российской Федерации.
Наделение решений Конституционного Суда Российской Федерации свойством окончательности, по мнению А. А. Петрова, «призвано содействовать достижению нескольких целей. Во-первых, это важное условие сохранения стабильности и последовательности правового регулирования. Во-вторых, положения ч. 1 ст. 79 ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” направлены на повышение ответственности государственных органов за обеспечение соответствия принимаемых ими правовых актов Конституции страны. Органы власти и их должностные лица, соответственно, должны исходить из
92
того, что если изданный ими правовой акт окажется предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, то Суд вынесет такое решение, которое уже нельзя будет оспорить ни в самом Конституционном Суде РФ, ни в какой-либо другой инстанции. Наконец, в-третьих, запрет обжалования решений Конституционного Суда РФ представляет собой дополнительную гарантию независимости деятельности как Конституционного Суда в целом, так и его судей. Запрет на обжалование решений Суда в значительной степени снижает опасность внешнего
167
давления на судей с целью повлиять на выносимые ими решения» .
В. Д. Зорькин, рассуждая об окончательности решений Конституционного Суда Российской Федерации, отмечает: «Суд не связан формулировками ранее принятых правовых позиций. Это обусловлено тем, что изменение жизненных реалий может приводить и к отступлению от ранее сформулированных правовых позиций, поскольку Конституционный Суд, применяя и истолковывая Конституцию, выявляет не только букву, но и дух тех или иных ее положений на каждом новом этапе развития и тем самым приспосабливает ее к меняющимся отношениям в обществе («живое право»). В таком случае корректировка ранее сформулированных правовых позиций не означает отмены ранее принятого решения и не приводит к пересмотру в целом практики Конституционного Суда. Его решение сохраняет юридическую силу и не подлежит пересмотру. Сохраняет свою силу и сформулированная в нем правовая позиция. Однако ее применимость не является абсолютной и определяется Конституционным Судом каждый раз в сходной ситуации с учетом единства буквы и духа этой позиции в конкретно исторических обстоятельствах» [26] [27].
Постановление Суда действует так же прямо и непосредственно, как и Конституция, а в некоторых случаях такое постановление может даже стиму-
лировать либо усиливать непосредственное действие конституционной нормы. Это происходит в случае, когда признание нормативного акта неконституционным создает пробел в правовом регулировании.
По нашему мнению, ключевым моментом в признании решений Конституционного Суда источником права является установление характерного для них важнейшего признака, присущего источнику права, - нормативности.
Свойство нормативности решений Конституционного Суда РФ достаточ-
169
но широко исследовано на теоретическом уровне .
По мнению Н. С. Бондаря, решения Конституционного Суда РФ, выраженные в постановлении или определении, обладают определенными свойствами нормативности, многие из которых получили юридическое закрепление в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»: общеобязательность (ст. 6); окончательность, вступление в силу после провозглашения и незамедлительное официальное опубликование, непосредственное действие (ст. 78, 79); недопустимость преодоления правовой позиции Конституционного Суда законодателем (ст. 79); пересмотр в установленных случаях решений судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными (ст. 79), и др.[28] [29]
В. А. Кряжков, опираясь на то, что решения Конституционного Суда Российской Федерации общеобязательны и окончательны, вступают в силу немедленно и действуют непосредственно, а акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, делает вывод о нормативности данных решений Конституционного Суда Российской Федерации и признает их в качестве особого источника права. В результате обеспечиваются:
- нормативная интерпретация Конституции Российской Федерации, которая к настоящему времени уже стремится к единству толкования, что поддерживается решениями Конституционного Суда Российской Федерации, развивающими и актуализирующими ее содержание;
- соучастие Конституционного Суда в законодательном процессе как «негативного законодателя» и субъекта, наполняющего закон конституционным смыслом, формирующего принципы правотворчества и дающего рекомен-
171
дации законодателю по совершенствованию правового регулирования ;
- истолкование и внедрение в российскую правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права, что является следствием их использования судом в своих решениях;
- обогащение конституционной доктрины[30] [31] [32].
«Конституционный Суд любым своим решением создает типичные правовые нормы, - утверждает С. Э. Несмеянова, - акты высшего органа конституционного судопроизводства стоят подчас выше актов Парламента и Президента. Это объяснимо. Во-первых, Конституционный Суд РФ выступает “негативным законодателем”, признавая акт или отдельные его положения неконституционными, после чего они утрачивают юридическую силу, а международный договор не подлежит введению в действие и применению. Во-вторых, этот орган воздействует на законодателя после признания акта неконституционным, вызывая необходимость принятия новых актов, дополнительных законов. При этом Конституционный Суд РФ ограничивает своими принятыми ранее решениями рамки правотворческой деятельности законодателя. Более того, он нередко предопределяет необходимость регулирования тех или иных отношений, указывая законодателю на те или иные пробелы. Таким образом, Конституционный Суд РФ способствует развитию
173
определенных институтов отрасли права» .
А. А. Малюшин, рассматривая признаки правовых норм (общий характер, неоднократность применения, микросистемность), приходит к выводу, что все они находят отражение в решениях Конституционного Суда РФ[33] [34].
«Решение Конституционного Суда Российской Федерации (постановление и определение) - это акт, изданный органом государственной (судебной) власти, содержащий конкретные правовые нормы и принципы, распространяющиеся на всю территорию Российской Федерации. Данный акт является обязательным для исполнения всеми представительными, исполнительными и судебными органами государственной власти, органами местного самоуправления, представителями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Он обладает важнейшими юридическими качествами неоспоримости, неотменяемости, окончательности, непосредственности действия и немедленного приведения в исполнение с момента его принятия с учетом того, что неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет установленную федеральным законодательством ответствен-
175
ность» .
Оценка нормативного характера решений Конституционного Суда во многом стала результатом рецепции доктрины и законодательства германской модели конституционного контроля. Закон о Федеральном Конституционном Суде ФРГ (§31) некоторые решения Конституционного Суда Германии наделяет силой закона. Воспринятыми из германской модели можно считать юридические свойства, структуру решения конституционного суда, нормативный характер мотивировочной части решения.
В некоторых странах романо-германской системы права решения конституционных судов выделяются особо: конституции, а также специальные законы придают им общеобязательный характер. В частности, решения конституцион-
ных судов (или их часть) определяются как имеющие силу закона (ФРГ, Литва), содержащие нормативные правоположения (Австрия), как нормативные акты, являющиеся составной частью действующего права (Конституционный Совет Казахстана), акты нормативного характера (Армения, Беларусь)[35] [36].
Г. Д. Улетова обращает внимание на то, что вопрос об официальном признании решений Конституционного Суда источником права и законодательства должен быть решен как можно скорее. «Сложность в оценке правовой природы постановлений Конституционного Суда не должна растянуть дискуссию на годы. Закрепление в законодательстве нормативного характера постановлений Конституционного Суда Российской Федерации - дело ближайшего будущего. В иерархической системе источников российского права они должны занять
177
достойное место» .
В проекте Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», который был внесен группой депутатов Государственной Думы, но при рассмотрении во втором чтении 12 мая 2004 г. был отклонен Государственной Думой и снят с дальнейшего рассмотрения, предусматривалось положение об отнесении нормативных постановлений Конституционного Суда Российской Федерации к нормативно-правовым актам.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать следующие юридические особенности названных решений, позволяющие относить их к нормативным правовым актам: отражают государственную волю; принимаются особым субъектом в пределах компетенции с соблюдением установленной процедуры; имеют нормативный характер; обязательны к исполнению, окончательны и действуют непосредственно; за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрена юридическая ответственность.
[1] Зорькин В. Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журн. российского права. 2004. № 12. С. 3-9.
83
[2] Кистяковский Б. А. В защиту права (интеллигенция и правосознание) И Конституционный вестник. 2010. № 2 (20). С. 267.
[3] Нерсесянц В. С. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право II Судебная практика как источник права. М., 1997. С. 38.
84
[4] Ершов В. В. Индивидуальное и правовое регулирование [Электронный ресурс] // Российское правосудие. 2013. № 4. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07.2014 г.).
[5] Петрушев В. А. О юридической природе постановлений Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 11.С. 30.
85
[6] Косолапов М. Ф. Судебное правотворчество в России II Проблемы исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации : Мат. Всерос. совещания, Москва, 22 марта 2001 г. / под ред. М. А. Митюкова, С. В. Кабышева, В. К. Бобровой, С. Е. Андреева. М. : Формула права, 2001. С. 251.
[7] Маврин С. П. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: природа и место в национальной правовой системе И Жури. конституционного права. 2010. № 6. С. 30.
[8] Бондарь С. Н. Нормативно-доктринальная природа решений конституционного суда РФ как источников права [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант- Плюс» (дата обращения: 07.07.2014 г.).
[9] Саликов М. С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998.
[10] Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М. : Норма, 2007. С. 119.
[11] Эбзеев Б. С. Введение в Конституцию России. М. : Норма, 2013. С. 533-551.
[12] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М. : Норма, 2002. С. 27.
88
Митюков М.А. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов федерации [Электронный ресурс] И Журнал российского права. 2001. № 6. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 27.07.2012 г.).
[14] Невинский В. В. Конституционный Суд Российской Федерации и правотворчество в России И Вести. Конституционного Суда РФ. 1997. № 3. С. 69-72.
[15] Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М. : Изд-во ИГиП РАН, 1996. С. 15.
[16] Страшун Б. А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник права И Конституционное правосудие. 2001-2002. № 4-5. С. 155-156; Бондарь Н. С. Конституционный Суд России: не «квазисуд», а больше, чем суд И Журнал конституционного правосудия. 2010. № 3. С. 28-33; Косолапов М. Ф. Судебное правотворчество в России. С. 253.
[17] Лазарев Л. В. Конституционный Суд и развитие конституционного права II Журн. российского права. 1997. № 11; Гаджиев Г. A. Ratio decidendi в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации И Конституционное правосудие. 1999. № 2. С. 4; Зорькин В.Д. Прецедентный характер... С. 3-9.
[18] Пряхина Т. М. Конституционная доктрина современной России. Саратов, 2002.
С. 56.
[19] Анишина В.И. Правовые позиции Конституционного Суда России И Российская юстиция. 2000. № 7. С. 12; Интервью с заместителем Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Т. Г. Морщаковой И Законодательство. 1999. № 5. С. 3.
89
[20] Нерсесянц В. С. У российских судов нет правотворческих полномочий // Судебная практика как источник права. М., 2000. С. 110; Ершов В.В. Индивидуальное и правовое регулирование // Российское правосудие. 2013. № 4.
[21] Кряжкова О. Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: теоретические основы и практика реализации судами России. М., 2006. С. 30-31; Туты- нина Е. Г. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как вид интерпретационных актов и средство судебной политики [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07.2014 г.).
[22] Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации : учебное пособие. М. : БЕК, 1998. С. 227-228.
[23] Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07.2014 г.).
[24] СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
[25] СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
[26] Петров А. А. Юридические свойства и юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации // Проблемы исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации : матер. Всерос. совещания, Москва, 22 марта 2001 г. / под ред. М. А. Митюкова, С. В. Кабышева, В. К. Бобровой, С. Е. Андреева. М. : Формула права, 2001.С. 137.
[27] Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. М.,2011. С. 164.
93
[28] См. подробнее: Авакьян С. А. Нормативное значение решений конституционных судов // Вести. Москов. ун-та. Сер. 11. Право. 2004. № 4. С. 25-40; Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России. М., 2011. С. 125-136; Зорькин В. Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010. С. 162-167; Лукьянова Е. А. Государственность и конституционное законодательство России : дне. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 56-58; Сивицкий В. А., Терю- кова Е. Ю. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации // Вести. Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. № 3. С. 75, 79; Страшун Б. А. Указ. соч. С. 159.
[29] Бондарь С.Н. Нормативно-доктринальная природа решений конституционного суда РФ как источников права [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант- Плюс» (дата обращения: 07.07.2014 г.).
[30] Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного суда России. 2-е изд. М., 2008. С. 39,41,46.
[31] Кряжков В.А. Конституционная культура в зеркале правосудия Конституционного Суда Российской Федерации // Жури. конституционного правосудия. 2008. № 3. С. 4.
[32] Несмеянова С. Э. Конституционное правосудие в Российской Федерации : учеб. пособие. Екатеринбург : Издательство УрГЮА, 2000. С. 131.
95
[33] Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «Консуль- тантПлюс» (дата обращения: 07.07.2014 г.).
[34]
!ам же.
[35] Малютин Н. С. Проблема нормативности решений Конституционного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.07.2014 г.).
[36] Улетова Г.Д. Заметки на полях постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обраще- ния07.07.2014 г.).
|